Самые интересные факты из жизни Феофана Грека

Феофан Грек — один из ярчайших русских иконописцев, оставивший многочисленное художественное наследие. Ему приписываются десятки икон и фресок. Монах Епифаний описывал грека как мудрого философа. По мнению ученых, Епифаний подразумевал глубокое понимание жизни, проницательную начитанность, житейскую мудрость, присущую Феофану Греку, которую он умело воплотил в своих произведениях.

Иконы и фрески отличаются глубоким трагизмом, полнокровностью населяющих их образов. Феофан Грек отвел каждому персонажу центральную роль, наполнив ее видимой индивидуальностью. Проницательность, глубина мысли и чувства, темперамент иконописца нашли полное воплощение в его работах. Здесь ангелы и святые, оторванные от мирской жизни, и всепонимающий лик Господа.

Греческие современники с восторгом отзывались об оригинальном мышлении иконописца, чувственном восприятии действительности и его неутомимом творческом стремлении воплотить сакральные знания через живопись.

Феофан Грек

Жизнь и творчество Феофана Грека

  1. Феофан Грек (1340-1410) родился и провел половину своей жизни в Византии. Иконописец приехал в Россию в возрасте 35 лет (по другим источникам, в возрасте 40 лет). К моменту прибытия в Новгород художник успел расписать более десятка церквей и соборов в Константинополе, столице Византийской империи, генуэзской колонии Галата и Кафе.
  2. Грек получил свое прозвище благодаря своему греческому происхождению.
  3. Феофан Грек — учитель другого почитаемого русского художника, Андрея Рублева, приверженца монументальной иконописи.
  4. Страстный и ищущий по натуре, Феофан Грек покинул Византию. К этому времени на его родине укоренились сухой академизм, догматизм, холодность и безликость. Россия привлекала византийского художника своим темпераментом, жизнелюбием и стойкостью перед лицом гнета татаро-монгольского ига. В Новгороде его покорили самобытные и вдохновенные росписи XII века в Антониевом монастыре, близлежащей церкви Арказ и церкви Спаса в Нередице на правом берегу Малой Волги.
  5. Его первой работой на русской земле стала художественная роспись купола православного храма Преображения Господня. В более поздние годы в сотрудничестве с другим русским иконописцем Симеоном Черным он расписал фресками на православные мотивы церковь Рождества Христова, Архангельский собор и знаменитый, вдохновленный Андреем Рублевым Благовещенский собор в кремлевском комплексе. Он также работал в Москве, Серпухове и, по некоторым данным, в Коломне.
  6. Самыми известными его работами считаются иконы Четырехчастная, Преображение и Богоматерь Донская, с иконой Успения на обороте. Величественно трагическая и светлая, икона Успения пленяет зрителя глубиной эмоционального воздействия и художественного посыла. Апостолы сгрудились вокруг могильного ложа Марии. Греческий язык мастерски передает различные чувства апостолов: недоумение, печаль, страх, недоумение. Кульминацией композиции является сияющий Иисус, полный решимости, силы и священного знания, с грозным взглядом и душой матери в руках.
  7. Иисус Пантократор, изображенный на куполе Преображенской церкви, считается одной из самых ярких и монументальных работ иконописца. Лицо Господа обрамлено подписью, говорящей о милосердии Бога и Его отклике на мольбы страдающих грешников.
  8. Через двенадцать лет после приезда в Россию, уже будучи известным художником, Феофан отправился в Москву. В столице иконописец руководил работой художников, которые были заняты росписью соборов Московского Кремля.
  9. Помимо написания икон и церковных фресок, Феофан также работал над книжными миниатюрами и рукописными евангельскими орнаментами. Одно из самых известных его произведений — Евангелие московского боярина Федора Кошека. Некоторые историки считают, что картина Евангелия была выполнена другим мастером, учеником грека. Рукопись, богато украшенная гравировкой и эмалевым декором, поражает гармонией своей композиции: цветовая палитра, цветочный орнамент, искусно перемежающийся с изображениями животных и монограммными инициалами — каждая деталь выполнена с ювелирной тщательностью. Евангелие Хитрова также упоминается среди работ византийского мастера.
  10. Помимо росписи православных храмов, иконописец принял как минимум два светских заказа и по личной просьбе покрывал дворцы князей, одним из которых был двоюродный брат великого русского правителя Дмитрия Донского — князь Владимир Храбрый.
  11. Среди икон, сохранившихся до наших дней, — иконы Феофана Грека: Иисус Пантократор, Ветхозаветная Троица, Три Стилета, Даниил Стилет, Фреска Авеля (1378); Успение Богоматери (XIV век); Богоматерь Донская (ок. 1392); Преображение (1403); несколько икон, посвященных святым апостолам.

Троица в Ветхом Завете

Святая Троица в Ветхом Завете.

Прочие факты

  • Характерной особенностью греческой живописи является ее живописная техника. Искусствоведы обращают внимание на темпераментные манеры, энергичные мазки, которые придают фигурам удивительную живость и достоверность.
  • Ближайшие ученики иконописца расписывали известные храмы, в том числе православную церковь Федора Стратилата и Успенскую церковь на Волотовом поле.
  • Существует легенда о том, как перед решающей битвой на Куликовом поле казаки подарили Дмитрию Донскому икону Божьей Матери, но исследователи опровергают ее подлинность.
  • Достоверно известно, что Иван IV Грозный, будучи глубоко религиозным человеком, взял икону в великий Казанский поход в 1591 году. Он был выставлен перед битвой с татарами под Москвой и почитался как покровитель России. А в 1598 году, когда на престол взошел Борис Годунов, патриарх короновал будущего царя перед «Богородицей».
  • Андрей Рублев, выдающийся иконописец и ученик Феофана Грека, унаследовал лучшие живописные традиции византийской школы. Оба художника рассматривали иконопись как «мудрую работу», и прежде всего хотели выразить «жизненную мудрость».
  • В своих письмах Епифаний Премудрый описывает Феофана как «мудрого человека», с которым он часто встречался и любил беседовать. И он добавил, что все, кто встречал грека, восхищались его остроумием, притчами и ловким изложением материала.
  • Из множества работ византийского художника только одна осталась нетронутой на протяжении веков — роспись церкви Преображения.
  • Иконописец умер, по некоторым данным, между 1410 и 1415 годами. Об этом свидетельствует письмо монаха Епифания, в котором он упоминает о смерти Феофана.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector