Все статьи в области религиоведения Религия и философия
В этой статье мы кратко поговорим о взаимоотношениях между религией и философией, их сходствах и различиях. Немецкий философ Гегель считал религию определенной, но не высшей ступенью развития Абсолютного Духа, незрелым, несовершенным философствованием. С этой точки зрения религия выглядит так, как будто она находится в начальном классе и должна быть постепенно усвоена философией.
Такой подход является лишь одним из примеров довольно распространенного взгляда на взаимоотношения религии и философии, согласно которому религия — это слепая вера, далекая от истинного знания, а философия — глубокое знание, основанное на логике и свободе мысли.
Но такой чисто рационалистический и поверхностный взгляд подразумевает непонимание сути религиозной веры и ложное толкование предмета философии. Вера — если это истинная вера — никогда не была слепой, она всегда провидица, она на самом деле истинное знание, основанное на доказательствах существования Бога.
Философия же познает наиболее общие основы бытия природы и человека, стремится постичь вселенную в целом, стремится к всеведению — и тем самым неизбежно (если это действительно философия, а не вспомогательная философская дисциплина) выходит за пределы этого мира.
Это хорошо понимали философы древнего и средневекового мира, для которых философия была именно познанием Бога, и даже Гегель считал, что единственным объектом философии является Бог. «Объектом религии, как и философии, является вечная истина в ее объективности, Бог и ничто иное, кроме Бога и объяснения Бога. Философия — это не мирская мудрость, а знание о немирском; не знание о внешней массе, об эмпирическом нынешнем существовании и жизни, а знание о вечном, которое есть Бог и связано с его природой. <…> Религия — это продукт божественного духа, а не человеческое открытие, результат божественного влияния на человека и действия бога в человеке.</…>
Таким образом, философия и религия частично совпадают по своему объекту, — но различаются по методам, с помощью которых они овладевают этим объектом. Религия основана на непосредственном опыте, это сама жизнь, которая не опосредована формальной логикой, интуитивна и иррациональна. Философия, с другой стороны, активно использует логику; это все же знание жизни, а не сама жизнь. Религия предполагает безмерность Бога, тогда как философия пытается понять его. Религия осознает Бога как живую личность, для философии это практически невозможно. Такова природа отношений между религией и философией.
Философия, однако, не должна сводиться к рационально-логическому мышлению, даже в его абсолютном, гегелевском смысле. Философия отличается от отдельных наук тем, что это не столько логический спор, сколько наблюдение и описание картины бытия в целом. А это возможно только в том случае, если философия основана на религиозной интуиции. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым условием для развития философии.
Таким образом, сходясь в своем объекте и имея единственный источник своего развития, религия и философия различаются по конечным формам существования и по своему содержанию. Религия — это знание и жизнь в общении с Богом. Философия — это знание Бога, но в то же время (а иногда и прежде всего) это знание мира, знание жизни. Философия вносит полноту и цельность в наше мировоззрение и понимание жизни, которое по сути своей имеет религиозную основу; она является необходимым связующим звеном между высшим и низшим знанием, но не может заменить религию — как «никакая теория солнца не может заменить его луча» (С. Булгаков).