Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

15 сентября в нашем монастыре престольный праздник: мы чтим память покровителей преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В нашем монастыре построена нижняя церковь, которую мы называем «пещерной», как прообраз той пещеры, в которой когда-то поселился святой Антоний…

«Они, собственно, и по праву считаются отцами русского монашества, хотя монастыри на Руси существовали и до них. Но, как говорится в «Повести временных лет»: «Ведь многие монастыри были основаны кесарями, боярами и богачами, но не те, которые со слезами, постом, молитвой, бдением установлены». Придя с Афона в Киев, преподобный Антоний, пройдя все эти монастыри, не нашел подходящей обители и был вынужден вырыть себе пещеру. Так началась знаменитая Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году.

Сохранилась и биография основателя великой Лавры Сан-Антонио-де-лас-Куэвас. При крещении его имя было Антипа. Родился в Любече Черниговской области, в ранней юности покинул родительский дом и по наитию свыше попал на Афон в один из монастырей. Здесь Антипа был пострижен с именем Антоний. Во всем угождая Богу, он трудился над добродетелями, удивляя всех смирением и послушанием. Через некоторое время настоятель того монастыря получил извещение от Бога: отпустите Антония в Россию, чтобы он насадил монашество в этой христианской стране, недавно принявшей крещение. Так, по благословению старца, преподобный прибыл в Киев. Но не найдя там монастыря, имея такой же дух, как гора Афон, он выкопал пещеру… Подвиг Антония.

Однако, несмотря на тяжесть жизни, слава о преподобном Антонии вскоре разнеслась не только по Киеву, но и по другим городам России. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали просить у него вид на жительство. Первым был принят некий Никон, священник, вторым был преподобный Феодосий, которому было в то время около 24 лет.

Она надела на него цепи. Но ничто не могло вывести из него данное Богом стремление к подвигам, и преподобный твердо стоял на этом пути. Так он ходил в цепях несколько дней. Так, пожалев сына, мать расковала его и умоляла больше не оставлять ее. Феодосий пообещал. Но получив свободу, он вернулся к своему подвижничеству: он по-прежнему ходил в храм, переодевшись нищим. Мать, вновь уговорив Феодосия отказаться от этих подвигов, избила его. Но мирская жизнь была чужда Феодосию, он не мог носить эти дорогие одежды и питаться сытными блюдами… Однажды, придя в церковь, он услышал слова евангелия: «Кто любит отца своего или мать более, чем меня, он не достоин «меня». Но ничто не могло вывести из него данное Богом стремление к подвигам, и преподобный твердо стоял на этом пути. Так он ходил в цепях несколько дней. Так, пожалев сына, мать расковала его и умоляла больше не оставлять ее. Феодосий пообещал. Но получив свободу, он вернулся к своему подвижничеству: он по-прежнему ходил в храм, переодевшись нищим. Мать, вновь уговорив Феодосия отказаться от этих подвигов, избила его. Но мирская жизнь была чужда Феодосию, он не мог носить эти дорогие одежды и питаться сытными блюдами… Однажды, придя в церковь, он услышал слова евангелия: «Кто любит отца своего или мать более, чем меня, он не достоин «меня». Он увидел в этих словах призыв Божий, побудивший его отречься от мира. Так он ходил в оковах несколько дней жалея сына, мать развязала его и умоляла больше не оставлять ее. Феодосий пообещал. Но получив свободу, он вернулся к своему подвижничеству: он по-прежнему ходил в храм, переодевшись нищим. Мать, вновь уговорив Феодосия отказаться от этих подвигов, избила его. Но мирская жизнь была чужда Феодосию, он не мог носить эти дорогие одежды и питаться сытными блюдами… Однажды, придя в церковь, он услышал слова евангелия: «Кто любит отца или мать более, чем меня, он не достоин «меня». Он увидел в этих словах призыв Божий, побудивший его отречься от мира. Так он ходил в цепях несколько дней. Потом, пожалев сына, мать расковала его и умолила чтобы больше не оставлять ее. Феодосий обещал. Но, получив свободу, вернулся к своему подвижничеству: он по-прежнему ходил в храм, одетый как нищий. Мать, вновь уговорив Феодосия отказаться от этих подвигов, избила его. Но мирская жизнь была чужда Феодосию, он не мог носить эти дорогие одежды и питаться сытными блюдами… Однажды, придя в церковь, он услышал слова евангелия: «Кто любит отца своего или мать более, чем меня, он не достоин «меня». Он видел в этих словах призыв Божий, который побудил его отречься от мира, вновь убедил Феодосия отказаться от этих подвигов, поразил его. Но мирская жизнь была Феодосию чужда, не он мог носить эту дорогую одежду и есть сытную посуду… Однажды, придя в церковь, он услышал слова евангелия: «Кто любит отца своего или мать более меня, не достоин «меня». Он увидел в этих словах призыв Божий, побудивший его отречься от мира, вновь уговорил Феодосия отказаться от этих подвигов, поразил его. Но мирская жизнь была чужда Феодосию, он не мог носить эти дорогие одежды и питаться сытными блюдами… Однажды, придя в церковь, он услышал слова евангелия: «Кто любит отца своего или мать более меня , не достоин «меня» Он видел в этих словах призыв Божий, побудивший его отречься от мира.

Однажды, когда его мать ушла из дома, монах снова убежал из дома. По усмотрению Божию, он последовал за конвоем, направлявшимся в Киев, так как Феодосий много слышал о тамошних монастырях, и за три недели достиг Киева из Курска. Но не приняли его в киевских обителях, и промысел Божий отправил его в пещеры Антония.

«Знай, честный отче, что сам бог, все предвидя, привел меня к твоей святости и приказывает мне спастись, и поэтому я сделаю все, что ты мне прикажешь», — сказал Теодосио, когда Антонио стал убеждать его, что жизнь в пещерах это очень сложно и скучно. Феодосий принял постриг и проводил целые ночи в непрестанных молитвах, много трудился и с радостью исполнял все послушания. Через четыре года мать нашла его и со слезами просила вернуться домой, но сам святитель убедил ее остаться в Киеве и принять монашество в Никольском монастыре на Аскольдовой могиле.

Когда в пещере уже собралось достаточное количество братьев, преподобный Антонио, неизменно борясь за скит, удалился в затвор на соседнюю гору, выкопал себе здесь пещеру и начал подвизаться в затворе (теперь: У Антонио пещер)

Преподобный Феодосий остался на старом месте. Вскоре он был выбран братьями настоятелем как «самый послушный, смиренный и кроткий». По его благословению был введен монашеский устав, привезенный из Константинополя. Этот устав перешел от Печерского монастыря ко всем остальным русским обителям, и потому преподобный Феодосий именуется «главою всеобщей монашеской жизни в России», а Киево-Печерский монастырь — «старейшим из всех русских монастырей”.

«С тех пор определились два типа монашеской жизни на Руси по двум своим образцам, выявленным монахами Антонием и Феодосием. Первый — одиночество в пещерах и вратах, подвиг особенно трудный и высокий. Вторая — монашеская община, которая прививает братии необходимые для монаха добродетели, такие как терпение, смирение, послушание, братская любовь, отречение от собственной воли и послушание нормам монашеского устава».

Вскоре подземный монастырь уже не мог вместить многочисленную братию, и тогда появились первые надземные кельи и началось строительство храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, послужившего началом великой Лавры пещер. Позже, когда монашеская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах стали хоронить умерших обитателей монастыря. Захоронения в пещерах осуществляются уже более семи веков.

Став настоятелем, преподобный Феодосий не изменил своему обычному поведению. Он по-прежнему смирялся, как бы меньше всех, вспоминая слова Спасителя: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Наставляя братьев в добродетелях, он сам подавал пример. «Преподобный Феодосий с величайшей заботой и любовью следил за духовным развитием всех братьев и не упускал случая дать каждому достойное наставление. Когда он учил, то говорил тихим голосом, смиренно, как бы умоляя того, к кому обращался; когда он упрекнул виновного, слезы навернулись на его глаза. Если кто-то из братьев подвергался искушениям от злых духов, он призывал его, увещевал не сдаваться в борьбе, он указывал на переживания подвижников и укреплял искушаемых силой своей молитвы. Много чудес произошло по его молитвам».

Но молчаливый наставник мог быть безжалостным и непоколебимым, когда дело доходило до борьбы за оскверненную правду. Таким образом, служение истине ставит святого в конфликт не только с судьями, но и с князьями, за что он готов на изгнание и смерть.

Кроме подвижнических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался склонить к ним своих братьев. В монастыре он устроил особый дом для бедных, слепых, хромых и парализованных. Кроме того, каждую субботу он посылал заключенным в застенки целый воз хлеба. Игумен Феодосий не только не изолировал свою обитель от мира, но поставил ее в теснейшую связь с мирским обществом. Это было его свидетельством русского монашества.

Явление Неба на земле, свидетельство сострадательной любви «Бога», радость Креста и Воскресения, образ истинной человечности – вот какими были киевские подвижники, ученики Антония и Феодосия, чей пример вдохновляет нас даже теперь и не перестанет манить души монашеского подвига к людям творческим, мужественным, благородным, пока не иссякнут на земле любовь и благородство.

Смерть, о которой Божия Матерь известила святого Антония, последовала на 90-м году жизни 7 мая 1073 года. После кончины святого Богу угодно было скрыть его мощи от людей. Тех, кто осмелился выкопать их, опалил огонь, вышедший из гробницы. Мощи его, по попечению Божию, остаются сокрытыми.

Через год, в 1074 году, произошла кончина монаха Феодосия, заранее предсказавшего время своей кончины. Его останки были захоронены в пещере, где он уединялся во время поста. Через 17 лет мощи преподобного обрели нетленными. А в 1108 году Феодосия причислили к лику святых. Местонахождение святых мощей праведника сейчас неизвестно. Именем угодника Божия названы дальние пещеры и источник Киево-Печерской Лавры.

Печерский монастырь постепенно стал образцом для всех других монастырей и получил большое влияние на религиозность русского народа в целом. От нее в обществе распространился и аскетический нрав; благочестие понималось именно в тех формах, в которых оно здесь проявлялось. Монастырь сыграл важную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства и книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 года летописец Нестор составил «Повесть временных лет» — главный источник наших знаний о Киевской Руси.

Именно здесь, в Лавре, на киевских холмах впервые в истории русской святости появился не один, не два, не несколько, а целый собор — около ста двадцати! — чудотворцы и праведники.

«Лаврские пещеры, освященные молитвами святых, где покоятся их святые и нетленные мощи, за тысячелетие посещало множество паломников. В чертогах, кельях и храмах находятся гробницы с мощами святых, в нетлении которых вы можете видеть своими глазами. Их коснулась смерть и, как и все смертные, они перешагнули порог вечности. Однако тела угодников Божиих не разлагаются сотни лет, наоборот, благоухают и даруют исцеление и помощь обратившимся к ним с верой и искренней молитвой, являются живым, зримым и убедительным свидетельством всемогущество и милость Божия. Нетление святых мощей подтверждает истину победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Здесь, рядом с мощами святых,в сердце каждого дается надежда, что в конце этой временной жизни наступит лучшая жизнь, будущее».

Молитвами преподобных и богоносных отцов наших Киево-Печерских да дарует Милостивый Господь каждому из нас достичь совершенства по мере сил и с Его всемогущей помощью. Аминь.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector