Большинство ученых выделяют четыре этапа в античной философии:
- Предклассическая (натурфилософская, досократовская) стадия: VII — 1-я половина 5-го века до н.э. 5 век до н.э.
- Классическая стадия: середина 5 — конец 4 века до н.э.
- Эллинистический этап: конец IV — конец I века до н.э.
- Римский этап (философия имперского периода): конец I века до н.э. — 6 век нашей эры.
Доклассический этап античной философии
- Философия, возникшая на основе мифологического знания, исследовала мир, критически преодолевая миф и полемизируя с ним.
- В центре внимания всех философов — Космос (порядок мира) и «фюсис». — природа (внутренняя сущность всех вещей).
- Поиск ответов на вопрос о происхождении мира. Основное направление философской мысли: поиск истоков — единственной основы всего мира; и споры о том, что считать истоками.
- Нет четкого разграничения между материальным и идеальным. Человек и общество не выделяются как самостоятельные предметы размышлений, а рассматриваются в рамках универсальных законов космоса.
- Активное участие большинства «досократовских» философов в общественной и политической жизни родного полиса.
- Единство философского и научного знания: математика (геометрия), физика, география, астрономия, биология и метеорология рождаются в рамках философии.
Мы являемся биржей профессиональных писателей (преподавателей и доцентов университетов). Наша система гарантирует своевременное предоставление вашей работы без плагиата. Мы делаем бесплатные правки.
Классический этап античной философии
- Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и космоса. Признается участие богов в сотворении мира.
- Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса — человеку и его сознанию.
- Противопоставление относительного знания («человек — мера всех вещей») и абсолютного знания.
- Появление идеалистической версии происхождения вещей (учение Платона о «чистых идеях»). Начало спора между материализмом и идеализмом.
- Философия сочетает в себе два аспекта: научный (формирование философских концепций — «фундаментальных принципов бытия») и образовательный — воспитание человека. Создаются первые философские системы и образовательные учреждения (Академия Платона, Лицей Аристотеля).
- Некоторые мыслители занимаются философской деятельностью просветительского характера (софисты, Сократ).
Философы классического этапа: софисты (Протагор, Горгий, Гипиас, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.
Эллинистический этап античной философии
- Философия переходит от теории и логики к практике и этике. Эллинистические философы значительно уступают «классическим» в своих теоретических достижениях и поэтому активно заимствуют идеи у предшествующих мыслителей и школ.
- Философия перестает быть «основой всех наук» и становится отдельной от них. Частные науки: такие как математика, астрономия, оптика и т.д. — начинают развиваться самостоятельно.
- Поиск нового мировоззрения приводит к возникновению многочисленных философских школ и ожесточенной конкуренции между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя.
- Вопросы объективного мироустройства отходят на второй план, философы и философские школы обращаются в первую очередь к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы знания и бытия рассматриваются как определяющие нормы и стандарты «правильной жизни».
- Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее требовательными рациональными обоснованиями мировоззрения, но более изощренными в мудрости жизни).
- Философия теряет дух элитарности и становится популярной среди разных слоев населения (а не только среди узкого круга знатоков). Среди философов появляются люди обычного происхождения и варвары.
Философы эллинистического этапа: Антифен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.
Основные философские школы: эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.
Римский этап античной философии*
- Философы не создают принципиально новых идей: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо пытаются синтезировать и обобщить основные идеи более ранних философских школ и течений.
- Преобладание идеализма над материализмом.
- Растет недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога).
- Понятие Космоса как субъекта все еще развивается. Это своего рода возвращение к мифу, но уже обогащенное философскими идеями, которые ему предшествовали.
- Повышенный интерес к мистицизму, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию христианских идей.
- Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни.
Философы римской фазы: Плутарх, Аттик, Плотинус.
Основные философские течения (школы): неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектика.
*Некоторые авторы не выделяют римский период античной философии как отдельный этап, а относят его к позднеэллинистическому периоду.