Периодизация античной философии

Все статьи о философии Периодизация античной философии

 Особенности античной философии

Древний ПолисДревний полис

Развитие античной философии представляет собой важнейший этап в исторической динамике предмета философского знания. В рамках античной философии выделялись онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философия.

Античная философия (сначала греческая, а затем римская) длилась более тысячи лет с шестого века до нашей эры по шестой век нашей эры. Античная философия возникла в древнегреческих полисах (городах-государствах) с демократической ориентацией и отличалась по содержанию, методам и целям от восточных способов философствования, от мифологического объяснения мира, характерного для ранней античной культуры. Античная литература, греческая культура (произведения Гомера, Гесиода, гномических поэтов) подготовили формирование философского мировоззрения, в котором ставились вопросы о месте и роли человека во Вселенной, вырабатывались навыки определения мотивов (причин) поступков, а художественные образы строились в соответствии с чувством гармонии, пропорции и меры.

Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии. Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует свою главную цель как стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизиться к ней. Обладание полной истиной, согласно древней традиции, считалось возможным только через богов. Человек не мог соединиться с «софией», потому что он смертен, конечен и ограничен в познании. Поэтому человеку было доступно только безудержное стремление к истине, никогда не доведенное до конца, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что и выражается в самом термине «философия». Бытие ассоциировалось с множественностью постоянно меняющихся элементов, а сознание — с ограниченным числом понятий, в которых заключено хаотическое проявление элементов.

Поиск первоосновы мира в сменяющемся круговороте явлений — главная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понимать как учение о «происхождении и причинах». Этот исторический тип философии посредством своего метода стремится к рациональному объяснению бытия, реальности в целом. Обоснованное доказательство, логическая аргументация, риторическая дедуктивная рациональность, логос являются существенными для античной философии. Переход «от мифа к логосу» создал знакомый вектор развития как духовной культуры, так и цивилизации в Европе.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа (подробное разделение философских школ можно увидеть в таблице ниже).

Периодизация античной философии

Ниже мы кратко рассмотрим каждый период.

Первый этап — 6-5 век до н.э. ‘Досократики. Философов, живших до Сократа, называют досократиками. К ним относятся милетские мудрецы (милетская школа — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Лейципп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архе, или единой основы Вселенной (физики старшего поколения) и проблемами целостного единства множества миров (физики младшего поколения).

Центральным объектом познания в древнегреческой натурфилософии является космос, а космологические модели — основная форма философской доктрины. Центральный вопрос онтологии — вопрос о сущности и структуре мира — раскрывается в контексте вопроса о его происхождении.

Второй этап — примерно с середины пятого до конца четвертого века до нашей эры — это классический этап. Возникновение классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гностическим, социально-политическим, морально-этическим и антропологическим проблемам. Этот поворот связан с софистической традицией и фигурой Сократа. В зрелой классике появляются превосходные образцы систематических абстрактно-теоретических и философских концепций, обозначающие канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

Третий этап, конец IV — II век до н.э., обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего этапа, связанного с появлением значительных философских систем с глубоким содержанием и универсальными темами, возникают различные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Академия Платона, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одно: переход от комментирования учений Платона и Аристотеля к постановке проблем этики и моралистической искренности в эпоху упадка эллинистической культуры. Затем становятся популярными труды Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пирра и др.

Четвертый этап — 1 век до н.э. — 5-6 век нашей эры — это период, когда Рим играет решающую роль в античности, под влияние которого попадает Греция. Римская философия сформировалась под влиянием греческой философии, особенно эллинистической. В римской философии можно выделить три основных течения: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик) и эпикурейство (Тит Лукреций Карус). В 3-5 веке нашей эры в римской философии появляется и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм оказал значительное влияние не только на раннехристианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector