Николай Кузанский

Он родился в Кузе близ Трира в 1401 году в семье простого рыбака и виноградаря. Он покинул дом в юном возрасте и был поощряем графом Теодорихом Мандершайдским, который помог ему получить образование. Впоследствии философ, он сначала учился в школе Братьев общей жизни в Девентере в Нидерландах, центре религиозного движения «нового благочестия», которое исповедовало благочестие с мистическим подтекстом и личные отношения с Богом. Затем Николас поступил в Гейдельбергский университет, где, возможно, познакомился с традицией номинализма. В Падуе он изучал каноническое право и познакомился с гуманистическим движением: наконец, в Кельне он изучал теологию, чтобы стать священником. Блестящий и разносторонний талант Кузы способствовал его быстрому восхождению к папской должности, куда он попал с помощью гуманиста А. Траверсари, переводчика трудов Дионисия Ареопагита.

Николай Куза принимал активное участие в церковной и политической жизни своего времени. Ярый сторонник церковного единства, он был современником Четырех и участником двух церковных соборов — Базельского и Феррарского, а также Флорентийского. Для них он написал трактаты «О католическом согласии» (1433-1434) и «О мире и согласии веры» (1453). В 1437 году он посетил Византию с церковным представительством, чтобы договориться с греческими иерархами о возможном союзе между христианским Западом и Востоком. В Константинополе Кузанский познакомился с выдающимися представителями византийского платонизма — Г. Плифоном (1335-1452) и Виссарионом (1389-1452). Интерес к греческой теологической традиции, особенно к апофатизму Дионисия Ареопагита, вдохновил его на написание трактата «О воспринимаемом незнании» (1440), в котором он впервые объяснил и обосновал идею совпадения противоположностей. За этим трактатом последовал «О предпосылках» (1440). (1440), в котором подробно развивается понятие «конъектура» — спекуляции, догадки — лежащие в основе его эпистемологии.

В 1448 году Кусинский стал кардиналом при папе Николае. С 1450 года он был епископом Брессанона и немецким легатом, контролировал монастыри и способствовал реформированию церковной жизни. Кузанен много путешествовал по империи, пытаясь восстановить целостность религиозной жизни и вернуть гуситов в католичество. Папа-гуманист Пий II (Эней Сильвио Пикколомини), который дружил с Кузаненом с юности, назначил его викарием и вызвал в Рим в 1458 году. Будучи ближайшим советником Папы Пия II, Николай из Кузани вновь выступил за реформы, опередив свое время идеями «единства религии всех разумных существ», религиозной терпимости и церковной гармонии. В последнее десятилетие своей жизни он с особым рвением занимался философией и математикой, уточняя понятие научного незнания, которое стало основой всей его философии. Он написал руководства по созерцательной жизни для монахов монастыря Тегерн («О видении Бога» (1453) и «Берилл» (1458)) и развил доктрину динамики первенства в работах «О возможности бытия» (1460), «О целостности» (1462), «О стремлении к мудрости» (1463) и «О вершине созерцания» (1464). Земные странствия Николая Кузанского завершились в 1464 году в итальянском городе Тоди, а его прах покоится в церкви Святого Петра в руинах Рима.

Николай Куза (Николай из Кребса), величайший немецкий мыслитель XVI века, философ, теолог

Антропологические идеи Николая Кузанского

Николай Кесарийский в своей работе «О выученном невежестве» говорит о высшем искусстве невежества. Он ссылается на максиму, что то, что не может быть больше. Таким образом, максима совпадает с единством, которое тоже есть. Когда такое единство универсально и абсолютно возвышается над всякой относительностью и конкретной ограниченностью, ничто не противостоит ему в своем абсолютном минимализме. Поэтому наш ограниченный разум, движущийся посредством аналогии, не может, по мнению Кузански, точно постичь истину вещей. Ибо истина не может быть меньше или больше, она пребывает в чем-то неделимом и не может быть измерена ничем, кроме самой истины, так же как колесо, сущность которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерено не-колесом. Поэтому мы знаем только то, что истина столь же неуловима, как и она сама: наш разум связан с истиной так же, как возможность связана с абсолютной необходимостью, которая не может быть ни больше, ни меньше, чем она есть.

Человек существует только конкретно, и поэтому только тот, кто воплощает истину человека, может вступить в союз с максимой. Такой человек действительно был бы и человеком, и Богом, а Бог как человек был бы совершенством вселенной и имел бы первенство во всем. Великая программа образования и просвещения выражена в этом дискурсе. Человек, по определению, стремится к совершенству. Он достигает максимума своего потенциала. Если ему это удастся, то минимум, максимум и среднее бытие, объединяющиеся в человеке с природой абсолютного максимума, сойдутся и сделают его всеобщим совершенством: все вещи будут покоиться в нем в своей конкретной определенности1 , как в своей собственной полноте. Мера этого человека будет мерой как ангела, так и каждого отдельного существа, ибо благодаря своему единению с абсолютным существом, абсолютным существом всех вещей во вселенной, он станет всеобщим и конкретным существом каждого существа.

Человек, по словам Николая Куза, рождается от семени Адама среди плотских желаний, животное преобладает в нем над духовным с самого рождения, его природа опускается до корня своего происхождения в плотских удовольствиях, которыми человек порожден от своего отца, и поэтому остается совершенно неспособной к переходу от мирских вещей к духовным. Поэтому, если тяжесть плотских страстей тянет вниз разум и рассудок, и они сами поддаются этому, не сопротивляясь чувственным импульсам, то человек, который таким образом тянет вниз и отворачивается от Бога, сразу и полностью потеряет возможность наслаждаться высшим благом, которое в духовном смысле находится скорее выше, то есть в вечности; Напротив, если чувство подчиняет себе рассудок, то рассудок должен сначала подчинить себе интеллект, чтобы человек, стоя над рассудком, мог держаться в любящей вере в Божественного Посредника.

Философские и космологические учения Николая Кузанского

Центральное место в философии Николая Кузы занимает доктрина схождения противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Пантеистический подход бесконечного Бога к природе привел к новой интерпретации происхождения Вселенной и структуры космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузански фактически исключает принцип сотворения мира Богом. Он представляет отношения между миром и Богом как одно целое и одну часть. Бог, по мнению итальянского философа, является «бесконечной максимой», а бесконечный мир, Вселенная, — «ограниченной максимой». Ограниченный максимум возник не из абсолютного максимума путем сверхъестественного творения, а из ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Развивая этот взгляд в генетических терминах, Кузанский прибегает к понятию «выдвижения на передний план» и «разворачивания» мира. Объясняя божественную сущность так, будто она «сгущает» все вещи в себя, и представляя природу как результат ее «разворачивания» из божественных глубин, он, по сути, возобновляет неоплатонический принцип эманации (исхождения). В этом контексте Николай Куза вводит неоплатоническую концепцию «души мира», «духа вселенной». Душу мира следует рассматривать как универсальную форму, которая охватывает все формы, существующие в реальности.

Отождествление Николаем фон Кузаном Бога с бесконечным абсолютным максимумом разрушает образ космоса, на котором основывалось античное и средневековое мировоззрение. Древняя и средневековая космология начиналась с признания центра мира, а значит, его конечности. Согласно Николаю Кузнецкому, центром и кругом космоса является Бог, и поэтому мир не бесконечен, но и не может быть понят как конечный, поскольку не имеет границ, в которых он заключен. Это вводит идею о том, что мир не имеет стабильного центра, которым в средневековой космологии считалась Земля. Таким образом, Николай Кузанский готовит коперниканский переворот в астрономии, который отменяет геоцентрическую систему мира.

Неоплатонизм в философии Возрождения

Основателем ренессансного платонизма был кардинал Николай Куза (1401-1464). Место его рождения определило имя, под которым он вошел в историю — Николай Куза. Его считают самым глубоким философом эпохи Возрождения даже те историки философской мысли, которые отрицают самостоятельную ценность философии Возрождения.

Учение Николая Кузы — это не просто продолжение неоплатонической традиции, а ее фундаментальное переосмысление. Основными философскими трудами Кузы являются трактат «О выученном невежестве» (1440) и, дальнейшее развитие его философской системы, «Апология выученного невежества» (1449).

Почему философские работы имеют такую странную природу? Как можно научиться невежеству?

Николаю Кущинскому были глубоко чужды попытки создания рационалистических систем; он отвергал не только авторитет Аристотеля и его средневековых толкователей, но и сам метод схоластического познания Бога и мира. «Это отказ от «позитивной» теологии, которая доминировала в католической теологической мысли в средние века, и переход к апофатической или негативной теологии, которая предполагала, что для познания отношений между Богом и миром необходимо исходить из предпосылки «незнания» Бога и применяемых к нему определений». Будучи приверженцем негативной теологии, Николай Куза не признавал и не разрабатывал никаких доказательств существования Бога.

Понимание Бога в философии Николая Кузы демонстрирует не столько религиозный, сколько философский подход к проблеме Бога и мира. Он трактует Бога как бесконечное единство и в то же время как скрытую сущность всего сущего. В интерпретации центрального понятия своей философии, понятия Бога как единого, он явно отходит от Платона и неоплатоников, которые характеризовали одно как противоположность другого, а не как единое целое. Напротив, Кузанец с самого начала заявил, что «нет ничего, противоречащего Единому».

С философской точки зрения, проблема отношений между Богом и миром — это проблема отношений между конечным и бесконечным. Он постулировал бесконечность и величие божественной природы и противопоставил формально-логический подход традиционной теологии спонтанному диалектическому подходу, принятому в античном и средневековом неоплатонизме. Рассмотрение Бога как бесконечного единства связано с диалектическим учением о Боге как центре единства противоположностей, «абсолютном максимуме», содержащем все конечное, что возможно за пределами одной из противоположностей, т.е. совпадающем с минимумом. Совпадение противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом философии Кузанеца.

При описании отношений между Богом и миром Николай Кузанец избегает понятия «акт творения Бога в мире». Он также не использует неоплатоническое понятие «эманации», то есть излияния мира из Бога. Чтобы охарактеризовать процесс перехода от Бога к миру, Кузанец использовал термин «разворачивание». — «разворачивание» в мире того, что содержится в Боге в потенциальной или «свернутой» форме. Для него «раскрытие» Абсолюта ведет к преодолению иерархического мировоззрения и более глубокому пониманию мира как единства. Процесс разворачивания — это переход от единства к множественности, от бесконечного к конечному.

Как линия является разворачиванием точки, время — разворачиванием момента, движение — разворачиванием покоя, так и мир рассматривается как разворачивание своего собственного бытия, завернутого в Бога, как разворачивание или развитие возможности быть заключенным в Боге. Как «возможность бытия», Бог содержит в себе полноту вечного сознания бытия.

Николай Куза отверг дуалистическое толкование Бога и мира, присущее христианству. Он противопоставил мистический пантеизм средневековому различию между вечным и преходящим мирами: Бог в его философии противопоставлен природе, не тождественен ей, но природа и мир содержатся в Боге

Философия бесконечности Николая Кузанского

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это связано с развитием производства и науки. Изобретение печати, компаса, самозапирающейся машины, парового двигателя, доменной печи и металлургического процесса, возрождение интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментальных наук — все это расширило человеческие горизонты и укрепило власть человека над природой. Средневековое мировоззрение изменилось. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, представленное польским ученым Николаем Коперником, нанесло сильный удар по средневековой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опровергающее тезис об уникальности Земли и человека, позволило предположить существование бесконечного числа других небесных тел, похожих на Землю и Солнце.

Таким образом, философия эпохи Возрождения рассматривалась в первую очередь как натурфилософия, философия природы. Возвращение к идеям платонизма. Отношения между Богом и миром теряют свой однозначно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь теряет свой трансцендентный, сверхъестественный характер, сливается с природой, и последняя, таким образом, обожествляется.

Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай из Кузы (1401-1464).

В основе философии Николая Кузе лежит учение о сближении противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума.

Пантеистический подход бесконечного Бога к природе привел к новой интерпретации происхождения Вселенной и структуры Космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузански фактически исключает принцип сотворения мира Богом. Он представляет отношения между миром и Богом как одно целое и одну часть. Бог, по мнению итальянского философа, является «бесконечной максимой», а бесконечный мир, Вселенная, — «ограниченной максимой». Ограниченный максимум возник не из абсолютного максимума путем сверхъестественного творения, а из ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Развивая этот взгляд в генетических терминах, Кузанский прибегает к понятию «выдвижения на передний план» и «разворачивания» мира. Объясняя божественную сущность так, будто она «конденсирует» в себе все вещи, и представляя природу как результат ее «разворачивания» из божественных глубин, он, по сути, возобновляет неоплатонический принцип эманации (излияния). Николай Куза представляет в этом контексте неоплатоническую концепцию «души мира», «духа вселенной». Душу мира следует рассматривать как универсальную форму, которая охватывает все формы, существующие в реальности.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector