Материализм в философии

Вопрос о первичности сознания или материи считается самым важным вопросом в философии, так как он оказал большое влияние на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, каково было происхождение нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или же верно обратное? Сторонники первой представленной здесь точки зрения называются материалистами, их оппоненты — идеалистами. Чуть позже мы более подробно поговорим о материализме, его сути и истории развития.

Платон и Аристотель

Что такое материализм в философии?

Материализм — течение в философии, согласно которому материя является первичной причиной, началом бытия, а сознание и воля выступают лишь как ее следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», что означает «материальный».

Основной догмой материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материей. Все сущее в мире появляется на свет посредством материи, а явления, считающиеся идеальными, такие как сознание, возникают в процессе взаимодействия материальных сущностей. Эти утверждения относятся ко всему, что нас окружает и существует, включая человека и общество. Следовательно, человек и его сознание также являются продуктом развития материи, а значит, человек может не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Европейский материализм характеризуется тремя этапами развития:

  • Первый этап связан со стихийным материализмом древнегреческих и древнеримских мыслителей (Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и другие).
  • В 16-18 веках сформировался метафизический материализм (под влиянием Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дидро и других).
  • К середине 19 века Карл Маркс и Фридрих Энгельс установили основные принципы диалектического материализма.

Ключевые идеи материализма

Можно выделить несколько ключевых идей материализма:

  • Идея о том, что первоматерия является первоосновой всех вещей и главным источником их разнообразия;
  • Утверждение, что ничто не является непознаваемым;
  • Мнение о том, что мир материален;
  • Материя — это объективная реальность, существующая независимо от сознания;
  • Материальное и духовное неразделимы; все духовное возникло из материальных процессов.

Кратко о сути материализма

Объединяющей идеей для всех сторонников материализма является мнение, что сознание определяет себя как бытие. В основе утверждения о первичности бытия лежит его понимание как объективной реальности, существующей независимо от сознания. Следовательно, материя рассматривается как объективная реальность сама по себе, существующая вне рамок сознания, но активно отражаемая им.

Выходя за рамки центрального вопроса философской науки о первичности сознания или бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. Они включают в себя как вещи материального мира, так и ряд идеальных представлений о бытии. Материалисты, однако, проводят четкое различие между материальным и духовным. По их мнению, материя существует совершенно иначе, чем сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму существования, тогда как сознание идеально и поэтому имеет лишь вторичное существование, существующее только в тесной связи с материей.

Разновидности материализма

Существует три основных разновидности материализма:

  1. Спонтанный (или наивный) материализм относится к учениям античных мыслителей, живших в Древней Греции и Риме. Наука в это время характеризовалась отсутствием разделения на отдельные сферы и имела целостный философский характер с подчинением всех других научных дисциплин философии.
  2. В годы развития метафизического (или механистического) материализма, т.е. в XVI-XVIII веках, происходила быстрая диверсификация отраслей науки с выделением отдельных дисциплин и выходом их из-под опеки философии. В то же время произошел раскол между диалектикой и материализмом, так что в материалистической доктрине остались лишь некоторые элементы диалектики.
  3. Диалектический материализм характеризуется соединением материализма и диалектики, проникновением в научную сферу идей о всеобщей взаимосвязи и развитии природы. При этом активная дальнейшая дифференциация научных дисциплин прекращается и заменяется интеграцией отдельных научных областей друг с другом, что уже идет рука об руку с их дифференциацией.

Становление и развитие материализма

Описанная концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от античности до наших дней. В своем развитии это направление прошло несколько этапов, которые будут описаны ниже.

Материализм в эпоху античности

Первые сторонники материализма появились среди древнегреческих философов примерно в 6 веке до нашей эры. Среди них были милезийские «физики» Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Эти мыслители считали, что существует некая изначальная субстанция, различные комбинации которой становятся основой всех остальных субстанций, но в конечном итоге каждая вещь возвращается к своему первоначальному состоянию. Одни древнегреческие философы считали воздух первой субстанцией, другие — огонь, третьи полагали, что сочетание огня и воздуха является основой всего сущего. Однако в это время вопрос о первичности духовного или материального еще не был поставлен. Впоследствии труды ранних греческих философов были интерпретированы Аристотелем как часть его науки. Так, Аристотель разработал теорию о материи «архэ», которая понималась как начало.

Помимо вышеупомянутых мыслителей, к материалистам древности относились китайский философ Ван Чун и ряд индийских мыслителей школы чарваков. К представителям античного материализма также относятся Демокрит, Левит и Эпикур, которые подчеркивали процесс работы человека над собой и освобождение его сознания от страха перед божествами и другими страстями. С этого же времени начался спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита и Платона.

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах доминировали христианская религия и мировоззрение, и по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако в 11 и 12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, и вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в частности, природу материи и особенно ее способность мыслить.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон попытался заменить схоластический силлогизм экспериментами над внешним миром, но ни его, ни сторонников номинализма нельзя считать материалистами в современном понимании этого термина, хотя во многом они тоже определили развитие материализма в последующие века. Тем не менее, труды средневековых философов с Ближнего Востока содержат явные элементы материалистической концепции.

Новое время

В XV и XVI веках интерес к естественным наукам быстро рос, и опыт стал рассматриваться как единственный и самый верный источник знаний о мире. Многие концепции мыслителей раннего Нового времени содержали материалистические черты, взятые их авторами из древних материалистических теорий. Исследования ученых того времени (например, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) сместились в сторону изучения реальных, прежде всего механических свойств предметов. Далее, уже в начале XVIII века некоторые ученые (Р. Боскович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

История материализма в его современном понимании обычно рассматривается с публикации работ Т. Гоббса и последующего развития его идей французскими мыслителями эпохи Просвещения, например, Дидро и Ламетрисом. Но материалистическая концепция в те годы все еще оставалась механистической и редукционистской, стремясь упростить сложные понятия и явления. Затем диалектика возникла из немецкого идеализма, и ее элементы также можно найти у материалистов того времени, упомянутых ранее (Декарт, Пристли, Дидро).

В течение 19 века материализм активно обогащался идеями диалектики, которая достигла своей высшей точки в работах Гегеля. Вскоре начались естественные процессы слияния материализма и диалектики; пионерами этого процесса были А. Герцена, В. Белинского и ряда других русских материалистов. Немецкий мыслитель Л. Фейербах двигался в аналогичном направлении, но его отказ от абсолютного идеализма также привел к естественному для философа отказу от принципов диалектики. В конечном итоге, никто из вышеупомянутых ученых так и не выполнил задачу объединения материализма и диалектики.

Диалектический материализм

Задача объединения диалектики и материализма была тогда решена К. Марксом и Ф. Энгельс. Их работа основывалась на диалектике Гегеля и работах французских материалистов XVIII века, а также на взглядах Л. Фейербаха. Маркс смог систематизировать уже имеющийся материал, а затем, введя диалектику в область материализма, придать последнему целостность самостоятельной и законченной доктрины. Диалектический материализм оказал важное влияние на развитие философии не только в девятнадцатом, но и в двадцатом веке, поскольку его появление привело к распространению материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Исторический материализм

Идеализм ставил движение истории в зависимость исключительно от деятельности вождей, но Маркс смог развить диалектику Гегеля, что привело его к выводу, что главной движущей силой истории являются противоречия, возникающие в производстве и приводящие к классовой борьбе. Маркс считал эту причину развития истории объективной и потому не зависящей от воли отдельных людей, как считалось ранее. В соответствии с изложенными им предположениями Маркс предложил свой вариант периодизации исторического процесса, состоящего из конкретных социально-экономических формаций, через которые проходили отдельные общества и человеческое общество в целом.

Материализм современности

Западные философы двадцатого века развивали материализм в основном в его механистическом смысле, хотя многие сохраняли устойчивый интерес к диалектике. В конце ХХ века и начале нашего столетия материалистическая концепция эволюционировала в так называемую онтологическую философию, видные представители которой Б. Смит, философ из США.

Соотношение идеализма с материализмом

Многие ученые пытались примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю, материалистов и идеалистов, что породило новые философские течения и концепции, такие как пантеизм, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник гилозоизм, основным постулатом которого является идея одушевленности материи и наличия Мировой Души, объединяющей все живые организмы. А наиболее гармоничным учением, сочетающим в себе черты материализма и идеализма, является дуализм, признающий равенство бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относятся Декарт, Ньютон, Вольтер и ряд других выдающихся ученых.

Заключение

С древних времен философы пытались найти точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием нашей реальности, а иногда и объединяли их. Однако и сегодня человечество еще не нашло ответа на вопрос о первичности бытия или сознания; в то же время оно не нашло ответа на вопрос о воспринимаемости мира в принципе.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector