Идеализм в философии

Один из распространенных вопросов, мучающих философов, звучит так: «Что первично — материя или сознание?». В зависимости от выбранного ответа философы делятся на две группы: сторонники первого варианта называются материалистами, а сторонники второго — идеалистами. Именно идеализм мы рассмотрим более подробно в этом материале.

Что такое идеализм?

Идеализм — это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.

Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно в отрыве от сознания, т.е. ключевым фактором является восприятие. По мнению идеалистов, именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мир не существует. В этом отношении человеческое тело должно существовать как идеал, потому что только тогда оно может стать ощутимым для конечного человеческого существа. Однако следует отметить, что идеалисты не отрицают существования физического мира; с их точки зрения, сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что фактически позволяет подвести их под категорию материи.

Идеализм — это довольно старая теория, поскольку она возникла около 2500 лет назад. Однако сам термин «идеализм» не был выведен и сформулирован до XVIII века, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц описал Эпикура и Платона как величайших материалистов и величайших идеалистов. В 1749 году Дидро, сторонник материализма, назвал идеализм самым абсурдным вариантом существующей системы.

Разновидности идеализма

Идеализм делится на две основные разновидности: субъективный и объективный.

Субъективное основано на существующем чувстве, представлении, сознании конкретного человека. Стоит отметить, что субъективный идеализм полностью отрицает существование независимых от человека объектов, стоящих за всеми ощущениями.

Объективный идеализм отличается от субъективного идеализма тем, что берет за основу не личность, а некое мистическое сознание, т.е. мировой разум, всеобщую волю или нечто подобное. Не существует сознания, отдельного от личности, и все проявления идеализма ведут к божественной теории и религии.

Основные идеи идеализма

Основой идеализма является примат всего духовного и нематериального, а все материальное отходит на второй план. Эта особенность делает идеализм чрезвычайно близким к религии, которая также утверждает, что мир конечен во времени и устроен Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения в качестве основного контраргумента материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм имеет широкий спектр интерпретаций, несмотря на то, что этот термин, конечно, считается исконно философским.

С точки зрения теории классового общества, идеализм является определенным научным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философские вопросы и особенности сильно тормозили научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поставленные сторонниками идеализма, способствовали быстрому темпу развития философии, поскольку позволили исследовать различные формы знания.

В любом случае, идеализм чрезвычайно тесно связан с религией, поскольку по своей природе является неким концептуальным и понятийным выражением религиозной точки зрения. Почти во все века идеализм был неким философским подходом к обоснованию веры.

Основные концепции идеализма

Одни из самых ранних рассуждений в этом направлении были сформулированы в Древней Греции. Его основоположником был Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию — сущностью Вселенной. Платон, с другой стороны, считается основателем философской системы объективного идеализма. Он выдвинул мнение, что помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «глазам разума». В этом эфемерном мире существуют различные идеи и концепции, которые служат для продвижения и развития материального мира. Таким образом, сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон считал, что мир идей — это божественное царство, в котором душа человека пребывает до рождения и в которое она возвращается после смерти. Однако ученик Платона Аристотель оспорил эту точку зрения.

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) внес значительный вклад в развитие концепции идеализма. По его мнению, мир состоит из различных элементов, которые способны к восприятию и сознанию. Эти элементы назывались монадами и были отражением бесконечной Вселенной.

Объективный идеализм, однако, достиг своего наибольшего развития в работах немецкого философа Гегеля (1770-1831). Он выдвинул теорию о существовании некоего Мирового Разума, который является Абсолютной Идеей. Это стало основой для формирования всех понятий, постепенно обретающих материальную оболочку и дающих начало окружающему миру и самим людям. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа в развитии Абсолютной идеи, ибо она могла проявляться не только как объекты физического мира, но и как то, что духовно — сознание человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. Однако главной особенностью этой точки зрения является то, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных предметов и явлений, возводя идеи в статус абсолютов.

Классическим проявлением субъективного идеализма, однако, является доктрина, зародившаяся у английского епископа Джорджа Беркли. Он считал, что все объекты физического мира представляют собой некую устойчивую комбинацию человеческих впечатлений. Стоит отметить, что чрезмерное развитие такой идеи приводит к выводу, что в мире нет ничего, кроме впечатлений. Такие убеждения развились в отдельное направление под названием солипсизм. Беркли, однако, не отстаивал солипсизм и, в качестве ограничения, определял ощущения как действие Бога на душу. Это еще раз подчеркивает тесную связь между религией и идеализмом.

Особенности развития современного идеализма

В современной философии существует довольно много экзистенциалистов, которые близки к идеалистическому мировоззрению. Среди них можно выделить Л. Шестов (1866-1938), Н. Бердяев (1874-1848), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960). На этом этапе следует отметить, что для каждого экзистенциалиста самым важным ингредиентом является существование отдельного человеческого существа с его чувствами и переживаниями. Отсюда вытекает и задача философии — найти некий смысл человека, то есть его истинное существование. Для того чтобы осознать окружающий мир, человек должен сначала осознать смысл своего собственного существования. Здесь он указывает на точку зрения С. Ясперса, который утверждает, что научный подход не может ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.

В то же время, по мнению экзистенциалистов, истинной формой всякого философского познания является интуиция, которая по своей сути есть некое отражение субъективного опыта человека. Кроме того, все экзистенциалисты делят человеческое существование на аутентичное и неаутентичное. Аутентичность означает свободную жизнь, в которой человек самостоятельно принимает все решения и несет ответственность за свои решения. Неаутентичная жизнь — это полное погружение человека в повседневную жизнь.

Стоит отметить, что в 20 веке возникло еще одно философское течение — персонализм, который по своей сути стал тесно совпадать с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают личность в двух аспектах: духовном, то есть личность как личность, и материальном, личность как индивид. Первый аспект объясняется тем, что человек обладает свободной и рациональной духовной основой и свободой выбора. Второй аспект формируется тем, что человек является частью природы и общества и подчиняется их законам. Персоналисты утверждают, что человеческая личность подчиняется только Богу, в отличие от индивидуализированной личности, которая также подчиняется обществу. Из этой особенности вытекает важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.

Отличия материализма и идеализма

Эти две школы мысли соперничали друг с другом практически с момента зарождения философии. Материализм — это концепция, прямо противоположная идеализму. Его основные предположения таковы:

  • мир материален, существует вне и независимо от человеческого сознания;
  • вся материя первична, а сознание — свойство материи;
  • объективная реальность является непосредственным объектом познания.

С социальной точки зрения идеализм противоположен материализму и предстает как мировоззрение консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в правильном представлении бытия.

Поскольку эти два понятия полностью противоположны, только одно из них может быть истинным. Большинство ученых склоняются к тому, что материализм является более истинной стороной.

Историю соперничества материализма и идеализма можно изучить в учениях различных известных философов, где последовательно представлены все подобные точки зрения.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector