Первый вопрос, с которого началось философское познание и который задается снова и снова: Что такое мир, в котором мы живем? По сути, он сводится к вопросу: что мы знаем о мире? Философия — не единственная область знаний, посвященная ответу на этот вопрос. На протяжении веков все новые и новые области знаний и научной практики становились частью ее решения. Философия выполняла особую познавательную функцию. В разные исторические периоды она принимала различные формы, но некоторые устойчивые общие черты сохранились.
Возникновение философии, вместе с появлением математики, ознаменовало рождение совершенно нового явления в древнегреческой культуре — первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости гораздо позже и в другое время. Отсутствие научно-теоретических знаний о многих явлениях действительности, их медленное, неравномерное формирование в истории, резкие различия в уровне развития наук, постоянное существование отделов без зрелых теорий, — все это создавало потребность в познавательных усилиях философской мысли.
Философское познание мира имеет свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (математика, естествознание), философия выполняет роль универсального теоретического познания. Согласно Аристотелю, специальные науки занимаются изучением конкретных видов бытия, тогда как философия стремится познать наиболее общие принципы, основы всех вещей. Главную задачу философского знания Кант видел в синтезе разнообразных человеческих знаний. Поэтому важнейшей задачей философии он считал две вещи: овладение огромным запасом рациональных (концептуальных) знаний и «соединение их в идею целого». Он был убежден, что только философия способна придать «всем другим наукам систематическое единство».
Философскому теоретическому познанию также была придана совершенно особая функция. Любопытство, присущее людям здесь, перерастает в интеллектуальную потребность бесконечно расширять и углублять свои знания о мире. Философской мысли присуще рассмотрение мира не только в пределах небольшого «радиуса» или близкого «горизонта», но и во все более широком масштабе, доходящем до непознаваемых, недоступных царств пространства и времени. Такая склонность в той или иной степени заложена в каждом человеке. Конструируя знания вширь и вглубь, человеческий интеллект умозрительно постигает мир в тех его фрагментах, которые не даются и, более того, не могут быть даны никаким опытом. По сути, это способность интеллекта познавать за пределами опыта. Это было подчеркнуто И. Кант: «…человеческий разум … неумолимо приходит к таким вопросам, на которые не может ответить никакое основанное на опыте применение разума и заимствованных из него принципов…». Действительно, никакой опыт не может постичь мир как целостную, бесконечную в пространстве и бесконечную во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, независимую от человека (и человечества), объективную реальность, с которой человек должен постоянно считаться. Опыт не дает такого знания, и философская мысль, формирующая общее мировоззрение, обязана как-то решать эту сложную задачу или, по крайней мере, прилагать постоянные усилия в этом направлении.
В своем познании мира философы разных эпох обращались к решению таких проблем, которые либо временно, в определенный исторический период, либо в принципе навсегда, оставались вне внимания, компетенции обстоятельных наук.
Вспомним вопрос Канта «Что я могу знать?». Этот вопрос касается не столько того, что мы знаем о мире, сколько самой возможности познания. Он может быть преобразован в целую цепочку производных вопросов: «Познаваем ли мир в принципе?»; «Безграничны ли возможности человеческого познания или у него есть пределы?»; «Если мир доступен для человеческого познания, то какую часть этой задачи должна взять на себя наука, а какие познавательные задачи возлагаются на философию?». Также можно поставить ряд новых вопросов: «Как получается знание о мире, на основе каких познавательных способностей человека и какими методами познания?»; «Как мы можем быть уверены, что полученные результаты являются хорошим, истинным знанием, а не ложным?»; «Как различаются познавательные задачи на разных уровнях, в разных типах познания?».
Все это собственно философские вопросы, которые, заметим, неизменно включают в себя характерные для философии отношения «мир-человек».
В вопросе познаваемости мира существуют антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов — скептицизм и агностицизм (от греч. a — отрицание и gnosis — знание; недоступное познанию).
На вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно дать прямой ответ — такова природа философии. Кант понимал это. Высоко оценивая науку и силу философского разума, он пришел к выводу, что существует предел познания. Рациональный смысл в этом часто критикуемом выводе не всегда признается. Но сегодня это особенно актуально. Позиция Канта, по сути, была мудрым предупреждением: человек, зная многое, будучи способным, ты многого не знаешь, а жить, действуя на пределе знания и незнания, тебе всегда суждено, поэтому остерегайся! Предупреждение Канта об опасности всезнания становится особенно ясным сегодня. Кроме того, Кант также имел в виду фундаментальную неполноту, ограниченность чисто познавательного знания о мире, о котором мы все чаще задумываемся сегодня.