Философия Шеллинга

Шеллинг — одна из самых ярких и противоречивых фигур в немецкой философии. Человек большого энтузиазма, он постоянно пересматривал, а то и кардинально менял свои философские взгляды, попеременно углубляясь в различные философские течения своего времени.

Философия Шеллинга

По этой причине его часто называли «философским Протеем», поскольку его философия, как и философия древнегреческого морского бога, постоянно меняла обличья.

По этой причине его философская система делится на несколько периодов, которые мы и рассмотрим.

Первый период

Этот период философии Шеллинга часто называют пантеистическим, поскольку мысль знаменитого немецкого философа двигалась по пути сближения и ассимиляции всего сущего в единую дуалистическую систему, которая впоследствии развилась в философию тождества.

Натурфилософия

Начало творческой деятельности Шеллинга тесно связано с натурфилософией. Этот термин, происходящий от латинского «Natura» (природа), относится к натурфилософии.

Все философы, занимавшиеся натурфилософией, стремились понять и определить фундаментальные законы природных явлений и найти источники их происхождения.

Постепенно ее вытеснила система классической физики, которая почти полностью вытеснила натурофилософский подход, заменив его философией науки, которая считала каждую недоказуемую гипотезу несостоятельной и даже не рассматривала ее. С тех пор в философии науки доминирует механистический подход.

Шеллинг не согласился с этим и хотел создать свою собственную натурфилософскую систему. Он проявлял живой интерес к научным открытиям в области естествознания и медицины, но особое предпочтение отдавал тем, которые были близки его философскому пониманию мира.

Как уже упоминалось выше, Шеллингу не нравился механистический подход к натурфилософии. Он придерживался совершенно иного взгляда, рассматривая природу как некий живой организм, представленный совокупностью творческих и созидательных процессов и творчества.

Все существа, порожденные творческим механизмом природы (растения, животные и т.д.), обладают изначальной целостностью, и каждое играет свою роль в едином творческом механизме. Следовательно, природа может казаться нам сознательной творческой сущностью, хотя это не так.

Шеллинг думал о природе как о слепом механизме, который, тем не менее, удивительно целенаправлен.

Шеллинг поднял два важных вопроса для современной натурфилософии:

  1. Несоответствие между целеустремленностью и слепым творческим механизмом. Согласно его размышлениям, в человеке, который является творением природы, существует «вечный диссонанс» между необходимостью и свободой.

У растений, с другой стороны, таких споров нет: «то, что в нем свободно, необходимо, а то, что необходимо, свободно».

  1. Противоречие между Становлением и Становлением. Шеллинг считал, что природа диалектична.

Одним из элементов этого двойного противоречия является производительность. Он подразумевает конечные продукты творческой деятельности природы. Изучением этой части природы занимается научная отрасль естествознания.

Вторая часть — это понимание того, что природа не стоит на месте и постоянно развивается.

Что касается первого вопроса, то здесь Шеллинг в значительной степени поддерживал Канта с его трансцендентальным идеализмом. Согласно этой доктрине, человек может воспринимать объекты природы только как «явления». То есть, по сути, мы не видим истинную сущность объекта, а воспринимаем его через призму нашего чувственного восприятия.

Кант считал, что из-за несовершенства человеческого разума человек не способен понять, что такое вещи сами по себе.

Точка зрения Шеллинга здесь схожа с точкой зрения Канта, но в его интерпретации трансцендентальный идеализм стремится к тождественному сближению дуалистически противоположных понятий.

Что касается второго вопроса, то Шеллинг считал, что задача натурфилософии состоит в том, чтобы полностью понять две противоположности в их противоречии и единстве, научиться выводить одно из другого, увидеть не только весь процесс становления конечного объекта, но и увидеть объект, представить, как он мог появиться.

Пытаясь понять природу, Шеллинг выдвинул в своем трактате «О душе мира» идею о том, что последовательное развитие всех живых организмов является результатом постепенной эволюции одной и той же организации. И сделал он это на 10 лет раньше Ламарка и на 60 лет раньше Дарвина.

Он считал, что свойства более высокоразвитой системы являются зачаточными в менее развитой системе. Так же, как, например, одушевленное является образцом для неодушевленного, а бездушное содержит в себе некоторые зачатки души.

Однако это развитие заканчивается человеком, считал Шеллинг, делая человека высшим звеном эволюции.

По сути, он пытался создать систему, в которой жизнь неотделима от неорганических явлений, а сама жизнь рассматривается как творческий апофеоз природы, в котором, тем не менее, присутствует сама природа. Это привело его к разработке теории идентичности

Теория тождества

Философия личности — это несколько иной вопрос, чем философия природы. Этот период характеризуется глубокими метафизическими размышлениями. Хотя она тесно связана с натурфилософской работой Шеллинга.

Шеллинг разработал свою философскую концепцию идентичности в противовес учениям Канта и Гегеля.

С помощью своей собственной концепции абсолюта Шеллинг пытается ассимилировать понятия мышления и бытия, реального и идеального. Абсолют в данном случае выступает как объединяющая сила, объединяющая, казалось бы, противоположные понятия в единое целое.

Однако сам Абсолют не является таковым. Первое разделение происходит в акте его самопознания. Поскольку мир идей в Абсолюте тождественен реальному, каждая созданная идея обретает реальную форму.

Сам переход от формата идеала к реальному воплощению называется абсолютизмом. Самосознание абсолюта определяет форму детерминации идеального через его реальное воплощение. Само реальное, воплощенное в мире вещей, есть не что иное, как выражение формы абсолюта.

В итоге Шеллинг представляет следующую картину мироздания: будучи изначально сотворенным в Абсолюте, мир вырастает из него, оставаясь в нем.

Формы различия в Абсолюте Шеллинг называет потенциями. Чтобы прояснить это понятие, Шеллинг сам вводит своего рода категоризацию. Абсолют делится на первообраз и контробраз, но это деление призвано лишь разграничить идеальную и реальную составляющие в едином Абсолюте, поскольку Абсолют неделим, что следует из названия понятия.

Каждое из разделенных единств довольно специфическим образом описывает единство этого самого абсолютного тождества, в котором идеальное равно реальному. Сам идеал также делится на реальный и идеальный. Для реальных ситуация полностью идентична.

Здесь Шеллинг приходит к убеждению, что для соотношения реального и идеального должно существовать какое-то особое отношение внутри абсолюта, которое выступает в качестве окончательной модификации, необходимой для создания таких единств. Это производство абсолюта, не в физическом смысле, а скорее следствие самого абсолюта Сама философия, по Шеллингу, есть интеллектуальное созерцание таких следствий.

Подводя итог, можно сказать, что эта теория, в более упрощенном виде, утверждает, что мыслитель и объект, о котором он думает, существуют не только в его голове, но имеют свое воплощение в реальности, подразумевая неразрывную связь между объектом и субъектом.

Такая сложная система не лишена проблем.

Во-первых, непонятно, как создается материя, если мир всегда находится в плоскости, доступной только интеллектуальному созерцанию.

Другой важной проблемой является «проблема зла». Казалось бы, если мир построен в абсолюте, как совершенный шедевр, то почему в нем должно существовать зло?

Его попытка решить эти проблемы привела к кризису в его философии тождества, вследствие чего он выдвинул гипотезу о внезапном отпадении мира от абсолюта.

Это стало поворотным моментом в его мировоззрении, после чего начался второй мирской период его философии, в котором он сильно увлекся религиозными идеями.

В этот период все его суждения основаны на протестантских религиозных учениях.

Второй период

Философия откровений

Как уже упоминалось выше, в этот период Шеллинг вплотную занялся изучением религии.

Если первый период можно назвать пантеистическим, то второй период был полностью теистическим. Весь этот период он посвятил интерпретации христианской религии и попытке разрешить свой кризис философии идентичности путем принятия чисто теистического подхода.

По своему содержанию философия откровения делится на две части:

  1. Общие сведения. В этом разделе Шеллинг формулирует основные положения своей новой «позитивной» философии, противопоставляя ее старой «негативной».
  2. Специальный. По большей части она посвящена проблемам религиозного характера, обсуждению христианской доктрины и эсхатологии.

Шеллинг называет всю свою старую философскую систему негативной, потому что он так и не смог избавиться от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует субъективная точка зрения, и поэтому мы можем познавать вещи только с субъективной точки зрения.

Однако если мы хотим попытаться выяснить, каковы вещи на самом деле, мы должны избавиться от субъективной стороны и выйти за пределы наших чувств и мыслей.

Позитивная философия должна исходить не из опыта, а из некоего абсолютного бытия, которое выше всего. Такое «необусловленное трансцендентное существо» превосходит всякое мышление и находится за пределами всякого опыта.

Позитивная и негативная философия являются априори, но между ними есть фундаментальное различие. Негативное противостоит опыту, а позитивное сливается, ассимилируется с опытом и содержит черты, свойственные априорной и апостериорной науке.

Позитивная философия абсолютно свободна, потому что ее не сдерживает ни субъективный опыт, ни «негативный» рационализм, который, по мнению философа, обращает внимание только на конечную сущность вещей и игнорирует их действительную сущность.

Согласно позитивной философии, существование бога может быть реализовано через определенный метафизический опыт.

В философии откровения есть и общая, онтологическая часть.

Это креационистская доктрина, которая основана на триедином Боге, представляющем собой сочетание трех потенций. Эти потенции заранее формируют подход творца к будущему творению через этот момент еще несотворенного существования.

К этим потенциям относятся:

  1. Дух внутри себя — определяет для будущего бытия «способность быть»
  2. Дух для себя — необходимость быть
  3. Дух в себе — обязательство быть.

В самом начале акта творения потенции выходят из равновесия и становятся космическими творческими силами. Постепенно процесс созидания приводит потенции к более гармоничному состоянию. Процесс этого восстановления представлен теогоническим аспектом — потенции воссоединяются и становятся тремя ипостасями единого Бога, и космогоническим аспектом — разнородные потенции образуют компоненты природного и духовного миров.

Конечным результатом творения должен быть первый человек, существо, свободное как от Бога, так и от потенций. Он является воплощением космоса и служит связующим элементом между собой и тремя ипостасями Троицы.

По этой причине он способен актом своей свободной воли отделить себя от Триединого Бога, создав внебожественный мир.

Понятие «откровение» в данном случае относится к неизбежному восстановлению единого Бога в сознании сотворенного существа, своего рода союзу между Богом и человеком.

Шеллинг рассматривает определенный мифологический процесс как корень откровения. В ходе этого процесса потенции, действующие в человеческом сознании, в конечном итоге становятся воплощениями единого Бога.

Послесловие

Шеллинг — один из самых выдающихся мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за того, что он часто менял род деятельности. Занимаясь натурфилософией, он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.

Затем, заинтересовавшись метафизикой, он разработал свою философию тождества. В последний период он пытается преодолеть кризис философии идентичности с помощью религиозной философии, особенно христианской.

Именно третий период философии Откровения критики считают самым противоречивым в его творчестве, особенно сторонники материализма и атеисты.

Тем не менее, несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, как и Кант, всегда задавался вопросом: при каких условиях можно будет понять реальность?

И попытка найти эти условия проходит красной нитью через все три основных периода его творчества.

Попытка объединить дуалистическую природу Вселенной в единую систему, доступную для познания.

И он довольно быстро отвергает возможность познания человеческим разумом, особенно в философии Откровения, в тезисе о первом человеке.

Работы Шеллинга определенно заслуживают внимания всех, кто увлекается немецкой классической философией. Его нестандартные идеи весьма интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел ясно выражать свои мысли.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector