Шеллинг — одна из самых ярких и противоречивых фигур в немецкой философии. Человек большого энтузиазма, он постоянно пересматривал, а то и кардинально менял свои философские взгляды, попеременно углубляясь в различные философские течения своего времени.
По этой причине его часто называли «философским Протеем», поскольку его философия, как и философия древнегреческого морского бога, постоянно меняла обличья.
По этой причине его философская система делится на несколько периодов, которые мы и рассмотрим.
Первый период
Этот период философии Шеллинга часто называют пантеистическим, поскольку мысль знаменитого немецкого философа двигалась по пути сближения и ассимиляции всего сущего в единую дуалистическую систему, которая впоследствии развилась в философию тождества.
Натурфилософия
Начало творческой деятельности Шеллинга тесно связано с натурфилософией. Этот термин, происходящий от латинского «Natura» (природа), относится к натурфилософии.
Все философы, занимавшиеся натурфилософией, стремились понять и определить фундаментальные законы природных явлений и найти источники их происхождения.
Постепенно ее вытеснила система классической физики, которая почти полностью вытеснила натурофилософский подход, заменив его философией науки, которая считала каждую недоказуемую гипотезу несостоятельной и даже не рассматривала ее. С тех пор в философии науки доминирует механистический подход.
Шеллинг не согласился с этим и хотел создать свою собственную натурфилософскую систему. Он проявлял живой интерес к научным открытиям в области естествознания и медицины, но особое предпочтение отдавал тем, которые были близки его философскому пониманию мира.
Как уже упоминалось выше, Шеллингу не нравился механистический подход к натурфилософии. Он придерживался совершенно иного взгляда, рассматривая природу как некий живой организм, представленный совокупностью творческих и созидательных процессов и творчества.
Все существа, порожденные творческим механизмом природы (растения, животные и т.д.), обладают изначальной целостностью, и каждое играет свою роль в едином творческом механизме. Следовательно, природа может казаться нам сознательной творческой сущностью, хотя это не так.
Шеллинг думал о природе как о слепом механизме, который, тем не менее, удивительно целенаправлен.
Шеллинг поднял два важных вопроса для современной натурфилософии:
- Несоответствие между целеустремленностью и слепым творческим механизмом. Согласно его размышлениям, в человеке, который является творением природы, существует «вечный диссонанс» между необходимостью и свободой.
У растений, с другой стороны, таких споров нет: «то, что в нем свободно, необходимо, а то, что необходимо, свободно».
- Противоречие между Становлением и Становлением. Шеллинг считал, что природа диалектична.
Одним из элементов этого двойного противоречия является производительность. Он подразумевает конечные продукты творческой деятельности природы. Изучением этой части природы занимается научная отрасль естествознания.
Вторая часть — это понимание того, что природа не стоит на месте и постоянно развивается.
Что касается первого вопроса, то здесь Шеллинг в значительной степени поддерживал Канта с его трансцендентальным идеализмом. Согласно этой доктрине, человек может воспринимать объекты природы только как «явления». То есть, по сути, мы не видим истинную сущность объекта, а воспринимаем его через призму нашего чувственного восприятия.
Кант считал, что из-за несовершенства человеческого разума человек не способен понять, что такое вещи сами по себе.
Точка зрения Шеллинга здесь схожа с точкой зрения Канта, но в его интерпретации трансцендентальный идеализм стремится к тождественному сближению дуалистически противоположных понятий.
Что касается второго вопроса, то Шеллинг считал, что задача натурфилософии состоит в том, чтобы полностью понять две противоположности в их противоречии и единстве, научиться выводить одно из другого, увидеть не только весь процесс становления конечного объекта, но и увидеть объект, представить, как он мог появиться.
Пытаясь понять природу, Шеллинг выдвинул в своем трактате «О душе мира» идею о том, что последовательное развитие всех живых организмов является результатом постепенной эволюции одной и той же организации. И сделал он это на 10 лет раньше Ламарка и на 60 лет раньше Дарвина.
Он считал, что свойства более высокоразвитой системы являются зачаточными в менее развитой системе. Так же, как, например, одушевленное является образцом для неодушевленного, а бездушное содержит в себе некоторые зачатки души.
Однако это развитие заканчивается человеком, считал Шеллинг, делая человека высшим звеном эволюции.
По сути, он пытался создать систему, в которой жизнь неотделима от неорганических явлений, а сама жизнь рассматривается как творческий апофеоз природы, в котором, тем не менее, присутствует сама природа. Это привело его к разработке теории идентичности
Теория тождества
Философия личности — это несколько иной вопрос, чем философия природы. Этот период характеризуется глубокими метафизическими размышлениями. Хотя она тесно связана с натурфилософской работой Шеллинга.
Шеллинг разработал свою философскую концепцию идентичности в противовес учениям Канта и Гегеля.
С помощью своей собственной концепции абсолюта Шеллинг пытается ассимилировать понятия мышления и бытия, реального и идеального. Абсолют в данном случае выступает как объединяющая сила, объединяющая, казалось бы, противоположные понятия в единое целое.
Однако сам Абсолют не является таковым. Первое разделение происходит в акте его самопознания. Поскольку мир идей в Абсолюте тождественен реальному, каждая созданная идея обретает реальную форму.
Сам переход от формата идеала к реальному воплощению называется абсолютизмом. Самосознание абсолюта определяет форму детерминации идеального через его реальное воплощение. Само реальное, воплощенное в мире вещей, есть не что иное, как выражение формы абсолюта.
В итоге Шеллинг представляет следующую картину мироздания: будучи изначально сотворенным в Абсолюте, мир вырастает из него, оставаясь в нем.
Формы различия в Абсолюте Шеллинг называет потенциями. Чтобы прояснить это понятие, Шеллинг сам вводит своего рода категоризацию. Абсолют делится на первообраз и контробраз, но это деление призвано лишь разграничить идеальную и реальную составляющие в едином Абсолюте, поскольку Абсолют неделим, что следует из названия понятия.
Каждое из разделенных единств довольно специфическим образом описывает единство этого самого абсолютного тождества, в котором идеальное равно реальному. Сам идеал также делится на реальный и идеальный. Для реальных ситуация полностью идентична.
Здесь Шеллинг приходит к убеждению, что для соотношения реального и идеального должно существовать какое-то особое отношение внутри абсолюта, которое выступает в качестве окончательной модификации, необходимой для создания таких единств. Это производство абсолюта, не в физическом смысле, а скорее следствие самого абсолюта Сама философия, по Шеллингу, есть интеллектуальное созерцание таких следствий.
Подводя итог, можно сказать, что эта теория, в более упрощенном виде, утверждает, что мыслитель и объект, о котором он думает, существуют не только в его голове, но имеют свое воплощение в реальности, подразумевая неразрывную связь между объектом и субъектом.
Такая сложная система не лишена проблем.
Во-первых, непонятно, как создается материя, если мир всегда находится в плоскости, доступной только интеллектуальному созерцанию.
Другой важной проблемой является «проблема зла». Казалось бы, если мир построен в абсолюте, как совершенный шедевр, то почему в нем должно существовать зло?
Его попытка решить эти проблемы привела к кризису в его философии тождества, вследствие чего он выдвинул гипотезу о внезапном отпадении мира от абсолюта.
Это стало поворотным моментом в его мировоззрении, после чего начался второй мирской период его философии, в котором он сильно увлекся религиозными идеями.
В этот период все его суждения основаны на протестантских религиозных учениях.
Второй период
Философия откровений
Как уже упоминалось выше, в этот период Шеллинг вплотную занялся изучением религии.
Если первый период можно назвать пантеистическим, то второй период был полностью теистическим. Весь этот период он посвятил интерпретации христианской религии и попытке разрешить свой кризис философии идентичности путем принятия чисто теистического подхода.
По своему содержанию философия откровения делится на две части:
- Общие сведения. В этом разделе Шеллинг формулирует основные положения своей новой «позитивной» философии, противопоставляя ее старой «негативной».
- Специальный. По большей части она посвящена проблемам религиозного характера, обсуждению христианской доктрины и эсхатологии.
Шеллинг называет всю свою старую философскую систему негативной, потому что он так и не смог избавиться от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует субъективная точка зрения, и поэтому мы можем познавать вещи только с субъективной точки зрения.
Однако если мы хотим попытаться выяснить, каковы вещи на самом деле, мы должны избавиться от субъективной стороны и выйти за пределы наших чувств и мыслей.
Позитивная философия должна исходить не из опыта, а из некоего абсолютного бытия, которое выше всего. Такое «необусловленное трансцендентное существо» превосходит всякое мышление и находится за пределами всякого опыта.
Позитивная и негативная философия являются априори, но между ними есть фундаментальное различие. Негативное противостоит опыту, а позитивное сливается, ассимилируется с опытом и содержит черты, свойственные априорной и апостериорной науке.
Позитивная философия абсолютно свободна, потому что ее не сдерживает ни субъективный опыт, ни «негативный» рационализм, который, по мнению философа, обращает внимание только на конечную сущность вещей и игнорирует их действительную сущность.
Согласно позитивной философии, существование бога может быть реализовано через определенный метафизический опыт.
В философии откровения есть и общая, онтологическая часть.
Это креационистская доктрина, которая основана на триедином Боге, представляющем собой сочетание трех потенций. Эти потенции заранее формируют подход творца к будущему творению через этот момент еще несотворенного существования.
К этим потенциям относятся:
- Дух внутри себя — определяет для будущего бытия «способность быть»
- Дух для себя — необходимость быть
- Дух в себе — обязательство быть.
В самом начале акта творения потенции выходят из равновесия и становятся космическими творческими силами. Постепенно процесс созидания приводит потенции к более гармоничному состоянию. Процесс этого восстановления представлен теогоническим аспектом — потенции воссоединяются и становятся тремя ипостасями единого Бога, и космогоническим аспектом — разнородные потенции образуют компоненты природного и духовного миров.
Конечным результатом творения должен быть первый человек, существо, свободное как от Бога, так и от потенций. Он является воплощением космоса и служит связующим элементом между собой и тремя ипостасями Троицы.
По этой причине он способен актом своей свободной воли отделить себя от Триединого Бога, создав внебожественный мир.
Понятие «откровение» в данном случае относится к неизбежному восстановлению единого Бога в сознании сотворенного существа, своего рода союзу между Богом и человеком.
Шеллинг рассматривает определенный мифологический процесс как корень откровения. В ходе этого процесса потенции, действующие в человеческом сознании, в конечном итоге становятся воплощениями единого Бога.
Послесловие
Шеллинг — один из самых выдающихся мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за того, что он часто менял род деятельности. Занимаясь натурфилософией, он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.
Затем, заинтересовавшись метафизикой, он разработал свою философию тождества. В последний период он пытается преодолеть кризис философии идентичности с помощью религиозной философии, особенно христианской.
Именно третий период философии Откровения критики считают самым противоречивым в его творчестве, особенно сторонники материализма и атеисты.
Тем не менее, несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, как и Кант, всегда задавался вопросом: при каких условиях можно будет понять реальность?
И попытка найти эти условия проходит красной нитью через все три основных периода его творчества.
Попытка объединить дуалистическую природу Вселенной в единую систему, доступную для познания.
И он довольно быстро отвергает возможность познания человеческим разумом, особенно в философии Откровения, в тезисе о первом человеке.
Работы Шеллинга определенно заслуживают внимания всех, кто увлекается немецкой классической философией. Его нестандартные идеи весьма интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел ясно выражать свои мысли.