Эмпиризм в философии Нового времени

Считаете ли вы, что философия — сложная наука? И что все эти философские слова, термины, концепции и направления можно понять, только окончив нужный факультет и перелопатив половину интернета? Если вы собираетесь стать кандидатом философских наук, то да, конечно.

Эмпиризм в философии Нового времени в простых терминах

Если вы хотите просто понять и разобраться в собственной голове, что нужно сделать, то спешим спросить: большинство философских концепций можно объяснить простыми словами. И не только философские. Вы узнаете об этом, пройдя нашу программу «Когнитивная наука».

Сегодня мы расскажем вам, что такое эмпиризм в философии Нового времени, и вы получите довольно четкое представление о том, как возникло и развивалось это направление философской мысли. Ну вот и все!

Эмпиризм в философии

Давайте начнем с основ и объясним, что такое эмпиризм. Факт, что в философии существует множество течений, которые объясняют мир с той или иной принципиальной позиции. Как правило, название того или иного философского течения происходит от ключевого слова, кратко объясняющего суть этой принципиальной позиции.

Так, термин «эмпиризм» происходит от греческого слова ἐμπειρία, которое переводится как «опыт». Таким образом, эмпиризм объясняет мир и его явления с точки зрения опыта, считая, что знания можно получить только через опыт. Понятие «опыт» достаточно широко и включает в себя как чисто повседневный опыт (огонь — горячий, дождь — мокрый), так и организацию крупномасштабных научных экспериментов.

Представители эмпиризма в философии считают, во-первых, что знание можно получить только из опыта, и, во-вторых, что знание, теория, догадка или предположение могут считаться истинными только в том случае, если они подтверждаются практическим опытом. Откуда взялся этот подход? Давайте узнаем!

Исторический экскурс

Все мы знаем, что в ранней истории человечества опыт был единственным доступным источником знаний из-за отсутствия книг, письменности и речи. Опыт, накопленный предками, передавался следующему поколению с помощью невербальных методов, аналогичных тем, которые используются в животном мире.

И даже когда язык начал формироваться как средство передачи информации, передавать можно было только то, что видел и слышал сам или то, что видели и слышали люди, с которыми можно было общаться. Первым это положение сформулировал древнегреческий философ Протагор (485-410), который — по словам современников — заявил, что «как мы что-то чувствуем, так оно и есть на самом деле».

Различные вариации на тему человеческого опыта как источника знания можно найти у разных философов. Однако эмпиризм как полноценное философское течение возник гораздо позже, в современную эпоху. Английский историк и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был основателем эмпиризма в философии.

Философия эмпиризма Ф. Бэкона

Сразу скажем, что Фрэнсис Бэкон был сторонником строгого научного подхода, основанного на доказательствах, на анализе данных, полученных опытным путем. Научное знание, согласно Бэкону, основано на эксперименте и индукции как методе обработки данных. Бэкон предложил перейти от конкретных, экспериментально полученных наблюдений к более общим выводам.

В этом и заключается эмпиризм — философия Бэкона. Он считал правильным положить принципы эмпиризма в основу дальнейшего развития наук. Сам Бэкон подробно изложил свои идеи в книге «Великая реконструкция наук». Факультет естественных наук». [Ф. Бэкон, 1620]. Его продолжением является вторая часть под названием «Великое восстановление наук. Новый органон» [Ф. Бэкон, 1620]. Обратите внимание, что фраза «Новый Органон» в названии книги является отсылкой к знаменитому труду «Органон», где был представлен дедуктивный метод Аристотеля, против которого выступал Бэкон.

Интересно, что его страсть к экспериментам сыграла с самим Бэконом жестокую шутку. Он серьезно заболел в результате гипотермии, когда отправился исследовать замораживающие свойства снега, закопал тушку курицы в сугроб и постоянно проверял ее сохранность. Регулярный выход на холод и копание в снегу привели к смерти ученого на пятый день эксперимента.

Если вам интересно, Бэкон был философом и историком, а не физиком или биологом, а в 65 лет длительное переохлаждение опасно само по себе. В любом случае, эта философия Нового времени (эмпиризм Бэкона) была очень важна для развития философской мысли.

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени

Ранее мы уже говорили, что в философии существует множество течений, объясняющих мир с той или иной принципиальной позиции, часто противоположной или даже оппозиционной. Новые направления философской мысли возникли в дискуссиях и попытках оспорить те или иные принципы. Эмпиризм в определенной степени стимулировал развитие такого направления философии, как рационализм. В отличие от эмпиризма, рационализм утверждал, что разум является источником знания, а дедукция — основным методом познания.

Этот подход восходит к учениям древнегреческого философа Аристотеля (384-322), но в конечном итоге возник как самостоятельное направление философской мысли в эпоху Нового времени. Основателем рационализма был французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650). В отличие от эмпиризма, Декарт утверждал, что опыт может быть субъективным, что восприятие может быть обманчивым и что данные, полученные в ходе эксперимента, не всегда прямо указывают на причину исследуемого явления.

Поэтому каждое наблюдение, предположение, знание должно быть проверено разумом, который должен отвергать все авторитеты и подвергать сомнению все истины, даже те, которые кажутся незыблемыми. Декарт сформулировал эти идеи в своей книге [R. Descartes, 1637]. Философский аспект рационализма в понимании Декарта был сформулирован в его работе «Размышления о первой философии» [Р. Декарт, 1641]». [Р. Декарт, 1641].

При всех своих кажущихся различиях эмпиризм и рационализм в философии нельзя рассматривать как строго противоположные течения. Каждый эксперимент подлежит осмыслению, методы индукции и дедукции абсолютно равноправны и могут быть использованы даже в рамках одного исследования для проверки выводов и поиска неточностей.

Более того, немецкий философ, физик и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), традиционно считающийся представителем рационализма и сторонником дедуктивного метода, писал в своей книге «Монадология», что «в своих действиях все ученые на три четверти эмпирики» [Г. Лейбниц, 171]. [Г. Лейбниц, 1714].

Чтобы пояснить, в книге «Монадология» речь идет о монадах, единичных и неделимых сущностях, причем Лейбниц рассматривает биологические, физические, математические и другие аспекты этих сущностей. С точки зрения философии и психологии он обосновывает постулат о существовании определенных «врожденных идей», которые помогают человеку познавать мир. В некоторой степени их также можно рассматривать как монады, единые и неделимые сущности. Готфрид Вильгельм Лейбниц ранее выдвинул свои идеи о «врожденных идеях» в своей книге «Новые опыты о человеческом разумении». [Г. Лейбниц, 1704].

Самые внимательные читатели, возможно, заметили, что по ссылке представлен перевод с французского, тогда как Лейбниц был немецким ученым. Так, допустим, Лейбниц был иностранным членом Французской академии наук, членом Лондонского королевского общества и основателем Берлинской академии наук. Это было небольшое отступление, которое, как мне кажется, не помешало сделать правильный вывод о том, что рационализм и эмпиризм в философии Нового времени очень тесно связаны.

Формы эмпиризма

Эмпиризм и философия Бэкона стимулировали не только развитие новых направлений философской мысли, но и разнообразие форм самого эмпиризма. В самом общем виде различают две формы эмпиризма:

  1. Имманентный эмпиризм.
  2. Трансцендентальный эмпиризм.

Что такое, говоря простым языком, имманентный и трансцендентный эмпиризм? Давайте теперь попробуем внести ясность. Здесь мы снова обратимся к происхождению терминов, которое в значительной степени проливает свет на смысл понятий.

Таким образом, термин «имманентный» происходит от латинского immanens, что означает «внутренний», неотделимый от самого объекта или явления. Слово «трансцендентный», с другой стороны, происходит от латинского transcendens, что означает «выходящий за пределы», «трансцендирующий».

Как все это следует понимать по отношению к эмпиризму? Мы помним, что эмпирики считают опыт основой знания, а Фрэнсис Бэкон считал основным научным методом индукцию, то есть переход от конкретных индивидуальных наблюдений к общим умозаключениям. Представители эмпиризма в философии, однако, понимают «единичные наблюдения» иначе.

Например, его можно интерпретировать как некое субъективное восприятие внешнего явления или субъективное внутреннее восприятие чего-то. Внутреннее восприятие можно интерпретировать как нечто идентичное внешнему миру или признать возможность существования внешнего мира независимо от сознания.

Последняя разновидность объективного существования внешнего мира независимо от человеческого сознания близка к диалектическому материализму, а тождество бытия и восприятия является чертой эмпиризма. Это особенно очевидно в трудах британского философа и религиоведа Джорджа Беркли.

Беркли утверждал, что «бытие есть либо то, что воспринимается, либо то, что воспринимается», и подробно обосновал этот тезис в своей книге «Трактат о принципах человеческого знания» [Д. Беркли, 1710]. [Д. Беркли, 1710]. Эти объяснения значительно приближают нас к пониманию эмпиризма новой философии и того, что представляет собой имманентный и трансцендентный эмпиризм:

  • Имманентный эмпиризм — это попытка объяснить сущность знания как совокупность восприятий и впечатлений, полученных через опыт.
  • Трансцендентальный эмпиризм — это попытка объяснить происхождение знания как продукта взаимодействия сознания с окружающим миром (источником опыта).

Другими словами, если имманентный эмпиризм рассматривает совокупность восприятий и впечатлений как конечный продукт, то трансцендентальный эмпиризм считает конечным продуктом то, что является результатом осознания опыта. На всякий случай уточним, что «трансцендентный» и «трансцендентальный» не равны по значению, и что трансцендентальный эмпиризм не имеет ничего общего с трансцендентальной медитацией.

Давайте вернемся к философии Нового времени. Мы уже говорили, что при всех их кажущихся различиях эмпиризм и рационализм в философии нельзя рассматривать как строго противоположные течения. Рассматривая две основные формы эмпиризма, имманентную и трансцендентную, мы имеем наглядное подтверждение этому.

Рационализм, например, признает разум как источник знания, но трансцендентальный эмпиризм также признает, что разум занимает важное место в цепи познания, поскольку взаимодействие сознания с окружающим миром — это, по сути, процесс мышления и различных форм мышления: критического мышления, аналитического мышления, абстрактного мышления и так далее.

Мы попытались объяснить эмпиризм в философии Нового времени простыми словами, но теперь приведем конкретные примеры философских взглядов ученых этого периода в дополнение к тем, которые мы уже рассмотрели. Это даст представление о разнообразии интерпретаций эмпиризма и позволит нам научиться распознавать точки соприкосновения во взглядах отдельных ученых.

Джон Локк

Английский философ Джон Локк (1632-1704) является ведущим выразителем эмпиризма. В отличие от Лейбница и других сторонников «врожденных идей», Локк решительно утверждал, что ни один человек не имеет «врожденных идей» и что знание приходит только из опыта. Локк отстаивал примат чувств над интеллектом, но при этом придавал большое значение образованию. Главным воспитательным фактором, по его мнению, является окружающая среда и наглядные примеры действий и поведения, которые видят дети. Это даст молодому человеку необходимый опыт, чтобы стать настоящим джентльменом.

Джон Локк выразил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». [Д. Локк, 1691]. Среди прочего, он считал, что в центре внимания должны быть интерес и любознательность детей и что должна существовать тесная связь между различными аспектами образования: физическим, трудовым, интеллектуальным, религиозным, нравственным.

Философские взгляды Локка и его представление о познании окружающего нас мира можно найти в его работе «Эссе о человеческом разумении» [Д. Локк, 16]. [Д. Локк, 1689]. Из трудов Локка ясно, что его философия ближе к имманентному эмпиризму.

Джордж Беркли

Другим не менее выдающимся выразителем эмпиризма в философии Нового времени был Джордж Беркли. Мы уже упоминали о нем и его знаменитой фразе о том, что мы либо воспринимаем (что), либо воспринимаем (кого угодно). Обратите внимание, что это далеко не единственная радикальная идея, высказанная им при жизни.

Например, он считал, что «весь материальный мир — это обман чувств человека». Этот обман, по мнению Беркли, непроизволен и предопределен первобытными понятиями, «возбужденными в душе человека Богом». Беркли казалось удивительным, что люди верят в то, что «дома, горы, реки имеют существование, естественное или реальное, которое отличается от того, как их разум воспринимает все это». Он объяснил эти мысли в своем «Трактате о принципах человеческого знания» [Д. Беркли, 1710].

В результате Беркли приходит к выводу, что существует Бог, или, как он его называет, «бесконечный Дух», который порождает некое ощущение окружающей действительности в умах человеческих существ, или, как он называет людей, «конечных духов». Такие частые и путаные ссылки на религию и высшие силы вызывали недоумение у современников Беркли, как в академической среде, так и среди теологов. С другой стороны, его взгляды явно повлияли на последующие поколения эмпириков. В частности, Дэвид Юм (1711-1776).

Дэвид Юм

На взгляды шотландского философа, историка и публициста Дэвида Юма повлияли не только эмпирики, но и рационалисты. В частности, Рене Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбниц. В конечном итоге, взгляды Юма оказались ближе всего к трансцендентальному эмпиризму, который, как мы помним, отводит разуму достаточно большое место в процессе познания. Он отличается от рационализма только тем, что рационализм признает источником знания только разум.

Дэвид Юм считал опыт источником знания, но, по его мнению, знание не сводится к простому набору впечатлений и впечатлений. Юм утверждал, что разум всегда стремится выйти за пределы опыта и сделать выводы, которые не представлены непосредственно опытом, и объяснить с помощью этих выводов то, что опыт не может объяснить.

Более того, Дэвид Юм считал, что процесс познания всегда сопровождается некими фантазиями и попытками мысленно сконструировать несуществующие объекты и миры. Поэтому опыт является источником знания, так как он дает уму сырье или материал для постижения. Кстати, Дэвид Юм, при всей масштабности своих исследований, не считал науку самоцелью. Он считал, что философия нужна прежде всего для решения проблем морали и принципов взаимодействия людей в обществе.

Дэвид Юм выразил свои идеи в своем главном труде «Трактат о человеческой природе». [Д. Хьюм, 1739]. По сути, это трехтомный труд, состоящий из «О познании», «Об аффектах» и «О морали». Позднее он развил свои философские взгляды на процесс познания в книге «Исследование человеческого разума» (An Inquiry into the Human Reason [D. Hume, 1748]). [Д. Юм, 1748].

В заключение давайте подытожим основные предположения эмпиризма простыми словами, которые легко понять, если понять основы и иметь под рукой наглядные примеры эмпирицистских взглядов. Итак, основные предположения эмпиризма:

  • Если много раз до этого впечатления A и B проходили в такой последовательности, то при следующем появлении впечатления A автоматически ожидается появление впечатления B.
  • Ассоциации типа А-Б возникают многократно и становятся привычными и неотъемлемыми в восприятии.
  • Со временем эти ассоциации, передаваемые из поколения в поколение, могут стать врожденными или «запрограммированными» в сознании человека.
  • Человек формируется и развивается в обществе, поэтому опыт как источник знаний является не только биологическим и психологическим, но и социальным.

Вот что мы хотели сказать об эмпиризме в философии Нового времени в простых терминах. Я думаю, что наша основная задача выполнена, и вы уже имеете довольно четкое представление о том, что это такое, как возникло и развивалось это течение философской мысли. На всякий случай мы рекомендуем пройти тест, чтобы проверить, как вы усвоили материал.

В будущем вам будет гораздо легче усваивать даже, казалось бы, сложные вещи, если вы примете участие в нашей программе «Когнитивная наука». Желаем, чтобы любые новые знания вы получали быстро и легко, чтобы вся полученная информация была полезной и интересной, и чтобы каждый день вы узнавали что-то интересное, что сделает вашу жизнь ярче и насыщеннее!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector