Дуализм в философии

В философской науке существуют два противоположных течения — идеализм и материализм. Их фундаментальное различие заключается в различном понимании первопричины мира (материалисты считают, что это материя, идеалисты — что это сознание). Поэтому в философии не может не быть ветви, которая пытается примирить эти два течения и привести их к компромиссу. Эта компромиссная доктрина и есть то, во что превратился дуализм.

Что такое дуализм?

Дуализм (от латинского «dualis», что означает двойственность) — это философское учение, основным постулатом которого является признание равенства сознания и материи, души и тела, материального и духовного. В основе дуализма лежит теория о двойственности каждого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не противоречит законам физики, которые гласят, что все на этой планете имеет свою противоположность. Основной предпосылкой возникновения дуализма стало учение Платона о двух мирах — реальном мире и мире идей.

Впоследствии последователи Платона нашли их противоположности, напр:

  • Декарт понимал бытие как две (мыслящую и протяженную) материи;
  • Вольф описал сторонников дуализма как людей, которые предполагают существование как материальных, так и нематериальных субстанций;
  • Мендельсон различал две сущности — тело и душу.

Основателем описываемого учения считается Рене Декарт, однако автором концепции был немецкий мыслитель Г. Вольф, который ввел в научный оборот теорию существования двух различных субстанций — духовной и телесной.

Основополагающие идеи дуализма

В концепции дуализма выделяется несколько ключевых тезисов, раскрывающих суть дуализма. К ним относятся:

  • Постулат о том, что дуализм вписан в каждое явление реальности, означающий, что каждое явление скрывает в себе два полярных принципа («+» и «-«);
  • Двойственность присуща каждому полярному элементу, они содержат одну или несколько характеристик и, соответственно, потенциал своих антиподов (например, каждый мужской элемент содержит характеристики женского элемента и наоборот), что объясняет их постоянное взаимодействие;
  • Антиподы тесно связаны друг с другом, их отдельное существование невозможно. Благодаря этому взаимодействию они сливаются в единую систему, которая является основой для их дальнейшего развития (то есть только единство и борьба противоположностей составляют путь, ведущий к гармонии).
  • Постоянный конфликт противоположностей рассматривался дуалистами как главная сила прогресса, без которой немыслимо любое развитие.

Следовательно, согласно дуалистическим учениям, наш мир — это место постоянной борьбы между различными источниками, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.

Главные направления

В дуализме существует три направления, а именно:

  • гносеологический, в основе которого лежит различие в понимании роли, которую играют органы чувств в процессе познания. Эмпирики, например, делали акцент на опыте, полученном с помощью органов чувств, в то время как рационалисты считали главным инструментом познания разум, а не органы чувств;
  • Антропологическая, еще Сократа, который объединил физическую и духовную формы человека;
  • Онтологический, разделяющий мир на идеологический и телесный.

Несмотря на то, что они различаются в важных аспектах, у них есть одна общая черта: все они считают, что познание достижимо только через рациональное понимание бытия.

Появление и развитие дуалистического учения

Корни этого учения можно найти в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» использовал в своих трудах немецкий философ Г. Вольф. Вольф, который относил к дуалистам всех тех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями этого направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о том, что душа и тело человека являются отдельными сущностями. И Кант разделил эти понятия на осознание индивида и объективной основы всех явлений, причем познание основы, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, зарождение дуализма произошло еще до Канта и Декарта; это течение, восходящее к античности, с почти окончательной формой в Средние века, когда возникла концепция постоянной борьбы между добром и злом.

Дуализм, таким образом, основан на философском законе единства и борьбы противоположностей, согласно которому без противоположностей единство невозможно, хотя противоположности не могут существовать без него. Согласно ей, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В конце концов, столкновение заканчивается тем, что один из существующих объектов исчезает навсегда, а на его месте появляется новый объект. Этот процесс бесконечен, и на нем основано все развитие и прогресс.

Воззрения Платона и Аристотеля

Платон определял реальные живые субстанции как вечно живые идеи и физические тела, выступающие в качестве неполных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод, что души желают как можно скорее покинуть свои физические оболочки, чтобы жить только в идеях. Главной проблемой взглядов Платона было заключение души в физическом теле, и он не смог четко и аргументированно объяснить взаимоотношения между душой и телом. Этот аспект окутывал отношения между духовным и телесным завесой тайны, что было явным изъяном в учении философа.

Разница между взглядами Аристотеля и тезисами Платона заключалась в его суждении о существовании свойств предметов и природы у физических тел. Этот вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Аристотель называл человеческую душу частью человеческой природы, рассматривая ее как органическую часть тела. Он классифицировал интеллект как часть души, отнеся интеллектуальную деятельность к нематериальной сфере. В целом, взгляды Аристотеля ближе к дуализму в его современной формулировке, чем к учению Платона.

Концепция Рене Декарта

В своем сравнении интимного и духовного Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основных тезиса:

  1. Дуализм духовного и телесного в человеке. И тело, и душу Декарт называл двумя отдельными субстанциями, не раз указывая на разделяющую их пропасть. Разум, по его словам, не наделен пространственными параметрами, в то время как тело является протяженной субстанцией и обладает такими параметрами. Согласно теории ученого, разум существует самостоятельно, а не тело, так же как и тело существует само по себе. Он рассматривает душу и тело как противоположности, обладающие различными качествами и свойствами. За мыслительную деятельность человека отвечает его душа, а тело относится к материальным вещам.
  2. Дуализм Бога и мира. Согласно Декарту, Бог является творцом всего сущего, именно он дал миру естественные и механические законы, но он никогда не вмешивается в дела мира, который развивается по законам механики. В этом выводе мыслителя нет строгого дуализма, но он является одним из основных в его концепции, заостряя проблему соотношения бытия и сознания, которая является центральным философским вопросом.

Разновидности дуализма

Основными разновидностями дуализма являются:

1. субстанциональный дуализм (или картезианский дуализм), приверженцы которого рассматривают разум как субстанцию, которая живет независимо и не распространяется в пространстве. Именно такой тип дуализма характерен для R. Декарт считал ее наиболее правильной и всегда отстаивал, она также содержится в большинстве известных религиозных доктрин, которые четко разграничивают физическое тело человека и его бессмертную душу.

2 Пророческий дуализм основан на утверждении, что разум не может быть отнесен к отдельной субстанции, а является совокупностью независимых свойств, проявляющихся в человеческом мозге. В то же время свойства человеческого мышления проявляются только тогда, когда материя правильно сформирована. В этом направлении мы выделяем:

  • Интеракционизм, который допускает как проявление материальных эффектов от ментальных причин (например, вследствие желаний конкретного индивида), так и возникновение ментальных эффектов от материальных причин;
  • Окцидентализм, который приписывает все взаимодействия между духовным и физическим непосредственному вмешательству Бога, поскольку взаимодействие между материальными основами невозможно в принципе;
  • Параллелизм, приверженцы которого выдвигают теорию психических причин, способных производить только психические эффекты, и физических причин, производящих только физические эффекты, которые поддерживаются благодаря гармонии, установленной Богом;
  • Эпифеноменализм, сторонники которого выдвигают теорию о том, что ментальное событие не способно произвести физические эффекты, поскольку они производятся только физическими событиями, тогда как ментальные ни к чему не приводят.

3. предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидом окружающей действительности требует одного или нескольких объектов оценки (предикатов).

4. гносеологический дуализм (также называемый эпистемологическим дуализмом) основан на идее, что реальность, видимая человеком через его сознание, является лишь маленькой виртуальной копией реальности, но никак не самой реальностью.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector