Благодать

  • Энциклопедия изречений
  • Библейский словарь благодати
  • Учение о благодати отца Олега Давыденкова
  • Беседа преподобного Серафима с Н.А. Мотовилов
  • Жизнь Церкви в Святом Духе протоиерей Михаил Помазанский
  • Слово о законе и благодати от протоиерея Илариона
  • О законе и благодати о. Валентий Свентек
  • О благодати. Старец Силуан иеромонах Софроний
  • О переживании Божьей благодати протоиереем Георгием (Капсанисом)
  • Божья благодать и свобода человека Архиепископ Феофан Затворник
  • О милости Божией, архиепископ Феофан (Быстров)
  • О божественной благодати как силе, которой Бог освящает нас Митрополит Макарий (Булгаков)
  • О Божественных энергиях и их общении Святой Григорий Палама
  • Акты Константинопольского Собора 1351 года против варлаамитов и новая анафема платонизму.
  • Действие благодати. Учение Господа (переданное) народам 12 апостолами (Дидахе)
  • О дарах благодати святителя Филарета Московского
  • О необходимости благодати, пребывающей в Церкви, для сохранения истин веры и поддержания чистой нравственности в народе, епископ Вениамин (Платонов)
  • Милость Божия, митрополит Вениамин (Федченков)
  • Значение Божьей благодати, веры и добрых дел человека для его оправдания перед Богом согласно римско-католической доктрине, М. С. Григоревский
  • Учение Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте мысли святого Августина о. Павел Хондзинский
  • Баптистская концепция благодати Р. М. Кон
  • Дух соотношения благодати и свободы в обновленном человеке по руководству символических книг Православной Церкви Ф. А. Тихомирова
  • Учение о Христе и благодати в ранней Церкви D. Ферберн
  • Состояния благодати в христианстве Учебник
  • Что такое Божья благодать и как она «изображается» на православных иконах? А.М. Леонов
  • Учение святых отцов-исповедников о благодати Божией, спасающей человека Д.И. Имшенецкий.
  • Божественная благодать. Истинное и ложное учение.

Благодать (древнегреческое χάρις) -.

1) Божественное действие в целом;
2) Божественное действие по сохранению и развитию мира;
3) Божественное действие (энергия, сила — δύναμις) для спасения человека.

Само слово благодать означает благо, добрый дар, ибо только Бог является источником высшего блага.

Благодать 1 - Благодать

Можно ли име­но­вать бла­го­дать Богом, Боже­ствен­но­стью?

Помимо различения сущности и личностей в Боге, Церковь также признает действительность проявления сущности Бога. В принципе, каждое существо проявляет себя в той или иной форме: по определению, нет существа, которое не проявляло бы себя, поскольку само существование существа уже является проявлением этого существа. И, конечно же, постоянно проявляется бытие Того, Кто есть Сущий (Исход 3:14) в самом точном и исключительном смысле этого слова.

Проявление сущности Отца, Сына и Святого Духа называется в православной догматике Божественной энергией или Божественным действием. Поскольку божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от ее проявления или энергии, она называется Богом (см. подробнее: Что такое божественная благодать и как она «представлена» на православных иконах?; Введение в термины «сущность», «ипостась», «акциденция»).

Точно так же проявление или действие природы огня — накаленное, лучистое движение газов, созерцаемое в виде языков, — называется не только горением, но и огнем. Как при прикосновении к огню мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (это действие обжигает), так и общение с божественным проявлением или энергией, общение с благодатью, есть общение с самим Богом.

В этом отношении Божья благодать часто упоминается так же, как и третья Личность Троицы — Святой Дух, хотя ее можно обозначить и более широким выражением: благодать Святого Духа или благодать Отца и Сына и Святого Духа. Он называется Святым Духом, потому что Божественное действие всегда исходит от Отца через Сына и проявляется в Святом Духе.

Что значит стя­жать Свя­того Духа?

Принять Святого Духа — значит принять Божью благодать. Прибыльное накопление нельзя понимать как накопление материальных или даже нематериальных благ, таких как физический труд или знания.

Накопление благодати означает нечто иное. В процессе духовного и нравственного преображения человека, которое происходит не иначе как с Божьей помощью, человек не просто становится лучше и совершеннее, он становится более похожим на Бога и духовно ближе к Нему. Чем больше степень подобия и единения человека с Богом, тем яснее сияет в нем Божья благодать. Фактически, весь этот спасительный процесс благодати называется достижением благодати или освящением (ср. Синергия; Обожествление).

Как сле­дует отно­ситься к поло­же­нию о пре­по­да­нии бла­го­дати посред­ством свя­щен­ных пред­ме­тов, свя­тынь, таких как иконы и мощи Божьих угод­ни­ков?

Распределение благодати может быть осуществлено Богом либо непосредственно, либо посредством агентов или объектов сотворенного мира. В случаях распространения благодати через святые иконы и реликвии, они служат средством общения с Богом и Его святыми (см. Икона; Реликвии святых).

В отличие от магических средств, где акцент делается на ритуалах и заклинаниях, Божья благодать действует не механически, а учит человека через его веру. Способность воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. При этом молитва понимается святыми отцами не в том смысле, что молитвой человек поклоняется Богу, а в том, что молитвой он сам возвышается и открывается для сотрудничества с Ним.

Молясь перед иконой или реликвией, поклоняющемуся легче настроиться на обращение, сосредоточиться и вознести свой дух (ум и сердце) к первообразу, чье изображение выгравировано на иконе, или к святому, мощам которого он желает поклониться. Вступая в молитвенное общение со святыми, мы просим их о заступничестве перед Творцом, и Он отвечает — в той мере, в какой это необходимо для блага молящегося — Своим благословением (действием).

Ошибочно думать, что православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и амулетам и должно считаться чуждым христианскому сознанию.

Если бла­го­дать, пода­ва­е­мая веру­ю­щему при посред­стве свя­того или свя­тыни, не излу­ча­ется ими как её непо­сред­ствен­ными источ­ни­ками, то почему Сера­фим Саров­ский явился Мото­ви­лову в блеске бла­го­дат­ного света?

Божья благодать — это не что иное, как Божественное действие, направленное на мир; в более узком смысле это Божественное действие, направленное на спасение человека.

В обычных условиях для грешного человека благодать, как правило, остается невидимой. Истинно верующий, с другой стороны, способен, с помощью Бога, увидеть это духовными глазами веры.

Однако, по единоличному усмотрению Всемогущего, сияние благодати может быть явлено и грешному человеку, и даже ощутимо. С какой целью? — В каждом случае есть определенная цель (см. Божественное провидение).

По усмотрению Бога сияние благодати может быть воспринято и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.

Так, свет, сиявший от лица Моисея (Исход 34:29), свидетельствовал сынам Израиля о его близости к Богу и о благосклонности Господа к их законодателю и руководителю. Это свидетельство укрепило авторитет Моисея, удержало его соплеменников от чрезмерного ропота и, возможно, от возможного восстания.

В случае с преподобным Серафимом Саровским сияние также свидетельствовало о его близости к Богу.

Более того, его открытие было связано с желанием святого открыть Мотовилову понятным и ясным для него как грешника образом тайну того, что значит пребывать в Святом Духе.

Когда Мотовилов увидел необычное свечение вокруг преподобного и почувствовал исходящие от него благоухание и тепло, его, естественно, охватило изумление. В то же время его переполняли радость и восторг.

Видимый свет служил ему подтверждением благодеяний преподобного Серафима, а необыкновенные внутренние ощущения (даже если он не испытывал тех ощущений, которые испытывал сам святой), позволили ему ощутить, что значит быть участником Божьей благодати. Ведь, согласно исповеди Серафима Саровского, он (Мотовилов) был тогда в Святом Духе.

Воз­можно ли при­ча­стие бла­го­дати для нехри­стиан?

Получение благодати спасения — одна из важнейших целей христианской жизни. В то же время благодать способствует духовному преображению христиан, в результате чего возрастает их способность к получению дальнейшей благодати.

Для православных христиан благодать спасения распространяется через таинства Церкви, через участие в церковных службах, через частные молитвы (и т.д.), и, наконец, через особое усмотрение Бога для целей общего и частного провидения.

И нехристиане, и неверующие лишены возможности участвовать в этих милостях, которые предлагаются исключительно членам Церкви (не безоговорочно, конечно, но только до тех пор, пока они не станут христианами).

Однако это не означает, что они полностью лишены общения с Божьей благодатью.

Во-первых, спасающая благодать оказывает на них призывающее действие (это соответствует понятию «призывающее действие Божьей благодати»). Еще до Своих Страстей Господь провозгласил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоанна 12:32).

Давайте вспомним, как Савл, будущий апостол Павел, был призван в Церковь, призван в то время, когда он выступал как гонитель Церкви (Деян. 9:1-18). И разве апостолы не могли бы наполнить Церковь (бывшими) язычниками, если бы Божья благодать не благоволила их проповеди?

Во-вторых, особое благодатное влияние на неверующих и неверующих может быть оказано посредством христианских молитв, согласно обетованию Господа: «О чем ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:22).

***

Согласно учению Церкви, благодать — это естественный дар Бога человеку. «Все дары благодати — на тех, кто достоин выше природы, — указывает святой Марк Эфесский, — и они отличаются от природных даров, которые находятся в нас и возникают благодаря нашим усилиям. И также каждая жизнь тех, кто живет по Богу, отличается от естественной жизни; она духовна и божественна».

Божья благодать является несотворенной, несозданной и личной (ипостасной). В Писании оно часто упоминается как сила («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2-е Коринфянам 12:9).

Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «славой Божьей», «невещественным светом»….. Все три Лица Троицы обладают действием Божьей благодати. «Действие несотворенной сущности, — пишет святой Кирилл Александрийский, — есть нечто общее, хотя и свойственное каждому Лицу. Святой Иреней Лионский, размышляя о дособорном откровении Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и передается через Сына в Святом Духе. Согласно святому Григорию Паламе, благодать — это «энергия общей и божественной силы и действия Триединого Бога».

Через действие божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати наш ум не может познать Бога, — учит святой Силуан Афонский, — ….. каждый из нас может рассуждать о Боге в той мере, в какой мы познали благодать Святого Духа». Действие Божьей благодати дает человеку силы для исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин приводит в действие всю свою личность, но делает он это и может делать успешно только при постоянной помощи божественной силы — благодати». — Святой Джастин Попович преподает. — Нет ни одной мысли, которую христианин мог бы подумать на пути Евангелия, ни одного чувства, которое он мог бы ощутить на пути Евангелия, ни одного действия, которое он мог бы совершить на пути Евангелия без благодатной помощи Бога». Действие Божьей благодати наделяет человека неоценимым даром единения с Богом — обожествлением. В этом состоянии благодати человек, по словам святого Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

Действие Божьей благодати происходит в сотрудничестве (в синергии) со свободной волей человека. «Синергизм Богочеловека — это существенное отличие христианского действия в мире. Здесь человек сотрудничает с Богом, а Бог с человеком», — объясняет святой Иустин Попович. — (…) Человек, со своей стороны, выражает свою волю, а Бог — свою благодать; из их совместного действия формируется христианская личность. Согласно учению святого Макария Великого, благодать действует таинственным и постепенным образом в сотворении нового человека. Благодать исследует волю человека, сохраняет ли он полную любовь к Богу, отмечая его согласие со своими действиями. Если душа в духовном подвиге оказывается доброй, ничем не поколебленной и не оскорбленной, благодать проникает в «ее сокровенные составы и мысли», пока вся душа не будет покрыта благодатью.

Поня­тие «Бла­го­дать Божия» в Свя­щен­ном Писа­нии

Слово благодать довольно часто встречается в Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, и употребляется в различных смыслах:

  1. иногда означает благосклонность, благоволение, доброту, милость (Быт.6:8; Еккл.9:11; Ест.2:15, 8:5);
  2. иногда дар, благость, всякое благо, всякий дар, который Бог дает своим созданиям без всякой заслуги с их стороны (1Пет.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми переполнена вся земля (Пс.83 (Пс.83:12, 146:8-9; Деян.14:15-17, 17:25; Иак.1:17), и сверхъестественные, необыкновенные дары Божьи, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор.12:4-11; Рим.12:6; Еф.4:7-8);
  3. иногда относится ко всей великой работе нашего искупления и спасения, совершенной по благодати Господа нашего Иисуса Христа (Тит.2:11), (Тит.3:4-5);
  4. Но сама благодать — это спасающая сила Божья, которая, передаваясь нам через заслуги Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас к духовной жизни и, подтверждая и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение. Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же. И не прельщайтесь различными и чуждыми учениями, ибо хорошо укреплять сердце благодатью, а не мясом, от которого делающие его не имеют никакой пользы (Евр. 13:8-9).

Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния о бла­го­дати

125 Также постановлено: если кто скажет, что благодать Божья, которой оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действует только для отпущения уже совершенных грехов, но не служит для предотвращения совершения других грехов, да будет предан анафеме, ибо благодать Божья не только дает знание того, что должно делать, но и вдыхает в нас любовь, чтобы и мы делали то, что знаем.

126 И если кто скажет: та же благодать Божия, которая от Иисуса Христа, Господа нашего, только помогает нам не грешить, так как чрез нее открывается и является нам знание грехов, которых, как мы знаем, мы должны искать и избегать; но что нам не дана любовь и сила делать то, что, как мы знаем, делать хорошо, да будет анафема. Ибо когда Апостол говорит: Разум производит гордость, а любовь производит творение (1 Кор. 8:1), то весьма нечестиво было бы верить, что к хвастовству мы имеем благодать Божию, а к творению не имеем, тогда как и то, и другое — дар Божий: и знание, которое подобает делать, и любовь к добру, которое подобает делать, чтобы от творческой любви ум не кипел. Ибо как написано у Бога: научи человека уму-разуму (Пс.93:10), так и написано: любовь от Бога (1Ин.4:7).

127 Также постановлено: кто скажет, что благодать оправдания дана нам, чтобы нам легче было следовать нашему свободному решению, по благодати, как будто, не получив благодати Божией, мы можем исполнять Божественные заповеди с неудобством, но без нее, да будет анафема. Ибо о плодах заповедей Господь не сказал: без Меня не можете делать ничего худого, но сказал: без Меня не можете делать ничего (Иоанна 15:5).

«Каноны» или книга правил. Регламент Священных Поместных Соборов. Постановления священного Поместного Собора Карфагена (393-419 гг.).

Цитаты о бла­го­дати

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Иакова 4:6

«Есть два великих подвига для каждой благочестивой души: Первое — получить благодать Святого Духа, ибо невозможно никому вступить на путь спасения, а тем более идти по нему, если он сначала не получит таинственную благодать Святого Духа; второе, более трудное, — не потерять эту благодать, полученную с большими усилиями и трудом….. И именно этот великий подвиг — не потерять уже полученную благодать Божью — стоит перед душой до последнего вздоха».
Преподобный Симеон Новый Богослов

Наши каналы TG Наши каналы VB

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector