Многие святые просияли на русской земле. Многие из них были официально канонизированы как святые, но есть и те, кто был почитаем народом до официального признания Церковью. Протоиерей Валентин Амфитеатров — один из них.
Жизнеописание
Валентин Николаевич Амфитеатров — представитель древнего рода, давшего Русской Церкви известных священнослужителей. Это славное имя носили святитель Филарет, митрополит Киевский, и Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. В семье его родного брата, протоиерея Николая Гавриловича, родился мальчик, которому дали имя Валентин.
Священник Валентин Амфитеатров
Ранние годы
В возрасте 11 лет юноша поступил в Орловскую духовную семинарию. За год до окончания учебы он перешел в Киевскую духовную семинарию. С 1854 по 1858 год Валентин Николаевич продолжил обучение в Московской духовной академии. Молодой человек, который много читал и знал несколько языков, надеялся, что его определят в одну из столичных богословских школ, чтобы продолжить свое самообразование рядом с православными храмами и обширными книжными запасами. Однако из-за отсутствия вакансий в Москве молодой богослов был назначен в Калужскую духовную семинарию.
Калужский период
В возрасте 24 лет он женился на Елизавете Ивановне Чупровой, сестре одного из своих студентов и дочери священнослужителя из церкви города Мосальска. Свадьба состоялась в июле 1860 года, а через два месяца богослов был рукоположен в священники. Благовещенская церковь в Калуге была его первым местом служения. В течение года он также служил священником в епархиальной канцелярии.
Через четыре года о. Валентин был назначен благочинным храма Живоначальной Троицы в районном городе Лихвин Калужской области. В то же время он преподавал Божественное право в местной школе. В 1866 году Валентин Николаевич был возведен в сан протоиерея. А через 5 лет добросовестная деятельность священнослужителя была замечена, и он был награжден переводом в Москву.
Московские годы
Приехав в Москву в 1871 году, Валентин Амфитеатров был назначен преподавателем законоведения в учительской семинарии. Затем он работал на той же должности в государственном реальном училище в течение 8 лет.
В 1874 году отец Валентин был назначен настоятелем церкви Святых Константина и Елены. Небольшая церковь, считавшаяся приходской, располагалась на территории Кремля в его юго-восточной части. Из-за небольшого количества жилых домов в этом районе, в приходе было не так много прихожан.
Интересно! Благодаря усердному служению, доброте и силе Святого Духа протоиерея Валентина, число прихожан значительно увеличилось. Люди приходили в маленький храм не только из окрестных деревень, но и из отдаленных уголков города.
В течение 18 лет духовный свет исповедника осенял людей, приходивших в церковь Константина со своими печалями и трудностями.
В 1892 году Валентина Николаевича без его согласия перевели в Архангельский собор Московского Кремля. У нового настоятеля, который очень тщательно соблюдал все церковные традиции и правила во время литургии, возник конфликт с духовенством собора, который вскоре был разрешен. Однако эти события значительно подорвали физическое здоровье проповедника.
Архангельский собор в Московском Кремле
Многие из его духовных детей из Константиновского прихода последовали за о. Проповедник уделял особое внимание бедным и нуждающимся. Для этих дел он использовал собственные средства и обращался за помощью к влиятельным и богатым прихожанам, которым указывал на нуждающихся. Все, кто общался со священником, говорили, что Господь наделил его даром ясновидения и предвидения.
Интересно! Высокие духовные качества известного московского проповедника отметил его современник Иоанн Кронштадтский. Он указывал приходящим к нему москвичам, что в их городе есть отец Валентин.
Последние годы
Сердечная боль и тяжелая работа привели к ухудшению здоровья священника. Из-за болезни ног он стал реже проводить богослужения. В декабре 1901 г. Валентин Николаевич в сопровождении дочери посетил столицу, чтобы попросить освободить его от должности настоятеля Архангельского кафедрального собора и выделить ему небольшой православный храм, где он мог бы иногда проводить службы. Однако весной следующего года настоятель полностью потерял зрение, что сделало невозможным продолжение его церковного служения.
Несмотря на развивающуюся физическую немощь, его духовная паства продолжала собираться вокруг проповедника. Вначале он принимал людей в съемной квартире в Москве, а затем в доме своей дочери в подмосковном Очаково. С 1906 года отец Валентин начал страдать от частых головных болей, бессонницы и сердечных приступов. Протоиерей Валентин Амфитеатров окончил свой земной путь 20 июля 1908 года.
Почитаемый патриарх был похоронен 23 июля после панихиды и погребения московским духовенством на Ваганьковском кладбище в Москве рядом с могилой своей супруги, скончавшейся в 1880 году.
Литературная деятельность
Помимо пасторского служения и служения самосовершенствования, Валентин Амфитеатров был плодовитым писателем. Среди работ, опубликованных при его жизни, такие как:
- Библейская история Ветхого и Нового Заветов;
- Очерки по библейской истории Ветхого Завета.
Книга Валентина Амфитеатрова.
Однако большинство написанных им работ были опубликованы уже после смерти проповедника. К ним относятся:
- Духовные беседы, произнесенные на Московском Архангельском Соборе в 1899-1902 гг;
- Пост. Духовные учения;
- Воскресные Евангелия. Сборник проповедей.
Протоиерей Валентин Амфитеатров — один из российских проповедников, чьи труды приблизили к Господу его духовных чад. Его духовные качества и дары прозрения и исцеления, которыми наделил его Небесный Отец, и сегодня помогают людям, обращающимся к нему в смиренной молитве.
Почитание и судьба погребения
С первых дней после смерти любимого духовного отца к его могиле потекли многочисленные паломничества. Вскоре там был установлен памятник в виде большой каменной плиты, у которой ежедневно проводилась поминальная служба. До 1918 года в поминальные дни на месте захоронения старца совершались панихиды, которые совершали московские архиереи.
Когда к власти пришли большевики, могилу отца Валентина неоднократно оскверняли. В 1920-х годах был сломан крест, который Наталье Ивановне Шираевой удалось спасти. После ее смерти на могиле преданной духовной дочери была воздвигнута святыня, связанная с именем Валентина Амфитеатрова.
Могила Валентина Амфитеатрова на Ваганьковском кладбище
В 1930-х годах советские чиновники приказали забетонировать могилы старца и его родственников и выставили часовых, чтобы не допустить людей к священному для его духовных детей месту. Печальная участь постигла Анну Зерцалову, которая вела подготовительную работу по канонизации святого. За нее женщина была арестована и расстреляна на Бутовском полигоне по обвинению в контрреволюционной деятельности.
В 1940-х годах на месте ее захоронения была организована братская могила советских солдат. Отец Валентий, предвидя это событие, указал в своем завещании, чтобы его могила была расположена как можно глубже. В 1990-х годах среди солдатских могил были установлены два креста, чтобы отметить место захоронения проповедника. Третий крест был установлен в кладбищенской церкви Воскресения Христова.
В 1998 году на заседании комиссии Священного Синода по канонизации святых было решено, что препятствий для канонизации и прославления протоиерея Валентина Амфитеатрова нет. Но на этом процесс канонизации московского проповедника и поборника православной веры остановился. Однако духовенство указывает, что разрешается молиться ему вне церковных зданий.
Интересно! Паломники отмечают, что после молитвы протоиерею Валентину у любого из трех крестов на Ваганьковском кладбище просящие о помощи получают ее. Старик предсказал это перед смертью, сказав, что поможет каждому, кто попросит у его могилы или вдали от нее.