- Справочник священнослужителя алтарника
- Алтарь работы Ж.И. Рубана
- Алтарь Словарь храмовой архитектуры
- Книга о церкви Святого Симеона в Салониках
- Новая скрижаль архиепископа Вениамина (Краснопевкова-Румовского)
- Символика алтаря святого Симеона Солунского
- Алтарь архиепископа Аверкия (Таушева)
- Кто допускается к алтарю во время богослужения? Архиепископ Аверкий (Таушев)
- Почему женщинам не разрешается входить в алтарь? Работа (Гумеров).
- Ветхозаветные прототипы алтарных ширм в византийских церквях С. Тарханова
- Алтарь: что скрыто от глаз?
- Фотоальбом: ‘Алтарь.
Алтарь (от лат. alta и ara — возвышенный алтарь) — это восточная, главная часть храма, в которой находится трон, жертвенник, кафедра епископа или священника. Обычно он отделен от остальной части храма иконостасом.
История алтаря
История православного алтаря восходит к раннехристианским временам, когда в катакомбных храмах, подземных и наземных базиликах каменная гробница (саркофаг) с останками мученика помещалась в передней части церкви, отделенной от остального пространства низкой решеткой или колоннами.
На этой каменной гробнице в катакомбах было совершено таинство Евхаристии — превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Само название указывает на то, что уже в древности алтари христианских храмов устанавливались на определенном возвышении по отношению к остальным частям храма.
Первоначально алтарь состоял из жертвенника, который располагался в центре алтарного пространства, епископальной кафедры и скамеек для духовенства (алтарных сидений), которые располагались напротив алтаря у стены в полукруге алтарной апсиды. Жертвенник (алтарь) и Сосуд (ризница) располагались в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Позже жертва приносилась на самом алтаре, слева от того места, где находился жертвенник, если смотреть со стороны престола. Вполне вероятно, что в результате изменились названия священных мест у алтаря.
В древности алтарь всегда назывался жертвенником или трапезной, а название «престол» относилось к месту епископа на алтарной площадке. С перенесением на алтарь жертвы, на которой готовились хлеб и вино для таинства Евхаристии, она стала называться в устной традиции жертвенником, престол (место епископа) стал называться возвышением, а сам алтарь — жертвенником (трапезой).
Устройство современного алтаря
Сегодня, согласно древним традициям, полукруг (апсида) устраивается в восточной стене алтаря, на внешней стороне святилища. В центре пресвитерии установлен святой алтарь. Фасад построен напротив алтаря, близко к центру апсиды. В епископальных соборах и во многих приходских церквях здесь ставится епископское кресло в знак трона, на котором незримо восседает Всевышний. В приходских церквях в апсиде может не быть стула, но в любом случае это место является знаком небесного престола, на котором невидимо присутствует Господь, и поэтому называется высоким местом.
Гора неизменно почитается на службах, в процессии мы кланяемся и осеняем себя крестным знамением, на месте горы зажигается свеча или лампада.
В древности это был подсвечник для семи свечей, но в наши дни чаще всего это светильник с семью ветвями, отходящими от одного высокого столба, в котором находятся семь лампад, зажигаемых во время богослужения.
Справа от возвышения и слева от престола находится жертвенник, на котором совершается прокурация. Рядом с ним обычно стоит стол, на который верующие кладут ковш и лист бумаги с именами людей для их святости и снисхождения. Справа от алтаря, обычно в отдельном помещении, находится ризница, где хранятся священные сосуды и облачения духовенства во время служения. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в этом случае справа от алтаря всегда стоит стол, на котором лежат священнические облачения, приготовленные для Божественной литургии.
По обе стороны от подсвечника, с северной и южной сторон престола, на посохе помещаются съемная икона Божией Матери (с северной стороны) и Крест с изображением Распятия (с южной стороны).
Справа или слева от престола находится таз для омовения рук священнослужителей перед литургией и для омовения рта после нее, а также место, где зажигается благовоние. Епископское кресло обычно ставится перед алтарем, справа от Королевских ворот у южной алтарной двери.
Алтарь обычно имеет три окна, означающие несотворенную троицу Божества, либо дважды три (вверху и внизу), либо три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа и Иисуса Христа), либо четыре (в честь четырехкратного Евангелия).
Алтарь, из-за совершаемого в нем таинства Евхаристии, напоминает аккуратную, отделанную верхнюю комнату, где происходила Тайная Вечеря, в то время как в наше время он содержится в особой чистоте, покрыт коврами и украшен всеми возможными улучшениями.
В православном Типиконе и Сервите алтарь часто называют святилищем. Считается, что это произошло от того, что древние учителя Церкви часто называли алтарь ветхозаветным именем Святая Святых. Действительно, Святые места Моисеевой скинии и Соломонова храма, хранящие в себе Ковчег Завета и другие великие святыни, духовно прообразуют христианский алтарь, хранящий величайшую тайну Нового Завета — Евхаристию, где в ризнице хранятся Тело и Кровь Христа. Использование учителями Церкви термина «Святая Святых» для обозначения православного алтаря сближает его с ветхозаветным святилищем, не из-за сходства его устройства, но имея в виду особую святость этого места.
Действительно, святость этого места настолько велика, что еще до отделения католицизма от полного православия существовала традиция, запрещавшая любому мирянину, будь то женщина или мужчина, входить в алтарь. Исключения иногда делались только для диаконисс, а позже — для монахинь в монастырях. Где они могли войти в алтарь, чтобы очистить и зажечь светильники. Затем, с особого благословения епископа или духовенства, разрешалось иметь заступников, лекторов и алтарников или монахинь, в обязанности которых входила уборка алтаря, зажигание лампад, приготовление кадильниц и т.д. В Древней Руси не было принято держать в алтаре иконы с изображением каких-либо святых, за исключением Богоматери, а также иконы с изображениями людей, не канонизированных в качестве святых (например, воинов, охраняющих Христа, или мучителей святых людей, страдающих за веру, и т.д.).
Наши каналы TG Наши каналы VB