Алкогольная зависимость — актуальная проблема, стоящая перед человечеством. Многие христиане пытаются оправдать свою зависимость, цитируя Писание, в котором употребление вина упоминается в положительном смысле.
В то же время большинство выдающихся отцов Церкви говорят, что алкоголь в любом количестве — это зло. Этот острый спорный вопрос можно легко разрешить, внимательно прочитав библейский текст.
Вино в Ветхом Завете
В синодальном переводе древнейшей части Писания слово вино употребляется более 200 раз. Кроме того, в оригинальном тексте используется несколько имен со следующим значением:
- Яин — слово, означающее буквально вино. Это слово используется 134 раза в Ветхом Завете.
- Тирош — свежий виноградный сок или новое, сладкое вино. Упоминается 34 раза в текстах Ветхого Завета.
- Гемер — в еврейской традиции красное сладкое вино.
- Сикера — крепкий напиток из винограда, который хорошо насыщает и может опьянять.
- Асис — свежевыжатый виноградный сок.
- Сове употребляется в Библии в двух смыслах. В одном из эпизодов оно означает крепкий винный напиток. В других ссылках переводчик толкует это слово как пьянство.
Слово «вино» в Библии относится как к перебродившему, так и к простому виноградному соку.
Древние евреи считали виноград и виноградные продукты даром Божьим. Виноделие было важным видом экономической деятельности в древнем мире. Он упоминается во многих библейских притчах. Таким образом, эти ссылки имеют как положительную, так и отрицательную коннотацию.
Алкоголь или сок?
Современные ученые проанализировали библейские тексты с лингвистической и культурной точек зрения и пришли к выводу, что слово вино имело разное значение в наше время и в библейском мире. В еврейской традиции существует 13 выражений, которые сегодня переводятся как вино.
Важно: Ученые пришли к выводу, что только 3 из них связаны с употреблением алкоголя. Остальные библейские истории относятся к различным сокам солнечного фрукта.
Одним из первых, кто изучал этот вопрос, был епископ Владимир Богоявленский, который был замучен большевиками в годы религиозных гонений. Будучи главой главных русских соборов — Московского, Санкт-Петербургского и Киевского — он провел исследование, которое позволило ему заметить, что хвалы в библейских текстах относятся к виноградному соку, который не подвергался брожению.
Истории, содержащие осуждения и прямые запреты на употребление вина, относятся к алкогольным напиткам, сделанным из винограда. Выводы православного духовенства подкрепляются информацией из исторических источников.
Вино и виноград упоминаются в многочисленных библейских повествованиях
Философ Прокл, живший в Древней Греции, описывает процесс приготовления свежевыжатого виноградного сока и называет полученный напиток вином. Историки отмечают, что жители Греции и Рима сохраняли сок, подвергая его длительному процессу кипячения.
Объем жидкости уменьшился на четверть. Затем напиток разливали в глиняные сосуды и запечатывали их кожей, чтобы предотвратить попадание воздуха. В таком состоянии напиток хранился до двух лет, не вызывая опьянения.
Ученые, изучающие вопрос упоминания вина в Писании, приводят апокрифические сочинения, в которых подробно рассказывается, что на Тайной вечере Господь повелел подать чашу не с винным напитком, а с соком, выжатым прямо в сосуд. Историки считают, что этот обычай соблюдался на церковных праздниках в течение, по крайней мере, последующих 10 веков.
Случаи с Ноем и Лотом
Первые упоминания о негативном влиянии вина встречаются в Ветхом Завете. Антиалкоголики ссылаются на 10-ю главу книги Бытие, в которой описывается история о пьянстве Ноя. Через некоторое время после потопа праведник занялся земледелием и разбил большие виноградники. Однажды он выпил большое количество перебродившего виноградного напитка и опьянел.
Ной был замечен своим сыном Хамом лежащим обнаженным. Он вышел из шатра и рассказал своим братьям о том, что видел, насмехаясь и осуждая своего отца. Иафет и Шем взяли покрывало, вошли в шатер спиной вперед и прикрыли наготу своего родителя.
Опьянение Ноя
Негативные последствия чрезмерного употребления вина сказались не только на праведнике, но и на его детях. Вид опьяневшего отца побудил Хама к греху осуждения и неуважения к своим родителям.
О пагубном влиянии алкоголя на человеческие души рассказывается в Бытие, глава 19. Праведный Лот, избежавший Божьего гнева, уничтожившего Содом и Гоморру, стал жертвой своих собственных дочерей. Девы, впав в греховные мысли, решили напоить своего отца вином и переспать с ним, чтобы зачать от него ребенка.
Многократное злоупотребление праведника алкогольным вином привело его к грехопадению и кровосмешению. Дети, рожденные от дочерей Лота, стали протопластами языческих народов, которые Библия описывает как врагов Господа.
От Мелхиседека до Христа
Напиток, получаемый из плодов винограда, в библейские времена считался символом гостеприимства и процветания. Сторонники трезвого образа жизни настаивают на том, что безалкогольный сок считался символом процветания. Именно к этому относятся следующие библейские истории:
- Иерусалимский первосвященник царь Мелхиседек угостил хлебом и вином Авраама, победившего иноземных царей. На протяжении веков еврейский народ проявляет уважение и почтение к своим гостям.
- История о свадьбе в Кане рассказывает о чуде превращения Христом воды в вино. В тексте упоминается, что напиток, созданный из воды, был отличного качества. Ученые утверждают, что Иисус закрепил свою славу не бодрящим напитком, а соком свежего винограда. Свадьба в Кане
- На Тайной вечере Спаситель предложил испить из чаши вина, символизирующего Его кровь. Священный текст не дает никаких указаний относительно крепости виноградного напитка, но в апокрифической литературе можно найти упоминания о наполнении потира во время первого причастия свежим виноградным соком.
- В речах апостола Петра говорится о вреде пьянства, а также о полезных свойствах вина. Ученик Господа посоветовал Тимофею пить небольшое количество молодого вина, чтобы освежить тело и улучшить самочувствие. Таким образом, в оригинальном тексте использовано слово «тирош», означающее свежевыжатый сок.
Недуги души
Алкогольная зависимость является одной из причин следующих социально-нравственных проблем
- увеличение количества травм и смертей в домашних хозяйствах;
- увеличение количества автомобильных аварий;
- разгул преступности;
- Кризис в семье и браке;
- Упадок культуры и нравственности.
Православная церковь считает алкоголизм духовной болезнью, которая приводит к психическим и физическим изменениям в организме. Излечиться от этой зависимости можно, присоединившись к жизни Церкви.
Библия осуждает употребление алкогольных напитков.
Алкоголик должен добровольно прийти в церковь и покаяться в своих грехах. Вступая на путь выздоровления, он должен сделать следующее:
- Посещайте церковные службы;
- Принимайте таинства;
- Молитесь усердно;
- соблюдать пост;
- Регулярно читайте Писание и труды Отцов Церкви.
Священнослужители подчеркивают, что проблема пьянства может быть решена только при тесном сотрудничестве между общественными организациями, государственными учреждениями и Церковью.
Важно! Сегодня, благодаря поддержке православной церкви, существует множество реабилитационных центров и общественных центров, которые помогают наркоманам преодолеть свою болезнь и социализироваться в обществе.
Несмотря на все попытки слабонервных людей оправдать свою зависимость цитатами из Библии, употребление вина в Библии не оправдано. Бог дал человечеству виноградную лозу и благословил сок ее плодов. Употребление вина порицается в Писании, а в некоторых случаях и вовсе запрещено.