Древнерусское язычество — система дохристианских верований о мире и человеке у древних восточных славян, официальная и господствующая религия в Древнерусском государстве до Крещения Руси в 988 году. До середины XIII века, несмотря на усилия правящей элиты, ей продолжала следовать значительная часть населения Руси. После полного вытеснения христианством языческие традиции и верования продолжали оказывать значительное влияние на русскую культуру, традиции и образ жизни, которое продолжается и по сей день.
Пантеон богов
Верования древних славян уходят корнями в религиозные верования древних индоевропейцев, от которых славяне отделились во II-I тысячелетии до нашей эры. Постепенно трансформируясь и усложняясь, перенимая черты других культур, прежде всего ираноязычных (скифы, сарматы, аланы), языческая система верований достигла 9-10 веков.
Лаврентьевская летопись упоминает, что в киевском языческом пантеоне, поставленном князем Владимиром в 980 году «на холме за Теремным двором», находились идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Перун был верховным богом грома, славянским эквивалентом Зевса и Тора. Он считался покровителем княжеской семьи, и ему поклонялись в основном в княжеских кругах. Конь выступал в роли божества солнца. Исследователи спорят о происхождении его имени, возможно, оно пришло к славянам от хазар или скифов и сарматов. Дажьбога, который также олицетворял солнце, некоторые специалисты отождествляют с Хорсом, полагая, что это два имени одного и того же бога. Стрибог был богом ветра, Семаргл — богом растительности, земли и подземного мира, как считают некоторые ученые. Единственной богиней в пантеоне Владимира была Мокошь, покровительница ремесел и плодородия. «Владимирским богам» посвящено огромное количество противоречивой научной литературы: специалисты предлагают множество вариантов толкования имен языческих божеств, спорят об их родовой привязке, ищут аналогии в германских, балтских, иранских, финно-угорских, тюркских культах. Существует мнение, что рассказ о «богах Владимира» является поздней вставкой с именами языческих идолов, известных по различным упоминаниям. Как бы то ни было, археологические раскопки показали — перед двором княжеского двора на Старом Константинопольском холме действительно находилось славянское святилище.
Среди славянских божеств, не упомянутых в Лаврентьевской летописи, исследователи находят бога огня Сварога, которому особенно поклонялись крестьяне, богиню весны и брака Ладу, а также Волоса (Велеса), бога скотоводства. Эти три бога, а также Мокошь, Перун и Дажьбог-Горс были «опознаны» выдающимся ученым Б.А. Рыбакова в изображениях с каменного идола X века, обнаруженного в 1848 году в реке Збруч (современная Украина), и поэтому вошедшие в историю как «Збручский идол». Стоит отметить, что в различных славянских племенах преобладали культы различных божеств.
На первом этапе религиозные представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая казалась населенной множеством духов, что нашло отражение в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись Матери-Земле, символом чего служили узоры, изображающие большой квадрат, разделенный на четыре меньших квадрата с точками в центре на вспаханном поле. Культ воды был довольно развит, так как вода считалась элементом, из которого был создан мир. Воду населял ряд божеств — русалки и водяные, в честь которых проводились специальные праздники, называемые русалиями. Утки и гуси обычно были символами воды в искусстве. Лесам и рощам поклонялись как жилищам богов. Повелителем языческого леса был Медведь — самое сильное животное. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Некоторые племена считали Волка своим предком и поклонялись ему как божеству. Среди травоядных наиболее почитаемой была Олениха (Лосиха), древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне больше всего поклонялись лошади. Они представляли себе солнце в виде золотого Коня, несущегося по небу. В начале I тысячелетия нашей эры древнеславянские божества приобретают антропоморфную форму, то есть черты животных в образах божеств постепенно уступают место человеческим. Среди них боги Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес (Волос), Ярило и Макошь (Мокошь).
Сварог — олицетворение неба, верховный владыка вселенной, прародитель богов. Стрибог — бог ветров. Дажьбог (Даждьбог) был одним из самых почитаемых языческих богов на Руси на протяжении нескольких веков. Дажьбог — бог солнечного света, тепла и времени созревания урожая. Золото и серебро были символами этого бога. Дажьбог был богом солнечного света, но не самого солнца. Богом солнца был Хорс, чье имя означает «солнце», «колесо», олицетворяя светило, движущееся по небу. Это было очень древнее божество, не имевшее человеческой формы и представленное просто золотым диском. С культом Хорса был связан ритуальный весенний круговой танец (движение по кругу), обычай печь в Великий пост пироги, напоминающие по форме солнечный диск, и катание зажженных кругов, которые также символизировали Солнце. Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл), крылатый пес, защитник посевов, бог корней, семян и ростков.
Его звериный облик свидетельствует о его древности. Лада и Леля были женскими божествами плодородия, процветания и весеннего расцвета жизни. Лада была богиней брака и изобилия, а также времени созревания урожая. Ладу называли «мать Лила». Леля была богиней незамужних девушек, богиней весны и первой зелени. Древний земледельческий культ Матери-Земли уходит корнями в славянское поклонение Макоши, богине земли, плодородия, предназначения женщины, великой матери всех живых существ. Как богиня плодородия, Макошь была тесно связана с Семарглом, с русалками, орошавшими поля, с водой в целом — Макошь поклонялись возле источников, девушки бросали пряжу в ее колодец в качестве подношения. Макошь также была богиней женского труда, великой прядильщицей. Пятница считалась священным днем для Макоши, 12 пятниц в году (каждый месяц) отмечались особо. Мужским богом плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Название Велес восходит к древнему корню «вел», означающему «мертвый». Велес — правитель мира мертвых. В то же время Велес — бог мудрости и поэзии. Культ Велеса у славян со временем сильно изменился. Самое раннее появление бога Медведя, который является прародителем диких животных, на которых ведется охота. С переходом к скотоводству Велес стал покровителем домашних животных, «богом скота». Однако «бог скота» не окончательно теряет свой медвежий облик: так, до 20 века русские крестьяне хранили в своих сараях в качестве талисмана медвежью лапу и называли ее «богом скота». С развитием славянского земледелия Велес стал богом урожая, оставаясь при этом богом мертвых — похороненные в земле предки были покровителями и хранителями урожая. Эти боги также имели свои символы в искусстве.
Петух, отмечающий время с поразительной точностью, был признан птицей вещей, и редко какая сказка обходится без упоминания о нем. Конь, это гордое, стремительное животное, которое в образах древних славян часто связывалось либо с богом солнца, либо с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнерусского искусства, и много позже его изображение продолжало появляться на коньках русской палаты и терема. Особенно почиталось солнце, и изображение огненного круга, разделенного на шесть частей, прочно утвердилось в изобразительном искусстве.
Эти изображения появлялись на домовых лентах и вышитых полотенцах вплоть до начала XX века. Поклоняясь и боясь домашних духов, фантиков, фей, русалок, водяных и других существ, населяющих окружающий их мир, славяне пытались отгородиться от них десятками плишек и амулетов-оберегов, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Второй этап развития язычества славян
На втором этапе развития старославянского язычества оформился и продержался дольше других культ Рода и Рожаницы, творца Вселенной и богини плодородия. Это был культ предков, семьи и дома. Род был богом неба, бури и плодородия. Считается, что он прилетел на облаке, пролил дождь на землю, и от этого на земле родились дети. Род был владыкой земли и всех живых существ, языческим богом-отцом. Спутницами Рода были безымянные богини плодородия, изобилия, процветания. Их образ восходит к древним Олени. Послеродовые женщины почитались как защитницы молодых матерей и детей. В то же время сформировалась трехчастная концепция мира: нижний подземный мир (символы ящериц и змей), средний земной (люди и животные) и верхний небесный, звездный мир. Изображение этой мировой структуры можно было увидеть на идолах, сохранившихся лишь в единичных экземплярах, а также на русских прялках столетней давности.
Святилища-капища
Поклонения и жертвоприношения совершались в специальных святилищах, которые первоначально представляли собой круглые деревянные или земляные сооружения, построенные на курганах или холмах, но позже приобрели прямоугольную форму. В центре храма находилась деревянная или каменная статуя божества-идола, вокруг которой зажигались жертвенные костры. Стены храма были сделаны из вертикальных бревен, украшены резьбой и яркой росписью. Самым известным памятником язычества является Збрунахский идол (9-10 век), четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збрунах. Его грани покрыты рельефами в несколько уровней. На верхней изображены боги и богини с длинными волосами. Под ними находятся еще три яруса, отражающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном мире.
Народные праздники
Постоянная борьба и победа светлых и темных сил природы, в свою очередь, имела художественное обеспечение в славянских верованиях о круговороте времен года. Их отправной точкой было начало нового года, рождение нового солнца в конце декабря. Этот праздник славяне называли «коляда». Божество солнца, отгоняющее зиму, называлось Купала, Ярок и Кострома. Во время праздника Весны соломенные чучела этих божеств сжигали или топили в воде. Языческие народные праздники, такие как гадание на Новый год, карнавал или неделя фей, сочетались с заклинательными магическими ритуалами и были своего рода молитвами к богам об общем благе, обильном урожае, защите от бурь и града. Новогоднее гадание на урожай проводилось с использованием специальных сосудов — фруктовых садов. На них часто изображались 12 различных рисунков, образующих замкнутый круг, символизирующий 12 месяцев.
Третий этап развития язычества славян
На третьем и последнем этапе развития язычества возник культ Перуна, дружественного бога — громовержца. В 980 году киевский князь Владимир I, прозванный Красным Солнышком, попытался реформировать язычество. Пытаясь возвысить национальные верования до уровня государственной религии, князь приказал установить в Киеве шесть деревянных идолов богов: Перун с серебряной головой и золотыми усами, Хорс, Даждьбог, Симаргел и Мокоши. Восемь неугасимых костров горели вокруг идола Перуна. В Киеве идол Велеса тоже стоял, но не при княжеском дворе, а в слободах простых людей: культ этого полуживотного-полубога считался слишком диким и простым, чтобы быть вровень с «княжескими» богами.
Воинственные боги
Среди общеславянских божеств плодородия особое место занимают боги-воины, которым приносились кровавые жертвы, — Ярило и Перун. Ярило — бог зерна, умирающий в земле, чтобы возродиться в виде колоса, был одновременно прекрасен и жесток. Язычники видели его в виде юноши на белом коне, одетого в белое, с венком из полевых цветов. Молодую овцу приносили в жертву Ярили, богу смерти и воскресения; ее кровью окропляли поле, чтобы урожай был более обильным. В фанатичную эпоху культ Ярилы соотносился с культом Святого Георгия, поскольку имя святого воина означает «земледелец». Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из самых древних и восходит к III тысячелетию до нашей эры. Главный миф о Перуне повествует о битве бога со змеем, который похитил скот, воды, светила и жену громовержца. Перун — царь змей, владеющий молотом молний, — тесно связан с образом волшебного кузнеца. Возникновение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога, начинается с военной кампании киевлян. Они победили хазар и вели войну против Византии. Человеческие жертвы приносятся Перуну у подножия священных дубов. Перуна называли «княжеским богом», поскольку он был покровителем князей, символизируя их власть. Такой бог был чужд большинству славянских земледельцев.
Существует мнение, что называть древних славян язычниками начали с приходом христиан на Русь. До христианизации славяне называли язычниками тех, кто не понимал ведического смысла нашей родной Веры.
Кольца со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней выглядят стильно и солидно. Неудивительно, что многие девушки мечтают о том, чтобы в день свадьбы жених надел им на палец кольцо со сверкающими камнями. Подробнее об этом вы можете прочитать на сайте
Женственная фигура всегда привлекает мужчин, но не все женщины являются обладательницами красивой и пышной фигуры. Иногда для достижения максимального эффекта приходится изрядно попотеть над своими формами в тренажерном зале, но есть и другие, менее сложные способы.
Перед поступлением на службу в полицию они проходили шестимесячную юридическую подготовку, обучение оказанию первой помощи, отработку приемов борьбы, физическую подготовку, огневую подготовку.