Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны

Жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, до последнего вздоха служившей Москве и России, оставила заметный след в истории нашей страны и русской культуры.

В России было много верных сыновей и дочерей, которые, защищая Москву, отдали жизнь за спасение столицы своей Родины. Но мало кто, не имея ни капли русской крови, полюбил Россию как свою вторую родину и предпочел смерть спокойной жизни за границей, вдали от Москвы.

Когда весной 1917 года в революционную Москву приехал шведский министр, чтобы передать великой княгине предложение германского кайзера покинуть Москву накануне страшных времен, Елизавета Федоровна выслушала его и сказала, что готова разделить участь своей вторая родина, и она не оставит свою духовную семью — сестер Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

Может возникнуть вопрос: не странно ли, что великая княгиня была так предана Москве и России, будучи принцессой англо-германского происхождения? Здесь нет ничего странного. Ведь нравственный гений строит свою жизнь по высокому моральному баллу и не ищет тихой гавани в час народных бедствий. Неразрывная личная связь с Москвой, понимание особой духовной роли России в судьбах человечества определили поведение Великой княгини в тот неспокойный момент.

Если нарисовать карту путешествий Великой Княгини по Москве и Подмосковью и пешком, всегда многозначительные и трогательные, сделанные на благо москвичей, то эта карта будет испещрена множеством линий и точек. В Москве их вниманием и заботой отмечены: Марфо-Мариинская обитель Труда и Милосердия, Храм Христа Спасителя, Исторический музей, дворец в Нескучном саду, вся территория Московского Кремля (особенно Кремлевская дворцы, Успенский собор и Чудо-монастырь), особняк Дворянского собрания, Епархиальный дом, Строгановское училище, Шереметевский богадельня, Шелапутинский пединститут, Иверская община сестер милосердия, Детский дом, Хитров рынок, Синодальная школа…

В любую поездку по Москве и Подмосковью, на каждой встрече Великая Княгиня вносила мысль о фундаменте основ русской доброты — мысль о почитании духовно образованного человека, его родственного внимания к ближнему и дальнему.

Все в нем было самобытно и удивительно просто, естественно и цельно. Его душу переполняло желание понять радость и боль другого человека как свои собственные. Черствость, снисходительное и холодно-милосердное отношение к людям вызывали искреннее удивление Елизаветы Федоровны. Без понимания этой характерной черты духовной натуры Великой княгини невозможно понять суть ее жизни и подвигов.

Каждое новое дело было для великой княгини не только задачей, требующей творческого решения, но и моральным барьером. Культура любого рода ее деятельности настолько совершенна и нравственно оправдана, что для многих это содержание жизни Елизаветы Федоровны будет раскрыто впервые. Великая Княгиня не только обаятельная, тонкая и интеллигентная женщина, но и важный общественный деятель рубежа эпох, отличающийся особой культурой поведения в критических ситуациях, что было непосредственно связано с помощью защитникам Отечества в Русско-японской и Первой мировой войны, к организации творческих союзов, к работе музеев, к жизни медицинских и учебных заведений, к проведению грандиозных национальных праздников.

Всю свою жизнь на свете, в Марфо-Мариинской обители Милосердия, в Алапаевске (и в этом главная заслуга Великой Княгини Елизаветы Федоровны), она показала, как важно для правящей элиты Москвы и России ежедневно концентрировать на идеале праведников и российских мучеников.

Многие художники пытались написать портрет великой княгини, но все эти работы встретили внутреннее неприятие Елизаветы Федоровны. Стремился написать портрет и М. В. Нестеров, который, работая над росписями в монастырской Покровской церкви, часто встречался с великой княгиней и многое сумел открыть для себя в ее духовном облике. Он уже видел портрет Елизаветы Федоровны: она была в монастыре «в тихий полдень на скамейке среди цветов, в своем сером монастырском одеянии, в сером монашеском скуфии, красивая, стройная, как средневековая готическая скульптура в каком-нибудь старинном , древний собор его древней родины». Однако случилось так, что М. В. Нестеров написал еще один портрет уже после убийства великой княгини. Я хочу верить,что именно этот портрет с любовью приняла бы Елизавета Федоровна.

Читайте также: Сергий Радонежский.

Великая княгиня Елизавета Федоровна построила свой духовный город на московской земле, посвятив свою жизнь спасению безнадежно больных, бедных, раненых и обездоленных детей и взрослых. Москва оказалась не только лучшим, но и единственным местом на земле, позволившим ему осуществить свой уникальный благотворительный дар.

Автор, обращаясь к старшеклассникам, ко всем, кто дорожит историей Москвы, стремился показать жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны как пример подвижничества, как великий творческий поступок, убедительный пример для понимания всеми ее пути жизни. Книга поможет читателю увидеть, как прекрасна жизнь в ее абсолютной преданности людям и святыням.

Родительский дом принцессы Гессенской и Рейнской

Страницы московской жизни стали венцом биографии великой княгини Елизаветы Федоровны. Но чтобы понять истоки этой подвижнической жизни, необходимо обратить особое внимание на семейную обстановку Великокняжеского дворца в немецком городе Дармштадте, где принцесса Гессенская и Елизавета Рейнская провели свою юность, по образу и подобию их матери. Великая княгиня Алиса, во многом определившая умственный и духовный склад дочери, воспитала ее способность всегда видеть в любом человеке живую душу.

Мать последней императрицы России Александры Федоровны и святой великомученицы русской, великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, принцесса Алиса родилась в 1843 году. Она была третьим ребенком английской королевы Виктории, после которой целый (викторианский) эпоха британской истории и принц Альберт Саксен-Кобургский.Всего в этой семье было десять детей.

По воспоминаниям людей, знавших юную Алису, она обладала красивой внешностью: черты ее были полны изящества, движения плавны, податливы, полны достоинства. Со всей естественной легкостью, с которой она всех знала, Алисия никогда не забывала, что она дочь королевы, принцессы, а позже великой княгини. Его речь была оживленной, он легко переходил с одной темы на другую и всегда говорил о явлениях, достойных обсуждения. Даже о мелочах она говорила по-особому и осмысленно.

В 1861 году состоялась свадьба принцессы Алисы и великого герцога Людовика Гессенского. Став Великой княжной и поселившись в Дармштадте, Алисия нашла свое истинное земное призвание, посвятив всю свою жизнь благотворительности, служению людям и обществу.

У великокняжеской четы было семеро детей: Виктория, Елизавета (Элла), Ирена, Эрнст Людвиг, Фридрих, Алиса (Аликс, будущая российская императрица Александра Федоровна) и Мария.

Вторая дочь Алисы и Людвига, Элла, будущая великая княгиня Елизавета Федоровна, родилась в Дармштадте в маленьком доме на Вильгельминенштрассе 1 ноября 1864 года. Они ждали сына, но некоторое родительское разочарование в связи с рождением девочки прошло незаметно момент. Через два года семья великого князя переехала в новый дворец, и там крестили третью дочь Ирину.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector