Господь ведет Своих избранных по трудному пути, через скорби и трудности. Таков был путь, пройденный будущим святителем Тихоном с самого детства. Он был сыном Саввы Кирилова, секвестратора в деревне Коротка, недалеко от города Валдай Новгородской губернии.
Он родился в 1724 году и был назван Тимоти. В младенчестве он так рано потерял отца, что у него не осталось никаких воспоминаний о нем. Старший брат Тимофея Евтимий стал его отцом, а их мать Домника, имея на попечении трех сыновей и двух дочерей, перешла жить к Евтимию.
Из-за большого размера семьи и бедности прихода сиротам часто не хватало ежедневного пропитания, и их мать страдала вместе с ними. Сам святитель Тихон в Задонске рассказывал, что чуть не стал кучером. Мальчик влюбился в богатого, но бездетного кучера, который хотел воспитать его как сына и оставить ему все свое имущество. Хотя Домника жалела, что отдает сына кучеру, она вынуждена была согласиться на это из-за крайней нужды в еде.
Евфимия в это время была в отъезде, но когда он вернулся домой и узнал о намерении матери, он на коленях умолял ее не отдавать его брата кучеру: «Я лучше пойду с сумкой, но постараюсь научить его читать и писать. Затем его могли назначить пономарем или дьячком в церкви. Мать послушалась старшего сына и оставила мальчика дома, но их бедность была так велика, что маленькому Тимофею не раз приходилось целый день отстаивать соседское поле за кусок хлеба. Этот рассказ святого проливает некоторый свет на семейные отношения в его детские годы. Эта почтительная мольба сына к матери, эта братская любовь вплоть до готовности носить кошелек за едой и учить брата грамоте, это уважение к своему призванию, пусть скромному, но служителю Церкви Божией, считавшему, что лучше приютиться в доме Божием со всей его бедностью и нищетой, чем жить в мирской деревне с достатком, — все это свидетельствует о том, что дети были воспитаны в лучших традициях православной России.
В 1735 году императрица Анна Иоанновна издала указ о призыве в армию всех необразованных детей представителей духовенства. Это побудило его родственников отправить Тимофея в Новгородское духовное училище. Его забрала мать, уже больная, и вскоре он умер в Новгороде. Тимофей остался полным сиротой. Ему было нелегко; государственной стипендии не было, и его брат Петр, священник в Новгороде, помогал ему, как мог, но этого было недостаточно. Как и в раннем детстве, ему пришлось пойти на поденную работу — в свободное время он копал грядки вместе с садовниками.
В 1740 году, когда была основана Новгородская духовная семинария, Тимофей был в числе избранных студентов. Здесь он был зарегистрирован под фамилией Соколов. Как особо одаренный, он был принят на государственное содержание. Тимофей усердно продолжал учиться. Все свое свободное время он проводил за чтением книг. Святой вспоминал, как он иногда продавал половину своей дневной пайки хлеба, чтобы купить варежки для свечи и читать где-нибудь в укромном уголке за печью, в то время как его одноклассники шумели, пукали и часто насмехались над ним.
За отличные успехи до конца курса Тимофею предложили место учителя греческого языка, а по окончании курса он стал учителем риторики. Теперь можно было не только стоять на ногах, но и помогать более бедным родственникам. Его сестра овдовела и от крайней бедности ездила в Валдай мыть полы. Он взял ее с собой в Новгород, но Тимофей не хотел жениться и принимать священническое призвание, но родственники уговорили его. Из-за своей склонности к духовной жизни у него возникло желание принять монашество.
Позже он сказал, что два случая, в частности, перевернули его сознание и волю. Однажды, стоя на монастырской колокольне, он задел перила, и они упали с огромной высоты, так что он едва успел устоять. Опасность, которую он пережил, дала ему яркое ощущение близости смерти и временности всего временного. В другой раз, однажды ночью, он испытал чувство близости к Богу. По ночам он часто читал и размышлял о божественном. Так было и в этот раз. Он вышел немного освежиться на крыльцо. «Внезапно небеса разверзлись, — сказал он, — и я увидел свет, который невозможно измерить ни языком, ни разумом. Она длилась недолго, и небеса поднялись в ее виде. От этого чудесного видения я почувствовал еще большее желание жить в одиночестве. В течение долгого времени и после этого чудесного события я чувствовал и мысленно радовался, и по сей день, когда я вспоминаю, я чувствую радость и удовлетворение в своем сердце…».
10 апреля 1758 года Тимофей Савельевич принял постриг. В монашестве он был переименован в Тихона. Вскоре он был назначен архимандритом монастыря в Золтках, а затем ректором и преподавателем богословия в семинарии в Твери. В своем преподавании архимандрит Тихон стремился больше действовать на сердце своих слушателей. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые на русском языке вместо распространенной тогда латыни, и так увлекательно, что послушать его собралось много посторонних людей.
В это время синод избирал епископа Новгорода, и трижды судьба выпадала на его долю. Сам святой позже говорил, что ему и в голову не приходило, что он станет епископом. Его хиротония в епископа состоялась 13 мая 1761 года. Архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского в соборе святых Петра и Павла, для управления Хутинским монастырем и в качестве викария архиепископа Новгородского.
Молодой протоиерей, их бывший ученик, был встречен в Новгороде торжественным звоном колоколов. Некоторых своих одноклассников, попавших под его благословение, Владыка ласково упрекал за их шалости, а когда они смущались и просили прощения, утешал их. Ее сестра смиренно приветствовала епископа со слезами радости.
Брат баловал ее и не раз посылал за ней лошадей. Когда она вскоре умерла, святой сам похоронил ее, а ее сестра улыбнулась ему в могиле. В Новгороде ее могила была почитаема. Находясь в Новгородском соборе, епископ Тихон возвел своего брата Евфимия в сан диакона. Ведь именно он когда-то убедил свою мать не отдавать младшего брата бездетному кучеру.
3 февраля 1763 года преосвященный Тихон был назначен на вакантное место Воронежского кафедрального собора. Как отмечает исследователь жизни и духовного наследия святителя Тихона архимандрит Иоанн (Маслов): «Из-за обширности территории, неоднородности национального и социального состава населения, малообразованности духовенства и населения, отсутствия хороших духовных школ, скудости средств архиепископии, Воронежская епархия была одной из самых сложных в то время для церковного управления. И это было нелегкое время для Церкви. Правление Екатерины началось с изъятия церковных ценностей в казну. Монастыри и епископальные дома получали крайне скромное содержание. Правительство Екатерины было более терпимым к раскольникам и сектантам. Диссиденты были освобождены от двойных налогов, в Москве стали появляться православные церкви одной конфессии и диссидентские центры.
В Воронежской епархии было довольно много диссидентов, а также казаков и беженцев. Народ был шумный и многообещающий. Российское общество было в основном малообразованным, поэтому модные идеи принимались без критики и должных рассуждений. Уже на пути в Воронеж святитель почувствовал себя очень плохо, а прибыв туда и увидев беспорядок и убожество, попросил Святейший Синод отправить его на покой. Синод не выполнил эту просьбу, и святой покорно нес свой крест. Епархия была огромной — от Орла до Черного моря — и ею пренебрегали. Духовенство было немногочисленным и разрозненным, а население невежественным и суеверным. Среди высшего класса было много неверующих. Он объезжал огромную епархию, почти полностью покрытую густыми лесами или степью, часто верхом на лошади. Он был всего четыре года и семь месяцев в кафедральном соборе в Воронеже, но его деятельность как администратора, учителя и доброго пастора была велика.
Прежде всего, он начал просвещать духовенство, которое было необразованным и небрежным до крайности. Он приказал всем иметь в руках Новый Завет и читать его с благоговением и усердием. Желая дать менее образованным представителям духовенства необходимые знания о таинствах, которые они призваны совершать и совершать, святитель Тихон написал специальную книгу под названием «Обязанности священника по отношению к семи святым таинствам» и разослал ее по всем монастырям и духовным советам для раздачи священникам.
Святитель Тихон также составил особую книгу «О таинстве покаяния» в пяти параграфах, как дополнение к книге о священнослужении, и приказал переписать ее и раздать всему духовенству для назидания народа, чтобы ознакомить духовенство с катехизическими средствами преподавания истин Христовых. Иерарх Тихон также поручил Ивану Турбину, диакону Благовещенской церкви в Воронеже, который учился в Московской духовной академии, еженедельно читать проповеди в Благовещенской церкви и приглашать на них духовенство городских церквей Воронежа.
В районных городах, где не было людей, которые могли бы выполнять функции катехизаторов, каждое воскресное утро первосвященникам поместных церквей посылалась специальная книга, чтобы они могли прочитать одну или две проповеди. Такие книги были направлены, в частности, в комиссии Елека и Лебедского, чтобы повысить образовательный уровень духовенства. Святитель также открыл богословскую школу в Острогоще и Ливнах, латинскую школу в Елецке, «для Лосинской, Лебединской, Ливенской и Сокольской епархии», а также оказывал всяческую поддержку Воронежской семинарии с ее строгой формой обучения.
В то время в Воронежской епархии было 13 монастырей. Святой приказал всем монахам иметь Новый Завет и читать обряд пострижения по понедельникам, чтобы не забыть свои монашеские обеты; он запретил монахам ходить на похороны, если они проходят вне монастыря. Покидать монастырь не разрешалось даже аббатам. «Не спешите в монашество с постригом, — писал святой, — черная ряса не спасет вас. Кто, даже в белом одеянии, такое послушание, такое смирение, такую чистоту имеет, тот монах ненавистный». Святой много трудился над просвещением своей паствы мирян.
Святой называл народные гуляния, нескромные вечеринки и пьяные кутежи на праздниках пожаром, опустошающим души. Однажды в Воронеже на празднике, посвященном языческому богу Ярову, святитель Тихон появился на площади и своим горячим словом прекратил бунт.
На следующий день весь народ пришел к нему с покаянием. С этого момента праздник Ярила был прерван навсегда. Святитель Тихон по своему глубокому влиянию на души людей, несомненно, был вторым Иоанном Златоустом, который одним словом пробуждал сердца людей от греховной дремоты. Кажется, не было такого уголка церковной жизни, куда бы он не заглянул и не проявил своего отеческого и пастырского внимания.
Он был строг и требователен, ибо Господь возлагает на плечи протоиерея, вместе с омофором епископа, великое бремя ответственности за спасение человеческих душ. Ему часто приходилось терпеть насмешки и осуждение за свое благочестивое рвение. Его меры и требования казались суровыми. Жители Воронежа, призывая друг друга следовать советам, наставлениям или повелениям епископа Тихона, говорили: «Он будет жаловаться Богу». И действительно, были случаи, когда Господь явно наказывал тех, кто оскорблял Его. Святой ценил заповедь «блаженны миротворцы» выше, чем «блаженны милосердные»: «Только эти будут помилованы, — не раз говорил он, — а эти будут наречены сынами Божиими».
Но при жизни святой был таким же мирным и милосердным. Нежное сердце святого пылало милосердием и любовью, а его рука милосердия никогда не была в дефиците. Каждый отпуск он отправлял деньги в дома престарелых и тюрьмы, и не раз ездил лично, маскируясь, чтобы его не узнали. Он вел долгие беседы с больными, убитыми горем и преступниками, увещевая и утешая своих братьев во Христе. Если его узнавали, он временно прекращал посещения, но его милостыня никогда не прекращалась.
Святой вел строго аскетический образ жизни. Он часто проводил бессонные ночи в молитве. По утрам он рассматривал и решал епархиальные дела. Много забот и хлопот доставили епископу диссиденты своим дерзким и вызывающим поведением. Донские войска постоянно вмешивались в церковные дела, самовольно увольняя и назначая приходских священников, передавая их в руки казаков. В 1767 году святой снова написал прошение об уходе на покой. «Я слишком слаб для здоровья, — писал он, — омофор епископа слишком тяжел для меня». На этот раз произошла отставка.
Святой избрал для своего местопребывания Толшевский монастырь в 40 верстах от Воронежа, на берегу реки Усмань, окруженный непроходимыми лесами и болотами. Местность была сырой и нездоровой, а настоятель оказался стойким раскольником. Недовольный тем, что епископ вторгся в его монастырь, он постоянно роптал и создавал всевозможные проблемы. Здоровье святого ухудшалось. Затем он попросил перевести его в Задонский монастырь, расположенный в 90 верстах от Воронежа, на высоком берегу Дона.
Здешний лесной ландшафт и чистый, сухой воздух были очень полезны для отдыха больного святителя Тихона. Значимыми для этого выбора стали также близость к Ельцину, дорогому святителю уже в годы его епископства, и тот факт, что в Богородицком монастыре сохранился монах-схимник Митрофан (Голошапов), который к этому времени уже стал близким другом и сподвижником святителя Тихона.
Здесь начался период монашеских подвигов святителя Тихона, духовных битв с искушениями и высших духовных достижений. Святитель Тихон ревностно посвятил себя молитвенным подвигам в монашеском безмолвии. Он ежедневно посещал все службы. На ранних литургиях он сам читал на клиросе и пел в Киевском хорале. Если было много людей, он стоял у алтаря. Он облачался в омофор только в те дни, когда служил торжественную утреню или молебен. Позже он отказался от этих выходов и надевал плащ или мантию только во время причастия у алтаря. Его келья и одежда были крайне скудны. Спал он на ковре, набитом соломой; вместо одеяла его покрывал заячий плащ, простая ряса с поясом, льняная ряса и четки. В камере он часто ходил в ботинках.
У него не было даже багажника, только потрепанная кожаная сумка. Он ел очень простую пищу и всегда обманывал тех, кто не имел ничего подобного. Он спал 4 часа ночью и 1 час днем. Ночью и на рассвете он с кивками читал монашескую дисциплину, и молитва его всегда была горячей, и он плакал и скорбел: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Услышь меня, Господи! Провидение, помилуй!» — воскликнул святой от всего сердца, распростершись перед иконами и ударившись головой о землю. В полночь он тихо и проникновенно пел псалмы, восхваляя, прославляя и благодаря Господа. Молитва была неотделима от созерцания.
Однажды святитель Тихон пережил чудесное видение: глядя на висевшее перед ним изображение Распятия и созерцая духовными очами Распятие Спасителя, он вдруг увидел, что Христос, израненный и окровавленный, сходит с Голгофы и приближается к нему. Святой припал к Его ногам в трепете, великой скорби и неизреченной радости. Вскоре после перевода в Задонский монастырь здоровье святителя Тихона стало заметно улучшаться, нервные припадки почти прекратились.
Но вместе с этим наступили трудные дни искушений, которые Господь всегда посылает на подвижников, чтобы укрепить их и сделать достойными славных венцов. Этими искушениями были: сомнения в делах, мысли о плоти, мысли о возвышении и унынии. Борьба с ними и их преодоление были великими страницами в жизни святого Божьего угодника. Чем больше тело оправлялось от недугов, тем больше душа мучилась от внешнего бездействия уединенной монашеской жизни.
Святителя невыносимо мучили угрызения совести, что, приняв епископский сан, он отказался служить Церкви Божией, что он не выполнил полезные задачи, что он самовольно сбросил крест, который возложил на него Господь, и погубил души, вверенные ему Божественным Провидением. Лишь позже святой понял, что эти упреки были лишь злым искушением; что его крест — другой, несравненно более тяжелый и важный; и он нес его к престолу Божьему как верный слуга, и ни одна вверенная ему душа не погибла, но все без порока по Его снисхождению.
Не раз святитель склонялся к решению оставить монастырь и вновь принять эстафету протоиерея, как давно предлагал ему его друг митрополит Санкт-Петербургский Гавриил. Однажды, подготовив прошение, святитель Тихон собрался уходить. Затем Господь наставлял Своего святого словами старейшины Задока, Аарона. «Почему ты сердишься, — сурово сказал старец, — Божья Матерь не приказывает тебе уходить отсюда. «Если она это сделает, я не пойду». — кротко сказал святитель Тихон и разорвал прошение.
Святой был вспыльчив по натуре и иногда раздражителен. Ему пришлось много работать, чтобы преодолеть эти черты характера. Он искренне взывал к Господу Богу о помощи и преуспел в кротости и мягкости. Когда он слышал, как служители культа или ректор издеваются над ним, он говорил себе: «Такова воля Божья, и я заслужил это за свои грехи».
Однажды он сидел на крыльце своей кельи, терзаемый мыслями о тщеславии. Вдруг ошарашенный Каменев, окруженный толпой мальчишек, неожиданно подбежал к нему и дал пощечину, шепча на ухо: «Не будь высокомерным!» И, чудесным образом, святой сразу же почувствовал, как демон высокомерия отступает от него. В благодарность он приказал святителю Тихону давать юродивому по три копейки в день. Самым трудным искушением была беспричинная меланхолия и уныние.
В такие моменты человеку кажется, что Господь удаляется от него, что все погружается в непроницаемую тьму, что сердце становится каменным и молитва прекращается. Возникает ощущение, что Господь не слышит, что Господь отвращает Свое лицо. Такое неблагословенное состояние невыносимо угнетает, поэтому монахи в такие периоды переходят из одного монастыря в другой, а часто и вовсе оставляют монашескую жизнь. Святой боролся со вспышками уныния различными способами. Либо он работал физически, копал грядки, рубил дрова, косил траву, либо уходил из монастыря, либо усердно работал над своими трудами, либо пел псалмы.
В такие минуты печали ему часто помогало общение с друзьями — монахом-схимником Митрофаном, еленецким купцом Кузьмой Игнатьевичем и старцем Феофаном, которого святой называл «Феофан, утешение мое». Этот неискушенный, добрый и наивный старец часто утешал святителя Тихона своей детской светлостью и простотой разговора.
Святитель Тихон чаще всего ездил в Липовку, имение помещика Бахтаева, в 15 верстах от Задонска. Там он иногда оставался на три и более месяцев и сам правил службы — вечерню, утреню и часы.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского в селе Липовка Задонского района, где служил святитель Тихон, приходящий в имение Бехтеевых.
Святитель Тихон оставил неизгладимый след в истории города Елен. Еще в 1765 году, будучи епископом Воронежским, святитель Тихон открыл в Еленце латинскую школу для детей еленецких священников. В то же время по его просьбе гражданские власти перенесли трактир, расположенный рядом с Сергиевской православной церковью в Черной слободе в Ельцах, в другое место.
Отдыхая в монастыре Божией Матери в Задонске, святой не раз посещал Елечный. После того, как в 1769 году город сильно пострадал от пожаров, епископ Тихон сам ездил в Воронеж и Острогожск для сбора пожертвований в помощь елецким жителям. В это время деревянные постройки Знаменского монастыря на Каменной горе были уничтожены пожаром, и монахини сгоревшей обители были переведены в единственный регулярный монастырь епархии — воронежский Покровский. Однако на пепелище сгоревшего монастыря в Ельце остались два пожилых человека: 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафья, которые решительно отказались покинуть Каменную гору.
Святитель Тихон послал своего духовного друга монаха Митрофана в Елесню, чтобы тот ободрил убитых горем жителей, дал тайную милостыню нуждающимся и утешил монахинь, оставшихся на Каменной Горе, что святое место скоро будет восстановлено по милости Божией. Когда старая монахиня Агата ушла, к Матроне Ксении, по благословению святителя Тихона, присоединилась Матрона Солнцева, приехавшая из Ельцина и жившая в монастыре в Воронеже. По просьбе Владыки ельцинский купец Конон Никитич Кожухов построил для нее келью.
Матрона Солнцева, назначенная тогда монахиней Олимпиадой, с помощью святителя и других добрых жертвователей построила в 1771 году на месте сгоревшего Знаменского монастыря деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Знамения, которая впоследствии стала приходской. Вскоре мать-настоятельница Иулита и три сестры вернулись в монастырь. Для них жители Ельца начали строить новые ячейки на Каменной горе. Постепенно образовалась женская община, которую после смерти матери Иулиты по благословению святителя Тихона возглавила монахиня Олимпиада (Солнцева).
Сам святой, прибыв в Елец, не преминул навестить смиренных отшельников, заботясь не только об их нравственном, но и материальном благополучии; он благоволил к ним в виде боголюбивых жителей Ельца, которые помогли восстановить и отстроить монашескую общину. В часы искушения святой Тихон благодатной силой своей молитвы ограждал их от падения. С его благословения и наставления Матрона Солнцева ввела в общине правила, которые тщательно и строго соблюдались в монастыре в течение последующих 150 лет.
Когда в 1779 году святитель Тихон Задонский в последний раз посетил свой любимый Еленец, он побывал и на Каменной горе, увидел ее население, «процветающее началами монашеского делания, благословил всех и вся и указал место, где должна быть построена соборная церковь». Он ходатайствовал перед городскими властями, чтобы никто не обижал монахинь». Однако связь святителя Тихона Задонского с Ельциным и его церковной жизнью не ограничивалась Знаменским монастырем. По свидетельству его близкого ученика Василия Чеботарева, он особенно любил этот город, «потому что он с незапамятных времен славился благочестием и ревностью жителей к храмам Божиим, верностью православной церкви, так что в нем нет ни одного раскольника, кротостью жителей и их взаимным согласием».
Сам святитель Тихон также очень тепло отзывался о жителях Елесни: «Мне горько покидать этот город, как будто я в нем родился». В другом месте он говорит о Ельце: «Сион новый, жилище Божие!». Большая часть его пенсии была распределена в основном среди жителей Ельца. Он отправил своего келейника в Елец для тайной раздачи милостыни. Не раз он сам посещал богадельни в Ельце, утешая страждущих и помогая нуждающимся. Сам Его Высокопреосвященство также посетил тюрьму в Ельце.
В Ельце у святого были близкие друзья. Он был очень дружен с Космой Игнатьевичем Студеникиным, известным своей благочестивой жизнью, старостой Покровской православной церкви в Ельце. Святой, посещая город, часто останавливался в доме Студеникина, который находился немного ниже этой церкви, и называл Косьму Ивановича своим другом. Местная традиция также называла пастора православной Покровской церкви отца Василия другом святителя Тихона. Святой также очень любил священника Иоанна Жданова. Известно о благоговейном отношении святого к Иоанну Тимофеевичу Каменеву, юродивому Христа ради, обладавшему благодатным даром читать человеческие мысли.
В 1779 году, когда епископ Тихон в последний раз посетил Елень, он остановился в доме купца Григория Федоровича Ростовцева, отличавшегося особыми достоинствами. Святой сказал о нем: «Мы, Чарнецкие, должны учиться добродетельной жизни у дома Григория Федоровича Ростовцева». Жители Эльче ответили ему взаимной любовью, и, по словам очевидцев, «когда правитель покидал город, толпа людей провожала его за рекой Сосной».
Митрополит Евгений (Болховитинов) писал о визитах святителя Тихона в Еленец следующим образом: «Иногда он так тайно оставался в Ельце, что тамошние друзья даже не знали об этом. Когда он тайно приезжал, то оставлял свою карету за рекой и пешком посещал заключенных в тюрьме. Он садился с ними, расспрашивал каждого о вине его заключения и, узнав совесть каждого, сначала утешал его, потом увещевал к великодушному терпению; наконец, когда они выходили, он раздавал милостыню преступникам, а узникам давал немного денег для погашения их долгов, и с той же милостыней спешил из темницы в богадельню, а затем из города. Вскоре об этом услышали и горожане, и все старались увидеть его, искали его, но он был уже далеко…».
После смерти архипастыря горожане признали святого Тихона Задонского небесным покровителем Елесни. И практически с самого дня его смерти начались регулярные паломничества жителей Ельца в Задонск, чтобы отслужить панихиду на его могиле, и задолго до прославления храма святитель Тихон считался в Ельце местночтимым святым.
В Задонске продолжалась благотворительная деятельность. Бедным и нуждающимся святой отдавал все — свою одежду, пенсию, а когда этого было недостаточно, он продавал вещи — перо, подушку, одеяло, серебряные карманные часы. В трудные времена святитель Тихон всегда приходил ему на помощь — и деньгами, и заступничеством, и, прежде всего, своей нежностью и состраданием. День, в который он не подал милостыню, был потерянным днем.
Во время неурожая и после пожаров он ездил за помощью в Воронеж. Часто люди злоупотребляли добротой святого. Однажды два крестьянина обманом заставили святого Тихона дать им деньги как пострадавшим от пожара. Смеясь, они вернулись домой и к своему ужасу увидели, что их дома действительно горят.
Они снова бросились к святому и получили от него помощь и утешение. И таких случаев, когда люди исправлялись, наставляемые проповедью святого и Божьим наказанием, было также много. Благотворительная деятельность святителя Тихона не ограничивалась Ельцом и Задонском. Он основал богадельню под Тулой, поручив ее одному священнику. Он послал священника Митрофана в город Ливны с денежной помощью. Он даже посылал милостыню на свою далекую северную родину. Он особенно любил помогать крестьянам.
Задонск находился на большой дороге, а хижина святого Тихона была настоящей богадельней. Он укладывал больных в свою постель. Покойный был похоронен и погребен самостоятельно.
Его любимым занятием была литературная работа «Об истинном христианстве» — система нравственного богословия. Она говорит о духовной мудрости Слова Божьего, о человеческом сердце, о грехах, о покаянии, об обязанностях христианина перед Богом, перед Сыном Божьим, перед ближним и перед самим собой. В то же время он переписывался со своими друзьями: его «Письма к спутникам» и «Частные письма» содержат наставления и увещевания для конкретных случаев.
Сборник «Сокровища из мира духовной мудрости» содержит размышления о мудрости Бога и выводы о различных явлениях, предметах, случайных встречах и событиях из жизни самого святого. Эти книги написаны для каждого христианина и даже для обычных людей, и в результате все объясняется с особой ясностью и простотой, с завораживающей простотой.
Священное Писание было любимым чтением благочестивого русского народа и оказало большое влияние на русскую религиозную литературу и проповедь.
За три года до своей смерти он услышал, как низкий голос сказал: «Смерть твоя будет в день недели». Затем ему было сказано во сне: «Работайте усердно в течение следующих трех лет». За год и три месяца до смерти он перенес паралич левой стороны тела и стал постоянно болеть. Незадолго до своей смерти он увидел во сне, что ему нужно подняться по высокой лестнице, а множество людей идут за ним и поддерживают его.
Он понял, что эта лестница означает его путь в Царство Небесное, а люди — это те, кто слушает его и будет помнить о нем. В последние дни его жизни близкие стали приходить, чтобы попрощаться с ним. Благословляя их, он шептал: «Я вверяю тебя Господу». Но в последние два дня перед смертью он перестал их получать. Он лежал в полном покое, закрыв глаза, и молился.
Святой Тихон умер 13 августа 1783 года в 6.45 утра в возрасте 59 лет. Это был воскресный день. Его похоронил его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. Благодаря молитвам к святому, в монастыре происходили многочисленные знамения, чудеса и исцеления. Мощи преподобного Тихона были обретены святителем Антонием (Смирницким) Воронежским, и были подготовлены материалы для канонизации этого чудесного сосуда Христовой благодати.
Прославление святого Тихона Задонского. Литография
Это прославление произошло 13 (26) августа 1861 года, уже после смерти святого Антония.
На протяжении многих лет Задонский монастырь был самым большим местом паломничества верующих.
После революции монастырь постигла участь многих святых мест нашей многострадальной Родины. 28 января 1919 года специальная комиссия провела освидетельствование мощей святителя Тихона. Вскоре, однако, мощи святого вернулись в ту же серебряную часовню, из которой они были изгнаны святотатственной рукой. В 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск.
Мощи были переданы в антирелигиозный музей, созданный в бывшей Великокняжеской церкви в Еленце, откуда их перевезли в областной музей в Орле. В 1988 году мощи святого были переданы Орловской епархии. В 1991 году, попечением Воронежского и Липецкого митрополита Мефодия (Немцова), мощи святителя Тихона были торжественно перенесены под своды Владимирского собора Задонского Рождественского монастыря. Это произошло в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, 26 августа 1991 года.
Возобновление и обустройство монастыря, ежедневный трудный и почти непосильный труд по восстановлению разрушенной обители лег на плечи наместника (с 1991 года) монастыря архимандрита Никона (Васина) с братьями (ныне митрополит Липецкий и Задонский).
Некогда величественный Владимирский собор представлял собой растительную базу и приходил в упадок: крыша протекала и заросла деревьями, а потолок церкви находился в аварийном состоянии. В бывшей трапезной монастыря и церкви Вознесения находилась сушилка для овощей. В маленькой церкви, построенной на месте кельи святого Тихона, гремела инструментальная комната со станками, маслом и стружкой.
Церковь-часовня на месте упокоения святого была превращена в склад соли и химикатов. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы располагался заповедник. Эта церковь больше всего пострадала в годы советской власти, ее архитектурный облик был сильно изуродован, а часть купола утрачена. Красивая колокольня была разрушена.
Богослужение в восстановленном монастыре. Праздник Святой Троицы. 2016 г.
Благодаря молитвам и трудам епископа Никона, при благодатной помощи святителя Тихона, монастырь вновь обрел былую славу: восстановлены и действуют святыни, укрепилась монашеская жизнь.
Сегодня это один из важных духовных центров православия, куда приезжают за духовной поддержкой многочисленные паломники со всей России.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у мощей Задонского чудотворца во время первосвятительского визита в Богородице-Рождественский монастырь по случаю 400-летия святой обители, 2010 год.
Память святителя Тихона отмечается 13 августа (26), в воскресенье после 29 июня (2 июля) в синагоге Тверских святых, 4 сентября (17) в синагоге Воронежских святых и 10 сентября (23) в синагоге Липецких святых.
Тропарь, тон 8
Ты возлюбил Христа от юности своей, блаженный; ты — образ всех в слове, жизни, любви, духе, вере, чистоте и смирении. Так ты пребывал в небесных обителях, где стоял перед Пресвятой Троицей, молясь, святой иерарх Тихон, о спасении наших душ.
Кондак, тон 5
Владыка всех, преемник апостолов, святейший и учитель Православной Церкви, моли Господа даровать мир вселенной и великую милость душам нашим.
Литература
1) Евгений (Болховитинов), Метр. Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, для любителей и почитателей памяти Его Преосвященства. Второе издание, пересмотренное, исправленное и дополненное. m., 1820.
2. V. I. Чеботарев, И. Ефимов. Задонский чудотворец в воспоминаниях своих келейников. Заметки о святом Тихоне Задонском. Московский субботник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 3.
3-е русское издание «Жития святых» под редакцией свт. Димитрия Ростовского. Август. Монастырь Рождества Богородицы св. Пафнита Борова, 1994.
4. Биографии русских подвижников 18-19 веков. Август. Введенская Оптина пустынь, 1999. репринт.
5. Иоанн (Маслоу), архимандрит. преподобный Тихон Задонский и его учение о спасении. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
6 Задонский патерик. Описания жизни святых и подвижников. Составлено. Л. А. Морев.
Задонский Рождественский монастырь, 2009 год.
7. воронежские архиереи от святителя Митрофана до наших дней. Исторические и биографические очерки. Воронеж, 2003.
8. жития святых и жизнеописания подвижников Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1. Воронеж, 2003.
9. жития святых Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. М., издательство Среченского монастыря, 2010.
10. архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров). История Воронежской епархии от основания до 1960-х гг. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземья, 2011.
11 А. Клоков, Л. Морев, А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой и Лосинской епархий.
Задонский район. Часть первая Липецк, 2007.
12. А. Я. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов, Евфимия (Воронина). Четыре века Задонщины
Четыре века Задонского монастыря. Липецк, 2010.
13. Л. А. Морев, История Задонского монастыря. Задонский Рождественский монастырь, 2009 год.
14. Святитель Тихон Задонский, его значение для русской духовной традиции и современного христианства. Материалы епархиальной конференции по случаю 225-летия со дня рождения святителя Тихона Задонского. Липецк, 2008.
15. Стаднюк А., Прото, К истории православия на Дону. М., 2012.
16. ГАРФ. Ф. А353. Опт. 3. Д. 731.
17. OP RGB. Ф. 609. К. 3. e. x. II.
18. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Святые Митрофан и Тихон и церковная жизнь в Ельце, // Вторые Свято-Митрофановские чтения. Воронеж, 2012.
19 Митрофан (Шкурин). Период, когда святитель Тихон Задворный возглавлял Воронежскую епархию (исторический очерк) // «Семья — малая Церковь». Материалы Четвертых Задушкинских чтений, посвященных святителю Тихону. Липецк, 2009.
20. V. Невярович. Святой Тихон Задонецкий. Добавляю штрихи к его биографии. Родственники и их потомки.
Источник: «Священный Собор Липецкого края.
Сборник житий святых в Липецке и Елесне.
Составлено архиепископом Николаем Стаднюком, А. Найденовым, А. Чесноковой — Липецк, 2013.
Рисунки Пн. Афанасий (В. Г. Иванова)