Житие святителя Тихона, епископа Воронежского

Господь ведет Своих избранных по узкому пути, через боль и лишения. По этому пути с детства шел будущий святитель Тихон. Он был сыном диакона Саввы Кириллова из села Короцка близ города Валдая Новгородской губернии.

Он родился в 1724 году и звали его Тимофей. В детстве он так рано потерял отца, что не помнил его. Старший брат Тимотео, Евфимио, занял место отца, а его мать, Домника, у которой на попечении было трое сыновей и две дочери, жила с Евфимио.

При многодетности семьи и бедности прихода сироты часто не имели ежедневной поддержки, и мать терпела вместе с ними много лишений. Сам святитель Тихон говорил в Задонске, что чуть не стал кучером. Мальчик влюбился в богатого, но бездетного кучера, который хотел воспитать его как сына и оставить ему все свое имущество. Хотя Домнику было жалко отдавать своего сына кучеру, ему пришлось согласиться из-за крайней нехватки продовольствия.

Евфимия в это время не было, но когда он вернулся домой и узнал о намерении матери, то на коленях умолял ее не отдавать его брата кучеру: «Я лучше пойду с сумкой, а я постараюсь «научить его читать и писать. И тогда ты можешь решить стать диаконом или пономарем какой-нибудь церкви». Мать послушалась старшего сына и оставила мальчика дома, но бедность его была так велика, что маленькому Тимофею не раз приходилось целыми днями разгребать соседскую пашню за кусок хлеба. Этот рассказ святого проливает свет на семейные отношения в период его детства. Эта почтительная просьба сына к матери, эта братская любовь до готовности ходить с сумкой за едой и грамотой ради брата, это уважение к собственному званию.

В 1735 году императрица Анна Иоанновна издала указ, предписывавший брать в солдаты всех сыновей-недоучек представителей духовенства. Это побудило родственников отправить Тимофея в Новгородское духовное училище. Его мать, уже больная, взяла его и вскоре умерла в Новгороде. Тимофей остался сиротой. Ему было нелегко; Государственной стипендии я не получал, и брат Петр, псалмопевец в Новгороде, помогал мне чем мог, но этой помощи было недостаточно. Приходилось, как и в раннем детстве, ходить на повседневную работу — в свободное время копать огородные гряды.

В 1740 году, когда была основана Новгородская духовная семинария, Тимофей был включен в число избранных учеников. Здесь он был зарегистрирован под именем Соколова. Как особо одаренный человек, он был взят под стражу государством. Тимофей усердно продолжал свое учение и пошел дальше. Все свободное время он проводил за чтением книг. Святитель вспомнил, как он продавал половину своей дневной порции хлеба, чтобы на вырученные гроши купить свечку и читал в каком-нибудь укромном уголке за печкой, в то время как его товарищи шумели, играли и часто подшучивали над ним.

За отличные успехи, еще не закончив курса, Тимофей получил должность учителя греческого языка, а когда окончил его, стал преподавать риторику. Теперь есть возможность не только постоять за себя, но и помочь бедным родственникам. Сестра его была вдовой и из-за крайней бедности ездила на Валдай полы мыть. Он увёз её в Новгород, но Тимофей не хотел жениться и устроиться священником, как бы его ни уговаривали родственники. Из-за своей склонности к духовной жизни у него возникло желание стать монахом.

Позже он сказал, что два инцидента особенно изменили его мнение и волю. Однажды, стоя на колокольне монастыря, он задел перила, и они упали с большой высоты, так что он едва успел лечь. Перенесенная опасность давала ему живое ощущение близости смерти к тлену всего сиюминутного. В другой раз, однажды ночью, он испытал чувство близости с Богом. Ночью он часто бодрствовал, читал и размышлял о божественном. Так было и на этот раз. Он вышел на крыльцо, чтобы немного остыть. «Внезапно небеса разверзлись, — сказал он, — и я увидел свет, который невозможно передать смертным языком и уловить разумом. Это было ненадолго, и небеса взошли в его образе. После этого чудесного видения у меня появилось самое горячее желание уединенной жизни…».

10 апреля 1758 г. Тимофей Савельевич принял постриг. В монашестве именовался Тихоном. Вскоре он был назначен архимандритом Жолтыкова монастыря, а затем ректором и профессором богословия Тверской семинарии. В учебе архимандрит Тихон старался больше действовать на сердца своих слушателей. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые на русском языке вместо распространенной тогда латыни, и в то же время настолько увлекательно, что послушать его собралось множество посторонних.

В это время на Синоде был избран Новгородский епископ, и на него трижды выпал жребий. Сам святитель позже говорил, что мысль о том, что он будет епископом, никогда не приходила ему в голову. Архиерейская хиротония состоялась 13 мая 1761 года. Архимандрит Тихон был рукоположен в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе во епископа городов Кексгольма и Ладоги, для управления Хутынским монастырем и викарием архиепископа Новгородского.

Торжественным колокольным звоном новгородцы встретили молодого архипастыря, своего бывшего ученика. С нежной улыбкой владыка вспоминал некоторых своих однокашников, пришедших осчастливиться его шалостями, а когда они смущенно просили у него прощения, он их успокаивал. Владыка была смиренно принята родной сестрой со слезами радости.

Ее брат заботился о ней и не раз посылал за ней лошадей. Когда она вскоре скончалась, святитель сам совершил ее отпевание, и во гробе сестра улыбнулась ей. В Новгороде почтили его могилу. Находясь на Новгородской кафедре, епископ Тихон возвел своего брата Евфимия в сан диакона. Ведь это он когда-то умолял мать не отдавать его младшего брата бездетному кучеру.

3 февраля 1763 г епископ Тихон был поставлен на вакантную Воронежскую кафедру. Как отмечает исследователь жизни и духовного наследия С. Тихона схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ввиду обширности территории, неоднородности национального и социального состава населения, низкого уровня образованности духовенства и народа, отсутствием хороших духовных школ, недостатком средств из архиерейского дома, Воронежская епархия была одной из самых сложных в то время для управления церковью». Да и время было для Церкви непростым. Царствование Екатерины началось с отбора церковных имуществ в казну. Епископские монастыри и дома получали крайне скудное содержание. Правительство Екатерины было более терпимо к раскольникам и сектантам.

В Воронежской епархии было много раскольников, а также казаков и беглецов. Люди все буйные и развратные. Русское общество по большей части было малообразованным, поэтому модные идеи подхватывались без критики и должного рассуждения. Еще по дороге в Воронеж святитель сильно заболел; а когда он приехал и увидел смятение и обнищание, то просил Святейший Синод уволить его на покой. Синод не учел эту просьбу, и святитель послушно нес свой крест. Епархия была огромной: от Орла до Черного моря, и она была заброшена. Священнослужителей было мало, население очень рассеянное, невежественное и суеверное. Среди высшего сословия было много неверующих, и молодой епископ усердно принялся за работу. Он путешествовал через обширную епархию, почти всю покрытую густым лесом или степями, часто в одиночку верхом.В воронежской квартире он пробыл всего 4 года и 7 месяцев.

Прежде всего он посвятил себя обучению духовенства, которое было необразованным и нерадивым до крайности. Он приказал всем держать в руках Новый Завет и читать его благоговейно и усердно. Желая дать необразованным клирикам необходимые сведения о Таинствах, которые они призваны совершать и служить, святитель Тихон написал особую книгу под названием «Священническое служение о семи святых таинствах» и разослал ее по всем монастырям и центрам духовных управлений для раздачи священникам.

Кроме того, святитель Тихон составил особую книгу «О таинстве покаяния» в пяти абзацах, служащую дополнением к книге о священническом положении, и повелел, переписав ее, разослать по всем духовенства для наставления народу и для ознакомления духовенства с катехизическим методом обучения истинам веры Христовой. Святитель Тихон также поручил диакону Воронежского Благовещенского собора Ивану Турбину, учившемуся в Московской духовной академии, возносить еженедельные учения в Благовещенском соборе и приходить в означенный соборный храм для означенных учений церквей города Воронежа.

В города уезда, где не было лиц, способных быть катехизаторами, была разослана специальная книга, чтобы протоиереи местных церквей каждое воскресенье перед обедней читали беседу. Такие книги рассылались даже Елецкой и Лебедянской губерниям для повышения образовательного уровня духовенства. Святитель открыл также духовные школы в Острогожске и Ливнах; Латинская школа в Ельце «для духовных коллегий Елецких, Лебедянских, Ливенских и Сокольских», всячески поддерживала семинарию в Воронеже строгим уставом преподавания.

В то время в Воронежской епархии было 13 монастырей. Святитель повелел всем монахам иметь Новый Завет, читать чин пострига по понедельникам, чтобы не забывать монашеских постригов; он запрещал братьям ходить на поминки, если они проводились вне монастыря. Отлучки в монастырь не разрешались даже настоятелям. «Не спеши постричься, — писал святитель, — черная риза тебя не спасет. Кто облачен в белую ризу, но послушен, смиренен, но имеет чистоту, тот нестригся монах. Усердно трудился святитель и над воспитанием своей паствы мирян.

Публичные гулянья, дерзкие игры, пьянство на гуляньях святитель называл огнем, опустошающим души. Однажды в Воронеже, во время праздника, посвященного языческому богу Яриле, на площади появился святитель Тихон и своим пламенным словом остановил безобразие.

А на следующий день весь народ пришел к нему с покаянием. С тех пор каникулы Яриле приостановлены навсегда. По своему глубокому влиянию на человеческие души святитель Тихон был, несомненно, вторым Иоанном Златоустом, словом уст которого пробуждались сердца людей от сна греховного святитель смотрел и где проявлял свою отцовскую и пастырскую заботу.

Оно было строгим и требовательным, потому что Господь возлагает на плечи архипастыря вместе с архиерейским омофором великую тяжесть ответственности за спасение человеческих душ. Ему часто приходилось терпеть клевету и осуждение за свое благочестивое усердие. Его меры и требования казались строгими. Жители Воронежа, призывая друг друга повиноваться советам, указаниям или распоряжениям владыки Тихона, говорили: «Он пожалуется Богу». И действительно, бывали случаи, когда Господь явно наказывал тех, кто его обижал. Святитель почитал заповедь «блаженны миротворцы» выше «блаженны милостивые»: «Только помилованы будут, — говорил он не раз, — а сии будут наречены чадами Божиими».

Но в своей жизни святой был в равной степени миротворцем и милосердием. Сладкое сердце святого горело милосердием и любовью, и его щедрая рука никогда не подводила. Каждый праздник отправлял деньги в благотворительные фонды и тюрьмы, не раз переодетый, чтобы не быть узнанным, ходил лично. С больными, страждущими и преступниками он подолгу говорил, вразумляя и утешая младших братьев во Христе. Если его узнают, он временно перестанет приезжать, но его подачки никогда не прекращались.

Святитель вел строго подвижническую жизнь. Он часто проводил бессонные ночи в молитвах. По утрам он рассматривал и решал епархиальные дела. Своим наглым и вызывающим поведением раскольники доставили епископу много забот и проблем. Донские войска постоянно вмешивались в церковные дела, самовольно смещали и назначали пастырей, принимая их в казачьи войска. В 1767 году святитель снова написал прошение об отставке. «Я слишком слаб здоровьем, — писал он, — архиерейский омофор для меня невыносимо тяжел». На этот раз последовало увольнение.

Святитель избрал для своего пребывания Толшевский монастырь, в 40 верстах от Воронежа, на берегу реки Усмань, окруженный непроходимыми лесами и болотами. Сельская местность была сырой и нездоровой; настоятель оказался закоренелым раскольником. Недовольный вторжением епископа в его монастырь, он беспрестанно жаловался и исправлял всевозможные проблемы. Здоровье святого ухудшилось. Затем он попросил перевести его в Задонский монастырь, в 90 верстах от Воронежа, расположенный на верхнем берегу Дона.

Местный лесной ландшафт и чистый сухой воздух были самыми благотворными для отдыха Святителя Тихона. Немаловажное значение в определении этого выбора имеют и близость Ельца, полюбившего святителя в годы его пребывания на архиерейской кафедре, и то, что схимонах Митрофан (Голощапов) спасся в Богородицком монастыре, став в то время Близкий друг и сподвижник святителя Тихона.

Здесь начался период иноческих трудов святителя Тихона, духовной борьбы с искушениями и высших духовных подвигов. В монашеской тишине святитель Тихон горячо предался молитвенному делу. Я посещал все службы каждый день. На первых литургиях он сам читал о клиросе и пел киевским распевом. Если было много людей, то он стоял у алтаря. Плащ с омофором надевали только в дни, когда он служил праздничную заутреню или молебны. Впоследствии он прекратил эти выходки и, только причащаясь на престоле, надевал мантию или ризу. Убранство кельи и одежда святителя были крайне жалкими. Спал он на соломенном коврике, накрытый вместо одеяла тулупом; ряса простая с поясом, суконная ряса, пояс четки По камере он часто ходил в парусиновых туфлях.

У него даже не было сундука, только потертая кожаная сумка. Питался он крайне просто, всегда сетовал на тех, у кого этого не было. Святой спал 4 часа ночью и 1 час после обеда. Ночью и на заре монашеский устав читал он с благоговением до земли, молитва его была всегда горяча, со слезами и воздыханиями: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Слушай, Господи! Кормилец, помилуй! — вскричал из глубины сердца святитель, падая ниц перед иконами и ударяясь головой о землю. В полночь он пел псалмы тихим, трогательным голосом, восхваляя, прославляя и благодаря Господа. Молитва была неразрывно связана с созерцанием Бога.

Однажды святому Тихону было дано чудесное видение: глядя на висевшее перед ним изображение Распятия и созерцая духовными очами муки Спасителя на Кресте, он вдруг увидел, что Христос, израненный и окровавленный, сошел с Голгофы и подходя к. Святой, дрожа, в великой боли и в неизреченной радости пал к его ногам. Вскоре после переезда в Задонский монастырь здоровье святителя Тихона стало заметно улучшаться, почти прекратились нервные припадки.

Но вместе с тем наступили для него тяжелые дни искушений, которые Господь всегда посылает подвижникам, чтобы укрепить их и удостаивать славных венцов. Этими искушениями были: сомнение в подвиге, плотские мысли, мысли возвышения и уныния. Борьба с ними и их преодоление — чудесные страницы жизни угодника Божия. Чем больше выздоравливало тело от недугов, тем больше томилась душа от внешнего бездействия уединенной монашеской жизни.

Святителя невыносимо мучили упреки совести за то, что, приняв архиерейский омофор, он не захотел служить Церкви Божией, что, не завершив своих полезных дел, самовольно низложил крест, возложенный на него Господом, что он погубил души, вверенные ему Промыслом Божиим. Только позже святитель понял, что эти упреки были не чем иным, как дурным искушением; что его крест был иным, несравненно тяжелее и важнее; и привел его к престолу Господню, как верного раба, и он не погубил ни одной вверенной ему души, но принес все без порока на свой стол.

Святитель не раз склонялся к решению оставить обитель и вновь принять архипастырский чин, давно предложенный ему его другом, митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом. Однажды, составив прошение, святитель Тихон собрался в путь. Тогда Господь наставлял Своего святителя устами старца Аарона Задонского. «Почему ты сердишься?» — строго сказал старик, — «Богородица не велит отсюда уходить». «Если так, то я не пойду», — кротко сказал святитель Тихон и прервал просьбу.

Святой по натуре был горяч, иногда раздражителен. Ему пришлось немало потрудиться, чтобы обратить в себе эти качества. Усердно взывая о помощи Господа Бога, он начал преуспевать в кротости и кротости к Богу, но я достоин этого за свои грехи».

Однажды он сидел на крыльце своей кельи и томился мыслями о суете. Вдруг юродивый Каменев, окруженный толпой детей, неожиданно подбежал к нему и ударил по щеке, прошептав на ухо: «Не зазнавайся!» И, что удивительно, святой тотчас же почувствовал, как бес гордыни удаляется от него. В благодарность за это святитель Тихон решил давать юродивому три копейки в день. Самыми тяжелыми искушениями были необъяснимая тоска и уныние.

В такие минуты человеку кажется, что Господь удаляется от него, что все погружается в непроглядную тьму, что сердце каменеет, а молитва прекращается. Есть ощущение, что Господь не слушает, что Господь отворачивает Свой Лик. Такое безблагодатное состояние невыносимо мучительно, поэтому в такие периоды монахи переселяются из одного монастыря в другой, часто полностью отказываясь от монашеского подвига. Приступы уныния святитель отгонял разными средствами. Либо он работал физически, копая грядки, рубя дрова, кося траву, либо уходя в монастырь, либо усердно трудясь над своими сочинениями, либо распевая псалмы.

Часто помогало в такие минуты боли общение с друзьями: схимонахом Митрофаном, елецким купцом Кузьмой Игнатьевичем и старцем Феофаном, которого святитель называл «Феофан, радость моя». Бесшабашный, добрый и наивный старец часто утешал святителя Тихона своей детской ясностью и легкой беседой.

Святитель Тихон чаще всего ездил в Липовку, имение помещика Бахтеева, в 15 верстах от Задонска. Там он оставался иногда по три месяца и больше; службу вел сам: вечерню, заутреню, часы.

Церковь преподобного Сергия Радонежского в с. Липовка Задонского уезда, где служил святитель Тихон, приехав в имение Бехтеевых

Святитель Тихон оставил неизгладимый след в истории церкви города Ельца. В 1765 году, став епископом Воронежским, святитель Тихон открыл в Ельце латинскую школу для сыновей елецких священников. В то же время по его просьбе гражданские власти перенесли трактир, находившийся близ Сергиевской церкви в Елецкой Черной слободе, на другое место.

Отдыхая в Задонском Богородицком монастыре, святитель не раз посещал Елец. После того как город сильно пострадал от пожаров 1769 года, епископ Тихон лично отправился в Воронеж и Острогожск для сбора пожертвований для сгоревших Ельчан. При этом деревянные постройки Знаменского монастыря на Каменной горе были уничтожены огнем, а монахини из сгоревшего монастыря были переведены в единственный в епархии постоянный монастырь — Воронежский Покровский. Но на пепелище сгоревшего монастыря в Ельце остались две старушки: Ксения, 60 лет, и Агафья, 80 лет, которые упорно отказывались покидать Каменную гору.

Святитель Тихон послал в Елец своего духовного друга, схимонаха Митрофана, чтобы ободрить страждущих горожан, подать тайную милостыню нуждающимся и утешить монахинь, оставшихся на Каменной горе, ибо святое место скоро будет обновлено благодатью Божией. К благословению святителя Тихона присоединилась уроженка Ельца, девица Матрона Солнцева, жившая в монастыре в Воронеже. Елецкий купец Конон Никитич Кожухов по просьбе владыки построил для нее келью.

Матрона Солнцева, впоследствии постриженная в монашество под именем Олимпиада, с помощью святителя и других благонамеренных жертвователей построила в 1771 году на месте сгоревшего Знаменского монастыря деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Святая Мадре-де-Диос и ее икона «Эль Синьо», которая позже стала приходской церковью. Игумения Иулита и три ее сестры вскоре вернулись в монастырь. Для них Ельчаны начали строить новые камеры на Каменной горе. Так мало-помалу в Ельце снова образовалась женская община, во главе которой после смерти матушки Иулиты, по благословению святителя Тихона, стала инокиня Олимпиада (Солнцева).

Сам святитель, когда был в Ельце, непременно посещал смиренных пустынников, заботясь не только об их нравственном преуспеянии, но и об их материальном благополучии; Их устроили елецкие жители, боголюбивые, способствовавшие благоустройству и перестройке монашеской обители. В часы искушения святитель Тихон благодатной силой своей молитвы уберег их от падения. Своим благословением и завещанием Матрона Солнцева ввела в общине правила, которые тщательно и неукоснительно соблюдались в монастыре в течение последующих 150 лет.

Побывав в последний раз в своем любимом Ельце в 1779 году, святитель Тихон Задонский побывал и на Каменной горе, увидел ее население «в цветущем началами иноческих трудов, благословил всех и каждого и указал место, где будет устроен храм построен. Она ходатайствовала перед городскими властями, чтобы никто не обидел монахинь. Однако связь святителя Тихона Задонского с Ельцем и его церковная жизнь далеко не ограничивались Знаменским монастырем. Его келейник Василий Чеботарев свидетельствовал, что он особенно любил этот город, «как издревле славившийся благочестием, усердием тамошних жителей к храмам Божиим, верностью Православной Церкви, так что нет ни одного раскольнического «, кротость граждан и взаимное согласие».

Сам святитель Тихон тоже очень тепло отзывался о елецких жителях: «Мне жаль расставаться с этим городом, как будто я в нем родился». В другом месте он говорил о Ельце: «Новый Сион, обитель Божия!» Большая часть его пенсии распределялась в основном среди сельских жителей. Он послал своего келейника в Елец за тайной милостыней. Сам он не раз посещал елецкие богадельни, утешая страждущих и помогая нуждающимся. Его Преосвященство лично посетил Елецкую тюрьму.

В Ельце у святителя были близкие друзья. Близко дружил с Косьмой Игнатьевичем Студеникиным, известным своей благочестивой жизнью, настоятелем Елецкой Покровской церкви. В Студеникином доме, стоявшем несколько ниже этого храма, святитель часто останавливался, посещая город, и называл Косьму Ивановича своим другом. Местные легенды также называют священника Покровской церкви отца Василия другом святителя Тихона. Очень благоволил святитель и к священнику Иоанну Жданову. Известно почитание святителя по отношению ко Христу юродивым Иоанном Тимофеевичем Каменевым, стяжавшим дар благодати читать мысли людей.

В 1779 году, когда епископ Тихон в последний раз посетил Елец, он остановился в доме отличившегося особыми добродетелями купца Григория Федоровича Ростовцева. Святитель сказал о нем: «Черным нужно учиться добродетельной жизни у дома Григория Федоровича Ростовцева». Ельчаны ответили ему взаимной любовью и, по словам очевидцев, «когда владыка выезжал из города, толпа народа провожала его через реку Сосну».

Митрополит Евгений (Болховитинов) писал о приездах святителя Тихона в Елец: «Иногда он бывал в Ельце так тайно, что даже друзья его не знали об этом. В случае тайного прибытия он оставлял свою телегу за рекой и пешком добирался до заключенных в темницах. Он сел с ними, расспросил каждого о виновности темницы и, исследуя каждую совесть, сначала утешал, потом увещевал великодушное терпение; наконец, выйдя, подавал милостыню преступникам, и давал откупные деньги арестантам за долги и спешил из темницы в богадельни с той же милостыней, а потом и от самого города. был далеко…».

А после упокоения архипастыря жители города считали святителя Тихона Задонского небесным покровителем Ельца. И почти с самого дня кончины святителя постоянные паломничества Ельчан в Задонск стали служить панихиды на его могиле, и задолго до всецерковного прославления святитель Тихон считался в Ельце местночтимым святым.

В Задонске продолжались дела милосердия. Бедным и нуждающимся святитель раздавал абсолютно все, и одежду, и свою пенсию; а когда этого не хватало, продавал вещи: перину, подушку, одеяло, серебряные карманные часы. Святитель Тихон всегда вовремя приходил на помощь деньгами и заступничеством, а главное, своей добротой и состраданием. В тот день, когда он не подал милостыню, он сдался.

Во время неурожаев и после пожаров ездил за помощью в Воронеж. Люди часто злоупотребляли добротой святого. Однажды два крестьянина получили деньги от святителя Тихона обманным путем как пожарные. Смеясь, они пошли домой и с ужасом увидели, что их дома действительно горят.

Они снова прибежали к святому и получили от него помощь и утешение. И было немало случаев, когда люди исправлялись, вразумлялись учением святого и наказанием Божиим. Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась Ельцем и окрестностями Задонска. Он устроил под Тулой дом призрения, доверив его священнику. Он отправил отца Митрофана в город Ливны с материальной помощью. Он посылал милостыню даже на свою далекую северную родину. Особенно ему нравилось помогать крестьянам.

Задонск располагался на большой дороге, а дом в Свято-Тихоновском был настоящей богадельней. Он положил больных в их собственные постели. Он сам хоронил мертвых и хоронил их.

Его любимым занятием было литературное творчество: труд «Об истинном христианстве» представляет собой систему нравственного богословия. Оно говорит о духовной мудрости слова Божия, о человеческом сердце, о грехах, о покаянии, об обязанностях христианина по отношению к Богу, с Сыном Божиим, с ближним и с самим собой. В то же время святитель Тихон вел переписку со своими друзьями: «Письма к друзьям» и «Письма в келью» содержат поучения и наставления по отдельным случаям.

Книга «Духовное сокровище, собранное от мира» излагает размышления о премудрости Божией и выводы о различных явлениях, предметах, случайных встречах и происшествиях из жизни самого святого. Эти книги предназначались для каждого христианина и даже для простых людей; поэтому в них все представлено с особой ясностью и завораживающей простотой.

Произведения святителя были любимым чтением благочестивых россиян и оказали огромное влияние на русскую религиозную литературу и проповедь.

За три года до смерти он услышал тихий голос: «Твоя смерть будет днем ​​недели». После этого ему сказали во сне: «Трудись еще три года». За год и три месяца до смерти он был парализован с левой стороны и в конце концов заболел. Незадолго до смерти он увидел во сне, что ему предстоит взбираться по высокой лестнице и множество людей, которые шли за ним и поддерживали его.

Он понял, что эта лестница знаменует его путь в Царствие Небесное, а люди – это те, кто его услышал и запомнит. В последние дни его жизни стали приходить его родственники прощаться. Благословляя их, он прошептал: «Я предаю вас Господу». Но за два дня до смерти он перестал его принимать. Он лег в полной памяти, с закрытыми глазами, и помолился.

Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 года, в 6 часов 45 минут, в возрасте 59 лет. День был воскресенье. Похоронен его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. Многочисленные знамения, чудеса и исцеления совершались в обители по молитвам святой. Трудами преподобного Антония (Смирницкого) Воронежского были получены мощи епископа Тихона и подготовлены материалы для канонизации этого чудесного сосуда благодати Христовой.

Прославление С. Тихона Задонского. Литография

Прославление произошло 13 (26) августа 1861 года, по кончине святителя Антония.

Долгие годы Задонский монастырь был крупнейшим местом паломничества верующих.

После революции монастырь постигла участь многих святынь на нашей многострадальной Родине. 28 января 1919 года специальная комиссия осмотрела мощи святителя Тихона. Однако вскоре останки святого вернулись в тот же серебряный ковчег, из которого они были вырваны богохульной рукой. В 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск.

Святилище было передано антирелигиозному музею, организованному в бывшем храме великого князя Елецкого, откуда дошел Орловский музей местных обычаев. Лишь в 1988 году мощи святителя были перенесены в Орловскую епархию. В 1991 году под опекой митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцева) мощи святителя Тихона были торжественно перенесены в склепы Задонского Владимирского собора Богородице-Рождественского монастыря. Случилось это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, 26 августа 1991 года.

Возрождение и обустройство монастыря, тяжелый, почти невыносимый ежедневный труд по восстановлению разрушенного монастыря легли на плечи настоятеля (с 1991 г.) обители — архимандрита Никона (Васин) с братией (ныне митрополит Липецкий и Задонск).

Некогда величественный Владимирский собор был заводской базой и разрушился: протекла кровля и выросли деревья, кровли храма были в плачевном состоянии. В бывшей трапезной монастыря и Вознесенской церкви размещалась овощесушильная мастерская. В небольшой церкви, возведенной на месте келлии святого Тихона, слесарная мастерская грохотала станками, маслом и стружкой.

Храм-часовня усыпальницы святого был превращен в склад соли и химикатов. При храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы находился консервный завод. Этот храм больше всего пострадал за годы советской власти, его архитектурный облик был серьезно искажен, а сводчатая часть утрачена. Прекрасная колокольня была разрушена.

Архиерейская служба в возрожденном монастыре. Праздник Святой Троицы. 2016

Молитвами и трудами владыки Никона, при милостивой помощи святителя Тихона, монастырю возвращена былая слава: храмы восстановлены и находятся в рабочем состоянии, налажена монашеская жизнь.

Сейчас это один из важнейших духовных центров православия, куда обращаются за духовной поддержкой многие паломники со всей России.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед мощами Задонского чудотворца во время Первосвятительского посещения Богородице-Рождественского монастыря по случаю 400-летия святой обители, 2010 г

Память святителя Тихона празднуется 13 (26) августа, в Неделю после 29 июня (2 июля) в Тверском Свято-Соборе, 4 (17) сентября в Тверском Свято-Воронежском соборе, 10 сентября (23) в Липецком соборе свв.

Тропарий, глас 8
От юности возлюбил ты Христа, блаженный, был образ всего в слове, жизни, любви, духе, вере, чистоте и смирении. Так и обитал еси в небесных обителях, где, стоя пред Престолом Святой Троицы, моли, святитель Тихон, о спасении наших душ.

Кондак, глас 5
Преемник апостолов, украшение святых, учитель Православной Церкви, моли Господа всех, даруй мир вселенной и великую милость душам нашим.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector