Житие преподобного Иосифа Волоцкого

Среди множества православных святых есть поистине уникальные личности, оставившие свой след в истории государства. Один из них – основатель Волоцкого монастыря иеромонах Иосиф, прославившийся не только как церковный деятель, но и как публицист и мыслитель. Жизнь этого святого, его идеи, творчество будут интересны и познавательны любому православному христианину.

Житие святого Иосифа Волоцкого

О жизни святого Иосифа известно довольно много. Первые небольшие заметки о святом появились сразу после смерти святого. Чуть позже племянник и ученик Волоцкого преподобный Досифей написал «надгробие».

Есть также три версии Жития святого. Первая появилась в 1546 году. Она была составлена ​​епископом Коломенским Саввой Черным по благословению Московского митрополита Макария. Вторая и третья версии Жития Иосифа появились в конце XVI века.

Происхождение

Сведения о точной дате рождения святого разнятся. Предполагается, что это произошло 14 ноября 1439 или 1440 года.

Будущий Сан-Хосе родился в дворянской семье Хуана и Марины Санин и был назван в честь своего отца Хуаном. Родиной Иоанна Санина было село Язвище, расположенное недалеко от Волоколамска и принадлежавшее роду Саниных. Предки святого пришли на Русь из Литвы. Язва была подарена прадеду Иоанна, Александру Санину, князю Московскому за верную службу.

Родители монаха были глубоко верующими людьми. Позже оба стали монахами: отец под именем Иоанникий, мать стала Марией.

Джон с детства проявлял интерес к учебе. В 7 лет он научился читать. Первым учителем мальчика был пожилой ученый Арсений Леженка из Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря. Пытливый и способный ребенок смог за год выучить наизусть Псалтирь, а затем и все Священное Писание. Благодаря этому в 9-летнем возрасте Иоанн стал чтецом в монастырской церкви.

Послушничество

Любовь к Богу побудила Иоанна отказаться от мирской жизни. В 20 лет юноша покидает отчий дом и отправляется в пустыню, принадлежащую тверскому Саввиному монастырю.

преподобный Иосиф Волоцкий

Наставником Иоанна был старец Варсонофий. Несмотря на то, что Варсонофий слыл строгим аскетом, поведение монахов не соответствовало представлениям Иоанна о монашеской жизни. По благословению наставника юноша перешел в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию, который 13 февраля 1460 года постриг Иоанна в монашество под именем Иосиф.

Через некоторое время братья, племянники и родители Иосифа приняли монашество. Мать юноши ушла во Власьев Волоколамский монастырь, а отец приехал в монастырь с сыном. Отец святого последние 15 лет жизни тяжело болел, юноша заботился о нем до конца.

Рукоположение в сан иеромонаха

В 1477 году преподобный Пафнутий скончался, завещав место игумена своему любимому ученику. После рукоположения Иосифа в сан иеромонаха он становится игуменом монастыря. Новый настоятель решает установить для братьев более строгий монашеский устав, но монахи противятся намерениям иеромонаха. Затем преподобный покидает монастырь вместе со старцем Герасимом Черным.

Несколько месяцев скитался святой Иосиф, переходя из одного монастыря в другой. Иеромонах пытался найти монастырь, отвечающий его представлениям об устройстве монашеской жизни.

В это время братия Боровского монастыря обратилась к великому князю Иоанну III с просьбой о назначении нового игумена. Но князь их категорически отверг. Иосиф возвращается в свой монастырь, но, прожив там до мая 1479 года, снова покидает монастырь.

Устав Волоколамской обители

Игумен вместе с несколькими монахами отправился в родные места Волоколамска, где решил основать собственный монастырь, чтобы организовать жизнь монахов по своим представлениям о монашеском подвиге.

преподобный Иосиф Волоцкий

При поддержке и помощи князя Бориса Волоцкого отец Иосиф начал строительство Успенского монастыря, которое было окончательно завершено 15 августа 1484 года. Насельниками Волоцкого монастыря были бывшие иноки Пафнутьева монастыря, родовые из Волоцка, простолюдины , беглые крепостные. Позже к братии из монастыря присоединились бывшие приближенные князя.

Преподобный Иосиф составил особое правило, которому должны были подчиняться все монахи. Основные положения Устава включали:

  • непрекращающаяся работа;
  • строгое послушание;
  • постоянная молитва Иисуса;
  • переписка богослужебных трактатов.

По Уставу жители не имели личного имущества. Внести любую из вещей в келью можно было только с благословения настоятеля. Эти правила относились даже к иконам и богословским книгам.

Доходы монастыря шли на благотворительность и помогали нуждающимся во время голода. Иосиф Волоцкий помогал всем пострадавшим. К преподобному за советом приходили не только монахи, но и миряне. Бояре и князья обращались к нему за советом.

Святитель показал братии пример иноческого послушания, подвизаясь весь день и неустанно молясь по ночам. Многие из учеников игумена стали архиепископами и епископами, а двое из них, Даниил и Макарий, стали митрополитами Московскими.

Борьба с ересью жидовской

Деятельность настоятеля Волоцкого не ограничивалась стенами монастыря. Святитель активно участвовал в религиозно-политической борьбе против иудейской ереси.

Еретики отрицали Святую Троицу, божественную природу Иисуса Христа, идею посмертного воскресения и многие другие православные догмы. Кроме того, еврейские отступники выступали против института монашества и почитания икон.

Еврейская ересь была особенно распространена в Новгороде и Москве. Это лжеучение приобрело множество последователей, в том числе князей и даже священнослужителей.

Святитель Иосиф призывал как можно суровее относиться к еретикам. Он считал, что нельзя прощать даже тех, кто раскаялся, подозревая, что их обманули. Поэтому всех еретиков нужно сажать в тюрьму. А для строптивых еретиков он требовал смертной казни.

преподобный Иосиф Волоцкий

Волоцкий святитель руководил заседанием Церковного Собора, состоявшегося в 1504 году. По решению Собора четыре еретика были приговорены к сожжению. Такое непримиримое отношение Иосифа к еретикам объясняется тем, что святитель видел в них серьезную опасность не только для православного христианства, но и для всей России. Он считал, что еврейская ересь угрожает установившемуся духовному единству России.

Творчество

Иеромонах Иосиф занимался не только церковной, но и просветительской деятельностью. Из-под его пера вышли такие богословские труды, как:

  • «Иллюминатор»;
  • трактат о защите монастырского имущества, озаглавленный «Не пристало святым Божиим церквам сплетничать»;
  • «Письмо»;
  • около 30 посланий разным людям: великим князьям, священнослужителям.

Самым значительным произведением монаха считается книга «Просветитель», в которой святой опровергает лжеучения еретиков, опираясь на тексты Ветхого Завета.

Кроме того, в этом трактате отец Иосиф ясно разъяснил все важные православные догматы. Таким образом, «Просветитель» явился настоящим пособием для христиан, став одним из популярнейших произведений XV-XVII веков.

Кончина

Последние годы жизни святого были омрачены тяжелой болезнью. Святой страдал от страшных головных болей. Болезнь иссушила тело святого, сильно ослабила его зрение. Боли были настолько сильными, что монах был вынужден лежать даже во время службы.

Предвидя свою скорую смерть, отец Жозеф решил выбрать себе преемника. Новым настоятелем стал верный последователь святителя Даниила Рязанского, будущий митрополит Московский.

Призвав братию соблюдать принятые в обители традиции, преподобный Иосиф изложил грандиозный замысел. Смерть настигла Иосифа Волоцкого 9 сентября 1515 года во время утрени. Монастырская церковь стала местом погребения святого старца.

преподобный Иосиф Волоцкий

Местоположение мощей святого

Примерно через 20 лет после кончины преподобного Иосифа между местом захоронения и Успенским собором была построена каменная часовня, внутри которой находилась гробница преподобного.

Где-то между 1688 и 1692 годами велись строительные работы по сооружению нового Успенского собора, во время которых строители обнаружили гробницу святого. Несколько столетий святые мощи оставались сокрытыми и были обретены только 31 октября 2001 года. Спустя два года, 12 июня 2003 года, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим благословил перенос святых мощей в раку, открыв к ним доступ верующим, желающим преклониться перед чудотворцем.

12 июня 2004 года Волоцкий монастырь приобрел еще одну святыню — цепи, принадлежавшие преподобному и долгое время хранившиеся в Волоколамском историко-краеведческом музее.

Почитание в православии

Несмотря на то, что нетленные останки преподобного прославились многочисленными чудесами сразу после погребения, Иосиф Волоцкий был канонизирован как местночтимый святой только в 1579 году.

Празднование святого Иосифа во всей церкви установлено с 1 июня 1591 года. Святой почитается 22 сентября и 31 октября по новому стилю (9 сентября и 18 октября по старому стилю).

Иконография

Первые иконописные изображения святого появились сразу после его кончины и были помещены на надгробии. Впоследствии надгробную икону перенесли в Успенский собор, установив в местном ряду иконостаса Успенской церкви.

На древних иконах святой выглядит так:

  • изображение делается в полный рост или чуть ниже пояса;
  • отец Иосиф носит монашеское одеяние;
  • непокрытая голова с короткими вьющимися волосами, с лысиной на лбу;
  • округлая борода;
  • руки скрещены на груди, что означает смиренное служение Господу.

преподобный Иосиф Волоцкий

Есть и картины, на которых игумен изображен вместе с боровским монахом Пафнутием. В XVII веке появились житийные иконы отца Иосифа, связанные с Волоколамским монастырем.

Иконописцы конца 19 — начала 20 веков писали образ святого в преклонном возрасте, с седоватыми волосами и бородой. Чаще всего встречаются ростовые иконы, на которых игумен правой рукой благословляет верующих, а левой держит свиток.

О чем молятся преподобному Иосифу Волоцкому

Преподобный Иосиф при жизни много сил отдавал борьбе с ересью. Поэтому они обращаются к святому с просьбой укрепить веру, а также вернуть близких, попавших в сектантские сети, в истинную веру.

Но кроме этого преподобный Иосиф также помогает при многих жизненных проблемах. Можно спросить у святого:

  • об излечении тяжелой болезни;
  • о защите от врагов;
  • об устранении каких-либо проблем;
  • помощь в разрешении сложных и безвыходных ситуаций.

Особым покровительством Иосифа Волоцкого пользуются предприниматели и купцы. Именно поэтому Русская Православная Церковь 7 декабря 2009 года официально объявила святителя Волоцкого небесным покровителем бизнесменов и хозяйственников.

Текст молитвы

Святому Иосифу можно молиться своими словами, идущими от сердца и души. Но многим людям трудно выразить свои мысли и надежды словами. В таких случаях прибегают к чтению специальных молитвенных текстов: тропарей, кондаков, канонов, акафистов.

Тропарь

Яко постящиеся удобрение и красота родителей, / милость дающего, разум светильника, / сошедшего похвалить всех верных, / кротость учителя, и ереси постыдных, / премудрого Иосифа, звезду русскую, / Господу моля, / / ​​души наши помилуй.

преподобный Иосиф Волоцкий

Ин тропарь

О великий наставник, фанатик и учитель Православной веры святой мудрец Иосиф! Прими молитву, которую приносим тебе от нас грешных, и теплым ходатайством попроси славного Бога в Троице ниспослать нам, грешным, свою богатую милость; да утвердит в Своей Святой Православной Церкви правую веру и благочестие; да даст пастырь его святую ревность о спасении словесного стада, яко спасутся верующие, просветятся и обратятся неверующие и отступившие от истинной веры; проси у всех нас всего полезного в этой временной жизни и полезного для нашего вечного спасения. Помяни свое стадо, если ты его собрал, не забудь посетить детей твоих и, как отец, любящий детей, не презри, да снизим молитвы наши, но вознесем молитвенные руки твои ко Господу Богу, да отложит праведный гнев Свой, воздвигнутый на нас, и избавит нас от врага видимого и невидимого, от голода, потопа, меча, смертоносных язв, иноземных нашествий и междоусобных браней. Ей, милостивейшая заступница наша, преславная чудотворчица, управи всех нас в мире и покаянии, престави жизнь нашу и поселись с упованием в блаженных недрах Авраама, где все песни Отца и Сына и Святаго Дух звучит, он непрестанно славится. Аминь управи нас всех в мире и покаянии, положи конец жизни нашей и поселись с упованием в блаженных недрах Авраама, где непрестанно звучат все песни Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Кондак

Житий неугомонных и мирских бунтов, / и страстных скачков в небытие, / явился тебе гражданин пустыни, / быв наставником многих, преподобный Иосиф, / иноки-собратья, и молитвенник верен, / чистоты нашим души, Бог. // Молимся Христу

Житие преподобного Иосифа Волоцкого

Канон

Пе́снь 1

Ирмос: В пучине иногда все воинство фараоново изливалось вооружённой силой, но Воплотившееся Слово поглотило грех всезлобный, Господь Преславный, славно прославленный.

Тебе, блаженная, учение о долге приносишь, воздаяние протягиваем, венок хвалебный сплетаем: любовью связан еси, богатый, святыми молитвами твоими подаждь нам духовную благодать.

Стремление страстей истребив, отче, увядший, богомудрием словесно объятый, преуспевающим и благодетельным, кротким и смиренным, словом премудрости, преподобный отче Хосе, и умом венценосным.

Свято украсился еси, преподобне отче, деятельным умом благодати, Бог изрек Иосиф, желая венца славы Христовой, и собственной надеждою, блаженный, не согрешил еси.

Целомудрие Ты сохранил в очах моих, но крайнюю кротость и острое смирение: возносим образ наш, радуясь о делах и видении Твоем, принося венец неувядаемый, чтобы принять Твое вознаграждение трудов.

Богородичен: Явился еси чистый, выше всего видимого и невидимого, Безупречный, потому что родил еси Строителя, как бы хотел воплотиться во чреве Твоем. Он дерзновенно молится о спасении тех, кто поет тебе.

преподобный Иосиф Волоцкий

Пе́снь 3

Ирмос: Пустыня расцвела, яко вопль от Господа, неплодная языческая церковь, пришествием Твоим утвердилось в ней сердце мое.

Подай Христу Спасителю прощение многих наших грехов, яко и мы чтим память Твоего угодника преподобного Хосе, молитвами его спаси нас.

Молитвами твоими умоли Милосердного Бога, преподобного отца нашего Иосифа, и разруши греховный мрак боли нашей, и низведи утешение благодушия.

От детства, блаженный Иосиф, ты был познан Богом, и на Него надеялся, мы наставили тебя в его спасительных заповедях. Теперь он стоит перед ним, смело молясь за нас.

Богородица: Святая Троица, Слова Сына родила Тебя, Дева Мария. Он с преподобным Иосифом молится о рабах Твоих, верою прося прощения грехов.

Седа́лен, гла́с 3

Из Повести Христовой, Евангелискаго, Светло празднуй притворися памяти Иосифа, возьми наместников земли, сирот и вдов теплоподачи, и бедного жилища точки, и целомудрия целомудрия, и добродетелей Спасение делегировано нашим душам и великая милость миру.

Богородица: Спаси земное Тебе, Пречистая Богородица: прежде века, от Отца Сына Божия родившегося, Ты родила, по милости многих возлюбивших родиться от Тебя: и Адама-прародителя сохрани, и создатель Хранителя. Умоли Его, Пресвятая Богородица, спастись нам верно поющим Ти.

Пе́снь 4

Ирмос: Ты пришел от Девы, даже не ангел ходатайствует, но Сам, Господи, воплотился, и всех от меня человека спас. Взываю к Тебе: слава силе Твоей, Господи.

Ты, преподобный Хосе, был венцом монашествующих, не украшенный драгоценными камнями, но облеченный добродетелями, и явился ты, блаженный, истинно благодарным украшением.

Божественный, богомудрый, Премудрость прославил еси, обогативший себя даже благими дарами, даровавший тебе вечную славу, преподобный отец Хосе, всечестный.

К легкости нрава твоего, и к образам благодати, преподобный отче Хосе, так жил ты: так был милостив ко всем, всем блаженным и достойным.

Богородица: Ева принесла мне умерщвление плода, но Ты, о рождение Пречистой Ипостасной Жизни, исправила абие. Мы зовем тебя так же: слава твоей силе.

преподобный Иосиф Волоцкий

Пе́снь 5

Ирмос: Заступник пред Богом и человек, Христе Боже, за Тебя, Владыка, пред Отцом Твоим, от ночи неведения, имама приносящего.

Ты, о Боже, говорящий Иосиф, чистым Божественным Писанием говорил, и собравший богатство в видениях и делах, преподобный отче.

Глубину премудрости испытав, премудрый Иосиф, пришел обрести, как благотворный, и стяжал многие драгоценные четки с болезнями, блаженный, ума.

И если оставил ты родину земную, блаженный Иосиф, то сотворил ты обитель Богородицы всячески и собрал в ней множество иноков. Ради первой Небесной Родины ты принял. Смело, отче, моли о нас Христа Бога, рабов твоих.

Богородица: Се, во чреве, Пречистая Богородица, более слов имела Христа Бога, яко Исаия возвещал: над естеством сию, Богородицу, Ты родила.

Пе́снь 6

Ирмос: Лежа в бездне грешной, взываю в бездну сверх стремления к Твоему милосердию: от тления, Боже, вознеси меня.

Самый лучезарный свет во вселенной, отец, явился ты, Хосе, озаряя духовными словами верой и любовью, которые текут к тебе.

Блаженная жизнь, отче, ты ушел, оставив чувства, ты вышел из мирского бунта и приблизился к Богу, преподобный Хосе.

Усердно милостивый и показующий тебе странника, Спаса мира, Отче, и врач больных, Иосиф, сирот и нищих заступник добрый.

Богородица: Более естества Девы Ты родила, и Дева вечна, являясь истинным Сыном и Богом Твоим, Пречистой Матерью.

Конда́к, гла́с 8

Житий неугомонных, и мирского бунта, и страстного прыжка во вмененное небытие, явился гражданин пустыни, был бы ты наставником многим, как святой Иосиф: монахов соратник и молитвенник верный, фанатик чистоты Молись Христу Богу нашему да спасется.

преподобный Иосиф Волоцкий

И́кос

Собственными божественными добродетелями, мудрыми, украшенными Еси и Сальвой Христовой, обитель угодил Отцу, мужественному, Якса Злато безмолвно верному Богу и Надежде, и любовью пустой верующей: воздержанием в сокрытии, Яко Графиком, в целомудрии, и в смирении воскрес. Темже и мы, просвещаемые Твоими молитвами, преподобне Иосифе, вопием Тебе: Радуйся, яко от детства Богу служил; Радуйся, яко была заступницею к тебе во спасение притекающих; Радуйся, христолюбивому воинству похвалу; радуйся, яко твоими молитвами противление побеждается; радуйся, яко всем просящим даю дар, который сподобился тебе Господь; радуйся, потому что Бог прославляет тебя чудесами и учит всех призывать; Радуйся, преподобне отче Хосе, удобрение постное.

Пе́снь 7

Погнали Противоположное повеление Богу от беззаконника-мучителя воздвигло пламя: Христос, яко благочестивый юноша, росу духовную разливает, Он благословен и прославлен.

Они благоухают, преподобный Хосе, вашим учением, сладкими словами для тех, кто любит, но они пугают еретиков мудрости. Благодатью Святого Духа ты изрек, Божество проповедуя в Трех Лицах единых: Слова есть Воплощение, пой, благоухай нас, обогащайся.

Риз имел худобу, преподобный Иосиф зимой и летом неизменный, мучительно терпел ее ради Бога совершенно; то же и небесное признание было даровано ему быть наследником.

В соли растворяется слово твое, отче, и жизнь твоя благодатна, блаженна, блистательна, чудна кажется. На том самом месте, радуясь, утвердился еси в Вышней Обители, ныне предстань пред Христом дерзновенно, молясь о нас.

Богородичен: Владычице, Пречистая, житие наше, к Твоей тихой пристани устреми: Бог родил Тебе Источник благий, дающий всем верным нетленность благодати.

Пе́снь 8

Ирмос: Иногда пещера огненная в Вавилоне разделяет действие, сжигая халдеев по Божию повелению, а верных напоивая, поя: благословите все дела Господа Господня.

Венец величественный, Христос Животворец возложил на голову твою, тёзка Иосифа. Ибо просиял ты в делах и видениях, взывая: благослови все дела Господни Господа.

Вся чувственная ушла, весьма блаженная, к Первому Уму приблизилась, душа твоя чиста, жизнь господство, венчаемый Иосиф, зовущий: благослови все дела Господа Господня.

Собирая в душе своей Божественное богатство Святого Духа, непорочную молитву и румяную чистоту, бодрствование и воздержание; Из-за пребывания Святой Троицы вы явились преподобному Хосе.

Богородица: Пречистая Владычице, спасение грешных, прими молитву сию, и избави мя от грехов моих, Сына Твоего, прибежавшего, молитвами святителя Твоего, преподобного Иосифа.

преподобный Иосиф Волоцкий

Пе́снь 9

Ирмос: Сын Отца, Бога и Господа, воплотившийся от Девы, является нам затемненным, чтобы осветить, собрать, разойтись. Величаем Богородицу, все поющую.

Преподобный отец Хосе, ныне ты чисто наслаждаешься пищею более, чем разумно, где сонм святых вокруг Господа радуется, блаженный, яже ныне почитающий тебя, ходатайствующий о привлечении тебя.

Перешел ты, радуясь, к стремлению к раю, к единственному истинному счастью, к большему добру, к истинно вечной жизни и к Свету отца Иосифа, вечного и богоносца.

Как солнце сияло на монастырские соборы, от юности от гвоздей освятился еси, яко заря распуская добродетели жития твоего, преподобный Хосе, Богонос, отец богатый.

Богородичен: Уразумевши издалека, прозорливыми очами возвестили тебе пророки, что желаешь, чтобы Матерь была Всесильна и Владыка всех. Мы исповедуем Тебя, Вседержитель, Богородицу.

Свети́лен

Мирских пристрастий, яко скверных, избежал еси, и плоть свою иссушил жадою, отче, и небесною славою ангельски обогатился еси; о том же непрестанно моли Христа Бога, преподобный Иосиф.

Акафист

Кондак 1

Избранный угодник Христов и чудное подвижническое благочестие, преподобный отче Иосиф, яже дар свыше, принимая богословие и исцеления, яко дерзновенно к Святой Троице, моли избавить нас от бед, болей и болезней, встречающих нас, но мы призываем ты с любовью:

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Икос 1

Ангел во плоти водящий тя, преподобне Иосифе, от Бога посланный, да показати в людях образ истинного благочестия и добрых дел, чудесно образом его явившийся во временном житии твоем, и величие благости его прославивший, во умилении сердца взываем к тебе:

Радуйся, благородная ветвь доброго корня; Радуйся, плодоносная лоза винограда Христова.

Радуйся, чадо благочестивой родительской молитвы; Радуйся, упование и утешение их боголюбивых сердец.

Радуйся, младенческий страх Господень; Радуйся, от юности семя слова Божия приявшая.

Радуйся, смирения и безмолвия хранительнице; Радуйся, молитвы и воздержания фанатику.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

преподобный Иосиф Волоцкий

Кондак 2

Христа видя, благосердие твоего желания и усердия, яко от юности безмолвно прославлял еси Имя Господне, читая и воспевая псалмы и священные песни во святом храме Его, в скинии небесной, поклоняюсь тебе, преподобне, во человек праведный, совершенный, поднеси ему вместе с ними ангельские песни: Аллилуиа.

Икос 2

Суоту мира сего разумея из писаний отцов добрых, но исходя из сей временной жизни, непрестанно думая и пребывая навеки в тайном подвижничестве молитвенном, не прилепился еси к вещам мира сего сердцем, кроме единственно достойный из сверстников твоих, с ними путь иноческого жития, угодный Богу от дней отрочества, который ты избрал, преподобный. А пока мы вас ублажаем:

Радуйся, благоуханный благовоспитанный цветок; Радуйся, богоизбранный сосуд.

Радуйся, умом Богом просветленная; Радуйся, сердцем в Боге утвержденная.

Радуйся, образ сообщества непорочных и нелестных; Радуйся, всем сердцем ищущая Царства Небеснаго.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 3

Бурю мирских помыслов превозмогая благодатью Христовою, с лучшим помыслом вознесся еси на небо, преподобне, разум твой безмятежный и бесстрастный на Горе поставивший, и волю вполне подчинив под иго Христово, тело твое жилище Святаго Духа соделал еси из ничего и в теле, яко без плоти, с бестелесным Бога призвал еси: Аллилуиа.

Икос 3

Имея ревность о совершенной жизни по-христиански и научившися от писаний отеческих, аще вождю искусному и наставнику нелестному дашь послушание, в юности оставил еси родителей, преподобне, и вложи в сердце свое вопрошание духовный старец Варсонофий, и даже то, что он говорит, да будет тебе, яко слово Божие Самаго, еже и исполнися в благоустроение Божие; за то, что столь вера ваша надежда приятна, вам мы взываем:

Радуйся, яко мир милый и красный презрел еси; радуйся, яко небесного и нетленного возлюбил еси.

Радуйся, красотою Внутреннего Креста Христова любующаяся; Радуйся, властью свыше облеченная на дело крестоносца.

Радуйся, волею фирмы твоего в отставку поставишь; Радуйся, страсти отсекшая в угоду Богу и спасась.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

преподобный Иосиф Волоцкий

Кондак 4

Силой любви Божией влечемся мы к высшей жизни иноческого совершенства и мудро, по совету и благословению прозорливца и святого старца Варсонофия, пришли вы в обитель преподобного Пафнутия и умолили его принять вас в послушание , и вместе с ним в трудах и подвигах, угодных Богу, поете: Аллилуиа.

Икос 4

Предвидя в духе благоволение юноши, чистоту души его и полное благодати его призвание, преподобный Пафнутий Абие облекает его в иноческий образ и возлагает на него ярмо послушания, даже с усердием в простоте и терпении…во многом, чтобы быть для него образом безусловного послушания, труда и благочестия; то же самое теперь мы называем это ситце:

Радуйся, от юности узкий спасительный путь возлюбленный; Радуйся, иго Господня на шею возлагающая.

Радуйся, святыми обетами волю свою связавшая; Радуйся, себя и весь живот свой Господу отдающий.

Радуйся, ревностный слуга блага всех; Радуйся, утешительнице больных и немощных.

Радуйся, помыслы плотские силою молитвы изгоняющая; Радуйся, словом Божиим утверждающая сомневающихся в вере.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 5

Божественною любовью разлагаем ближних твоих, даже в мире, ежели не отринул еси сердца твоего, преподобне: слыша старца отца твоего в расслаблении телесного бытия, преподобного Пафнутия в обитель того приема умолил еси и служил отец твой давно болен, со всем усердием презирая его и питая руки твои телесные и духовные словом Божиим до самой смерти твоей, как бы взывая к тебе: не я отец мой, но ты отец мой. Сие дело любви детей Твоих похвально, яко жертву угодную Богу, поем: Аллилуиа.

преподобный Иосиф Волоцкий

Икос 5

Прожив в монастыре восемнадцать лет в послушании, бдении, посте и учении писаний святых и духовных отцов, когда придет час блаженной кончины преподобного Пафнутия, владычествовать над ним, если не хочешь ты был призван и назначен к пресвитеру, но управляет собранным им стадом Христовым; Ты, немного повелев, еще успел желать быть, но умножаешь добродетели нетленных сокровищ. Тем же, дивяся ревностному милосердию твоему и смиренномудрию твоему, вопием тебе:

Радуйся, телесное лишение многих духовных благ; Радуйся, нищету дара Неба стяжавшая.

Радуйся, хранительнице безмолвия; Радуйся, иноческих правил строгая хранительница.

Радуйся, болящих, яко братие Христово, служащих; Радуйся, возвышенный образ явившейся любви детей.

Радуйся, власть над другими и честь уклоняющаяся; Радуйся, стада, яко безвестный слуга, в Кириллов монастырь перешел.

Радуйся, определенную тамо брашну приготовляй; Радуйся, и в лохмотьях будем порабощены, познаны и осуждены.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 6

Ты был подобен купцу, ищущему доброго счета, преподобный Хосе, когда ты, хорошо наставленный в послушании и во всяком духовном подвижничестве, посещал монашеские обители: да, ты будешь свидетельствовать в тех лучших и самых совершенных и соответствующих для пользу душ словесного стада твоего, еси возрадовавшись великой радостью о возвращении твоем, благодарственно вопиюще Князю пастырей Христу: Аллилуиа.

Икос 6

Услышав от благоверного князя Бориса о прибытии преподобного Иосифа в свои пределы, он удалился усердно молясь и да изберет место в уделе своем, да сохранит в нем святую обитель и пребудет в нем от преподобного, даже имея сбыться, бурному дыханию место показывая, и устроив с усердием князя, паче же с благословением Божиим, по молитвам преподобного, с любовию ему вопием:

Радуйся, высоких дел жития христианского фанатика; Радуйся, искусный вождь начинающих.

Радуйся, поста и покаяния непреложная владычица; Радуйся, хранительнице непрестанного воздержания.

Радуйся, мирской наставнице жизни богоугодной; Радуйся, благодатного монастыря основательница.

Радуйся, яко Христос благословляет твои добрые начинания; радуйся, яко коллаборационист твой перед государем.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

преподобный Иосиф Волоцкий

Кондак 7

Сильно стяжав сокровище любви, преподобне, яко во дни первых христиан, не имевших ни сердца, ни души, и о них никто из штатов не сказал, что им быть, рассудил еси и в монастыре твоем, яко волею сердца отвергнувших мир и владения его, образ дома пребывания поставь, да все вместе ищут стяжания вечного, Бога, Его, и вопиют: Аллилуиа.

Икос 7

Новый Феодосий, общее житие начальника, русская страна видит в тебе, преподобный отец Иосиф, яко приняв монашеский постриг, от всего сердца и души, по букве общего монашеского жития посвящаешь себя жизни монашеский обыкновенный, а ты, на пути сем, в терпении заповеди сонма святых, отцу непрестанно следовавшему, темже из чтимых тя слушай сие:

Радуйся, иноческого общежития устроительнице; Радуйся, полные доспехи милосердия им подавшая.

Радуйся, труды шатающихся праздных мыслей упразднившая; Радуйся, страстей горящих стрел, яко доспехов, отражающая.

Радуйся, дух всеобщего воздержания в монастыре внушающая; Радуйся, плевелы сребролюбия в нем поглотившая.

Радуйся, духовному бодрствованию многих иноков научившая; Радуйся, до конца жизни первой среди тружеников.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 8

Странник пришел в пустыню отечества своего, преподобный, и домохозяин предстал перед Богом, преклоняю сердце мое перед властью нынешнего благоверного князя Бориса, и служу от имений его на сооружение каменного храма в месте сем, украшающе это божественно, и воздвигают кельи братиям умножающимся, да, и вот, яко ангелы на небеси, песнь к Богу восходит: Аллилуиа.

преподобный Иосиф Волоцкий

Икос 8

Видя ревнивое и жестокое житие преподобного Иосифа и братии, непрестанно подвизающихся и постящихся, работающих и ходящих во вретищах и красивых одеждах, сети монахов и всяких мирских людей и князей, не только не отвращаюсь от сих, но с горящим духовным равноправием и охотно трудиться с ними в монастыре, принося свое состояние на общее благо; тому же создателю, которого мы провозглашаем тако:

Радуйся, премудрый, новую обитель провидящий; Радуйся, завидующая бедному житию Христову.

Радуйся, в обители святые храмы сотворяющая; Радуйся, соборы монашествующих многие соборы собравшая.

Радуйся, яко дело твое свыше благословляется; радуйся, яко святое желание сердца твоего исполнилось.

Радуйся, яко в обители твоей многие души спасают; Радуйся, что пастухи оставили ее.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 9

Всем сердцем любя Бога и принимая от Него многие духовные дары, преподобный Иосиф, и малое благоволение в народе сыскавши, яко не многие из простых, но и князей, требующих твоего наставления, в послушании тебе, я отдать тебе полностью, несмотря на то, что ты был миротворцем, провозгласив милость самодержца князю Юрию, невинно оклеветанный под страхом смертным, но избавленный в радости душевной, к Богу взывает : Аллилуйя.

Икос 9

Божественная Благодать, привлеченная молитвами святителя, явственно явилась в нем даром чудотворения и познаниями оккультизма: умерев, пробуди благочестивого князя Иоанна своей молитвой, и он, конечно, приготовится к покаянию и будет получит залог вечной жизни, и таким образом он отойдет к Господу; о том же во грехах живое и действенное возбуждение к покаянию, вопием Ему:

Радуйся, радость и утешение благочестивых; Радуйся, крепкая ограда для колеблющихся в вере.

Радуйся, отчаявшихся в надежде утверждающая; Радуйся, многих писаниями твоими просвещающая.

Радуйся, между воинствующими помири; Радуйся, невинных от смерти избавляющая.

Радуйся, к покаянию умирающих призывающая: Радуйся, к вечным мучениям в жизни всех вдохновляющая.

Радуйся, тесным и узким путем идущий; радуйся, других в небесную обитель возводи.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

преподобный Иосиф Волоцкий

Кондак 10

Господь испытал вновь устроенную обитель преподобного Иосифа посещением Своего гнева, но и милости: за грехи, ибо сильна мягкость человеческая, приведи ее на землю Волоколамскую и все окрестные села, ибо многие люди умирают напрасно. Преподобный, приняв сие, углубит молитву в монастыре и отворит алчущим амбар тот амбар; раздав все, что есть и не может никому, не только тысяче народу пришедшему, но под братьями, кормят, серебро в монастырь посылают и семена хлеба покупают, ни в коем случае не дают погибнуть требующим в голодный; Услышав это, он внезапно пришел в монастырь и угодил себе в дар на призрение нуждающимся, которые, видя в этом милосердную руку Божию,в умилении сердца своего возносили к Богу хвалебный глас: Аллилуиа.

Икос 10

Впоследствии, по благоволению государя, полководца и удельных князей и прочих христолюбцев, обители Иосифа приношу богатые дары, как бы все пришедшие на радость ему ради утешения возвращаются в их дома и благословится новым изобилием от монастыря преподобного, к нему ныне обращаемся:

Радуйся, светлая надежда в нужде и положении существ; Радуйся, покровительница сирот и бедных прибежище.

Радуйся, радости тленной питающая; Радуйся, сыне живучесть его создателю.

Радуйся, неистощимый источник милосердия; Радуйся, невидимый утешитель скорбящих.

Радуйся, последняя взаимная Богом данная; Радуйся, богатая трата сущих вместе.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 11

Божественными Писаниями наставлено, яко один только надеющийся на Господа женится на тысячи, и два мрака двинутся, не убоялся ты, преподобный, едино со святым Геннадием, множество сильных поборников суетных лжеучений против государства. ; и оружием правды поразил Ты в конце сих: рассеялись все, как прах от лица ветра, но благодарно вопию тебе сердцем и устами моими: Аллилуиа.

преподобный Иосиф Волоцкий

Икос 11

Верь в Меня, — сказал Господь, — из чрева его потекут реки воды живой. Сие оправдалось в тебе, преподобный Иосиф, не священным догматом богословия в какой-нибудь школе тебя наставляли, но живой верой сердца твоего ищи Бога, нашел ты истину в слове Божием и в писаниях отцов и вы явились непобедимым оплотом православия. Мы также звоним вам:

Радуйся, злых лжеучителей губительнице; Радуйся, сомневающихся в вере православной утверждающая.

Радуйся, веселый защитнице учения Христова; Радуйся, усердие Божие, лампаду возжегшая.

Радуйся, в отечестве своем просиявшая; Радуйся, в делах жития твоего веру проявляющая.

Радуйся, премудрый и простой учитель; Радуйся, ближних и дальних русских воспитательница.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 12

Подвигну сердце волоцкого правителя корысти за много позора и угнетения сотворить обители, вселившись в Церкви в Церкви, духа злобы, подвоха, и несправедливо сниму приговор на преподобного, ежа и падают на голову осужденному; Рядом со святым собором с великой честью оправдался преподобный Иосиф, непрестанно воспевая Богу: Аллилуиа.

преподобный Иосиф Волоцкий

Икос 12

Заканчивая течение жизни делами и молитвами, и делами благочестия, завещав преподобному неизменно хранить посвященную им грамоту, он лихо сказал: Если я получу милость от Бога, то обитель сия ни в коем случае не будет бедна, и так, отложив завесу плоти, иди ко Господу и исцели больных твоих, с молитвою приступая к мощам Его. По этой причине мы приносим вам такую ​​хвалу:

Радуйся, нелицемерная хранительнице духовной чистоты; Радуйся, истинный раб Христов, добрый и верный.

Радуйся, навети неуязвимый от стрел вражиия; Радуйся, непобедимый вождь спасаемых.

Радуйся, преподобный образ терпения; Радуйся, владычице нелестного лука.

Радуйся, и по отшествии твоем обитель твою храни; Радуйся, благотворно дающая молящимся.

Радуйся, венец правды от Господа приявшая; Радуйся, славою чудес сияющая.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудрый, чудотворче.

Кондак 13

О преподобный и богоносец отец Хосе! Ныне вспоминая дела и труды твои, яже во Христе сотворенные, мы, грешные и недостойные рабов твоих, смиренно просим тебя: моли милостивого Бога, даруй мир житию нашему и святой Его Церкви и сохрани меня от всякой погибели души и нечестивые учения, да, но все, что полезно нам в этой жизни и в будущем, соблаговолим воспеть ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел во плоти…» в 1-м кондаке «Святые избранники…».

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector