У Спасителя было много врагов. Они не могли понять Его истинную цель пребывания на земле. Следовательно, было решено, что Сын Божий должен быть схвачен и осужден на смерть. Эта тема вошла в историю христианства как распятие, знаменательное событие, в котором Христос взял на себя грехи человечества и пострадал за нас.
Евангельское повествование
О том, как происходил смертный приговор Богу Сыну, рассказывается во всех четырех Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В целом, обсуждаемый эпизод жизни Иисуса, описанный каждым из евангелистов, имеет много общего с другими. Апостолы записали в своих Евангелиях то, что видели сами. Стараясь не обмануться в процессе написания, каждый из них старался точно изобразить линию событий, которой было распятие Христа.
Читайте также: Православные молитвы Иисусу Христу.
Некоторые делали акцент на частичном описании момента. Например, Матфей представляет читателю информацию о том, что Иисуса привели на Голгофу и предложили выпить уксус.
Он смирился и больше не требовал для себя воды. Тем временем охранники начали делить одежду по жребию. Упоминается скрижаль, которая, как считается, является доказательством предопределения Христа. Согласно Матфею, на нем была надпись «Иисус, царь Иудейский».
Упоминаются два разбойника, которые были распяты по обе стороны от Спасителя. Сам отрывок довольно скуден, и у других евангелистов есть более поразительные факты о событии, о котором идет речь.
Марк приводит несколько иные подробности. Он утверждает, что после того, как Иисуса повели на Голгофу, ему предложили выпить не уксус, а вино и скромную воду. В прошлом этот напиток считался легким анестетиком. Она предлагалась каждому осужденному. Но Христос отверг его.
При распятии Он висел вместе с другими преступниками. Так исполнилось пророчество о том, что Спаситель будет причислен к нечестивцам. Прохожие ругали его. Они спросили, почему тот, кто спасает других, не может спастись сам. На что Бог Сын молчал и терпел Его мучения. В этом рассказе немного больше информации, но даже ее недостаточно, чтобы составить в уме полную картину события.
Еще больше фактов можно почерпнуть из Евангелия от Луки. Он опускает момент принятия уксуса или вина, но концентрируется на мелких деталях, которые имеют больше аллегорического смысла, чем описание событий. Повествование евангелиста начинается непосредственно с распятого состояния Христа.
Справа и слева от него висят разбойники, осужденные в соответствии с их заслугами. Над головой Спасителя висит табличка с надписью «Се Царь Иудейский». Важно отметить, что автор указывает, что она написана на древнееврейском, греческом и римском языках. Более показательным, однако, является разговор с грабителями. Один, находясь в безвыходном положении, хулил Господа и насмехался над Христом; другой осудил его и искренне раскаялся в своих проступках. Сын Божий увидел это и позволил ему войти в Царство Небесное после своей смерти.
Евангелист Иоанн сообщает больше всего подробностей, так как он был на Голгофе в то время и мог описать все, что видел до и во время казни. Подробно описывается сюжет изготовления скрижали для Христа.
Согласно евангелисту, Понтий Пилат написал его на греческом, римском и еврейском языках. Надпись гласила: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский. Такой поступок возмутил первосвященников. Они потребовали изменить надпись, но прокурор отказал им в этом. После того как Иисус был распят, воины начали делить его на части.
Его одежды, которые ранее были сняты с Него перед Его воцарением на кресте. Проблема заключалась в хитоне, который не сшивался, а был цельным. Они решили разделить его по жребию. Во время страданий Спасителя рядом с Ним находились три женщины: Его мать, ее сестра и Мария Магдалина.
Как видно из Евангелий, каждый автор представляет свой собственный взгляд на события и уделяет внимание тем из них, которые важны для христианской доктрины. Анализ каждого отрывка в совокупности с другими дает возможность получить полное представление о том, как Сын Божий на самом деле умер на Голгофском кресте.
Действующие лица и атрибуты
Распятие Христа относится к Божьему провидению. Это трудно полностью понять, но это было необходимо для того, чтобы люди очистились от греха и получили возможность вернуться в Царство Небесное. Каждый человек, каждый предмет казни имел особое значение. Давайте попробуем вникнуть в суть вопроса.
Свидетели казни
Как было сказано выше, каждый человек был важен во время страданий Спасителя. Даже насмешники из иудеев и книжники, которые хотели поколебать веру Сына Божьего в Его Отца. Весь процесс был одним большим испытанием, которое Христос благополучно прошел.
Евангелисты также упоминают римских солдат во главе с сотником Лонгином и разбойников, повешенных Иисусом на крестах.
Все упомянутые группы людей представлены в общем виде, без имен (за исключением центуриона Лонгина). Но есть и те, кому евангелисты придают особое значение как близким к Спасителю. Такие цифры обычно включают:
- Мать Богочеловека (Пресвятая Дева Мария).
- Иоанн Богослов.
- Мария Магдалина.
- Мария из Клеопы.
Каждый из них важен. Так, например, согласно Евангелию от Иоанна, его последним поручением Спасителя было взять Его Мать под Свою защиту. Ученик, естественно, согласился.
Орудия Страстей
Это инструменты, с помощью которых проверялась сила веры Христа. После воскресения каждый из предметов, появившихся при распятии и имевших отношение к Спасителю, стал святой реликвией христианства. Крест считается самым распространенным из них.
Другие атрибуты святости традиционно включают:
Табличка над головой Христа
Чтобы показать преступление, за которое Спаситель был распят, Понтий Пилат сделал табличку с надписью «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». По некоторым данным, он сделал его сам. Само его решение подверглось критике со стороны первосвященников, которым не понравилась формулировка таблички. Однако к этому моменту Пилат «умыл руки» и решил больше не вмешиваться.
Гвозди
Как всем известно, распятие осуществляется путем прибивания конечностей к деревянному столбу. Неудивительно, что гвозди также стали священной реликвией. Они погрузились в Его тело, окунулись в Его кровь и обрели священную силу.
Губка
У римлян был обычай: если осужденный на кресте просил пить, ему давали раствор воды и уксуса, смачивая губку на конце палки и прикладывая ее ко рту мученика. Известно, что после приема этого «нектара» Христос окончательно расстался с жизнью. Святые губы коснулись губки, и она стала святой реликвией, которая помогла Сыну Божьему покинуть земное царство ради Своей цели.
Чаша Грааля
Существует легенда, что во время Тайной вечери Иисус пил вино из специального потира. После распятия, когда римские солдаты ушли и Иосифу Аримафейскому было позволено снять тело с креста. Труп продолжал истекать кровью, которая окропила землю под ним. Чтобы не уронить ни капли, Иосиф собрал всю кровь в свою чашу. Так появился еще один священный символ — Святой Грааль или Чаша Грааля.
Копье Лонгина
Согласно традиции, если осужденный без милосердия умирал слишком долго, его пронзали копьем насквозь. Но Христос уже был мертв, и этого не требовалось. Но центурион Лонгин не был так уверен и все же нанес последний удар копьем. Кровь и вода вытекали из раны Спасителя. Копье стало одним из символов христианства, и возникло множество легенд о нем как об оружии, способном совершать удивительные вещи.
Лестница
После того как Иосиф получил разрешение снять тело с креста, он отправился на Голгофу, вооружившись лестницей. Взобравшись на него, он снял тело. Так появилась святая реликвия.
Клещи
Гвозди были вбиты, так что достать их вручную было невозможно. Пришлось использовать плоскогубцы. Они также стали священным инструментом и свято почитаются каждым сознательным христианином.
Голгофа
Голгофа — одинокая гора за пределами Иерусалима. Согласно еврейской традиции, именно здесь казнили всех преступников, приговоренных к смерти. Христос также был взят на Голгофу. На арамейском языке оно означает «череп». И действительно, согласно евангелистам и историкам, предполагаемое место Голгофы действительно имело форму черепа.
Существует интересная легенда. Он связан с началом Великого потопа; перед потопом Ной построил свой ковчег и поместил в него «по нескольку частей каждого живого существа». Но в то же время он поместил останки Адама в ковчег, надеясь, что они будут похоронены в лучшем месте.
Любопытство: молитва благодарения Господу Иисусу Христу.
Но он не смог этого сделать, потому что умер раньше своего времени. Его дело продолжил старший сын Шем, родоначальник всех семитских народов. Именно он взял на себя ответственность за захоронение черепа Адама и двух его костей в месте, которое позже будет известно как Голгофа.
Считается, что Божественное провидение не просто так выбрало Голгофу местом казни Сына Божьего. Это потому, что первородный грех Адама мог быть смыт только кровью Спасителя. Густыми каплями кровь падала на землю, проникая все глубже и глубже, омывая череп первого человека. Только тогда очищение от первородного греха было полным.
Неделя после распятия по дням
После распятия Иисуса подготовка к Его воскресению стала подходить к концу. В течение пятницы, субботы и воскресенья Спаситель готовился явиться на землю в Своем новом, преображенном теле и завершал работу по очищению человечества от греха.
Чтобы понять ситуацию в целом, полезно подробно рассмотреть каждый день:
Пятница
Христос предал Свой дух к вечеру. В это время Иосиф получил разрешение прокуратора Понтия Пилата снять труп с креста (ранее это было запрещено). Когда тело Спасителя отделили от креста, его отнесли в грот, где началась подготовка к погребению.
Тело страдальца омывали благовониями, заворачивали в простыни и клали в гроб. Однако, поскольку канун выпал на Пасху, они решили отложить последние приготовления. Но печаль об их утрате не давала друзьям Христа спать всю ночь.
Суббота
Первосвященники вспомнили, что сказал им Христос. Его пророчество открыло, что Сын Божий воскреснет из мертвых через три дня и три ночи после Своей казни. Этот момент сильно взволновал фарисеев и книжников, которые поняли, что во время реального воскресения Господа их политическое влияние в обществе сильно пошатнется.
Поэтому они обратились к Понтию Пилату с просьбой дать им армию для охраны грота. Прокуратор соглашается, и в субботу в пещеру посылают солдат для охраны. В ночь на субботу в небе раздается громовой голос. Оттуда спустились два ослепительных юноши и открыли вход в пещеру. Затем они вышли обратно на улицу, поддерживая третьего под руку. Солдаты стали думать, что делать в этой ситуации. Тем временем мужчина спустился обратно в пещеру. Затем солдаты бросились на прокурора.
Солдаты рассказали обо всем, что они видели. Также при их рассказе присутствовали первосвященники. Фарисеи и книжники были обеспокоены, и Пилат ответил им: «Чистый перед Сыном Божьим, ты совершил грех. Священники остались прежними, сохранив свою тягу к земным вещам.
Они попросили прокурора приказать солдатам распространить эту информацию. В противном случае еврейский народ забил бы своих святых отцов до смерти палками и камнями. Пилат послушался их и запретил своим воинам рассказывать о воскресении Христа.
Воскресенье
В этот день Спаситель воскрес из мертвых. Первой, кто увидел Его в преображенном виде, была Мария Магдалина, которая пришла в грот, чтобы убрать тело мертвеца. Но вместо него она нашла человека, который был похож на Иисуса, но, казалось, парил на земле. С этой радостной вестью она побежала к апостолам, которым объявила о воскресении Спасителя.
В искусстве
Стоит отметить, что когда речь идет об интерпретации распятия, существуют различия в представлении и понимании этого события. В целом, различия незначительны, но они есть.
Например, на католических иконах можно увидеть, что конечности прибиты тремя гвоздями: один гвоздь для рук и один гвоздь, который ломает обе ноги одновременно. В православной версии используется несколько иной метод. На иконе изображены не три, а четыре гвоздя, каждый из которых используется на разных частях тела.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ: Молитва Иисусу Христу о помощи.
Также ранее на некоторых православных иконах Христос изображался с согнутыми пальцами. Это представление было ошибочным, и с ним некоторое время боролись. В конце концов, изменение было принято, и теперь на православных иконах образ Христа изображается только с открытыми руками.
Иисус в православной иконографии должен быть обнаженным, а его тело покрыто платком. Обязательным элементом изображения является кровь, стекающая из ран на постамент, на котором установлен крест. Под пьедесталом находится череп Адама. Икона такого рода передает особый вид символизма, означающий смывание первородного греха кровью Спасителя.
Если рассмотреть разницу между католическими и православными иконами с распятием Христа, то разница очевидна. Так изображается смерть. В православной версии даже на кресте, распятый, истощенный, но зритель видит Бога. Он с гордостью берет на себя ответственность смыть грехи прошлого человеческой расы и дать ей шанс на самоопределение.
Католические иконописцы представляют другую картину. Желая показать реалистичность ситуации, они изображают действительно мертвое тело. С точки зрения католического видения, распятие Христа — это страдание, ужас смерти и натурализация событий.