— Вот что писала о патриархе Мария Комсомолова, которая была членом охраны, когда он находился под стражей в Донском монастыре. Каким человеком был патриарх Тихон? Память святого отмечается 7 апреля, в праздник Благовещения….
— Вот что написала комсомолка Мария о патриархе Тихоне. Память святого отмечается 7 апреля, в праздник Благовещения Господня.
- Статьи
- /
- Вера
В Духовной академии за Василием Бельфиным закрепилось прозвище Патриарх. Почему? Трудно сказать. «В течение всего учебного года он вел светский образ жизни и не проявлял особых монашеских наклонностей». — написал один из одноклассников будущего патриарха.
Псевдоним оказался пророческим, хотя мало кто из однокашников Белова воспринял его всерьез — патриаршество в России было упразднено при Петре I.
«В речах Христа нет «красивых слов», нет благозвучия, нет ораторского блеска, нет вычурных фраз, всей той ущербности, которая иногда украшает человеческое слово, чтобы прикрыть его слабость», — писал молодой Василий Белявин в своем очерке «На лике Господа Иисуса Христа», опубликованном в 1890 году в журнале «Странник».
Он тоже не имел блеска (у него не было даже личного облика, и иконописцам двадцатого века пришлось задуматься, как изображать «неканонические черты» на иконах — кустистые брови и «картонный нос»), но у него не было и слабостей, которые нужно было бы маскировать. Не случайно в 1917 году именно Василий Белявин, которого называли «самым добрым» епископом Русской Церкви, стал ее патриархом.
Каким человеком был святитель Тихон — рассказывает отец Дмитрий Сафонов, доктор исторических наук и доктор богословия. Его книга «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, и его время» уже имеет два издания.
«Я хотел показать патриарха Тихона как человека, а не как икону»
Дом, в котором будущий святитель Тихон жил с 1869 по 1878 год со своими родителями, отцом Иваном Тимофеевичем и Анной Гавриловной.
— Святой Тихон окончил семинарию в 1884 году, но монашеский постриг принял только в 1891 году. Разве монашество не было его первоначальной мечтой?
— У Василия Белявина была невеста, дочь священника, тоже из Псковской епархии. Когда он уехал учиться в Петербургскую академию, Мария осталась дома, чтобы ждать его. По возвращении он узнал, что она вышла замуж и уже имеет ребенка. Он не высказал ей никаких упреков, а только спросил: «Счастливы ли вы?». Она ответила: «Я счастлив».
Через некоторое время он принял монашество. Это монашество было, очевидно, не от несчастной любви, а по выбору — он видел Божье провидение в том, что произошло.
— Каким был Патриарх Тихон как мужчина? Не по долгу службы, а по зову сердца? Каким он был по характеру?
— Издательство ПСТГУ недавно выпустило двухтомник «Современники о Патриархе Тихоне», составленный М.Е. Губониным. Отсюда можно узнать, что еще в семинарии его сокурсники заметили его спокойный характер, полностью лишенный злобы. Патриарх Тихон был очень искренним, любящим людей, легко приспосабливающимся.
Его Святейшество всегда очень сердечно общался с духовенством. Это отразилось в первые годы его епископского служения, сначала в Америке (1898-1907), а затем в Ярославле (1907-1913) и Литве (1914-1917) — он лично познакомился с каждым священнослужителем, беседовал с ними, утешал их и даже помогал материально. Святой также обладал прекрасным чувством юмора.
Из воспоминаний современников:
12 июля 1919 года на патриарха было совершено покушение: женщина из толпы ударила его ножом в бок. Патриарха спас кожаный пояс, который смягчил удар.
«С каким добродушным юмором он рассказывал в своих покоях в Лавре после литургии о том, что с ним произошло. А как красочно, добродушно Его Святейшество описал всю сцену покушения, как перепуганные священнослужители бросились к экипажу раненого Патриарха, как протоиерей православной церкви (если мне не изменяет память, Хотовицын) поднял над головой окровавленный нож и театрально воскликнул: «Православные, Патриарха зарезали!», «Я, — добавил Его Святейшество, — очень испугался, думая: «Не дай Бог, толпа подумает, что это Патриарх меня зарезал, и, не дай Бог, его самого зарежут!». Это пример мужества, которое никогда не покидало Патриарха и которое осталось в моем сердце на всю жизнь». Протоиерей Дмитрий Хвостов. (Из книги «Современники о патриархе Тихоне»).
Слева: Преображенский собор Люблина, где служил епископ Тихон. Фотография 1891 года. Справа — первый том книги «Современники о Патриархе Тихоне».
— Когда патриарх Тихон находился в заключении в Донском монастыре, его охраняли красноармейцы, среди которых была комсомолка Мария Вешневская. Она, неверующая, лично враждебно настроенная к патриарху, сказала об этом в конце своего пребывания у него:
«Своим умом я понимаю, что он враг и, очевидно, очень опасен. Но общаясь с ним, я не чувствую ничего враждебного. Он прекрасно относится к нам. Всегда внимателен, ласков, уравновешен. Я никогда не видел его раздражительным или капризным.
Он подарил комсомолке вышитую салфетку в качестве сувенира, сказав: «Это сувенир о его днях в Донском». Она не делала для него ничего особенного — просто не ругала его, не обижала, просто выполняла указания, а он поздравлял ее на Рождество, на Пасху, дарил подарки и сам излучал доброту и любовь.
Поэтому, конечно, образ святого Тихона очень важен сегодня. Не только как Предстоятель Церкви, выживший, несмотря на гонения и притеснения со стороны властей, но и как отец Православной Церкви, которым он был для своих современников.
Слово «патриарх» переводится как «отец отцов». Когда монархия закончилась, он стал главой народа не только в духовном, но и в этническом смысле.
Самый добрый
В результате тайного голосования были избраны три кандидата на патриарший престол, причем митрополит Тихон получил наименьшее количество голосов
— В 1917 году было три основных кандидата на патриаршество — митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон. В народе их называли «самыми мудрыми», «самыми строгими» и «самыми доброжелательными». Откуда взялось определение будущего патриарха Тихона «благожелательный»?
— Я думаю, что добрый не означает неинтеллигентный или нелюдимый, просто это была самая очевидная характеристика, которая выделялась. Митрополит Антоний (Храповицкий) был смелым богословом, полемистом, горячо отстаивающим свои взгляды на будущее Русской Церкви; митрополит Арсений (Стадницкий), действительно, имел репутацию строгого академического епископа. Оба они были достойнейшими иерархами нашей Церкви.
Но судьба выпала на долю святителя Тихона, и в этом можно увидеть Божье провидение. Настороженность митрополита Антония (Храповицкого), ожесточенного по отношению к советской власти, могла привести к еще большим жертвам среди христиан, возможно, просто неоправданным.
Сдержанный от природы, Патриарх Тихон умел видеть и во врагах народ Божий, и в коммунисте — человека, часто обманутого, запутавшегося, опьяненного, но любимого Богом. Патриарх Тихон также был способен видеть реальность. В советской власти, особенно когда стало ясно, что она не на месяц, а надолго, Патриарх Тихон увидел исполнение мысли апостола Павла: «Нет власти не от Бога».
Американский келейник
Партия с именем митрополита Тихона
— Еще до того, как он стал епископом, были ли у святого Тихона близкие люди, друзья, которым он полностью доверял?
— Он был монахом, поэтому трудно говорить о дружбе. Известно, что у него были очень теплые отношения с матерью. У него также был духовник, Яков Полозов, который был с ним почти двадцать лет (с 1902 по 1921 год). Они познакомились в Америке, куда Полозов приехал по работе, а позже Полозов последовал за епископом Тихоном в Россию.
Этот человек был очень близок ему; в своих письмах он называл его «мой Якуб». Когда Яков Анисимович женился, патриарх стал крестным отцом его ребенка.
Большевики даже пытались распространить слух, что Яков Анисимович был внебрачным сыном патриарха. По правде говоря, мало кто верил этому слуху, поскольку его нелепость была очевидна (Патриарх был старше Келейна всего на 14 лет).
В 1921 году большевики начали угрожать Якову Полозову, чтобы оказать давление на Патриарха. В 1921 и 1922 годах Полозов был арестован.
Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон во время визита царской семьи в Ярославль, 1913 год. Фото с сайта Commons.wikimedia.org
Из воспоминаний современников:
«Они все делают для меня сюрпризы», — сетует Патриарх. — Якова Анисимовича у меня забрали, чего они хотят? Пусть они заберут меня, а не его. <…> Я напишу Калинину, что Полозов виновен, хотя он совершенно невиновен, и об этом узнают даже за границей, и конференция не одобрит этого…. Кроме того, я буду иметь дело с Яковом Анисимовичем. (Цитируется в книге «Современники о патриархе Тихоне»). </…>
Предположительно, эта заметка основана на словах архиепископа Евдокима (Мещерского), сотрудничавшего с ГПУ. Дело в том, что архиепископ Евдоким сменил архиепископа Тихона на посту управляющего Североамериканской епархией после его отъезда из США и должен был знать Якова Полозова, который служил патриарху еще в США.
В декабре 1924 года была разыграна целая инсценировка: неизвестные проникли в дом на территории Донского монастыря, где жил Патриарх, якобы для того, чтобы ограбить Патриарха (хотя грабить было нечего, а помещения и внутри, и снаружи охранялись КГБ), а когда Яков Анисимович вышел на шум, Патриарх Тихон увидел его выстрел в грудь. Так он умер в объятиях святого.
После этого Патриарх оказался в больнице с проблемами сердца. Потребовалось длительное лечение, прежде чем он снова смог служить. Только в марте 1925 года, в начале Великого поста, Патриарх Тихон начал ходить на свои первые службы. Но тут вмешивается «кто-то в сером». — Евгений Тучков, начальник VI отдела ОГПУ, который пытается заставить патриарха подписать «декларацию о лояльности», как это называли большевики.
На самом деле это документ, который митрополит Сергий (Страгородский) подписал в 1927 году, но патриарх Тихон, несмотря на все давление, отказался подписывать.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон на заседании Поместного Собора. Неизвестный фотограф. Москва. Декабрь 1917 года.
Из воспоминаний современников:
Монахиня Анфия, старшая сестра Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве, рассказывала, что в начале 1921 года молодой, недавно хиротонисанный епископ Варнава (Беляев) переехал на их церковное кладбище с двумя келейниками. Вскоре один из келейников, по словам епископа Варнавы, «умер», и епископ Варнава предложил отнести его в Троицкий Мефодий, где находился патриарх Тихон, «для исцеления».
Потом он так пронзительно посмотрел на носилки. и вдруг закричал сердитым голосом: «Именем Господа нашего Иисуса Христа говорю вам: встаньте!!!!. Куда делась карта? Куда делись носилки? И святой последовал за ним: «Иди, но не греши больше…. И она исчезла.
А что с нами произошло — я даже не могу об этом рассказать. Одному Богу известно, сколько страха мы испытали! Мы, как овцы, прижались к стене, толкаем друг друга, но сами дрожим: мы измучены. И Его Святейшество повернулся к двери и пошел прочь….. Мне удалось только шепнуть нашим монахиням: «Бегите, дорогие сестры, бегите!» — они рассыпались и порхали по лестнице…. Так все и закончилось. И теперь — когда я вспоминаю — мои руки и ноги дрожат…. Я знаю!
Объясняя вышесказанное, мать Анфия говорит, что хотя лично для нее во всем этом деле тоже есть много загадочного и необъяснимого, но, конечно же, по ее убеждению, «этот фарс» был придуман для того, чтобы «подорвать Его Святейшество» со стороны церковных раскольников, которые начали поднимать голову в то время, а возможно, и со стороны безбожников. Но у них ничего не вышло! Это трудно понять: дело темное…. В то же время он категорически утверждает, что келейники, которые «потеряли сознание», действительно были «как доска». — полностью окаменел. Она потрогала его своими руками и сказала, что его руки и ноги не сгибались, когда они перекладывали его с кровати на носилки. Была ли это чудесная случайность или провокация, ясно одно — Патриарх Тихон не пропал! (Цитата из книги «Современники о патриархе Тихоне»).
«Пусть имя мое погибнет в истории«
Слева — Патриарх Московский и всея Руси Тихон в день интронизации в Успенском соборе Кремля. Неизвестный фотограф. Москва, 4 декабря 1917 года. Патриарх Тихон (справа) совершает молебен у Никольских ворот в Москве, 1918 год.
— Как формировались личные качества патриарха во время гонений на Церковь? Что было самым сложным для него в те годы?
— Мне кажется, что самым сложным для Патриарха было найти правильное решение. Ведь Церковь впервые оказалась в такой ситуации. Столетиями она жила под «защитой» обер-прокурора и царя; у Церкви практически не было опыта независимости; с февраля 1917 года ей был предоставлен статус свободной Церкви, и за девять месяцев она превратилась в гонимую Церковь. Мало кто из Предстоятелей Церкви когда-либо сталкивался с задачей такой сложности и драматизма.
Советские власти пытались подавить Патриарха Тихона с двух сторон: постоянным шантажом, когда угрожали расстрелом московских священников, арестованных при изъятии церковных ценностей (сам Патриарх не боялся угроз и компромиссов, говоря: «Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы Церковь сохранилась»). С другой стороны, были требования подписать очерняющие обращения к Церкви.
Все эти стратегические операции, конечно, разрабатывались не относительно молодым и необразованным Евгением Туховым, а людьми уже взрослыми, образованными, «с большим революционным опытом», как говорили в то время — Львом Троцким и другими.
Слева направо: епископ Арсений (Ждановский), архиепископ Иннокентий (Соколов), епископ Алексей (Готовец), митрополит Макарий (Невский), Святейший Патриарх Тихон, епископ Николай (Добронравов). Неизвестный фотограф, Москва, Николо-Угрешский монастырь, 21-22 августа 1924 года.
И Патриарх Тихон, не имея общецерковного и личного опыта, на котором можно было бы основывать свои решения в этих новых вопросах, мог полагаться только на Бога, молясь каждую ночь, чтобы не принять неверное решение.
Он умел читать Божьи знаки, то, что Господь посылал ему. Это не всегда было заметно сразу. Как молился Христос: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия, не как Я хочу, но как Ты хочешь», — так молился патриарх Тихон.
В то же время он никому не казался хи-хи, его действия и манеры часто подвергались критике, в том числе и в церкви. «То же самое хи-хи, ха-ха и поглаживание кота». — описал свою встречу с патриархом, архиепископом Феодором (Поздеевским).
Однако всегда изобретательный патриарх оказывается перед церковными пудитами. Ни одна из спецопераций большевиков в бытность патриарха Русской Церкви не увенчалась успехом — собственно, это и стало причиной безвременной кончины патриарха Тихона 7 апреля 1925 года.
«Нет, я не могу»
Святейший Патриарх Тихон в окружении духовенства. Второй слева в нижнем ряду: архидиакон Константин Розов. Неизвестный фотограф, Москва, 1921 год.
— Сегодня можно услышать упреки в адрес Патриарха Тихона за то, что он первым подписал компромиссный документ об отношениях Церкви и советской власти, тем самым подготовив почву для «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и последующей «примирительной» политики Церкви. Каковы аргументы за и против авторства этого первого документа? В какой степени этот документ соответствует характеру, личности патриарха?
— Действительно, после смерти патриарха Тихона 15 апреля 1925 года в газете «Известия» был опубликован текст, который назывался «Заветное послание». Вот мое исследование источника по этому вопросу.
В ней я сравнил версии «Заветного послания», сохранившиеся в деле патриарха Тихона, с «Декларацией» митрополита Сергия (Страгородского), опубликованной в 1927 году. Я пришел к выводу, что текст, лежащий в основе Декларации, был предложен Патриарху Тихону еще в марте 1925 года.
Написано, конечно, ЧК: где вы видели термин «декларация» в церковном языке? Это чисто советская фразеология. А сам текст, который впоследствии был передан на подпись митрополиту Сергию и подписан им, состоит из совершенно нецерковной фразеологии.
Патриарх Тихон благословляет народ. Фото с сайта https://foma.ru/
За версию «Декларации» 1927 года, написанную в ЧК, сегодня выступают главные церковные эксперты кафедры новейшей истории Русской Православной Церкви Православного гуманитарного университета имени Святослава Тихоновского.
Патриарх Тихон был категорически против подписания текста. Его ближайший помощник, митрополит Петр (Полянский), в то время считал, что ее нужно подписать (позже он изменит свои взгляды и не пойдет на компромисс с властями), и каждый раз приезжал в больницу, чтобы увидеть Патриарха и убедить его.
Врач больницы — это была частная клиника на Острожанке — вспоминал, что слышал только голос патриарха из-за двери палаты:
«Нет, я не могу, не могу». После визитов митрополита Петра патриарх каждый раз чувствовал себя плохо. Ему предлагались варианты — один, два, три, текст смягчался, но патриарх отказывался подписывать любой вариант.
А когда Его Святейшество умер, появилась последняя версия, которую ему принесли и которую, как и все предыдущие, он не подписал. К тексту было приложено факсимиле прежней подписи патриарха — в 1925 году его почерк был уже совсем другим. В 1927 году первый вариант этого текста, наиболее просоветский, был предложен митрополиту Сергию, и он согласился.
Отпевание Святейшего Патриарха Тихона сонмом епископов. Неизвестный фотограф, Москва, Донской монастырь. 12 апреля 1925 года.
Сегодня только незнание современного материала по этому вопросу позволяет говорить об истинном авторстве «Заветного письма».
При его жизни задачей властей было дискредитировать и опорочить патриарха, который пользовался большим авторитетом в народе. От его имени публиковались заявления и интервью, которые он не мог опровергнуть, а только говорил в своем кругу: «Не верьте, я этого не говорил, это неправда».
Эти слова распространились по всей Москве, и люди перестали замечать газетные публикации на имя патриарха. Не случайно никто из его современников не верил в подлинность «Заветного послания». — ни москвичи, ни иностранцы.
Лишь позднее поколение церковных историков, выросшее после войны и не знакомое с реалиями 1920-х годов, стало воспринимать авторство Патриарха Тихона в этом документе как несомненный факт.
Донской монастырь, крестный ход с мощами святителя Тихона. Фото с сайта http://alexandrtrofimov.ru/
7 апреля 1925 года Патриарх Тихон скончался. Ему было всего 60 лет — самый молодой патриарх в нашей современной истории.
В конце праздника Благовещения, в 23.45, он был предан земле как мученик. Не только потому, что есть косвенные доказательства того, что его смерть была неестественной, но в любом случае он уже был тяжело больным человеком. Более сорока дней он провел во внутренней тюрьме на Лубянке, а затем в морально и физически тяжелой изоляции в Донском монастыре.
Каким-то образом власти должны были избавиться от непутевого патриарха. В 1923 году его хотели отдать под суд и казнить, но чекистские агенты сообщили, что народ против этого и произойдет социальное потрясение. Именно этого боялись большевики.
Панагия патриарха Тихона
Из воспоминаний современников:
«Настоятель московского храма Ильи Пророка на Обыво-Ланах о. Александр Толгский (+1962) сообщил следующее: «После признаний, сделанных мне во время исповеди одним из врачей Бакунинской больницы, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что Патриарх Тихон был отравлен». По словам епископа Максима (Жижиленко), который общался со святым, когда патриарх находился в больнице в качестве врача, он был «несомненно отравлен». (Цитируется по книге «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, и его время»).
В то же время владельцы клиники Бакунина были убеждены в естественности смерти патриарха.
И смерть Патриарха была на руку советским властям. Ни давление, ни компромисс не помогли, «Обновление» полностью развалилось к 1925 году, а у Церкви все еще оставался шанс на несерьезную политику.
Важно ли для вас, чтобы разговор на эту тему продолжался? Поддержите портал!
Мы просим вас подписаться на небольшое, но регулярное пожертвование на наш сайт. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Нам нужны средства на поездки, фотосъемку, зарплату редакторам, журналистам и техническую поддержку сайта.
Справка портала Stopklatka Мобилизация в России Подготовка и вручение мобилизационных призывов прерваны — Министерство обороны 31 октября. — Новости Единственный на два города детский нейрохирург был мобилизован в Башкирии 31 октября. — Новости Призывники не будут участвовать в спецоперациях — Генштаб 31 октября. — Новости Министр обороны: Россия заканчивает частичную мобилизацию 28 октября. — Новости В общей сложности 10 000 родственников мобилизованных москвичей получат денежное пособие от армии 28 октября, объявил министр обороны. — Новости Никаких решений по отсрочке для родителей детей-инвалидов не принято, сообщил 27 октября Комитет Государственной Думы по обороне. — Новости Все истории Где нужна круглосуточная помощь Инесса Рогалева ограничена рассеянным склерозом и обездвижена, ее мать ухаживает за ней круглосуточно сама…. 11 030 руб. Необходимо 1 042 800 рублей. Помощь Подготовка и доставка мобилизационных призывов прервана — ПОН 31 окт. — Новости В Башкирии мобилизовали единственного на два города детского нейрохирурга 31 окт. — Новости Призывники не будут участвовать в спецоперациях — Генштаб 31 окт. — Новости Министр обороны: Россия заканчивает частичную мобилизацию 28 октября. — Новости В общей сложности 10 000 родственников мобилизованных москвичей получат денежное пособие от военных 28 октября, объявил министр обороны. — Новости Никаких решений по отсрочкам для родителей детей-инвалидов не принято, сообщил 27 октября Комитет Госдумы по обороне. — Новости Будь на связи 24/7 Инесса Рогалева ограничена рассеянным склерозом и обездвижена, ее мама круглосуточно ухаживает за ней сама…. 11 030 руб. Потребовалось 1 042 800 рублей Помощь