Святые чудотворцы и бессребреники Козьма и Дамиан

Церковь отмечает память святых Козьмы и Дамиана 14 ноября (1 ноября по старому стилю). Святые Козьма и Дамиан имеют намеренную благодать просветить ум, чтобы научиться читать и писать, а также почитаются как покровители христианского брака.
Святые чудотворцы и бессребреники Козьма и Дамиан

 

Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Кузьма и Дамиан родились в Азии. Даты их рождения и смерти точно не известны. Считается, что они жили не позднее III века. Их воспитывала благочестивая и богобоязненная мать Феодотия. Позже Козьма и Дамиан получили образование в области медицины. Господь наделил их даром исцеления, что привлекло к ним многих больных людей. Они никогда не брали плату с больных, которых исцеляли, потому что повиновались заповеди Господа:

«Если даром получили, даром давайте» (Матф. 10:8).

Слава о Козьме и Дамиане распространилась по округе, и люди называли их бескорыстными целителями. Они исцеляли не только людей, но и животных. Однажды Козьма и Дамиан были вызваны к тяжело больной женщине по имени Пелагия, которую все врачи отказывались лечить из-за ее тяжелого состояния. Она потратила много денег из своего имущества и не могла исцелиться ни у одного врача. Козьма и Дамиан исцелили больную женщину. Исполненная благодарности к ним и желая, чтобы они приняли от нее какой-нибудь подарок, Пелагия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца. Дамиан, однако, отказался принять подарок. Тогда Пелагия со слезами умоляла его принять этот маленький дар во имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Затем Дамиан принял подарок. Козьма был опечален, услышав эту новость. Он чувствовал, что его брат нарушил их строгую клятву. Когда пришло время смерти Козьмы, он указал в своем завещании, что его брат не должен быть похоронен рядом с ним. Мгновением позже Дамиан тоже умер. Жители не могли решить, где будет могила Дамиана. Но затем произошло чудо: верблюд, которого Козьма когда-то исцелил от бешенства, появился и заговорил человеческим голосом:

Люди Божьи! Наслаждаясь многими чудесами и знамениями со стороны святого и славного раба Христова Козьмы и Дамиана, не только ты, но и мы, скоты, которым Бог дал тебе служить; посему и я, воздавая благодарение со всеми, пришел возвестить тебе, как рабу Козьмы, его тайны, не отделяя их одну от другой, но слагая воедино (Унитарный протокол митрополита Макария, Жизнь и чудеса преподобных Козьмы и Дамиана).

Таким образом, мощи братьев были вместе помещены в Феремане. По преданию, непорочные святые совершали множество чудес и после смерти.

Чудеса святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Очень много чудес совершили святые Кузьма и Дамиан. Однажды во время жатвы один из жителей этих мест вышел жать свое поле. Уставший, измученный солнечным зноем и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и погрузился в глубокий сон. Когда он спал, в его открытый рот заползла змея. Проснувшись, фермер не почувствовал боли и вернулся к работе на своем поле. Но когда фермер вернулся домой вечером и после ужина лег в постель, он почувствовал сильную боль, когда змея начала разрывать его внутренности. Больной, не выдержав боли, закричал, отчего проснулись все домашние. Последние приходили к нему и видели его ужасные страдания, но не могли помочь ему и не знали, что это за болезнь. Тогда больной, не получив помощи от окружающих его людей, прибег к скорым помощникам Козьме и Дамиану и возопил: «Святые врачи, Козьма и Дамиан, помогите мне и помилуйте меня!». Святые тут же поспешили на помощь: больной мирно заснул, а пока он спал, из его рта выползла змея. Те, кто видел это чудо, ужаснулись и прославили святых. Когда змея выползла, человек сразу проснулся и с помощью святых иерархов полностью выздоровел.

Недалеко от храма святых врачей Козьмы и Дамиана, в Феремане, жил человек по имени Малхус. Когда он собирался отправиться в дальний путь, он привел свою жену в храм и сказал ей: «Вот, я отправляюсь в дальний путь; поручаю тебя заботам Козьмы и Дамиана: оставайся дома, пока я не пришлю тебе условленный знак моего авторства, который ты признаешь своим. И если Богу будет угодно, я пошлю вам этот знак и возьму вас к себе. Поручив таким образом свою жену святым, Малх отправился в путь. Когда прошло несколько дней, дьявол принял вид знакомого человека, пришел к жене Малхуса и показал ей знак, на который указывал ее муж, сказав: «Я пошлю вам знамение и приведу вас ко Мне». Показав ей знак, дьявол сказал ей следовать за ним к ее мужу. «Я знаю знак, но не хочу идти, ибо я вверен немилосердным святым Косме и Дамиану; и если ты хочешь, чтобы я пошел с тобой к твоему мужу, иди со мной в храм святых, ухватись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне никакого вреда в пути». Дьявол исполнил это обещание и, придя с ней в храм, ухватился за край алтаря и поклялся. Женщина, услышав клятву, поверила ему, который был в облике знакомого человека, и последовала за ним в путь. Соблазнитель взял ее и привел в пустое и непроходимое место, где хотел ее убить. Видя себя в безмерных страданиях, она подняла глаза к небу и из глубины сердца воззвала к Богу, говоря: «Господи, святые Козьма и Дамиан, помогите мне и спасите меня от убийцы этого дьявола, ибо вы, верующие, вступили на путь этого губителя сатаны; постарайтесь прийти мне на помощь и спасти меня от убийцы этого дьявола». Тут же появились быстрые помощники — святые пастухи Козьма и Дамиан. Когда дьявол увидел их, он оставил женщину и убежал. Взобравшись на высокий берег, он погрузился в пропасть и исчез, а святые подобрали женщину и вернули ее домой. Она поблагодарила их, но не знала, кто они такие. Когда женщина услышала, кто они, она упала на землю от страха и радости, а святые стали невидимыми. И женщина закричала, восхваляя и благодаря Бога и Его святых, Козимо и Дамиана.

К святилищу святых Космы и Дамиана привели молодого человека, измученного ужасом, в надежде на исцеление. Он провел несколько дней и ночей в церкви святых, не получив исцеления. Через некоторое время его отец, благочестивый старец, пришел навестить его. Молитва родителей была услышана. Его сын, который до этого момента не узнавал своего отца, начал узнавать его. Святые Козьма и Дамиан, невидимо возложив на него руки, полностью исцелили его и, явившись его отцу, велели ему идти домой, славя Бога.

Один человек, страдавший от болезни легких, сопровождавшейся кровохарканьем, пришел в святилище святых Немеринского Козла и Дамиана, чтобы получить исцеление. Его болезнь была настолько тяжелой, что все думали, что он вот-вот умрет, а его жена даже приготовила все необходимое для его погребения. До этого больной не верил в силу святых и часто хулил Бога. Святые исцелили его от физических и душевных недугов. Они пришли к нему в ночном видении и сказали ему, что тот, кто ищет исцеления, никогда не будет богохульствовать и воздержится от употребления мяса в течение года. Больной охотно повиновался приказу святых Непорочных. Тогда, по повелению святых Козьмы и Дамиана, кровь, текущая из его горла, остановилась, легкие окрепли, и больной, поблагодарив святых, с радостью вернулся домой.

Некий человек страдал от тяжелой болезни и не мог исцелиться. Затем он призвал в своей молитве святых Козьму и Дамиана и был немедленно исцелен.  Больная женщина также была исцелена святыми.

Однажды в церковь Святых Рук пришла глухонемая женщина. Страдая от этого недуга уже много лет, она не могла рассчитывать ни на какую помощь, кроме небесной. Долго и со слезами она молилась святым Козьмиану и Дамиану об исцелении от тяжелой болезни. Наконец, ее молитва была услышана. Глухонемая женщина часто мысленно повторяла «Трисагион». Через Трисвятое Святые Красавцы также явили чудо. Во время вечерней службы в их храме, когда по обычаю пели Трисвятое, вдруг глухонемая женщина услышала певцов и стала петь Трисвятое вместе с ними.

Заболел человек из Хель. Друзья посоветовали ему пойти в церковь святых иерархов Козьмы и Дамиана. Больной повиновался. Здесь, увидев множество больных людей и множество исцеленных, он тоже окончательно убедился в чудодейственной силе Святого Немилосердного и стал с верой умолять их об исцелении. Святые явились ему вместе и сказали, что если больной поверит в Христа, то он исцелится. Эллин, испытывая невыносимые муки, познал истинного Бога, постоянно взывал к святым о милосердии и поклялся принять христианскую веру. Святые, видя чистоту его веры, возложили на него руки и даровали ему совершенное освобождение. Исцеленный человек исполнил свой обет, приняв святое крещение. Когда он вернулся в свой дом совершенно здоровым, то с великой радостью рассказывал всем о чудесах немилосердных святых. Многие из его слушателей были тронуты и обратились в христианство.

Один человек был любителем популярных зрелищ и страдал от болезни в груди. Не найдя облегчения, он в конце концов был вынужден обратиться в церковь Несломленных Святых. Святые Козьма и Дамиан, видя его усердие, сжалились над больным. На следующую ночь они явились ему и приказали выпить одну чашку смолы. Больной ослушался их приказа. Святые явились ему во второй раз и добавили к одной чаше еще одну. Когда он не смог этого сделать, они явились к нему в третий раз и приказали выпить три чаши. Несмотря на свою болезнь, которая усиливалась с каждым днем, он отказался подчиниться повелению святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, почему ты так взываешь к нам? Если для вашего здоровья неприятно выпить три чашки дегтя, то слейте их в один сосуд и дождитесь глубокого вечера, пойдите с ним на гору, к месту зрелища, и там спрячьте его так, чтобы никто вас не видел. Если вы сделаете это, вы будете исцелены. Больной с готовностью выполнил все, как было велено. Но все, что он делал, было замечено одним опоздавшим на это место. Объясняя свой странный поступок увлечением, он заметил это место, пошел и привел с собой много других людей. Они, убедившись в правдивости показаний, взяли и представили вымышленного колдуна в суде. Они начали его допрашивать. Он сказал им всю правду — они не поверили ему. В конце концов, они решили, что если действительно существует такое повеление Святого Благородного, то он должен выпить три чашки на глазах у всех присутствующих и исцелиться. Больной с радостью взял чашу, которая казалась ему неприятной, и на глазах у всех выпил ее, и тут же силой Святой Премудрости исцелился. С радостью он отправился в их храм и, воздав благодарность, рассказал всем, как святые Унмерсенарии исцелили его и от болезни, и научили послушанию, и отучили от людских зрелищ.

Святые Козьма и Дамиан прославились своими многочисленными исцелениями людей от душевных и физических недугов.

Библиотека русской веры
Инструкция по празднованию памяти святых чудотворцев и подвижников Козьмы и Дамиана. Великий Чени Менине

Читать онлайн в оригинале

Почитание святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Тропарь, кондак и канон святым

В России монахи Козьма и Дамиан (азиатские) считались покровителями прежде всего детей. Им молились в процессе обучения чтению и письму, чтобы они укрепляли еще слабые силы детей и помогали им правильно развиваться.

В Утрени и Минеи митрополита Макария есть увещевание в честь святых бессребреников Козьмы и Дамиана, в котором тема выбрана из Евангелия дня: «Каким должен быть учитель». В его развитии использовались такие выражения, как:

Святые учителя исцеляли тело чудесами, а душу — учением. Они приходили к ним за чудесами, но они приходили к ним за учением. Ничто другое не подобает учителю, как смирение и бескорыстное обладание.

Тропарь, тон 8

Святой гимн и чудотворцу Косме и Дамиану, посещающему нас в наших скорбях, принимающему нас в один день и дарующему нам другой.

Кондак, тон 2

Она получила благодать исцеления и передает свое здоровье тем, кто находится в будущем, своему врачу и чудотворцу. Но вашими посещениями и враг ослаблен, исцеляя мир чудесами.

 

Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Особенно широко распространена парная иконография чудотворных святых и святых Козьмы и Дамиана, где Козьма изображается слева, а Дамиан — справа. Святой Козьма одет в длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой надет короткий хитон с широкими рукавами, с гиматием, перекинутым через левое плечо, на ногах у него обувь. Голова голая, волосы короткие, иногда лысые.

Святые Козьма и Дамиан. Первая половина XV века Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Святые Козма и Дамиан. Первая половина XV века Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

В оригинальной иконографии Козьмы и Дамиана Ассирийских написано: «С братьями оба среднего роста, в правых руках держат перья, в левых — открытые сосуды, на ногах у них обувь из вохры». Святые братья изображаются средних лет, с небольшими залысинами, гладкими волосами и лысинами; они украшены медицинскими ложками (или перьями).

В византийском и древнерусском искусстве чудотворные святые Козьма и Дамиан часто изображаются на монументальных картинах или в составе групп избранных святых. Самое раннее изображение в монументальном искусстве — это мозаика конца IV века из церкви Святого Георгия в Салониках.

Святые Козма и Дамиан. Конец IV века - третья четверть V века. Церковь Святого Георгия (ротонда), Салоники, Греция. Мозаика в куполе

Святые Козма и Дамиан. Конец IV века и третья четверть V века. Церковь Святого Георгия (ротонда), Салоники, Греция. Мозаики в куполе

Наиболее известны мозаичные картины VI века из церкви святых иерархов Космы и Дамиана в Риме (бывшая Библиотека мира). Среди ряда святых чудотворцы Козимо и Дамиан находятся в Софийском соборе в Киеве и во фресках Дионисия в монастыре Ферапонтово.

Знаменита так называемая Филофеевская ставротека, которая датируется 12-м веком. Ставротека (крестовый свод) имеет прямоугольную форму в виде небольшого ящика, со следами сдвижной крышки и крестообразной нишей, украшенной чеканными серебряными пластинами, закрепленными на деревянном основании. По сторонам крестообразной ниши внизу расположены полнопластиковые фигуры: слева — святого Козьмы, справа — святого Дамиана. Выше, в медальонах, — погрудные изображения: слева — святого Кира, справа — великомученика Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. На полях, вокруг крышки, имеется греческая надпись, гласящая, что «ковчег был с любовью сделан Иоанном». По бокам — цветочный орнамент из вертикально расположенных пальметт в замкнутых кругах. В верхней части имеется петля. На полях имеются фрагменты скобок. Ставрота приписывается патриарху Филофею и была привезена митрополитом Алексием из Константинополя в 1354 году.

Ставропольский филотеум. Святые Кир, Козьма и Дамиан и великомученик Пантелеймон. Музеи Московского Кремля XII века. Ставрота из Филофея. Святые Кир, Козьма и Дамиан и великомученик Пантелеймон. Музеи Московского Кремля XII века.

Святые Козма и Дамиан. Погодинский пролог. Новгород. Вторая половина XIV века Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека. Святые Козма и Дамиан. Погодинский пролог. Новгород. Вторая половина XIV века Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека.

Чудотворный святой и бескорыстный святой Дамиан. Русский музей конца XV века. Чудотворный святой и бескорыстный святой Дамиан. Русский музей конца XV века.

Святые Козьма, Дамиан и Иаков Персидский. Двусторонняя икона-табла, Новгород. Конец 15 - начало 16 века. Святые Козьма, Дамиан и Иаков Персидский. Двусторонняя икона-табла, Новгород. Конец 15 — начало 16 века.

Святой Иаков, брат Божий, Козьма и Дамиан. Новгород, второй квартал XVI века Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва. Святой Иаков, брат Божий, Козьма и Дамиан. Вторая четверть XVI века Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Одно из изображений святых Козьмы и Дамиана представляет собой резную кость на деревянной подставке, покрытой серебряным басмой. Обратная сторона покрыта шелковой тканью. Святые Козьма и Дамиан, стоящие вертикально, изображены как целители, с ларцами и медицинскими инструментами в руках.

Святые Козма и Дамиан. 1569. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей Святые Козма и Дамиан. 1569, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Храмы на Руси в честь святых Козмы и Дамиана

В 1383 году в Пскове, на Гремячей горе, была построена церковь в честь святых Козьмы и Дамиана.  Здесь издавна существовал монастырь с церковью, посвященной Козьме и Дамиану, построенной из камня в 1383 году. Он был значительно перестроен после пожара в 1540 году. В 1764 году Гремяцкий монастырь был упразднен, а церковь превращена в приходскую и приписана к Петропавловскому собору. По архитектурным формам это памятник средних размеров, однокупольный, трехлопастный, с типичным фасадным декором (широкие лепестки, лопастные арки, валиковая аркатура, «бегущая кайма»).

Церковь Козьмы и Дамиана из бывшего Гремяцкого монастыря. Псков Церковь Козьмы и Дамиана из бывшего Гремяцкого монастыря. Псков

Известна также церковь Козьмы и Дамиана Призмяжского монастыря в Пскове, построенная в 1463 году. Церковь и ее окрестности были восстановлены и перестроены. Это большая однонефная трехчастная церковь с восьмиугольной крышей.

Церковь Козьмы и Дамиана из Призмаза. Псков Церковь Козьмы и Дамиана Приморских. Псков

Церковь Козьмы и Дамиана существовала в Москве, в Старом Кузнеце. Он располагался на Заяузе, в Кузнецкой слободе, недалеко от пересечения улицы Гончарной и Третьего Котельницкого проспекта. Прихожанами церкви были кузнецы и оружейники, которые считали святых Козьму и Дамиана своими покровителями. В конце 15 века здесь находился хутор боярина князя Ивана Юрьевича Патриева, в уставе которого в 1498 году впервые упоминается Козмодамский монастырь, позднее упраздненный. В XVI веке монастырская церковь была перестроена в камне, а в 1657 году был добавлен боковой алтарь святого Филиппа, митрополита Московского. Новая колокольня была построена в 1745 году. Церковь меняла свой облик в 1769-1770, 1855, 1863-1869 и 1899 годах. В 1936 году церковь была снесена, а на ее месте в 1950-х годах был возведен многоэтажный жилой дом.

Католическая церковь Козьмы и Дамиана в Старых Кузнецах Церковь Козьмы и Дамиана в Старом Кузнеце (Москва)

В Москве храм в честь святых Козьмы и Дамиана был освящен в Старых Панех (Старопанский переулок, дом № 2-4). Впервые он упоминается еще в 1468 году. Церковь была названа «в Старом Лорде» в честь близлежащего польского «Господского двора», который был известен здесь с 1508 года. Церковь была перестроена из камня в 1564 году, возможно, сохранились фрагменты первоначального здания. Согласно легенде, в этой церкви Иван IV венчался со своей шестой женой Василисой Мелентьевой. Первоначально церковь была увенчана пятью капителями, установленными на двух боковых капеллах основного объема. В 17 веке церковь стала слободой для патриарших подмастерьев, поселившихся в этом районе. В 1640 году к северной части была пристроена Успенская церковь. В 1803 году церковь была значительно перестроена в стиле классицизма. В 1929 году церковь была закрыта, а трапезная и колокольня разрушены. В 1960-х и 1980-х годах здесь находилась штаб-квартира Департамента управления дорожным движением. В 1993 году он был передан прихожанам Русской православной церкви. Обслуживание было возобновлено в 1995 году.

Католическая церковь Козьмы и Дамиана в Старых Паневниках (Москва) Церковь Козьмы и Дамиана в Старых Панех (Москва)

5 декабря 1564 года в Муроме была освящена церковь святых Козьмы и Дамиана. Строительство церкви началось после завоевания Казани. Существующая часть церкви очень проста в своих формах. Он состоит из низкого четырехугольника квадратного плана и полукруглой апсиды. Здание низкое и одноэтажное, но под алтарем находится подкровельное помещение, которое сверху перекрыто сводчатыми потолками и в прежние времена, вероятно, служило гробницей для умерших.

Католическая церковь Козьмы и Дамиана в Муроме Церковь Козьмы и Дамиана в Муроме

Старообрядческие храмы в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Церковь в честь святых Космы и Дамиана существует в селе Бяла-Крыница Черновицкой области. Впервые построенная в конце 18 века, церковь была перестроена в 19 веке, в течение которого она приобрела свой нынешний вид. Он имеет черты типичной буковинской храмовой архитектуры: квадратные притворы и нефы с боковыми нефами и полукруглый алтарь. Основной объем церкви был построен из кирпича, а фронтоны были деревянными. С запада над притвором возвышается трехэтажная, квадратная в плане деревянная колокольня, восьмиугольный купол на тетре и небольшие восьмиугольные трубы над алтарем и притвором. Все фронтоны церкви увенчаны небольшими куполами луковичной формы. Стены церкви окружены фризом с небольшими прямоугольными нишами, окна арочные. Церковь Святых Козьмы и Дамиана входит в комплекс монастырских церквей вместе с Успенским собором и церковью Николая Чудотворца.

Старообрядческая церковь в честь святых чудотворцев и самоотверженных мучеников Козьмы и Дамиана Старообрядческая церковь в честь святых чудотворцев и самоотверженных мучеников Козьмы и Дамиана

Русская православная церковь в честь святых Козьмы и Дамиана также находится в Суздале Владимирской области.

Русская православная церковь святых Козьмы и Дамиана в Суздале, Владимирская область Русская православная церковь в честь святых Козьмы и Дамиана также находится в Суздале Владимирской области.

Русская православная церковь в честь святых Козьмы и Дамиана находится в Оренбурге.

Церковь Святых Козьмы и Дамиана в Оренбурге Церковь Святых Козьмы и Дамиана в Оренбурге

Святые Козма и Дамиан в искусстве

Помимо иконописи, святые Козьма и Дамиан изображены на картинах мировых мастеров, а также в монументальном искусстве.

Святые Козма и Дамиан пересаживают ногу. Лос Балбасес, ок. 16 века Лондон, Университетская библиотека Святые Козма и Дамиан имеют пересаженную ногу. Лос Балбасес, ок. 16 века Лондон, Университетская библиотека

Погребение святых Козьмы и Дамиана. Фра Анджелико (1438-1440). Часть Большого алтарного образа. Церковь Сан-Марко. Флоренция. Италия Погребение святых Козьмы и Дамиана. Фра Анджелико (1438-1440). Часть Большого алтарного образа. Церковь Сан-Марко. Флоренция. Италия

Мемориальная доска в память о Козьме и Дамиане в Будапеште Мемориальная доска в честь Козьмы и Дамиана в Будапеште

Народные традиции в день святых Козмы и Дамиана

В старославянском языке имена Козьма и Дамиан чрезвычайно рано были объединены в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян). Эти святые упоминаются в списке праздников в новгородской берестяной рукописи XI века, соответствующие праздники и церкви в честь этих святых перечислены таким же образом во многих говорах.

Русский народ связывает с именами святых множество особых поверий. Их считали покровителями скота («они помогают не только людям, но и скоту, не лишают никого сна, потому что делают все это не ради богатства, чтобы обогатиться золотом или серебром, а ради Бога»). Козьма и Дамиан известны как хранители кур, поэтому день их праздника был известен как Праздник Курицы или День именин Курицы. В прежние времена наши предки даже соблюдали особый обычай в честь этих подхалимов, известный как праздник Курочки: 1 ноября (14 по новому стилю) московские хозяйки собирались у церкви святых Козьмы и Дамиана со своими курами, а затем отправляли кур в качестве подарков своим друзьям и уважаемым людям.

Хотя святые Козьма и Дамиан считаются хранителями цыплят, они также известны как покровители семейной жизни и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно почитался среди девушек: в некоторых местах даже существовал обычай: невеста в этот день считалась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и подавала ее всем, причем главным блюдом была куриная лапша. Вечер того дня прошел в играх — девушки собрались в большой избе и делали «пышки», что означало, что каждый приносил что-то съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, кашу, муку и так далее. В честь начала зимних работ из этих продуктов устраивали пир, на который приглашали мальчиков в качестве гостей. Эти пиры назывались «кузьминки» и продолжались до рассвета, после чего мальчики обычно снова становились голодными и шли на поиски, воровали соседских кур, которых девочки жарили для них в «жирной» хате. Конечно, сколько кур было украдено и кому, но крестьяне относились к этому снисходительно, а если и ругались, то только для порядка.

«В некоторых местах, например, в Пенжинском районе, существовал особый обычай, известный как «похороны Козьмы-Демьяна»: в жирной хате девушки делали чучело, т.е. «капан», затем надевали на чучело, опоясывали его поясом, клали на носилки и выносили за пределы деревни в лес, где чучело раздевали и танцевали на соломе.

Святые Козьма и Дамиан также считаются покровителями ремесел, в основном женских. Это можно объяснить тем, что с 1 ноября (день Козьмы и Дамиана) женщины начинали зимнюю пряжу: «Отец Козьма-Демьян, — говорили они, садясь за прялку, — сделай меня поздней и ранней», то есть помоги мне не отстать от других, которые начинали работу раньше.

Козьму и Дамиана называли Божьими кузнецами: мастера-кузнецы считали их своими святыми покровителями и поэтому считали грехом работать в своих мастерских в день праздника святых. Во многих местах в честь Козьмы и Дамиана было принято 1 ноября давать какие-то обеты и на вырученные деньги покупать свечи для икон или раздавать милостыню нуждающимся. Согласно народной традиции, эти святые занимались кузнечным делом: они ковали плуги и дарили их людям для возделывания земли. Народные загадки называют кованую железную цепь Кузьмой: «Кузьма завязал узел, его не распутать».

Что касается Божьих кузнецов, святых Кузьмы и Дамиана, то народная фантазия приписывала этот атрибут одному из важнейших кузнечных инструментов — молоту, и ставила брак в зависимость от них. Таким образом, скрепление обета является как бы подтверждением невидимых моральных цепей, то есть обязательств, которые накладываются на вступающих в брак. Поэтому наши предки приписывали покровительство обетам святым Козьме и Дамиану.

В народе существовали свои приметы, связанные с праздником святых Козьмы и Дамиана:

  • Кузьминки — одно из воспоминаний об осени. Встреча зимы.
  • Наступает первая холодная зима.
  • Снежный день предвещает большое половодье для наступающей весны.
  • «Кузьминки будут лаять, а Михаил откупоривать» (Михайловская оттепель — собор Архангела Михаила).
  • На Кузьмодемьяна продается курица — с этого дня кур надо было бить.
  • Если на Кузьмодемьяна на дереве останется лист, то на следующий год будут заморозки.
  • Если Кузьмодемьян будет плох, у вас будут проблемы! Оттепели не будет.

Святым Кузьме и Дамиану молились о помощи в обучении грамоте. В одном алфавите XVII века есть прямая запись: «У многих учеников принято читать молитву святым Красавчику Козьме и Дамиану». Известно, что греки также поклонялись святым Козьме и Дамиану как помощникам в изучении книг. Есть свидетельства, что греки приходили за помощью к святыням этих святых.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector