- Житие святой великомученицы Варвары
- Почитание святой великомученицы Варвары
- Кондак, тропарь и канон святой великомученице Варваре
- Святая великомученица Варвара. Иконы
- Храмы во имя святой великомученицы Варвары
- Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары
- Образ святой великомученицы Варвары в искусстве
- Народные традиции в день святой великомученицы Варвары
- Скульптуры святой великомученицы Варвары
17 декабря (4-я улица) декабря в храме совершается память великомученицы Варвары Илиопольской. Святой почитается как защитник от внезапной и насильственной смерти без покаяния.
Житие святой великомученицы Варвары
Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Его отец Диоскор был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310). Варвара была очень хорошенькой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девушку от посторонних глаз. Во время заточения Варвара, изучая окружающий мир, который она могла видеть из окон, пришла к мысли о существовании единого Творца всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор позволил Варваре покинуть башню. Затем он познакомился с христианами Илиополя и крестился.
Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами они пытались склонить Варвару к отречению от христианской веры. Но она стояла на своем. Ее тогда подвергли жестоким истязаниям: пороли бычьими сухожилиями, натерли раны мешковиной и сожгли огнем. Максимиан дал отцу право судить свою дочь. Палачом дочери стал язычник Диоскор: он обезглавил Санта-Барбару. Позже Диоскор и Максимиан понесли возмездие, оба были сожжены молнией. Святая Иулиания была казнена вместе со святой Варварой, объявившей себя христианкой во время пыток святой Варвары.
Почитание святой великомученицы Варвары
Один из них располагался в южной части главной улицы Месы в Константинополе, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Мангане, недалеко от ворот Санта-Барбары.
Из Хроники Андреа Дандоло (1305-1354) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была передана венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийской Император Василий II Болгароборец (958-1025) и сестра императора Романа III Аргира (968-1034). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. По преданию, в 1108 году княгиня Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050—1113), перед отъездом в Россию, попросила на дар от отца мощей святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, построивший годом раньше каменный храм в Киеве.
Рак с мощами святой великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Фото 1872 г
В 1644 году при митрополите Киевском Петре Могиле (1596/1597 — 1647) часть великомученого перста была передана канцлеру Царства Польского Георгию Осолинскому. В этот же период левая рука, долгое время находившаяся в Греции, была перенесена в город Луцк, где поставлена в монастырском храме в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий литовский гетман Януш Радзивилл (1612-1655), после взятия Киева штурмом, получил из пальцев и из ребра две реликтовые частицы. Часть перстов досталась его жене, а затем Киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675), а после его смерти попал в город Батурин, в Никольский монастырь, где мощи почитались как источающие чудотворные исцеления В 1656 г митрополит Киевский Сильвестр (Косов;конец 16/начало 17 века — 1657) передал часть мощей Антиохийскому Патриарху Макарию III (ум. 1675.
Кондак, тропарь и канон святой великомученице Варваре
Тропарий, глас 4
Блаженный Агнец, божественно озаренный светом Святой Троицы. Установив Три-Солнечный у истока, в полете отцовской лести. И исповедуя веру Христову. Тем, честная Варваро, милость свыше дарована, чтобы исцелить все болезни и недуги. Молитвами Христа Бога спаси душу нашу.
Кондак, глас 4
Даже в Троице, благоговейно воспеваемой с тех пор, вслед за носительницей страстей Божиих, эллины оставили жертвоприношения. Посреди суда над страждущим Варваро палачи не страшатся наказания мудрецов Божиих. Пой громко. Троица — это единый Бог.
Святая великомученица Варвара. Иконы
Одно из самых ранних сохранившихся изображений святой великомученицы Варвары представлено на фреске Санта-Мария-Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена во весь рост, в правой руке держит крест, голова покрыта крестом maphorium, под которым видна пелена.
Святая великомученица Варвара. Середина 7 века Рим, Италия, церковь Санта-Мария-Антиква. Фреска на западной стене алтаря | Святая великомученица Варвара. Декабрьская минея (фрагмент). Значок. Россия, начало 17 века. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии |
В византийском искусстве иконография Варвары складывается примерно к X веку.Традиционно святая изображается в богато украшенных одеждах, соответствующих ее знатному происхождению, с белым покрывалом и короной (или диадемой) на голове, с крестом в руке Встречаются изображения без щита, только с диадемой или без короны и щита, с покрытой головой. В составе избранных святых, на памятниках прикладного искусства, на печатях житийных икон Варвара может изображаться, как и другие святые жены, в мафории и иногда с непокрытой головой.
Святая великомученица Варвара. Фреска из Благовещенской церкви. Грачаница. Косово. Сербский. Около 1318 г
Святые Симеон Столпник и Варвара 13 век Синай, Египет, Святая Екатерина
В древнерусском искусстве иконопись следует устоявшимся византийским образцам.
Святая великомученица Варвара. 1199 г. Новгород, Спасская церковь в Нередице. Фреска на склоне арки у южной стены
Святая великомученица Варвара. Значок. Россия. Вторая половина XIV века Москва, ГТГ
Сантос Барбара, Параскева, Юлиана. Значок. Псков, последняя четверть XIV века. Москва, ГТГ
Святая великомученица Варвара. Значок. Псков, XIV век
Святая великомученица Варвара. Значок. Москва, конец 15 века. СПГИХМЗ, «Сакристия Тринидадско-Сергиевой Лавры»
Деисус с Сантосом Варварой и Параскевой. Псков, первая четверть XV века. Новгород, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Параскева Пятница, Варвара и Ульяна своими жизнями. Псков, первая половина XVI века. Новгород, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара; Богородицы Одигитрии и Иоанна Златоуста. Первая половина XVI века Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Храмы во имя святой великомученицы Варвары
В Пскове освящен храм во имя святой великомученицы Варвары. Храм был построен в 1618 году. Сейчас это единственная деревянная срубная церковь в Пскове, которой триста лет.
Храм святой великомученицы Варвары в Пскове
Во имя святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина XVII в.). В советское время храм был закрыт. Сейчас Вологодская обойная фабрика располагается в церкви Кирилла Белозерского. Колокольня и купол храма утрачены.
Во имя святой Варвары находится придел в соборе Сошествия Святого Духа в Минске. Собор был построен между 1633 и 1642 годами.
Собор Сошествия Святого Духа в Минске
Во имя святой великомученицы Варвары были освящены храмы в Болгарии (г. Асеновград Пловдивской области, храм построен между ок. 1000 и ок и около 900 г.; народ Кхе, храм датируется примерно 1000–1050 гг.) и Турция (Гёреме; датируется примерно 600–900 гг.).
Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары
Во имя святой великомученицы Варвары освящены храм Русской Православной Церкви в г. Новосибирске и часовня Русской Православной Церкви в г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Храм святой великомученицы Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru
Часовня святой великомученицы Варвары в Улан-Удэ
Образ святой великомученицы Варвары в искусстве
В западно-христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, с венцом или без венца. Основные атрибуты святого – башня, факел, чаша, страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка. Сцены его мучений распространились. Великомученика изображали на своих полотнах многие мировые живописцы, в том числе Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 — 1441), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 — 1516), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503-1540), Лукас Кранах Древний (1472-1553), М.В. Нестеров (1862-1942) и многие другие.
Святая Варвара. Ян ван Эйк, 1437 г., Королевские музеи изящных искусств, Антверпен
Святая Варвара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502
Святая Варвара. Франческо Пармиджанино. 1522 Музей Прадо
Мученичество Санта-Барбары. Лукас Кранах Старший в порядке. 1510
Святая Варвара. М.В. Нестеров
Народные традиции в день святой великомученицы Варвары
Близость к большому ежегодному празднику — Николаю зимнему — предопределила отношение к Дню Варвара как к началу праздничного периода, как к времени празднования и безделья. «Варвара наводит мосты (на юге) — строит дома (на севере)!» «Зима к Варваре пробивается!», «Все тепло-тепло, только жди, Варвара придет: будет холодно и морозно!», «Варюха трещит, береги нос и ухо!» — можно услышать среди людей в это время. Имя этого святого, который, по народному поверью, строит зимние ледяные мосты, также тесно связано с преподобным Саввой, которого вспоминают на следующий день. По поговоркам, записанным В. И. Далем, «Варвара вяжет, Савва кладет, Никола гвоздит!», «Варвара заварит, Савва посолит,Никола закует!»
Перед Никольским днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Николщине: приносили в дома свои церковные образы, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, святителям Власию, святителю Николаю Чудотворец освятил воду, а также отслужил панихиды по умершим членам семьи.
Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите их от скоропостижной и скоропостижной смерти, о неумирании без исповеди и причастия, о умерших без причащения и исповеди, о детях и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении гнев и упрямство родителей, об освобождении от уныния и печали.
Существовали запреты на определенные виды деятельности, мотивированные требованием отмечать день Барбары как нерабочее время, что вытекало из понимания Санта-Барбары как покровительницы женских ремесел, строгой святой, наказывающей за неуважение к ней. В Сибири этот день почитали беременные женщины, которые молились и давали обет Варваре во время тяжелых родов.
Чтобы лучше разводить скот, в одних местах пекли лепешки с маком, которые называли «вареньем», в других лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, колосья, кормили скотину сухариками. Здесь можно увидеть культ Варвары как покровительницы скота. Восточные славяне во времена Варварина, Савина и Николина варили кутью и компот. В день Варвары чешские девушки кладут дома в воду веточку вишни, а словацкие девушки кладут ее в землю и каждый день поливают изо рта, чтобы она зацвела на Рождество. Существовало поверье, что если ветка еще и зацветет, то в следующем году будет свадьба. В Словении ветки сакуры срезали и бросали в воду по числу членов семьи, и если какая-то ветка не цвела на Рождество.
У южных славян этот день довольно часто отмечали как православное, так и католическое население. В большинстве регионов Сербии и Хорватии в этот день или накануне специально готовили ритуальное блюдо, похожее на рождественский колив, из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, чернослива, яблок, орехов и т д на — варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; туда опускали различные сушеные травы и цветы, а потом их вынимали и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанные и чисто одетые, встречали ее как живое существо. Варицу ели холодной на второй или чаще на третий день; была даже особая поговорка: «Варвар варит, Савица учится, Николица ест.
Составители популярных русских духовных поэм посвятили великомученице Варваре несколько своих сказок. В разных местах поются разные стихи: в одном она именуется «красной невестой небесного чертога», в другом «красной девой», которую «кровь (за Христа пролитая) украшает»; третья заканчивается восклицанием: «Царица, дитя, со Христом навеки, Варвара прекрасная!»; согласно четвертому, это «закон благодати». Большую ценность представляет также сочиненное в народе повествовательное сказание, в котором излагается вся жизнь великомученика, раскрашенная красками витиеватого народного слова.
Скульптуры святой великомученицы Варвары
Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской, Новокузнецкой и Кемеровской областях.
Скульптура великомученицы Варвары в Пласте Челябинской области
Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Новокузнецке
Скульптурная композиция святой великомученицы Варвары в Кемерово