Качества, присущие Богу, — это качества и характеристики божественного существа, характерные для Бога как Высшего Существа. Его атрибуты — это совершенные атрибуты, присущие Богу, без которых Он не был бы истинным и живым Богом, Богом Библии. Его божественные качества объясняют, кто Он такой и что Он делает, и показывают, что Бог бесконечно превосходит Свое Творение в силе, разуме, положении, святости, праведности, любви и многом другом.
Классификация атрибутов Бога.
Богословы классифицируют божественные атрибуты по-разному: моральные или моральные и безнравственные; абсолютные и относительные; активный и пассивный; коммуникативные и некоммуникативные. Одной из наиболее приемлемых можно считать классификацию, разделяющую качества Бога на передаваемые, или нравственные, и непередаваемые, или природные качества Бога.
Непередаваемые или естественные качества Бога — это атрибуты, которые принадлежат исключительно Богу и которые есть только у Него. Они подтверждают Его суверенное право называться Богом, и именно эти качества показывают, что Бог бесконечно выше Своего творения.
Переносимые или моральные качества — это те атрибуты, которыми Бог полностью обладает, но которыми Он в некоторой степени наделяет Свое творение, особенно человека. Эти качества должны проявиться в жизни человека, и через эти качества он может и должен раскрыть Бога. Эти атрибуты, скорее всего, являются образом и подобием Бога, с которым мы были созданы при сотворении.
Невыразимые или естественные атрибуты Бога.
1. Независимость (самодостаточность) Бога.
Бог самодостаточен, то есть он не нуждается ни в нас, ни в каких-либо своих созданиях. У него есть все, что ему нужно (Иов 41:3; Пс 49:10-12; Деяния 17:24-25). Существование Бога не зависит ни от кого и ни от чего, но присуще Его природе (Исх 3:14; Пс 89:3; Ин 1:3; 5:26; 1 Тим 6:15-16). Он имеет жизнь в себе и сам является основой своего существования. Независимость Бога не означает, что Бог не хочет быть связанным со своим творением. Более того, именно Бог берет на себя инициативу построения отношений между Собой и человечеством (Быт. 3:8-9; 2 Кор. 5:18-19). Знание того, что мы ничего не можем сделать для Бога, помогает нам понять, что мы можем и должны славить Его только своей жизнью.
2. Всеведение (всеведение) Бога.
Бог полон знаний и мудрости. Он всегда знает все обо всем и обо всех (1 Цар. 8:39; 1 Паралипоменон 28:9; Иов. 37:16; Пс. 43:22; 146:4-5). Он также знает будущее, прошлое и настоящее (Иов 37:16; Деяния 15:18; 1 Иоанна 3:20). Бог не понимает знания так, как мы. Мы можем получить некоторое знание об окружающем нас мире через наши физические чувства и разум, но Богу это не нужно. Ему не нужно прилагать усилий, чтобы что-то узнать. Он полон информации, потому что «все обнажено и открыто пред очами его: дадим ему отчет» (Евр. 4:13). Знание верующим Божьего всеведения дает ему уверенность в том, что он не будет забыт Богом и что Бог позаботится о нем в соответствии с его обетованиями (Исайя 40:27:31).
3. Всемогущество Бога.
Божье всемогущество означает, что Бог может делать все, что не противоречит Его природе, по Своей святой воле (Иов 42:2). Под всем мы подразумеваем все, что относится к сфере святости Божией, и все это не имеет ничего общего с грехом. Концепция всемогущества применима только к Богу (Быт. 17:1; 18:14; Мф. 19:26; 2 Кор. 6:18; Отк. 1:8). Всемогущество Бога проявляется в Его созидательных способностях (Бытие 1:1, 3; Пс 32:9) и в том, что Он поддерживает существование своего творения (Иов 12:10; Пс 30:16; 103:27-30; Евр.1:3). Для христиан всемогущество Божие является источником великого утешения и надежды (Рим. 8:31-39; 2 Тим. 1:12), а для неверующих — предупреждением о грядущем суде и источником страха (Мф. 28:18 и 3:12; Откр. 6:15)-17).
4. Вездесущность Бога.
Бог, будучи личностью духовной (Ин 4:24), не имеет ограничений для тех, кто живет в физическом мире. Он присутствует везде одновременно, во всей своей сущности и силе (Пс 138:7-10; Иер 23:23-24). Это большое ободрение для христиан, потому что все, кто нуждается в Его помощи, где бы они ни находились, могут общаться с Богом через молитву. Он, благодаря Своим невыразимым качествам, способен обратить внимание на всех людей одновременно. Но мы также должны помнить, что из-за вездесущности Бога человек не может спрятаться от Него, как пытался сделать Иона, чтобы избежать Божьего наказания и суда.
5. Неизменность Бога.
Бог неизменен по своей сущности, атрибутам, целям и обещаниям, другими словами, совершенен. Библия неоднократно упоминает об этом (Чс 23:19; Пс 89:2; 101:25-28; Мал 3:6; Иак 1:17; Евр 6:17). Иногда отрывки, в которых говорится, что Бог сожалеет (Бытие 6:6), воспринимаются как указание на то, что Бог изменчив. Наоборот, такой отрывок подчеркивает неизменное отношение Бога к греху. Там, где умножился грех и человек изменил свое отношение к Богу, Бог, неизменный в своей святости, отреагировал на него так, как Он отреагировал на грех Адама и Евы и как Он отреагировал на наш грех. Бог всегда и неизменно действует правильно и благочестиво, но по-разному в зависимости от характера и поведения человека (Пс. 17:26-27). Божья неизменность поддерживает нас в трудные моменты жизни и дает нам уверенность в том, что Его обетования, Оно обязательно исполнится (Мал. 3:6; 2 Тим. 2:13). Но это также напоминание о том, что Бог не меняет своего отношения к греху и не идет на компромисс с грехом.
6. Бог вечен.
Бог вечен и бесконечен, то есть у Него нет ни начала, ни конца (Бт 21:33; Исх 3:14; Иов 36:26; Пс 89:3; Иса 57:15; Рим 1:20; Отк 1:8).). Господь видит прошлое и будущее так же ясно, как Он видит настоящее. Мы тоже вечны, но в отличие от Бога у нас есть начало, то есть наша вечность ограничена, в отличие от Божьей вечности. Луи Беркхоф определил это качество Бога следующим образом: «Бог вне времени и вне временных границ. Он охватывает время и не принадлежит ему; для него все бытие есть одно неделимое настоящее. Именно Его совершенство и называется Божьей вечностью» (Луи Беркхоф, «Христианская доктрина», 47). Истина о том, что Бог вечен, очень утешает христианина. Бог есть, он будет существовать вечно).
Владимир Дегтярев, Основы христианского богословия (диссертация ДМин), Библейский колледж и Запорожская семинария. Украина, Запорожье 2007 г
,Бог знает все См пункт 2 «Божье всеведение». Итак, он знал, что Адам и Ева вкусят запретный плод. Любящему Отцу пришлось это дерево огородить колючей проволокой или вообще не сажать в рай!!!