Пророк Илия

Память святого пророка Илии Фивейского отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю). В христианстве он является самым почитаемым святым Ветхого Завета. Илия молится о даровании дождя во время засухи. Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Фиваиде Галаадской в колене Левиином за 900 лет до рождения Христа. Согласно святому Епифанию Кипрскому (ум. 403), когда родился Илия, его отцу было таинственное видение: люди в форме приветствовали ребенка, окутали его огнем и кормили пламенем. Имя пророка Илии переводится как «Бог — Господь мой», что выражает основное содержание его служения (3 Царств 18:36) — ревностную борьбу за поклонение единому Богу и демонстрацию Его силы своими действиями.

Пророк Илия был ревностным защитником чистоты веры в Израильском царстве и яростным осудителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность восходит к правлению Ахава (ум. 852 г. до н.э.), когда его финикийская жена Иезавель решила установить поклонение Ваалу и Астарте. Легенда гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, а при дворе был создан штат жрецов Ваала. Пророк Илия явился как грозный упрек за нарушение святости и совершил множество чудес, чтобы наставить нечестивого царя. История его жизни и деятельности записана в Царств III и IV (3 Царств 17-20 и 4 Царств 1-3).

Когда нечестие Ахава достигло апогея, пророк Илия объявил царю, что из-за его нечестия страна будет страдать от голода в течение нескольких лет (3 Царств 17:1). Ахав не раскаялся, и между царем и пророком произошла битва, закончившаяся победой последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил для проверки и сравнения сил Яхве и Ваала, жрецы последнего были полностью разбиты, а пророк казнен (3 Царств 18:40). Это еще больше разозлило Иезавель, которая поклялась убить Илию. По повелению Бога пророк Илия спрятался у ручья Хорив, где вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.

Люди в то время страдали от невыносимой жары и голода. Ветхозаветное предание говорит нам, что Господь в своем милосердии, видя страдания народа, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но он не хотел нарушать слова пророка Илии. Для пророка было важно обратить сердца израильтян и вернуть их к истинному поклонению Богу. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божьему, отправился в Зарефаф Сидонский навестить бедную вдову. Поскольку она не сберегла последнюю горсть муки и масла, благодаря молитве пророка Илии, мука и масло в доме вдовы с тех пор не расходовались. Пророк Илия совершил и другое чудо: он внезапно оживил больного и мертвого сына вдовы, как скорбящая женщина.

На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Илия предложил состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил построить два жертвенника — один от жрецов Ваала, а другой от пророка Илии — для служения Истинному Богу. «На кого из них падет огонь с неба, тот и будет свидетельствовать о том, чей Бог истинный, — сказал пророк Илия, — и все должны поклониться Ему, а те, кто не признает Его, будут наказаны смертью». Весь день жрецы Ваала танцевали, молились и кололи друг друга ножами, но ничего не происходило. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней по числу колен Израилевых, положил жертву на дрова, вырыл вокруг жертвенника ров и приказал лить воду на жертву и дрова. Когда ров наполнился водой, горячий пророк обратился к Богу с горячей молитвой, прося, чтобы Господь послал огонь с неба, чтобы заблуждающиеся и жестокосердные израильтяне прозрели и обратили свои сердца к Себе. Огонь упал с неба и воспламенил жертву пророка Илии. Народ закричал: «Воистину, Господь есть Бог единый, и нет иного Бога, кроме Него!». Затем, по повелению пророка Илии, священники были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал обильный дождь, и засуха закончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, происходившие по молитве пророка, Иезавель хотела убить его за то, что он предал смерти жрецов Ваала. Илия исчез в пустыне.

В течение этого времени пророк удостоился чести, насколько это было возможно для человека, созерцать лицо Бога. Господь утешил его, сказав, что на земле еще есть люди, которые никогда не поклонялись идолам, и направил Илию к Елисею, которого Он избрал пророком после Илии.

Согласно преданию, пророк Илия был вознесен на небо живым:

Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и оба разделились, и Илия вознесся в вихре на небо (4 Царств 2:11).

Библия утверждает, что Енох, доиудейский Илия, был первым, кто попал на небо живым (Быт. 5:24).  Премудрость Иисуса, сына Сирахова, описывает вознесение Илии следующим образом.

Илия был скрыт вихрем — и Елисей исполнился его духа (Сирах. 48:12).

В четвертой книге Царств Илия оставил свою одежду («мерлу») пророку Елисею и сбросил ее с огненной колесницы (4 Царств 2:11-13).

Книга Малахии говорит нам, что Бог пошлет пророка Илию обратно на землю:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, дня великого и страшного (Малахия 4:5).

Здесь мы говорим о Втором пришествии. Перед Вторым пришествием пророк Илия сойдет с небес, чтобы осудить ложного Мессию и вернуть остаток Израиля к истинному Богу.

Пророк Илия несколько раз упоминается в Новом Завете. Например, описывается эпизод, как старейшины и народ спросили хищника Иоанна, когда он проповедовал на берегу Иордана в духе и силе Илии и даже походил на него внешне, не Илия ли он? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спросили Его, не должен ли Илия прийти раньше Мессии. На что Христос ответил: «Илии должно придти прежде и устроить все; а Я говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, но поступили с ним, как им было угодно; так и Сын Человеческий пострадает за них» (Матфея 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк 6:28).

Во время Преображения пророк Илия явился вместе с Моисеем и говорил с Иисусом «об исходе Его, который Он должен был совершить в Иерусалиме» (Лк 9,31). По словам Иоанна Златоуста, «умерший и еще не вкусивший смерти» явились, чтобы показать, что «Христос властен над жизнью и смертью, над небом и землей». Он должен быть одним из двух светильников перед Богом и явиться перед вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время крестных страданий Христа некоторые люди думали, что Христос призывает на помощь пророка Илию, и ждали его прихода.

Чудеса святого пророка Илии

Из-за молитвы пророка Илии небо «закрылось», и дождь не пошел (3 Царств 17:1), что привело к голоду. По слову Божьему пищу ему приносили вороны (3 Царств 17,6) и ангел (3 Царств 19,5-6). По слову пророка в доме вдовы Зарефатской никогда не было недостатка в пище (3 Царств 17:13-16). Пророк Илия воскресил юношу вдовы из Зарефата (3 Царств 17:21-22). Пророк Илия развел огонь на жертвеннике (3 Царств 18:36-38). По молитве пророка Бог дал дождь на землю после трехлетнего «закрытия» неба (3 Царств 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом свое лицо (3 Царств 19:9-14). Пророк Илия низвел огонь с неба как для наказания грешников, так и в знак истинного поклонения Богу (4 Царств 1:10-12). Пророк Илия, подобно Моисею, разделил реку Иордан, поразив ее своей одеждой (4 Царств 2:8). Пророк Илия был взят живым на небо за свою особую праведность перед Богом (4 Крл. 2:11).

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых святых Божьих угодников, почитаемых на Руси. В его честь в Киеве во время правления князя Аскольда в начале IX века был построен собор. А святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла церковь во имя божественного пророка Илии на севере России, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православными россиянами как один из самых близких нашей Родине святых. Крестные ходы исполнялись и до сих пор исполняются в «ильинских» церквях, особенно в Суше. Ильин день считался границей времен года, причем у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — переходом к зиме. После Ильина дня ожидался дождь, и купание было запрещено (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было наслаждаться плодами нового урожая. В славянских представлениях этот праздник был связан с темой брака и символикой плодородия: молились об обильном урожае и о том, чтобы девушки вышли замуж.

Праздник пророка Илии отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю). В христианстве он является самым почитаемым святым Ветхого Завета. Пророка Илию называют Илией Фивейским по месту его рождения в городе Фивы.

Тропарь, кондак и канон святому пророку Илие

Тропарь, тон 4.

Илия бесплотный ангел, и3 пророки степенныя. Второе пришествие Христа, Илия славный. Он послал Илию за помощью, чтобы тот изгнал немощи и очистил прокаженных. тем, кто поклоняется ему, он также действует ради спасения своего народа.

Илия — телесный Ангел и пророк, второй Предтеча пришествия Христа, Илия славный, послав Елисею благодать изгнать немощи и очистить прокаженных, дает поклоняющимся ему цель.

Кондак, тон 2.

О пророк и провидец могущественных дел нашего Бога, о святой человек с великими именами, голосом своим призывающий водное блаженство, молись нам через Того, Кто есть самый любящий из всех.

Пророк и провидец могущественных дел нашего Бога, Илия милосердный, который твоим вещанием воздвигает водяные облака, умоли единственного милосердного Бога о нас.

Библиотека русской веры
Канон пророку Илии

Читать онлайн

Святой пророк Илия. Иконы

Изображения пророка Илии были так же широко распространены, как и изображения Николая Чудотворца, великомученика Георгия или Димитрия Солунского. Иконография пророка Илии сочетает в себе символические элементы, отражающие его значение как участника истории божественной диспенсации. Слова святого Иоанна Златоуста содержат яркую образную характеристику пророка:

Представьте себе… Илию, пророка, земного ангела и небесного человека, который ходил по земле и ездил на небесной колеснице, который был высотой в три локтя и достигал великой высоты, который возносился к самым небесным сводам, владыку вод, язык которого был хранилищем вод и ключом небесным (Иоанн Златоуст, Св. Слово на Ап. Петр и пророк Илия // Сочинения. 2004. Т. 2. Кн. 2, с. 776).

Не только отдельные изображения пророка Илии, но и отдельные сцены из его жития были широко распространены в христианском искусстве. Илия почитался с различными функциями. Для монахов его жизнь была образцом аскетических подвигов. В имперских кругах его почитали как покровителя воинской доблести. Македонский император Василий I ежегодно в день памяти Илии посещал богослужение в Новой церкви Большого императорского дворца, где хранились милостыня и пояс Илии. В народном представлении Илия был покровителем стихий. Роль царя-пророка в божественной ойкономии, эсхатологические ожидания от Илии как предвестника Второго пришествия и различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия его иконографии.

Хорошо известны портреты пророка Илии в еврейской синагоге в Дура-Европос (249-250 гг.). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк был изображен фронтально. Возле полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры военачальника Авдия, который привел Илию к Ахаву.  В изображенной выше сцене воскрешения сына вдовы в сари Илия лежит на кушетке с ребенком на руках, которого он протягивает к руке Господа; слева — начальное действие — вдова в черной одежде передает Илии тело своего умершего сына; справа — вдова в светлой праздничной одежде держит на руках радостного ребенка.

Самое раннее изображение пророка Илии содержится в иконографии Вознесения пророка Илии, или Вознесения огня, и находится в капелле Сант-Аквилино в базилике Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370 г. н.э.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (ок. 549 г. н.э.), в сцене Преображения (фигура Христа заменена крестом с Его ликом в центральном проходе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков изображены в виде ягнят, крест изображен в виде оранты, по бокам которой стоят 12 апостолов в виде ягнят) полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) изображены в облаках. Илия — старый человек с длинными седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором, который спускается по спине, его седая длинная борода направлена вниз.

Самое раннее известное иконописное изображение Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на горе Синай. Икона была правым крылом триптиха, который не сохранился. Илия изображен с седыми волосами, а его одежда обработана тузом. Его правая рука в пророческом жесте, а в левой он держит свиток.

Пророк Илия Пророк Илия. Икона. Монастырь святой великомученицы Екатерины на горе Синай.

В византийском искусстве есть редкие примеры одиночных изображений Илии. Одна из самых ранних икон (1180-1200 гг., Византийский музей, Касторья) представляет собой масштабную икону с богатым фронтальным изображением Илии на синем фоне, одетого в охристый хитон с синим поясом и вуалью, со свитком в левой руке. На складном медальоне с изображениями Богоматери Оранской и Иисуса Христа (X — начало XI века, Национальная библиотека Святого Марка, Венеция) Илия изображен со свитком среди пророков, апостолов и святых.

Отдельные сцены из «Жизни Илии» часто появляются в иконографических программах церквей средневизантийского периода. Самые ранние примеры относятся к фрескам пещерной церкви в Айвали-Килизе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где «Жертвоприношение на горе Кармель» и «Вознесение Илии» изображены на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама».

Пророк Илия Пророк Илия. Фреска из церкви Сорока мучеников в Тарнове. Ca. 1230 г. Региональный исторический музей, Велико Тырново

Особое почитание Илии Пророка на горе Синай, рядом с которой он имел честь видеть Бога на горе Хорив, привело к широкому использованию его изображений в различных иконах, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или сделанных для него.

Пророк Илия Пророк Илия. Вторая половина XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет.Пророк Илия Богоматерь с младенцем и пророками Моисеем и Илией и святым Григорием Богословом. Примерно. 1250-е гг. монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет. Возможно, что человек справа — это не Григорий Богослов, а Николай Чудотворец.

Илия-пророк в пустыне и огненное восхождение Илии-пророка — самые распространенные сюжеты в монументальном искусстве и иконописи.

Пророк Илия Пророк Илия, которого кормит ворон. Церковь Спаса на Неретве, Новгород. 1199 г. Фреска в аркосоле алтарной апсиды.

Сложные агиографические сюжеты в монументальной живописи известны с XIII в. Один из самых ранних сохранившихся циклов находится на северной стене юго-восточного помещения Ахталинской церкви (1205-1216 гг.) и состоит из 3 историй: «Жертвоприношение на горе Кармель», «Илия Пророк в пустыне» и «Вознесение Илии Пророка».

Первый христианский храм, возведенный в Киеве, был посвящен во имя Ильи Пророка. Помимо традиционного корпуса «Жития Илии» и «Хвалебных гимнов», в начале Руси появился ряд апокрифических произведений. Так, в русинских указателях из Изборника князя Святослава 1073 года есть ссылка на апокрифический «Илия» («Путь Агапия в рай»), где Илия был проводником старца Агапия по райскому саду. Рассказ о встрече Павла с Илией и Елисеем в раю рассматривается в книге «Послание и видение апостола Павла» («Путь апостола Павла в Трое»). Эти работы, несмотря на запрет, в разное время вызывали интерес и послужили источником новых иконографий пророка Илии.

Пророк Илия Илия-пророк в пустыне с агиографией и деисусом. Из церкви Илии Пророка в деревне Выбуты под Псковом. Конец XIII начало XIV века Государственная Третьяковская галерея в Москве.Пророк Илия Илия Пророк. Из пророческого обряда. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Яртышев. Новгород, 1509 год. Софийский собор, Новгород.Пророк Илия Илия Пророк. Первая половина — середина XV века Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.Пророк Илия Илия Пророк. Новгород. Конец 14-го — начало 15-го века. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПророк Илия Илия Пророк. Новгород. XV век Из деревни Воробьево близ Машозера, Прионежский район, Республика КарелияПророк Илия Илия Пророк. Из деревни Кефтеницы в Карелии. XVI век Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Пророк Илия Пророки Илия и Елисей. От пророков. Последняя треть XVI века Ярославский художественный музей, Ярославль.

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особые черты. Сравнение Илии с архангелом Михаилом, рано появившееся в различных иконографических вариантах, было характерно для древнерусской культуры и не типично для Византии. Одна из причин совмещения изображений Илии и архангела Михаила заключается в том, что они оба обладают властью над стихиями огня и воды и почитаются как защитники человечества во время Страшного суда. Ранний пример изображения Илии сохранился в Кондакарской типографской карточке (конец XI — начало XII века, Государственная Третьяковская галерея).

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в изображении Святой Софии Киевской, где седовласый Илия изображен в полный рост со свернутым свитком в руке в нижнем положении на юго-западном столбе подкупольного пространства.

Пророк Илия Огненное восхождение пророка Илии. XIV век Государственный исторический музей, Москва.

Многогранная иконография «пророка Илии в пустыне», содержащая евхаристическую тему и выражающая идеал монашеской жизни, была дополнена в русском искусстве мотивом покорности воле Божией, глубокой молитвы и одновременно мужественного и ревностного общения с Богом. Немногие памятники XV века изображают Илию сидящим на камне, полуповернутым вправо, с левой рукой, подпертой головой, держащим свиток в правой.

Пророк Илия Пророк Илия в пустыне. Новгород. Первая половина XV века Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.Пророк Илия Пророк Илия в пустыне. Ярославль. Конец XV века Художественный музей в Ярославле.Пророк Илия Пророк Илия в пустыне. Первая треть — вторая четверть XVI века. коллекция В. Бондаренко, МоскваПророк Илия Пророк Илия в пустыне. XVI в. Из церкви в селе Волосово под Каргополем Плешевского района Архангельской области. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Пророк Илия Пророк Илия в пустыне. Великий Устюг. XVI в. Палехский государственный художественный музей, Палех.Пророк Илия Пророк Илия в пустыне. Ca. 1530 г. Происходит из церкви Ильи Пророка в Цыпинском погосте близ Ферапонтова монастыря. Историко-архитектурный и художественный музей Кирилло-Белозерского заповедника, КирилловоПророк Илия Пророк Илия в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI века Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

В домонгольской Руси, конечно, можно провести параллели между образом Илии, вознесенного на небо в огненном столпе, и образом Богородицы «Неопалимая Купина», которые разделяют мотив божественного огня, преображающего, но не сжигающего.

В XVI веке иконография «Огненного восхождения» стала пронизана изображениями предшествующих событий из жизни Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI века изображены две сцены: «Ангел склоняет Илию» и «Переход через Иордан по суше». В результате широкое распространение получила иконография, сочетающая несколько композиций без расположения их на панелях, которая развилась в особый тип житийных икон. Это явление свойственно только иконографии Илии. Эти «составные» композиции не получили специального названия и называются, как правило, по теме, подчеркнутой масштабом.

Пророк Илия Огненное вознесение пророка Илии. Новгород. Вторая четверть XVI века (1530-е годы) Частная коллекция Фонда Святого Апостола Андрея Первозванного, Москва.Пророк Илия Огненное восхождение пророка Илии. Русский Север. XVI век Государственный исторический музей, Москва.Пророк Илия Огненное восхождение пророка Илии. Вторая половина XVI века Из Горицкого монастыря на реке Шекина. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПророк Илия Огненное восхождение пророка Илии. Последняя четверть XVI в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ЯрославльПророк Илия Огненное восхождение пророка Илии. Русский Север. Конец XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, МоскваПророк Илия Огненное вознесение пророка Илии. Новгород. Начало XVII века Музей икон, Реклингхаузен, Германия.Пророк Илия Огненное вознесение Илии Пророка, с жизнеописанием. Пантелеев Игнатий. Русский Север (Обонежье, деревня Тубозеро), 1647 г. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Самый ранний сохранившийся иконографический цикл пророка Илии в пустыне с житием из погоста в Выбутах под Псковом (начало XIII века, Государственная Третьяковская галерея). В центре — Илия в пустыне, в апостольском одеянии из хитона и гиматия, без ворона.

Пророк Илия Илия пророк с жизнью. Музей изобразительных искусств конца XIV века в Нижнем Новгороде.

В XVI веке развитие агиографической иконографии шло полным ходом. Образ Илии привлекал особое внимание по мере распространения его почитания. Известны многочисленные «вселенские» церкви, посвященные пророку Илии.

Небольшие житийные иконы Илии предназначались для кафедры или для домашних молитв. Некоторые из них имели индивидуальные подборки марок, включая редкие сюжеты. Семен Спиридонов Холмогорец написал икону «Пророк Илия, с 26 каймами» (1678, Ярославский музей изобразительных искусств) для церкви Николая Чудотворца. Илия изображен в полный рост, со свитком в руке, молящимся Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, восседающим на херувимах. Композиция центра окружена аркой на фоне изысканных трав. Архитектура и ландшафт в ставах чрезвычайно сложны и разнообразны.

Храмы Илии пророка на Руси

В деревне погост Выбуты Псковской области освящен храм в честь святого пророка Илии. Каменная Ильинская церковь была построена из плиты в 15 веке. Предположительно, здесь стояла более древняя церковь, так как в Третьяковской галерее в Москве есть икона Святого Ильи Пророка из церкви в Выборге, которая датируется XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Вылики. Колокольня каменная, в сочетании с притвором церкви. В церкви два алтаря: главный алтарь — имени святого пророка Илии, боковой алтарь — имени святого Николая. Рядом с церковью находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. 15 декабря 1927 года финансовый отдел Псковского облисполкома (ОКРОНО) направил в областной отдел народного образования письмо с грифом «не делиться» с информацией о намерении «продать Госпромцветмету 14 колоколов разных размеров из заброшенной Выготской церкви». В ответ ОКРОНО сообщило, что «только Главнаука может продавать колокола не музейного значения». Церковь пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1955-1957 годах он был отреставрирован по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновились богослужения.

Пророк Илия Церковь Святого Ильи Пророка на Выборгском погосте

Церковь, посвященная святому Илье Пророку, была освящена возле деревни Конечек (бывший погост Кривовичи), Псковская область. Нет никакой информации о том, когда или кем была построена церковь. В 1877 году справа от главной церкви была построена часовня, посвященная Святой Живоначальной Троице. Церковь окружена кладбищем, обнесенным каменной оградой. Ильинская православная церковь в бывших Кривовичах была сильно повреждена во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Его руины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Церковь в Теплых Родах, Москва, была освящена во имя пророка Илии. Каменный храм был построен как собор Ильинского монастыря, основанного не позднее XV века недалеко от торговой площади Москвы. В честь этого храма была названа улица Ильинка, а факел стал известен как крест Ильинка. Строительство церкви продолжалось с 1519 по 1521 год, «а строил ее некий Клим, прозвище которого было Мужило». Церковь сгорела в 1547 году и загорелась в 1626 году. Восстание жителей города против фаланги Дмитрия I в Москве 27 мая 1606 года началось после звона колокола в монастырской церкви Ильи Пророка, осуществленного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходской церковью и в 1676 году вместе с церковной землей был передан Новгородскому архиерейскому дому, а верхняя церковь была перестроена, куда перенесли алтарь в честь Ильи Пророка. Старая нижняя церковь была освящена во имя апостола Тимофея. Церковь была закрыта в 1923 году, после чего верхний этаж колокольни был снесен. С 1930 по 1980 год в здании размещались различные учреждения. Это здание является объектом культурного наследия федерального значения. Службы в церкви возобновились с 1995 года.

Церковь Ильи Пророка в Теплых Родах (Москва)

В селе Прусы Коломенского района Московской области освящен храм в честь Илии Пророка. Деревней Прусы владели бояре Шереметевы. В середине 16 века его приобрел епископ Коломыйский. В это же время была построена Иллианская православная церковь. В писцовых книгах 1578 года она значится как каменная церковь. Здание было частично перестроено в 1560-х гг. В первой половине XIX в. были добавлены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» на западной стороне (ныне утрачена).

Пророк Илия Церковь Святого Ильи в деревне Пруссия

Церковь в Погосте Выя в Архангельской области также была освящена во имя пророка Илии, построенная в 1600 году.

Пророк Илия Церковь Святого Ильи на острове Вышинис

Ильинская церковь в деревне Хасовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Он был построен и освящен около 1622 года. В 1879 году ее снесли и построили новую церковь на каменном фундаменте. В 1884 году колокольня была снесена до основания и восстановлена на каменном фундаменте. В советское время алтарь был распилен, а шатер разрушен. Он находится в запущенном состоянии.

Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии

В деревне Елкино Воскресенского района Московской области освящен храм во имя пророка Илии. Деревянная однокупольная церковь с шатровой колокольней была построена в 1907-1909 годах путем перестройки старой деревянной часовни первой половины 19 века и была закрыта. Церковь была закрыта в 1937 году и впоследствии снесена. Община верующих была восстановлена в 2005 году, а в 2007-2008 годах была построена новая деревянная, однокомнатная церковь.

Пророк Илия Ильинская церковь (Русская православная церковь) в селе Елкино

Елкинские храмы Русской православной церкви также существуют в Гомеле (Беларусь), в селе Замульта Усть-Коксинского района Алтайского края, в станице Кавказская Краснодарского края, в селе Тойкино Пермского края, в Великом Новгороде, в Набережных Челнах, в селе Прагури и в Констанце (Румыния).

Пророк Илия Церковь Святого Ильи Пророка в ГомелеПророк Илия Храм святого Ильи в селе Тойкино, Пермский крайПророк Илия Церковь Святого Ильи в Великом Новгороде

Храм РДК имени святого пророка Илии строится в деревне Пляскинино Раменского района Московской области. Храм в честь святого Илии Пророка Фесвита находится в Тбилиси, в Тбилисской епархии Грузинской православной церкви.

В Минске (Беларусь) есть монастырь имени святого Илии Пророка Фезвита, основанный в 2002 году.

Святой пророк Илия. Картины

Святого пророка Илию изображали на своих картинах такие известные художники, как Гиллис ван Конингслох, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А. М. Волков, П. Плешанов, П. И. Нерадовский и другие.

Пророк Илия Пророк Илия и Ангел в пустыне. Питер Пауль Рубенс. 1626-1628. музей Бонн, БайоннаПророк Илия Ворон кормит пророка Илию в пустыне. Гиллис ван Конингслох. Конец XVI века Королевский музей изящных искусств. БрюссельПророк Илия Вознесение пророка Илии. Поль Гюстав Доре. ок. 1855-1866.Пророк Илия Вознесение пророка Илии. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Примерно. 1852-1860.Пророк Илия Пророк Илия воспитывает сына вдовы из Зарафата. А.М. Волков. Фотогалерея Таганрога 1854 годаПророк Илия Воскрешение сына вдовы из Сарепты. П. Плешанов. 1854 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Пророк Илия Вознесение пророка Илии на небо. П. И. Нерадовский. Трапезная с православным храмом преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. 1948 г.

Народные традиции в Ильин день

На огненной колеснице могучий седовласый старец с грозными глазами скачет из конца в конец по безбрежным просторам небес, его карающая рука пускает огненные стрелы со звездной высоты, поражая напуганные сонмы демонов и сынов человеческих, преступивших Божий закон. Где бы ни появлялся этот страшный старик, он приносит с собой огонь, ужас, смерть и разрушение. Его безжалостное сердце не успокоится от воплей и стонов страждущих, а суровые глаза не остановятся при виде земных страданий. Когда он вершит правосудие на небесах, он несется в своей великолепной колеснице далеко-далеко, как вихрь, и только его седые кудри, рассыпанные по широким плечам, и белая серебряная борода развеваются на ветру. Поэтому, по мнению народа, пророк Илия является олицетворением праведного Божьего гнева. Везде в России его называли «страшным», и везде день, посвященный его памяти, считался одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постились в течение недели Илии, чтобы предотвратить гнев пророка и защитить свои поля, деревни и скот от его стрел. Сам день праздника они называли «днем гнева» и проводили его в полном безделье, так как даже праздная работа считалась большим грехом. Если в этот день на небе появлялись тучи, народ со страхом в глазах следил за ними; если же начинался гром, этот страх переходил в панику: все население пряталось в своих домах, запирало двери и закрывало окна, зажигало перед иконой четверговые свечи и молило пророка обратить гнев на милость. В некоторых районах, например, в Никольске Вологодской области, крестьяне вечером жгли ладан, а все светлые предметы, такие как самовар, зеркало и тому подобное, либо закрывали тканью, либо выносили из дома, на том основании, что будто бы пророк Илия считал такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянской жизни. В Вятском крае Илью умилостивляли дарами: в этот день крестьяне приносили в церковь «под святого» баранью ногу, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горох. Однако не было единого мнения о том, какой из этих предметов понравился Элайдже больше всего. Одни выступали за пчелиный мед, другие — за баранину.

Публичные молитвы, проводимые на полях, считались самым надежным средством предотвращения гнева Илии. Во многих деревнях такие молебны проводились ежегодно. Приписывая пророку Илии власть производить гром и молнию и направлять облака по его воле, то есть отдавая в его руки самые грозные и в то же время самые благодетельные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли — дело рук пророка и что без его воли не может быть урожая. Поэтому люди видели в Илии не только вестника небесного гнева, но и благодетеля рода человеческого, того, кто принес на землю обильные плоды и изгнал нечистую силу. Согласно народным поверьям, не только сам Илия наводит ужас на злые силы, но даже дождь, который выпадает в его день, обладает огромной силой: дождь Ильи смывает все дурные влияния, хитрость и колдовство. Сам Илия вселял страх в демонов: как только его колесница с ревом проносилась в небе, дьяволы массово бежали на луга, прятались за спинами людей или находили убежище под шляпками ядовитых грибов, известных в народе как «яруйка».

Существует множество легенд и преданий о пророке Илии. Почти в каждой деревне можно было услышать историю о каком-то исключительном проявлении гнева или милосердия пророка, о каком-то чуде или небесном знамении: почти в каждом приходе, округе и провинции можно было найти новые версии старых легенд или наткнуться на совершенно оригинальную легенду местного происхождения. Вот, например, что говорили крестьяне Орловского уезда и губернии о земной жизни пророка Илии: «До 33 лет пророк Илия сидел неподвижно и не мог ходить. Его родители были бедными людьми, и они корчевали пни, кормя этим трудом своего сына-калеку. Однажды Господь шел по земле с Николаем Илией, и когда он увидел Илию, то сказал: «Придите, дайте нам пить». — «Я бы с радостью послужил, но не могу идти». — Илия ответил. Господь взял его за руку, и он поднялся с земли. Тогда Господь набрал полное ведро воды из колодца и заставил Илию пить, затем набрал второе, половину третьего и спросил его: «Ну, как вы себя чувствуете сейчас?». — «Я могу перевернуть весь свет, — ответил Илия, — если бы был столп посреди неба и земли, я бы уничтожил всю землю». Услышав эти слова, Бог ужаснулся и поспешно уменьшил силу Илии вдвое, а затем заставил его шесть недель просидеть под землей. Но когда Илия снова вышел на свет (вместе с пророком Онуфрием) после пребывания под землей, первое, что он увидел, была гробница. Илия вошел в гробницу, и тут же с неба сошла огненная колесница с ангелами, которые повели Илию на небо, представив его перед Господом. «Ты, Илия, — сказал Господь, — владей этой колесницей, пока Я не сойду на землю, и пусть гром и молния отныне будут в твоих руках». Согласно народным поверьям, перед концом света Илия спустится на землю на этой колеснице и трижды проедет от одного конца земли до другого, предупреждая всех о Страшном суде. Эта традиция Орла в некоторых местах разнится, и крестьяне говорят, что Господь положил на голову Илии камень стоимостью 40 десятин, чтобы уменьшить его силу. Этот камень до сих пор цел и стоит на небе перед престолом Бога.

Считая Илию пророком ветров и дождевых облаков, крестьяне связывают многие календарные приметы с днем святого. «До Илии, — говорят они, — облака ходили по ветру, но после Илии они стали ходить против ветра». «До Ильи священник не будет просить дождя, — после Ильи баба догонит фарт». «После дня Илии, — говорят жители Вологды, — не увидишь в поле коня — так темны ночи». «Ночь длинна после Ильина дня: и рабочий просыпается, и лошади накормлены». «Со дня Ильджина вода становится холодной». В Пошехонском районе Ярославской области вода в реке остывает после Ильина дня: «Пророк Илия скачет на своем коне по небу, и из-за его быстрого бега один из коней теряет башмак, который падает в воду, и вода сразу становится холодной».

С днем Илии связаны и сельскохозяйственные приметы: «Если утром облачно, то сев должен быть ранним и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень, то сев средний, а если облачно вечером, то сев поздний и урожай скудный.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector