Пресвятая Дева Мария

Дева Мария (Пресвятая Дева Мария, Богородица) — еврейская женщина из Назарета и, согласно Новому Завету, мать Иисуса Христа. Евангелия от Матфея и Луки описывают Марию как девственницу, и христиане верят, что она зачала сына как непорочная дева от Святого Духа. Чудесное рождение произошло, когда Мария уже была обручена с женихом Иосифом. Она вышла замуж за Иосифа и сопровождала его в Вифлеем, где родился Иисус.

Икона Божьей Матери

Икона Богородицы «Милость Серафима Саровского».

Евангелие от Луки начинается с повествования о жизни Марии. К ней явился архангел Гавриил и объявил, что по Божественному выбору она станет матерью Иисуса, Сына Божьего. Согласно каноническому Евангелию, Мария также присутствовала при распятии Христа. Согласно католическому и православному учению, тело Марии попало на небо после окончания ее земной жизни.

Дева Мария почиталась как величайшая святая со времен раннего христианства. Православная и римско-католическая, англиканская и лютеранская церкви верят, что Мария, мать Иисуса, является матерью Бога — Богородицей.

Многие протестанты преуменьшают роль Божьей Матери в христианстве, основываясь на краткости упоминаний о ней в Библии.

Имя Богородицы.

Имя Мария в оригинальных рукописях Нового Завета основано на арамейском имени ܡܪܝܡ, которое читается как Мариам или Мириам. Имя Мария (Μαρία) происходит от греческого перевода как сокращение имени Мариам (Μαριάμ). Оба варианта имени Μαρία и Μαριάμ встречаются в Новом Завете.

В христианстве мать Иисуса Христа обычно называют Божественной или Непорочной Матерью, в соответствии с верой в то, что она зачала Иисуса от Святого Духа без мужа. Часто используются и другие названия:

  • Матерь Божья,
  • Святая Мария,
  • Божественная Мать или Мать Бога (в основном в западном христианстве),
  • Мадонна (в Италии),
  • Царица Небесная
  • Божья Матерь
  • Царица небесная и т.д.

Имя Богородицы было признано на Эфесском соборе в 431 году.

Некоторые менее распространенные номенклатуры Девы Марии имеют прямое библейское основание. Например, имя Царица-мать было дано Марии, потому что она стала матерью Иисуса, которого иногда называют Царем царей из-за его происхождения от потомков царя Давида. Библейскую основу термина «королева» можно увидеть в Евангелии от Луки

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Господь Бог даст ему престол отца его Давида.

Упоминания о Деве Марии в Библии.

Божья Матерь несколько раз упоминается в Новом Завете. Божья Матерь чаще всего упоминается в Евангелии от Луки. Она упоминается по имени 12 раз. Все упоминания связаны с рождением и детством Иисуса.

Тихвинская икона Божией Матери

Икона Тихвинской Богоматери

В Евангелии от Матфея ее имя упоминается шесть раз, пять из них в связи с младенчеством Иисуса и только один раз (13.55) как мать взрослого Иисуса.

Евангелие от Марка упоминает ее по имени один раз (6,3), а в 3,31 и 3,32 упоминает ее как мать Иисуса, не называя ее по имени.

В Евангелии от Иоанна она упоминается дважды, но никогда по имени. В Евангелии говорится, что Дева Мария сопровождала Иисуса, когда Он начал творить чудеса в Кане Галилейской. Во второй ссылке говорится, что Дева Мария стояла у креста Иисуса.

В Деяниях апостолов говорится, что апостолы, Мария и братья Иисуса собрались в верхней комнате после вознесения Иисуса.

В Откровении Иоанна описана женщина, облеченная в солнце. Многие считают, что это описание Девы Марии.

Родословная Богоматери.

В Новом Завете почти нет упоминаний о родословной Девы Марии. Иоанна 19:25 говорит нам, что у Марии была сестра.

У креста Иисуса стояли Мария Клеопова и Мария Магдалина, его мать и сестра.

Из этого предложения семантически неясно, является ли сестра Его матери, Мария из Клеопы, одним человеком или двумя разными женщинами.  Джером считает, что они — один человек. Однако историк начала второго века Гегесипп считал, что Мария из Клеопы была не сестрой Девы Марии, а ее родственницей со стороны Иосифа Жениха.

родословие девственной матери марии

По словам автора Евангелия от Луки, Мария была родственницей Елизаветы, жены священника Захарии, и поэтому происходила из рода Аарона из колена Левия. Другие считают, что Мария, как и Иосиф, с которым она была обручена, была из дома Давидова.

Биография Девы Марии.

Непорочная Дева Мария родилась в Назарете в Галилее. После обручения с Иосифом (обручение — это первый этап еврейского брака) к ней явился ангел Гавриил и объявил, что она станет матерью обещанного Мессии.  После того, как она сначала выразила недоверие по поводу этого заявления, она ответила: «Я — слуга Господа. Да будет мне по слову Твоему». Обрученный Иосиф планировал мирно расстаться с ней, но во сне ему явился ангел Господень и сказал: «Не бойся взять Марию в жены, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого».

Брак Марии с Иосифом.

Обручение Марии с Иосифом. I. Чернов 1804-1811

Ангел также сообщил Марии в подтверждение своих слов, что ее родственница Елизавета, ранее бесплодная, зачала по милости Господа. Мария пошла в дом своей родственницы, увидела беременность Елизаветы своими глазами и полностью поверила словам ангела.  Затем Дева Мария обратилась к Господу с благодарственной речью, которая известна как Магнификат или восхваление Девы Марии.

Магнификат Пресвятой Девы Марии

После трех месяцев, проведенных в доме Елизаветы, Мария вернулась в Назарет. Согласно Евангелию от Луки, Иосиф, муж Марии, получил приказ римского императора Августа вернуться в свой родной город Вифлеем, чтобы провести там перепись населения. Находясь в Вифлееме, Мария родила Иисуса в яслях, так как ни в одной гостинице не было места для них. На восьмой день младенец Марии был обрезан по еврейскому закону и назван Иисусом, что на иврите означает «Яхве — спасение».

После нескольких дней очищения Иисус был доставлен в Иерусалим, чтобы предстать перед Господом согласно обычаю. Дева Мария принесла в жертву двух горлиц и двух птенцов голубя. Симеон и Анна также пророчествовали здесь о будущем ребенка. После посещения Иерусалима Непорочная Дева Мария и Иосиф Жених вернулись с младенцем Иисусом в Галилею, в свой город Назарет.

Согласно Евангелию от Матфея, ночью Иосифу явился ангел и предупредил его, что царь Ирод хочет убить ребенка. Святое семейство ночью бежало в Египет и оставалось там некоторое время. После смерти Ирода в 4 году до н.э. они вернулись в землю Израиля, в Назарет в Галилее.

Дева Мария в жизни Иисуса

Согласно Новому Завету, в возрасте двенадцати лет Иисус разлучается со своими родителями после возвращения с празднования Пасхи в Иерусалиме, но присутствие его матери все еще прослеживается в его земной жизни.

Среди исследователей Библии много споров о том, почему Иисус был разлучен со своими родителями, особенно с матерью, так как судьба его земного отца неизвестна, Иосиф в последний раз упоминается в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Некоторые указывают на конфликт внутри Святого семейства. Несколько цитат из Библии подтверждают этот тезис. В Евангелии от Марка описывается определенный момент:

И пришли мать Его и братья Его и, став перед домом, послали к Нему с криком.

Вокруг Него сидела толпа. И сказали Ему: «Вот, Твоя мать и Твои братья и сестры, вне дома, просят Тебя.

И Он ответил им: «Кто моя мать и мои братья?

И Он посмотрел вокруг Себя и сказал: Вот мать моя и братья мои;

Ибо всякий, исполняющий волю Божию, есть Мне брат и сестра и матерь. (Евангелие от Марка, глава 3).

Цитата, приписываемая Христу в Евангелии от Марка: «Нет пророка без чести, разве только в своем родном городе, среди своих родственников и в своем собственном доме». Это также свидетельствует о возможности конфликта.

Если в Святом семействе и был конфликт, то его причиной могло быть неверие семьи в Христа как сына Божьего.

Американский библеист Барт Эрман считает, что «в Библии есть ясные указания не только на то, что семья Иисуса отвергла его послание во время его публичного служения, но и на то, что он, в свою очередь, отверг их публично».

Дева Мария присутствовала при том, как по ее предложению Иисус совершил первое чудо на свадьбе в Кане, превратив воду в вино. Дева Мария также присутствовала у креста, на котором был распят Иисус. Описанный в Евангелии момент, когда Мария обнимает мертвое тело своего сына, является распространенным, универсальным мотивом в искусстве и называется «пиета» или «жалость».

Пьета работы Микеланджело

Пьета работы Микеланджело

После вознесения Иисуса мы находим единственное упоминание о Марии в Деяниях апостолов. После этого о Марии не упоминается.  Ее смерть не описана в Писании, но католическая и православная традиции считают, что ее тело было взято на небо. Вера в телесное Успение Пресвятой Девы Марии является догматом католической и многих других церквей.

Данные о Деве Марии из апокрифических текстов.

Приведенные ниже биографические сведения взяты из апокрифической литературы.

Согласно апокрифическому Евангелию от Иакова, Мария была дочерью святого Иоакима и святой Анны. До зачатия Марии Анна была бесплодна и далеко не молода. Когда девочке исполнилось три года, ее привели в Иерусалимский храм.

Согласно апокрифическим источникам, на момент обручения с Иосифом Марии было 12-14 лет, а Иосифу — 90, но эти данные недостоверны.  Ипполит Фиванский утверждал, что Мария умерла через 11 лет после воскресения Иисуса и умерла в 41 году.

Самым ранним из сохранившихся жизнеописаний Девы Марии является «Жизнь Марии», составленная в седьмом веке преподобным Максимом Исповедником, который считал Марию ключевой фигурой в ранней христианской церкви.

В 19 веке недалеко от Эфеса в Турции был найден так называемый Дом Богоматери. Он был найден на основании видения Анны Екатерины Эммерих, блаженной монахини-августинки из Германии. За два года до своей смерти, во время одного из многочисленных видений Богоматери, монахиня получила подробное описание места, где Мария жила до своего Успения.

Дом Богородицы в Эфесе

Дом Богоматери в Эфесе

По преданию, Мария удалилась в Эфес во время гонений на христиан вместе с Иоанном Богословом. В 1950 году Дом Эфесской Богоматери был реконструирован. Дом Богоматери был реконструирован и превращен в часовню.

Дева Мария в Православии

Православная традиция принимает доктрину девственности. Согласно этой доктрине, Мария «зачала как девственница, родила как девственница и осталась девственницей». Гимны Богородице являются неотъемлемой частью богослужения в Восточной Церкви, и их размещение в литургической последовательности указывает на положение Богородицы после Христа. В православной традиции порядок упоминания святых начинается с Богоматери, затем следуют ангелы, пророки, апостолы, отцы церкви, мученики и так далее.

Один из самых любимых православных акафистов посвящен Богородице. Пять из двенадцати великих праздников Церкви в православии посвящены Божией Матери.

  • Рождество Пресвятой Девы Марии

Рождество Богородицы — праздник, посвященный рождению Божьей Матери. Он отмечается 21 сентября.

  • Внесение Богородицы в храм

Введение Богородицы во храм — это праздник, посвященный одному из событий в жизни Богородицы. Ее родители Йохим и Анна привели свою дочь в церковь, когда ей было три года, так как ранее они дали обет посвятить ребенка Богу. Праздник отмечается 4 декабря.

  • Благовещение Богоматери

Праздник отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Этот день посвящен явлению Ангела, который возвестил Деве Марии, что она станет Матерью Бога на земле.

  • Успение Пресвятой Девы Марии

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается в день смерти Марии. Согласно апокрифам, Богородица умерла на горе Сион в Иерусалиме. Сегодня здесь находится католическая церковь Успения Пресвятой Девы Марии. Согласно апокрифической «Истории об Успении Пресвятой Богородицы», апостолы были перенесены на облаках со всех концов света к смертному одру Божьей Матери. Только апостол Фома задержался на три дня и не нашел Марию живой. Он хотел попрощаться с Божьей Матерью.  По его просьбе гробницу Богоматери вскрыли, но тела там не нашли. Поэтому считается, что Богоматерь вознеслась на небо. 28 августа — праздник Успения Пресвятой Девы Марии.

Успение Девы Марии

Успение Богородицы

  • Ходатайство Богородицы

Праздник Покрова Божьей Матери отмечается 14 октября. Этот православный праздник связан с преданием о явлении Богородицы святому Андрею. Это произошло в Константинополе, который был осажден врагами. Люди в храме молились Богу о спасении от варваров. Святой Андрей видел Пресвятую Деву, молящуюся о спасении жителей Константинополя. Затем Богоматерь сняла со Своей головы покрывало и накрыла им присутствующих в храме людей, защитив их таким образом от врагов видимых и невидимых. Покров Богоматери сиял ярче солнечных лучей. Считается, что Богородица спасла Константинополь.

Почитание Богородицы в Православной Церкви.

Предпосылки для возвеличивания Девы Марии всеми народами (родами) даны в самой Библии, где об этом говорится в:

Душа моя прославляет Господа, и дух мой радуется о Боге, Спасителе моем, что Он призрел на смирение раба Своего; ибо отныне все роды будут славить меня; Он сделал меня великим, могущественным, и свято имя Его (Луки глава 1).

В главе 11 Евангелия от Луки говорится о женщине из народа:

…Благословенно чрево, носившее тебя, и соски, питавшие тебя!

Кроме того, евангелист Иоанн в Евангелии от Иоанна свидетельствует, что первое чудо Иисус совершил по просьбе своей матери, поэтому Богородица почитается как заступница рода человеческого. Иконы Девы Марии очень многочисленны. Многие из них считаются чудодейственными.

Человечество уже давно ждет своего Спасителя. В Ветхом Завете Бог обещал, что Спаситель придет в этот мир через женщину, но без мужского семени. Богоматерь вызвалась добровольно, хотя в то время это было очень опасно, в том числе и для своей жизни. У Богоматери было достаточно веры, духовной силы и смирения, чтобы решиться на этот шаг. Богоматерь с самого начала знала, что земное служение Ее Сына закончится быстро и трагически. Как мать, она перенесла самое худшее ради спасения человечества.

Мариология — учение о Пресвятой Деве Марии.

Мариология — это богословское исследование Девы Марии, матери Иисуса. Христианская мариология стремится связать Писание, традиции и учение Церкви о Деве Марии в контексте социальной истории.

Существуют различные христианские взгляды на роль Девы Марии в христианстве: от полного почитания Марии в Римско-католической церкви до минимизации роли Марии в протестантской евангелической теологии.

Значительное количество публикаций в этой области было написано в 20 веке теологами Раймондо Спиацци (2 500) и Габриэлем Роччини (900). Центрами современной мариологии являются Папский институт мариологии и Папская академия мариологии.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector