Отличие серафимов и херувимов

В быту мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», но читая Священное Писание и творения Отцов Церкви, можно встретить различные имена ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и другие. Кто такие ангелы, почему для их определения используются разные слова и в чем разница между этими существами?

Ангельские чины

В Священном Писании есть места, где говорится, что до сотворения человека Бог создал служебных духов: ангелов. По своей природе они обладают знанием и разумом, но главное их отличие от человека в том, что у них нет свободного выбора, то есть они изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отвергнуть или отрицать Его существование, как они делают многие люди.

Отличие серафимов и херувимов

Однако дьявол изначально тоже был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но, несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать противниками Бога.

Молитвы Ангелу-Хранителю:

  • Молитва Ангелу Хранителю на каждый день недели
  • Покаянный канон ангелу-хранителю на русском языке
  • Акафист Святому Ангелу Хранителю

Изначально Господь создал их, чтобы прославлять его, служить ему и быть посланниками его воли для человека. На самом деле все знания об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, да и на иконах есть достаточно подробные изображения.

Интересный! Впервые после еврейских пророков в I веке епископ-мученик Дионисий Ареопагит попытался описать небесное воинство. Именно на его произведениях основаны богослужебные тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее имеют некое тело, не видимое человеческому глазу, но имеющее свою неповторимую природу и строение.

Они должны становиться видимыми в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний их воспринимал. Они меньше зависят от времени (предполагается их бессмертие) и места, чем люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

Серафимы часто изображаются в Священном Писании сходящими с неба и вновь восходящими, из чего можно сделать вывод, что они могут находиться и на Небесном Престоле.

Изначально Господь создал ангельский мир (у пророка Даниила было более миллиарда небесных воинств) для прославления и служения, но со временем, после сотворения человека, духи служения стали выполнять другую работу.

Отличие серафимов и херувимов

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, так как несут и возвещают людям Волю Божию. Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о беременности, а также ангел возвестил пастухам о рождении Христа. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой опекун.

Иерархия ангелов

Как и все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и структуру. Существует всего 9 ангельских чинов, которые гармонично взаимодействуют и строятся по триадному принципу: в них различают Верхнюю, Среднюю и Нижнюю иерархии, каждая из которых имеет три ступени.

  • Нижнюю иерархию составляют престолы — духи-служители, которые находятся ближе всех к человеку и всячески помогают ему, например, играют роль охранителей людей.
  • Средний сделан из херувимов.
  • Высшее из серафимов.

Некоторые высшие чины имеют свои имена, так в писаниях можно встретить Архангела Михаила (архангел), Гавриила (главный посланник Господа), Рафаила (врачеватель душ и тел человеческих).

В заметке! Порядок иерархии различается в разных религиях, поэтому в иудаизме 10 рангов, и некоторые раввины обычно изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места в Новом и Ветхом Заветах, при этом их порядок и взаимодействие часто различаются.

В истории было много вариаций. В настоящее время основной теорией считается работа Диониса, который делит все Небесное Воинство на три стадии по троичному порядку:

  1. Первая сфера: серафимы, херувимы и престолы.
  2. Вторая сфера: господство, сила и могущество.
  3. Третья степень: принципы, архангелы и ангелы.

Отличие серафимов и херувимов

Эта форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое установлено в Первом послании апостола Петра. Все сферы имеют различия между собой, а также диапазоны каждого шага.

Серафимы

Ангелы с этим именем считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С еврейского языка слово серафим означает «пламенный», то есть огонь. Слово, используемое на иврите, также используется для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно писаниям, серафимы постоянно восхваляют Господа и внимают нуждам людей. Они ближе всего к Творцу и являются высшим чином ангелов, то есть стоят во главе Небесного Сонма.

Слово, которое на иврите означает серафим, встречается и в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание людям за их непослушание (Числа 21 глава), из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и сам играет роль карателя за непослушание Богу.

Отличие серафимов и херувимов

В Библии этот тип ангелов впервые встречается в книге пророка Исайи, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Апокалипсисе Иоанна Богослова в главе 4 автор описывает их, стоящих на престоле, как животных: льва, тельца, орла. Только у одного из четырех было мужское лицо. Все серафимы стояли вокруг престола и непрестанно возносили славу Господу Творцу.

Херувимы

Существа с этим именем считаются вторыми по рангу и подчиняются серафимам. С еврейского языка слово херувим означает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 глава «И изгнал Адама, и поставил на востоке, возле сада Эдемского, херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Молитвы Архангелу Михаилу:

  • Акафист Архангелу Михаилу
  • Молитва Архангелу Михаилу об исцелении
  • Молитва Архангелу Михаилу об усопшем

В книге пророка Иезекииля, глава 28, автор описывает падение на землю гордого херувима, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) Господь использует херувимов для передвижения: «Сел на херувимов и полетел».

Отличие серафимов и херувимов

Слово херувим на иврите означает «красивое лицо», поэтому их принято изображать красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль описывает их очень подробно и изображает похожими внешне на людей, за исключением наличия крыльев.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к высшей сфере ангельских чинов и являются ближайшими существами к престолу Творца. Первые окружают его и непрерывно восхваляют, они же и очищают людей от скверны, потому что именно такой ангел принес горящий уголь пророку Исаии, когда тот предстал пред Отцом Небесным.

Херувимы же исполняют волю Божию и выполняют определенную работу, поэтому один из них охраняет Эдем и Древо Жизни от человека. Именно они передают небесное знание и божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различен: первый имеет тела животных, а второй – человеческие тела. Окраска крыльев первых алая, а вторых сине-зеленая. В иконографии они изображаются примерно так же, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы изображались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы обычно изображаются на иконах багряными и огненными красками, которые более точно соответствуют их огненной сущности и страстной любви к Богу и небесной чистоте. Его описание можно найти в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в произведении Диониса «Небесная иерархия». Они нарисованы с шестью крыльями, которыми они закрывают свое тело и лицо.

Отличие серафимов и херувимов

Достаточно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке Спасо-Преображенской церкви в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях («Вещий» Пушкина), а также в музыкальных произведениях («Бурлак» Гребенщикова). Их изображает и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимы обычно окрашены в голубые тона, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они выглядели как тетраморфы — существа с 4-мя сущностями: бык, человек, лев и орел. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа; его можно увидеть на многих иконах и на стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются посланниками Его Божественной Воли к людям. Эти чистые божественные существа постоянно поклоняются Богу-Творцу и зажигают души людей Его огнем.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector