В здании Миссии, на самом верху лестницы, архимандрит ждал возвращения своего друга. И тот, как только он появился, побежал по лестнице навстречу ему, весело размахивая кушаном. «Дуб русский!!! Дуб русский!!!», — кричал он, бросаясь в объятия отца Антонина, тронутого до слез…..
В HOLY SPRINGS переплетаются археология, историческая география, история, теология. Невозможно говорить о таких географических объектах, не затронув МИР игры. Иногда их расположение связывают с духовной географией, а посещение потаенных уголков — монастырей и храмов, где хранятся Святыни, — называют ПАЛОМНИСТИКОЙ. Самый важный район планеты, столь важный для православного мира, связан с жизнью Спасителя и Божьей Матери. Это Святая Земля! Но от древних территорий почти ничего не осталось. И все же те, кому удается приехать сюда даже сейчас, могут мысленно представить себе библейские и евангельские события. Кто внес свой вклад в сохранение этого христианского мирового наследия — памятников духовной географии? Кто нашел следы святости в руинах арабских пустынь и окраинных деревень XIX века? Подобно М.В. Ломоносову, нужно было найти человека с поистине энциклопедическими междисциплинарными способностями! Таким великим подвижником оказался АРХИМБРИТ АНТОНИН (КАПУСТИН) — создатель РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ.
Испачканный миром портрет Антонина Капустина в Преображенской церкви в селе Батурино
Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился 12 / 24 августа 1817 года в селе Батурино (ныне Курганская область), в семье потомственных священников. Верующие жители этой отдаленной российской провинции считают день, предшествующий Благовещению, особенным. В ночь этого праздника (по старому стилю с 24 на 25 марта) архимандрит Антонин отошел ко Господу вскоре после освящения церкви Петра Великого в Яффо (Тель-Авив) в 1894 году. Портрет палестинского деятеля в его родной Преображенской церкви давно стал ЗЕРКАЛОМ: прихожане относятся к памяти своего великого соотечественника с особым почтением. В Святой Земле его называют «русской свечой». Служба Благовещения Господня заканчивается в Батурине панихидой о душе отца Антонина….
На территории библейской Палестины архимандрит Антонин в постоянной борьбе с различными сложностями — религиозными, административными и политическими — приобрел уникальные участки (около 425 000 квадратных метров). В то время они стоили один миллион рублей золотом! В Западной Европе или США память о таком человеке уже давно была бы увековечена стелами или памятниками, а его деятельность была бы одобрена и профинансирована еще при его жизни. Но не здесь! Исповедник, спасший евангельские места паломничества для православных, постоянно «мешал» доносами, ограничениями, запретами, а через 25 лет после его смерти его имя было полностью забыто! Его соперники, как и в случае с наследием нашего гения М.В.Ломоносова, пытались вычеркнуть из истории любое упоминание об отце Антонине — они пытались переписать деятельность Русской миссии! А затем, в советское время, часть того, что накопил этот великий ученый и его последователи (включая «капустные» наделы в Эйн-Кареме и Кафр-Канне), Хрущев продал «за гроши» Израилю, который отплатил СССР текстилем и апельсинами («Оранжевая сделка», 1964 г.)…..
Преображенская церковь в Батурино
… Наряду с духовными традициями, от деда к отцу, от отца к сыну, семья Капустиных передавала эстафету строительства сельской Преображенской церкви в родном селе Батурино. Домашнее изучение Псалтыри, Далматовское духовное училище, Пермская духовная семинария, Екатеринославская духовная семинария, Киевская духовная академия — таковы этапы образования молодого Андрея Капустина. 7 ноября 1845 года он принял монашеский постриг с именем Антонин. В течение пяти лет монах Антонин исправлял русский перевод творений святителя Иоанна Златоуста, преподавал в Киевской академии….. С мая 1850 года отец Антонин жил и работал в Афинах священником в русском посольстве, а через три года Святейший Синод возвел его в сан архимандрита. По рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1859 году Антонин стал настоятелем церкви Николая Чудотворца в Константинополе.
В 1865 году исполнилось 100 лет со дня священства Капустина. А самый известный из всех — архимандрит Антонин — был отправлен служить в Палестину. В 1869 году по рекомендации самого Патриарха Иерусалимского Кирилла он возглавил Русскую духовную миссию в Святой Земле. После напряженных отношений между предыдущим главой миссии и светскими и духовными властями Иерусалима, отец Антонин буквально творил чудеса на переговорах в Святой Земле. Его прекрасное знание греческого и других восточных языков, личное обаяние и дипломатический талант укрепили влияние и авторитет России в Палестине. Но одобрения действий архимандрита Капустина со стороны синода и семьи Романовых часто не последовало, и не только из-за личной неприязни к нему многих монахов и российских государственных деятелей. В отношении владения Святыми местами в Турции проводилась политика «статус-кво», которую, однако, осуществляла только Россия. Страны Европы постоянно нарушали этот порядок — все конфессии, но особенно католики, игнорировали турецкие ограничения на владение Святыми землями и продолжали покупать их в Палестине. Но Санкт-Петербург запретил о. Антонину приобретать такие земли, что привело его в изумление: распоряжение говорило о полном непонимании российскими властями сложившейся ситуации!
Порог ворот суда
Неустанное служение отца архимандрита, однако, находит поддержку у его друзей и некоторых русских благотворителей. Угрозы со стороны различных российских властей, интриги со стороны завистливого Палестинского комитета и русского консульства в Иерусалиме, трения с Иерусалимским патриархатом после отставки патриарха Кирилла (друга отца архимандрита) не могли сдержать энтузиазма Антонина Капустина. Он проводит многочисленные археологические раскопки в местах евангельской святости, проводит одно геологическое и богословское исследование за другим, предоставляет богатый материал по истории земной жизни Спасителя, включая открытие «судебных ворот», через которые Господа вели на казнь, исследование христианских палестинских зданий времен императора Константина…..
С помощью своих друзей и особенно переводчика миссии (драгуна) — турецкого подданного Якова Егоровича Халеби — отец Антонин захватывает несколько важных территорий в Палестине. Действовать открыто было невозможно — мусульманские участки не продавались христианам, тем более русским! Вооружившись деньгами и соответствующими документами, Халеби под видом торговца сначала приобрел участки на свое имя, а затем оформил договор дарения отцу Антонину. Такие «трюки» Якова Халеби и отца Антонина были тщательно продуманы и подготовлены, им предшествовало тщательное исследование древнего места. Переговоры с арабскими купцами продвигались медленно. Якоб Халеби действовал осторожно. Не раз его жизни угрожала опасность — в него даже стреляли фанатичные арабы, недовольные появлением христиан в «мусульманских» святынях! Для завоеванных территорий был быстро составлен «кушан». — юридический документ о владении. В период с 1868 по 1889 год Якову Халеби было передано более 10 арабских участков земли, которые составили ядро русской Палестины! Драгоман, верный своему отцу Антонину, оказал России неоценимую услугу, передав все эти земли русской миссии! В награду за свою службу Яков Егорович получил золотую медаль Санкт-Петербурга и стал членом Палестинского общества. Однако после смерти отца Антонина, как и его великий шеф, он был забыт и нуждался в деньгах! Чалаби просил дать ему хотя бы небольшое пособие на содержание семьи и детей, но российские власти во главе с обер-прокурором синода К. П. Победоносцевым отказали ему…
Под сенью древнего дуба …
Не задумываясь о последующей несправедливости власть имущих, Антонин Капустин продолжал свою миссионерскую деятельность, «зажигая» сердца окружающих своим энтузиазмом. На новых сокровенных территориях архимандрит Антонин построил православные храмы, монастыри, дома для паломников, посадил фруктовые сады, оливковые рощи и кипарисы — создал целую инфраструктуру для приема гостей из России и других православных стран!
Антонин Капустин был первым христианским педагогом, который осмелился поселиться в арабском Хевроне! Именно там была завоевана первая территория — христианское начало, столь важное для православия. В 1868 году, по Божьему провидению, был приобретен участок земли вокруг дуба МАМБРИЯ — места библейского откровения Святой Троицы! 22 мая 1871 года «под сенью дуба» была совершена первая Божественная литургия.
В 1869 году архимандрит-просветитель купил участки земли возле деревни Бейт-Джала (по преданию, Николай Чудотворец, совершивший паломничество в Святую Землю, жил здесь с 310 по 313 год). Отец Антонин провел небольшое исследование и обнаружил, что информация из жизни Святого Николая переплетается с жизнью Святого Николая Пиенаарского. Поскольку позиции главы русской миссии укреплялись благодаря поддержке великого князя Сергия, который с 1882 года стал президентом Императорского православного палестинского общества, именно ему архимандрит Антонин в 1886 году пожертвовал земельные участки. Сам Сергей Александрович жертвует их Палестинскому обществу….
В 1868 году энергичный глава миссии в пригороде Яффо приобрел пустырь под названием «Дарбатейн Табита». Под его руководством раскапывается подземный некрополь — место захоронения праведной Табиты, воскрешенной апостолом Петром! Благодаря усилиям отца Антонина был вырыт колодец, построен Дом гостеприимства, создан фруктовый сад (апельсины, лимоны, гранаты и инжир) и самая красивая декоративная роща из эвкалиптов и сосен. В 1888 году в присутствии великих князей Сергия и Павла Александровичей и великой княгини Елизаветы Федоровны была заложена церковь Святого Петра. Эта великолепная церковь построена на возвышенности, видимой с моря: колокольня церкви Святого Петра до сих пор является самым высоким зданием в Тель-Авиве! Уникальный белый иконостас Яффской церкви — подарок Палестинского Общества о. Антонину — ко дню его 25-летнего служения на Святой Земле.
В 1871 году Миссии принадлежала недвижимость в Эйн-Кереме (7 км к юго-западу от Старого Иерусалима). В евангельские времена это была горная местность (отсюда и название будущего Рогатого монастыря): место, где Дева Мария встретила прекрасную Елизавету — место рождения Иоанна Крестителя. Вначале здесь было два дома с плантацией оливковых деревьев, где тут же жили несколько монахинь и паломников. Первая монастырская церковь была освящена 14 февраля 1883 года в честь Казанской иконы Божией Матери — того самого образа Пресвятой Богородицы, который отец Антонин любил с детства: в его родном городе Батурине Преображенская церковь, нижний храм был в честь Казанской Божией Матери! Позже, в 1880-х годах, с разрешения Синода, по просьбе сердобольного послушника архимандрита, уникальный праздник «Поцелуй Марии» отмечался в Горненском монастыре 30 марта / 12 апреля. В этот день из Троицкого собора (главного храма Русской церковной миссии в Иерусалиме) сюда была принесена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, освященная отцом Антонином в 1872 году. А перед праздником Рождества Иоанна Предтечи икона помещается на место настоятельницы в голубой монашеской мантии. Таким образом, три месяца в году монастырем Горче управляет сама Богородица!
Служа в области (…)
В 1874, 1881 и 1886 годах Антонин Капустин приобрел участок земли в Иерихоне, где, согласно преданию, находился дом Закхея. Здесь, среди мрачных арабских хижин (даже на современных планах города русские участки составляют его ядро и центр!), под руководством отца архимандрита, у источника пророка Елисея, возделывается фруктовый сад и строится Дом для паломников — посетителей, желающих перейти из Иерихона к месту Крещения Спасителя — Иордану. Решительные поиски руин в окрестностях Иерихона позволили главе русской миссии обнаружить на приобретенной территории гранитный камень, названный Антонином Капустиным «русской Галгалой». Согласно легенде, в древней Галгале, где израильтяне остановились после перехода через Иордан, они воздвигли памятник из 12 камней, на котором отпраздновали первую Пасху (Песах) в Земле Обетованной.
Отец Антонин не остановился на этом. На средства русских благотворителей А.Д. Богданова и М.М. Киселева архимандрит Капустин возвел в Иерихоне православный храм, названный в честь пророка Елисея. Она была освящена во время Великого поста в 1886 году патриархом Никодимом, соседом о. Антонина. И, кроме того, во время иерихонских раскопок неутомимого Исследователя в 1891 году в этом священном пространстве были обнаружены столбы византийского храма 6 века и другие древние археологические находки! Чтобы сохранить найденные драгоценные мозаики и гробницы, архимандрит Антонин возвел часовню в честь Святого Иоанна Крестителя.
В 1875 году и снова между 1878 и 1882 годами о. Антонин выкупил территорию, которая впоследствии также была передана князю Сергию. К ним относятся «Пещера Пояса» («Силоамский монолит») и долина Иосафата, отождествляемая с долиной Кедрон (место Страшного суда) — недалеко от деревни Силоам (на юго-восточной окраине Иерусалима, у подножия горы Сион и горы Мориа) и Силоамский источник (из которого берет воду источник Пресвятой Богородицы (по преданию, юная Мария ходила туда с другими женами храма). Архимандрит Антонин также дарует о. Сергию участок земли возле деревни АНАТА (4 км к северо-востоку от Старого Иерусалима, родины пророка Иеремии).
В 1879 году о. Антонин купил участок земли на берегу Тивериадского озера, в городе Тиберия (31 км. от Назарета). На этом месте была возведена часовня и дом со сводчатым потолком (Эль-Якуд), паломнический центр, спроектированный самим архимандритом. В 1892 году городские власти, наконец, дали разрешение главе русской миссии построить каменную стену против волн на восточной стороне участка. Эта стена и сегодня служит в качестве насыпи….
Участок земли в GEFSIMANIA передан о. Антонину от имени императорской семьи. Место окружено каменной стеной, и здесь было построено несколько домов, в том числе один на месте камня, на котором, по преданию, Дева Мария явилась апостолу Фоме после своего вознесения. Под руководством Антонина Капустина в Гефсимании в период с 1884 по 1888 год появилась величественная церковь, посвященная Святой Марии Магдалине (и в память о покойной императрице Марии Александровне). На освящении церкви присутствовали великий князь Сергей Александрович и Елизавета Федоровна (которая будет похоронена здесь в 1921 году).
В 1880-х годах отец Антонин приобрел участок земли в Вифлееме, недалеко от церкви Рождества Христова. Покупку финансировала графиня Орлова-Давыдова, а в 1894 году, по ее просьбе, участок перешел к Палестинскому обществу. Сегодня это место с построенным на нем Домом паломника является филиалом Русской духовной миссии в Вифлееме.
Церковь Вознесения на Масличной горе
Через страшную ревность и болезненные переживания наших латинских соперников, в 1870 году за Миссией была закреплена земля у Елеонской горы — Елеон Москобия. К ним присоединяются еще 7 территорий Элиона в 1881 — 1889 годах, включая «Гробницы пророков» (гробницы пророков Хаггая, Захарии и Малахии) и Карм-уль-Газаль (место Каллистрата). Посадив рощу кипарисов и оливок на вершине Масличной горы, отец Антонин обнаруживает древние византийские мозаики и гробницы шестого века. Глава российской миссии погружается в серьезные исследования и раскопки. В результате он находит место первого и второго обретения головы Иоанна Крестителя и древний камень, на котором, по преданию, стояла Пресвятая Дева Мария во время Вознесения Господа нашего Иисуса Христа!
Строительство «Малой Софии» (так отец Антонин называл свое любимое место) на Олени затянулось на долгие пятнадцать лет из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны. Прекрасная церковь Вознесения Спасителя была освящена только в 1886 году. Наряду с церковью по проекту отца Антонина были построены Странамперский дом и колокольня высотой 64 метра — «Русская свеча». — и по сей день является самым высоким церковным зданием в Иерусалиме! Колокол был доставлен из России через порт Яффо добровольцами (105 человек, две трети из которых были женщины!). Трудно понять, как эти отважные люди тащили такую громадину вручную на вершину Оливета, без всякой дороги — по скалистой местности! Колокол был установлен на фундамент будущей колокольни, а затем «поднялся» своими стенами…..
В течение своей жизни о. Антонин не был свидетелем создания монашеской общины на Вознесенской горе, так как она появилась только 12/25 августа 1906 года, в день его рождения. И он — неутомимый собиратель Святой Земли и исследователь в области духовной географии — умер в возрасте 78 лет, в канун Благовещения в 1894 году, когда на его «Русском свече…. уже звучали всенощные бдения. Похоронная процессия от Миссии до Масличной горы превратилась в народное шествие…. Отец Антонин был похоронен в своем любимом месте на Святой Земле — слева от алтаря церкви Вознесения…..
Надпись на надгробии гласит: «Здесь похоронен архимандрит Антонин, глава Русской духовной миссии в Иерусалиме. Родился: 12 августа 1817 года. Умер: 24 марта 1894 года.
Пусть он покоится в вечной памяти».
Очень немногие исследователи Палестины, как отец Антонин, так хорошо чувствовали горную мощь Святой Земли! Архимандрит Капустин считал, что каждый город, исторически связанный с жизнью Спасителя и библейскими событиями, имеет не только прошлое, но также настоящее и будущее. Эти святыни имеют душу и важны для всего человечества!
Отец Антонин, будучи глубоко образованным человеком, был свободен в своих взглядах и поведении и не придерживался официальных догм и формул. Он принял монашество без нетерпимости к миру, без пренебрежения к слугам Божьим, иногда озабоченным мирскими проблемами. Архимандрит Антонин заботился о каждом, кто нуждался в его родительском наставлении, любя всех как братьев с частицей Бога, не видя в людях грешников, недостойных его «архиерейской» доли. Он не избегал общения ни с нехристианами, ни с христианами, независимо от их происхождения: за помощью к нему обращались не только русские, но и жители различных арабских деревень в Палестине, Сирии и Иордании и даже местная болгарская община. Учителя, учительницы, монахи, монахини, паломники, члены миссии и консульства, торговцы, крестьяне…. С одними он делил трапезу, помогал организовывать храмы и школы, дарил необходимые книги и церковные принадлежности, других своей мудростью и добрыми словами ободрял продолжать путь веры и служения….. Дверь в его камеру никогда не закрывалась. Он мог обстоятельно поговорить с каждым, кто просил, разрешить споры, оказать материальную помощь, сам имея очень скудные средства. Ночью, оставшись один, он, наконец, устремлялся в обсерваторию, созданную им над Миссией, и погружался в свои любимые астрономию, археологию, нумизматику, изучая древние карты, манускрипты, монеты….. Как и подобает настоящему русскому человеку, архимандрит Антонин очень любил пить чай, даже во время своих ночных научных бдений! И после короткой передышки, как писали о нем ученые (включая его преемника в 1930-х годах на посту главы Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Киприана (Керна)), о. Антонина снова видели рано утром «выходящим из русских зданий в сопровождении своего верного драгуна Якова Чалаби «в путешествие по епархии»…».
Скромный в одежде и питании, Антонин Капустин не боялся «уронить престиж» великого вождя. Он мог открыто и прямо высказывать свое мнение кому угодно — даже Иерусалимскому Патриархату или Синоду. Посетители, просившие «доложить архимандриту», часто принимали его за обычного мирянина, встречая его с веником, убирающего свою комнату. Когда тот же «мирянин» в греческой рясе появился под видом главы миссии, они были в замешательстве! Но это только повысило его авторитет в глазах окружающих…..
За заслуги в утверждении русского православия в Иерусалиме архимандрит Антонин получил звание кавалера ордена Спасителя и был награжден императорскими орденами святого князя Владимира 2-й степени, святой Анны 1-й степени, святого князя Владимира 3-й степени. Но самое необычное, что сделал отец Антонин к концу своей жизни, предвидя надвигающийся дефицит: он оформил 6 из 12 приобретенных им драгоценных участков земли в «вакуф», который принадлежал ему — особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве, где владелец является только «хозяином» Святой земли: сама святая земля принадлежит Богу! Это во многом спасло наследие Антонина Капустина после падения царской России под натиском большевиков. Со временем, когда Россия вернулась в лоно веры, она смогла вернуть под свою юрисдикцию многие владения Святой Земли. Однако Вознесенский монастырь в Олени, где был похоронен архимандрит Антонин, после революционных событий стал оплотом Русской православной церкви за рубежом. Даже в то время, когда отношения между двумя православными церквями улучшались, тогдашняя игуменья Иулиания не пустила Святейшего Патриарха Алексия II в монастырь во время его визита на Святую землю в 1997 году. И, к сожалению, наш уважаемый Патриарх, который так много сделал для прославления многих святых, не смог преклониться перед могилой великого сподвижника Русской Палестины ….. Возможно, именно поэтому архимандрит Антонин не был канонизирован в конце 1990-х годов …
Памятник Антонину Капустину в Батурине
2017 год, в честь двухсотлетия со дня рождения неутомимого исследователя, объявлен годом Антонина Капустина. Новый глава Русской православной церкви, Святейший Патриарх Кирилл, прибыл в Батурино Курганской области 25 августа, в день рождения отца Антонина. Местные власти, напуганные приездом важных гостей, привели в порядок всю деревню Батурино, все дороги к ней (так, незримо, неутомимый отец Антонин заботился о своих односельчанах, даже не будучи плотью и кровью)! Патриарх Кирилл освятил статую главы Русской духовной миссии на Святой Земле и обратился со словами назидания к собравшимся верующим….. Портрет отца Антонина в то время не имел «достаточного оттенка мирры». …. Люди не знают намерений Бога в прославлении Его Благодетелей…. Но для архимандрита Антонина важна не его канонизация, а возрождение ТРАДИЦИИ ПОМИНОВЕНИЯ русских верующих в особом, ДУХОВНО ВАЖНОМ месте на нашей Планете. То, что он совершил, с Божьей помощью, будет вечно жить в памяти России и Святой Земли…».