Бога трудно понять даже взрослым. Сначала детям нужно просто рассказать о Боге, чтобы они могли понять, кто Он такой и что Его присутствие значит для них в их жизни. Затем, когда дети готовы задавать вопросы и узнавать больше, взрослые переходят к более подробной информации.
Начните с объяснения детям, что такое любовь. Приведите в пример их родителей, и пусть дети расскажут, откуда они знают, что их родители любят их. Затем расскажите о Боге как о любящем существе, которое заботится о детях и желает для них самого лучшего.
Объясните детям, что существует разница между Богом и родителями. Дело в том, что Бог находится везде, а люди не могут Его увидеть. Опишите Бога как личность, а не как живого человека из плоти и крови.
Пусть дети знают, что Бог есть везде. Детям трудно понять эту концепцию, но полезной аналогией является сравнение Бога с ветром, потому что они не могут видеть ветер, но они знают, что он есть.
Попросите детей нарисовать на листе бумаги видение семьи и Бога. Если дети спросят, как выглядит Бог, скажите им, что никто не знает, как Он выглядит, и что они могут нарисовать Его таким, каким Он должен выглядеть.
Приведите детям примеры того, как Бог действует в повседневной жизни. Например, расскажите им, что Бог — это человек, который создал животных и растения и сделал каждого ребенка. Пусть дети нарисуют больше картинок о том, за что отвечает Бог, чтобы дети могли получить представление о том, какое влияние Он оказывает на мир.
Скажите детям, что они могут молиться Богу о руководстве и помощи в своей жизни. Если дети спрашивают, отвечает ли Бог на все молитвы, скажите им, что Бог помогает людям выбрать правильный путь, и иногда этот правильный путь не обязательно тот, о котором молился ребенок.
Это поможет детям узнать, что Бог здесь, чтобы помочь, что Он всемогущ и должен следовать широкой программе.
Дополните представление детей о Боге, напомнив им, что Бог наблюдает за проступками. Затем предложите нарисовать картинку, на которой Бог хмурится, когда ребенок делает что-то плохое, и улыбается, когда ребенок делает что-то хорошее.
Расскажите детям истории о способностях Бога, чтобы они поняли, насколько Он могущественен, и узнали больше о священной книге своей религии.
Отвечайте на вопросы детей о Боге. Эта концепция Всемогущего может быть увлекательной, и если вы ответите на их вопросы, дети будут чувствовать себя более комфортно с Ним и Его местом в их жизни.
Научите детей песне о Боге, которая подходит для их возрастной группы. Таким образом, объяснение Бога заканчивается на высокой ноте и позволяет детям весело провести время, изучая серьезную тему.
Двух- и трехлетние дети редко спрашивают о Боге. Они прислушиваются к тому, что взрослые говорят о Боге, и обычно безоговорочно принимают утверждения. Они открыто доверяют взрослым и копируют их действия и взгляды. Когда родители разговаривают с Богом, дети хотят разговаривать с Богом. Когда взрослые говорят «Бог создал все» или «Бог есть любовь», дети принимают эти слова и связывают отношение с развиваемыми идеями.
Бог становится важным для ребенка, когда он осознает действие Бога в жизни ребенка и людей в его жизни.
Излагайте истины о Боге в простых, конкретных высказываниях. Поговорите о Божьей любви к ребенку: «Бог есть любовь». Если утверждение или вопрос ребенка указывает на неправильное понимание Бога, дайте одно или два корректирующих утверждения. Говорите о Боге в связи с непосредственным опытом и действиями ребенка.
Соответствующие возрасту ответы: от 4 до 5 лет
Это философы рода человеческого. Дети задают большие вопросы, которые озадачивали людей с незапамятных времен. И они задают один вопрос за другим, часто сопровождая лучшие ответы невинным, но досадным «Почему?».
Чтобы усложнить задачу, дети ожидают простых и ясных ответов на короткие, но очень глубокие вопросы. Они думают о Боге в очень буквальном, физическом смысле и разочаровываются, получая абстрактные, «духовные» ответы.
Дайте как можно более короткий и правильный ответ. Затем спросите, был ли ответ полезен или дети хотят узнать больше. Избегайте искушения объяснить все аспекты проблемы, поднятой ребенком. Когда простой ответ просто невозможен, укажите на то, что Бог настолько велик, что о Нем есть много вещей, которые никто толком не понимает. Затем назовите одну или две основные истины о Боге, которые вы знаете наверняка.
Соответствующие возрасту ответы: от 6 до 8 лет
Некоторые дети никогда не задают вопросов, а другие никогда не перестают спрашивать. Обычно вопрос ребенка исходит из непосредственного опыта, поэтому список вопросов, которые может задать ребенок, бесконечен.
Как правило, интерес ребенка к Богу остается сосредоточенным на его собственном опыте, но растет интерес к людям, местам и проблемам за пределами привычного окружения.
Любопытство детей возрастает, когда происходит что-то необычное.
Объяснения должны быть простыми и личными. Обычно лучше, когда вопросы и комментарии ребенка открывают новые горизонты. Пока ребенок не проявляет интереса к чему-то новому, усилия взрослых по расширению его кругозора имеют лишь ограниченный успех.
Предложите ребенку прокомментировать ответ на вопрос и внимательно выслушайте его идеи. Будьте готовы к некоторому скептицизму, если ответ оттолкнет ребенка слишком далеко от привычной территории.
Соответствующие возрасту ответы: от 9 до 12 лет
Старший ребенок продолжает задавать многие из тех же вопросов, что и в предыдущие годы, что указывает на то, что происходит переоценка. Этот ребенок ожидает более подробных ответов, чем требует младший ребенок, — ответов логически обоснованных и подкрепленных признанным авторитетом, таким как Писание.
Упрощенные клише могут быть внешне приемлемы для ребенка, но он будет испытывать внутренние сомнения, если его заставят принять идеи о Боге, которые кажутся бессмысленными. Хотя ребенок заинтересован в познании «неизвестного» о Боге, он испытывает глубокую потребность в заверениях о непосредственном участии Бога в жизни.
Всегда отвечайте честно, даже если ответ «я не знаю». Будучи взрослым, никогда не помешает признать, что есть вещи о Боге, которые никто другой не понимает. Чтобы побудить ребенка узнать больше о Боге, задавайте дополнительные вопросы, например: «Что еще вы хотели бы узнать о Боге?» или «Почему вы считаете, что знание о Боге важно?».
Открыто делитесь собственным опытом обучения, включая сомнения и вопросы, с которыми вы столкнулись. Ребенку не нужны простые ответы. На самом деле ребенку нужен кто-то, кто с любовью и заботой поможет ему изучить великие истины о Боге и о том, как Бог влияет на жизнь.