Иуда Искариот

Содержание
  1. Было ли пре­да­тель­ство Иуды необ­хо­ди­мым звеном в деле Искуп­ле­ния чело­века?
  2. Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невоз­можно было про­из­ве­сти арест?
  3. А цело­вать-то было зачем? Недо­ста­точно было просто ткнуть паль­цем?
  4. Что озна­чает слово «Иска­риот»?
  5. Какие собы­тия, свя­зан­ные с Иудой Иска­ри­о­том, опи­саны в Еван­ге­лии?
  6. Каков был основ­ной мотив пре­да­тель­ства Иудой Спа­си­теля?
  7. В рус­ском языке слово «пре­да­вать» может исполь­зо­ваться не только в зна­че­нии измены, но и пере­дачи. Какой из смыс­лов содер­жится в гре­че­ском еван­гель­ском тексте?
  8. В чем раз­ница между пока­я­нием Петра и рас­ка­я­нием Иуды?
  9. Как отно­ситься к так назы­ва­е­мому «Еван­ге­лию от Иуды»?
  10. Воз­можна ли «реа­би­ли­та­ция» Иуды?
  11. Упо­ми­на­ния об Иуде в Новом Завете:^
  12. Еван­ге­лие по Матфею
  13. Еван­ге­лие по Марку
  14. Еван­ге­лие по Луке
  15. Еван­ге­лие по Иоанну
  16. Деяния апо­сто­лов

Иуда Искариот — один из 12 апостолов, предатель Богочеловека Иисуса Христа.

Иуда Искариот - Иуда Искариот

«Не Предвестие является причиной будущих событий, а будущие события являются причиной Предвестия. Не от предведения происходит будущее, но от будущего происходит предведение; не Христос является причиной предательства Иуды, но предательство является причиной предведения Господа.» (Святой Илия Минятий)

Было ли пре­да­тель­ство Иуды необ­хо­ди­мым звеном в деле Искуп­ле­ния чело­века?

Протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библейских исследований СДА

Мнение о том, что Иуда Искариот не является предателем, вводит в заблуждение. Следуя этому случайному толкованию, легко прийти к выводу, что какая-то заслуга в деле спасения принадлежит убийцам Христа. О них можно (но не следует) сказать: если бы не убийцы, не было бы ни крестной смерти, ни победы над адом, ни воскресения.

Но это не так. И смысл здесь вот в чем. В отличие от людей, детали земного служения Сына Божьего были известны Ему еще до сотворения мира. Он знал от вечности, что многие из иудеев из-за своего жестокосердия и глупости не примут Его Евангелие, и Он знал от вечности, что один из Его учеников, подвергшись насилию, не устоит в благочестии. Если бы события того времени по каким-либо причинам развивались иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана спасения, но не на весь план в целом. Спасение произошло бы в любом случае.

О злодеянии Иуды прямо говорят слова Евангелия, свидетельствующие о том, что он совершил предательство не по простодушию и тем более не по тайному Божественному благословению, а сознательно, по наущению сатаны (Лк.22:3). Кроме того, Спаситель лично назвал его дьяволом (в то время как те, кто подстрекал к его убийству, назывались «всего лишь» детьми сатаны, Иоанна 8:44, Иоанна 6:70).

Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невоз­можно было про­из­ве­сти арест?

Эта роль была решающей. Предательство Иуды заключалось не только в том, чтобы пойти к первосвященникам в субботу и получить за это тридцать сребреников. Нет, эти деньги требовали от него большего: он должен был руководить целой «специальной операцией». То есть, во-первых, чтобы привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, а во-вторых, чтобы показать, кто именно должен быть арестован, кто из собравшихся на Елеонской горе был Иисусом. Для римских солдат все эти евреи выглядели одинаково; им нужно было дать знак, кого схватить. В-третьих, Иуда должен был «решать» проблемы, если они возникали.

И проблемы действительно возникали. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем одну важную деталь, о которой не знают другие евангелисты. Когда эта вооруженная толпа приближается, Христос, зная намерения их сердец, спрашивает: «Кого ты ищешь?» Они отвечают: «Иисус из Назарета». Он отвечает: «Это я!» Тут же все падают на колени. Все, включая римских солдат.

Почему они падают? Существует теория, что слова Иисуса, переведенные «Я есмь» на греческий язык, звучали как имя Бога на иврите. Оно означает «Яхве». В то время это имя уже нельзя было произносить вслух, и когда иудеи услышали его, они в страхе упали на колени. Но почему же тогда римляне, для которых все это ничего не значило, пали ниц? Комментируя эту сцену, святой Иоанн Златоуст предполагает, что в тот момент, когда Господь вскричал, что-то произошло, Он каким-то образом явил Свою власть. Даже римские солдаты были встревожены, возникло замешательство. И тогда Иуда, чтобы положить конец возможной панике, вмешивается решительно, выходит на первый план. Он приветствует Иисуса, как для того, чтобы показать солдатам, кого они должны поймать, так и для того, чтобы успокоить их, что все в порядке, все под контролем, он обычный человек, раз он приветствует его в такой дружеской манере.

А цело­вать-то было зачем? Недо­ста­точно было просто ткнуть паль­цем?

В то время в Иудее это было обычным приветствием между друзьями. Прибегая к такой форме обращения, Иуда тем самым показывает свою особую близость к Учителю (возможно, преодолевая собственное смущение, застенчивость) — и в то же время дает воинам знак, кого им следует схватить. Но не только это: он также дает понять, что это не Бог, перед которым они только что проституировали, а обычный человек, с которым он, руководитель группы захвата, приветливо здоровается. В этом кроется изощренность Иуды, который хочет подчеркнуть свою близость к Тому, Кого он предает.

 

Что озна­чает слово «Иска­риот»?

Существует несколько версий объяснения имени Искариот, пять из которых стали классическими. Имя Искариот толкуется как:
1) указание на происхождение Иуды из определенной местности;
2) передающий арамейское слово, означающее «лжец»;
3) обозначает еврейское слово, означающее «предатель»;
4) отражение латинского слова sicarius, разбойник (через арамейские и ивритские заимствованные слова); 5) передача арамейского слова, означающего «красный», «руда».

Какие собы­тия, свя­зан­ные с Иудой Иска­ри­о­том, опи­саны в Еван­ге­лии?

Евангелия отражают единую последовательность событий в целом, в связи с которыми упоминается Иуда Искариот:
1) его назначение в число апостолов (его имя упоминается в списке апостолов);
2) Намерение Иуды предать Иисуса и его объявление об этом намерении первосвященникам;
3) Тайная вечеря: предсказание Иисуса о том, что его предадут; краткий диалог Иисуса с Иудой Искариотом о его намерениях; уход Иуды Искариота для совершения предательства;
4) Сцена в Гефсиманском саду: Иуда Искариот прибывает с вооруженным отрядом к месту, где собрались ученики, и предает Иисуса лицемерным приветствием и поцелуем;
5) Раскаяние Иуды Искариота в содеянном и его самоубийство (только у евангелиста Матфея).

Каков был основ­ной мотив пре­да­тель­ства Иудой Спа­си­теля?

Согласно ясным указаниям евангелистов, мотивом предательства была жажда наживы (Мф.26:15, Мк.14:10-11, Лк.22:5). В пользу того, что Иуда страдал от страсти к чревоугодию, говорит то, что Евангелие свидетельствует, что Иуда был вором (Ин.12:6).
Существует библейское мнение Нового времени, что Искариот, по-видимому, не только хотел денег, но и пытался спровоцировать Спасителя на воцарение в Израиле. Святитель Иннокентий Херсонский развивает эту точку зрения, отвечая следующим образом:

Что должна сказать беспристрастная история о подобных спекуляциях? Что они являются предположениями, идущими, как мы видели, из древности, и в некоторых отношениях близки к правдоподобию, но не имеют твердой исторической основы, в то время как им сильно мешают некоторые прямые указания истории в направлении, противоположном тому, что утверждается. Действительно, кого бы вы ни слушали по этому вопросу, вы услышите обратное.
Должны ли мы принять признание самого предателя? Он говорит, что предал невинную кровь (Мф 27:4); но ни слова о том, что на предательство его толкнула не жадность к деньгам, а желание возвести на престол Учителя. Напротив, выражения: «согрешив кровавым предательством», ясно указывают на то, что в предательстве имела место прямая продажа этой бесценной крови.
Будем ли мы слушать, как положено, евангелистов? Они тоже ничего не говорят об этом — тогда как указание на такие причины и цель предательства, смягчая вину предателя, смягчило бы и их горе, когда весь мир узнал о таком низком поступке их бывшего коллеги. Давайте благоговейно обратимся к свидетельству самого преданного Богочеловека: что мы слышим? «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предан; хорошо было бы, если бы человек этот не пришел в мир» (Мф 26:24).
Почему такое ужасное осуждение, если предательство имело такую недуховную цель, как предполагается? Если так, то это очень напоминало бы так называемые благочестивые обманы Средневековья и не заслуживало бы такого страшного приговора.
Медитирующий может легко найти другие причины, чтобы остаться с простым повествованием евангелистов, которое оставляет в тени детали событий и, тем не менее, проливает свет на их суть. Что касается вышеуказанных недоразумений, то они, как мы увидим (когда речь пойдет о плачевном конце предателя), вполне удовлетворительно разрешаются и без подобных предположений.

О. Александр Горский также упоминает мнение о провокации на интронизацию, но отвечает: что думать об этом предположении? Если Иуда руководствовался подобными предположениями, пусть и незаконными, то, конечно, Сам Господь не позволил бы ему увлечься таким сном до слепоты. Далее: если принять это предположение, то нельзя допустить, что Господь, заметив намерение Иуды отойти от вечери, сказал бы ему такие слова, которые цитирует евангелист. Это может быть воспринято как одобрение: если уж делать, то делать быстро.

О. Михаил Февейский (автор Лопухинского раздела Толкования Библии по Матфею) говорит, что в нашей библеистике новую версию предложил профессор Муретов, но и он с ней не согласен.

Не согласен с этим и святитель Филарет (Гумилевский): Но евангелисты ни словом, ни намеком не указывают, что Иуда имел желание скорее возвести на престол Учителя, хотя такая мысль о нем смягчила бы их скорбь о брате-предателе; напротив, они везде показывают в Иуде душу, жадную до алчности, до денег. Богочеловек свидетельствует: «Горе тому человеку, которым сын человеческий предан будет» (Мф. 26:24). И такое суровое суждение, конечно же, не относится к провидцу мессианского царства.
Правда, он признает, что Иуда не хотел предавать Иисуса Христа на смерть (возможно, полагая, что этого не произойдет, Иисус совершит чудо и не потерпит зла, а он обогатится серебром).

Таким образом, мотив «отомстить» правдоподобен, судя по толкованию архиепископа Аверкия (Таушева), но мотив «возвести на престол», заключаем мы, не поддерживается авторитетными толкователями.

В рус­ском языке слово «пре­да­вать» может исполь­зо­ваться не только в зна­че­нии измены, но и пере­дачи. Какой из смыс­лов содер­жится в гре­че­ском еван­гель­ском тексте?

Основное слово, обозначающее предательство Иуды Искариота в Евангелиях, глагол παραδίδωμι, имеет несколько значений, и в русском переводе это слово может читаться как «передать» и «предать», «выдать», «предать (например, смерти)». Для моральной оценки поступка Иуды Искариота эти нюансы не имеют большого значения (он и предал Христа, «передав Его» тем, кто пришел взять Его; и предал Его (предал). Однако в других библейских отрывках глагол «предать» используется не в отрицательном, а в возвышенном смысле. Бог предает Своего Сына за всех нас (Рим.8:32); Сын Божий предает Себя за людей (Гал.2:20; Еф.5:2,25). Свидетельство Нового Завета сочетает в себе моральную оценку конкретного акта свободной воли Иуды Искариота с указанием объективного смысла происходящего.

В чем раз­ница между пока­я­нием Петра и рас­ка­я­нием Иуды?

Анализ предыстории греха Иуды и Петра в конечном итоге приводит к противопоставлению этих евангельских фигур, один из которых раскаялся, но не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и упорствовал в греховной тьме, отчаялся и повесился, а другой горько плакал (Мф.26,75). Другой горько плакал (Мф.26,75) и, исполнившись любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, получил прощение, Божье благословение, стал первым и главным апостолом и засвидетельствовал свою верность Богу мученической смертью. Это прежде всего показывает, что между покаянием Иуды и покаянием Петра существует фундаментальная метафизическая разница. Покаяние — это лишь муки нечистой совести, которая не ищет и не желает прощения, не верит в Того, Кто имеет силу оставить грехи, Кто взял на Себя грех мира (Иоанна 1:29). Поэтому покаяние может настигнуть неверующего, но покаяние происходит только перед лицом Господа, в ожидании Царства Небесного, которое уже близко. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17) — с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения сатаной в пустыне.

Как отно­ситься к так назы­ва­е­мому «Еван­ге­лию от Иуды»?

За две тысячи лет существования христианства было много попыток посеять сомнения в сердцах и душах людей. Одной из таких попыток был гностический апокриф, известный как «Евангелие от Иуды» во II-IV веках. Считается, что эта работа была написана на коптском языке. Он входил в состав папируса Codex Chacos, который был найден в Египте в 1978 г. Одной из целей работы было уничтожение евангельского образа Иуды, негодяя-предателя, и замена его псевдоевангельским образом.

Воз­можна ли «реа­би­ли­та­ция» Иуды?

Отношение Церкви к Иуде как к слуге дьявола четко обозначено и увековечено в иконографии Страшного суда. И на фресках, и на иконах этого типа он изображен с кошельком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у дьявола; оба они охвачены адским пламенем. Не случайно перед Евхаристической чашей православные говорят: «Не поклонюсь Тебе, как Иуда». Образ Иуды сохранился в памяти Церкви как пример человека, переступившего последнюю черту, черту, которую человек не должен переступать ни при каких обстоятельствах и любой ценой. За этой чертой — погибель и смерть.

Упо­ми­на­ния об Иуде в Новом Завете:^

Еван­ге­лие по Матфею

И вот имена двенадцати апостолов: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков, сын Зеведеев, и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков, сын Алфеев, и Леввей, называемый Фаддеем, Симон Хананеянин и Иуда Искариот, который и предал Его. (Матфея 10:2-4).

Тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите Мне, и предам ли Я Его вам? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал случая предать Его. В первый день опресноков ученики пришли к Иисусу и сказали Ему: «Где хочешь, чтобы мы приготовили для Тебя пасху?». Он сказал: «Пойди в город к одному человеку и скажи ему: «Мой Учитель говорит: Время Мое близко; Я совершу Пасху с учениками Моими в доме твоем. Ученики сделали все, как велел им Иисус, и приготовили Пасху. И когда наступил вечер, Он сел с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. И они очень опечалились и стали говорить Ему, каждый из них: «Не так ли, Господи? И сказал Он: «Кто вложит руку свою в сосуд со Мною, тот предаст Меня; но Сын Человеческий выйдет, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предан будет, лучше бы ему не родиться. Иуда предатель также сказал: не я ли, Равви? [Он сказал ему: Ты сказал. (Матфея 26:14-25).

И, придя к ученикам Своим, сказал им: вы еще спите и дремлете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И когда Он еще говорил, вот, пришел Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и дубинами, от первосвященников и старейшин народных. И предавший Его дал им знак, сказав: «Кого Я целую, это Он; возьмите Его». Тотчас же он подошел к Иисусу и сказал: «Радуйся, Равви», — и поцеловал Его. И сказал ему Иисус: «Друг, зачем ты пришел? Тогда они подошли, возложили руки на Иисуса и взяли Его на руки. (Матфея 26:45-50).

Тогда Иуда, предавший Его, видя, что Он осужден и раскаивается, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав: «Я согрешил, предав невинную кровь. И сказали Ему: что нам беспокоиться? Тогда он бросил сребреники в храм, вышел и задушил себя. Первосвященники взяли сребреники и сказали: «Не законно класть его в сокровищницу церкви, ибо это цена крови». И когда они пришли к соглашению, то купили у них землю горшечника для погребения чужеземцев; вот почему земля эта и поныне называется «землей крови»». Тогда исполнилось реченное через пророка Иеремию: «И взяли тридцать сребреников, цену того, кого почитали, кого почитали сыны Израилевы, и отдали их на поле горшечника, как сказал мне Господь». (Матфея 27:3-10).

Еван­ге­лие по Марку

Он утвердил Симона, назвав его Петром, Иакова, сына Зеведеева, и Иоанна, брата Иакова, назвав их Бойнерами, то есть «сынами грома», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Хананеянина и Иуду Искариотского, который и предал Его. (Мк.3:16-19).

И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Услышав, они обрадовались и обещали дать ему серебряные монеты. Поэтому он искал удобного момента, чтобы предать Его. (Марка 14:10-11).

И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: «Истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: «Не Я ли это?» и другой: «Не Я ли это? Он ответил им: «Один из двенадцати, которые погружаются со Мною в сосуд». Придет же Сын Человеческий, как написано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын Человеческий будет предан: лучше было бы тому человеку не родиться. (Марка 14:18-21).

И тотчас, когда Он еще говорил, пришел Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и дубинами, от первосвященников и книжников и старейшин. И предавший Его дал им знак, говоря: Кого Я целую, Тот есть; возьмите Его и ведите осторожно. И когда Он пришел, тотчас подошел к Нему и сказал: «Равви, я тот, кого ты поцеловал. Рабби, и поцеловал его. (Марка 14:43-45).

Еван­ге­лие по Луке

И когда настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и назвал апостолами: Симон, которого он также называл Петром; Андрей, брат его; Иаков и Иоанн; Филипп и Варфоломей; Матфей и Фома; Иаков, сын Алфея, и Симон, которого называли Зилотом; Иуда, сын Иакова; и Иуда Искариот, который впоследствии стал предателем. (Луки 6:13-16).

Тогда вошел сатана в Иуду, называемого Искариотом, одного из двенадцати, и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как предать Его им. Они обрадовались и согласились дать ему денег, а он обещал и искал подходящего момента, чтобы предать Его им не в присутствии народа. (Луки 22:3-6).

Пока Он говорил это, появилась толпа, и один из двенадцати, по имени Иуда, прошел вперед и подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо Он дал им знак: Кого я целую, тот и есть. И сказал ему Иисус: «Иуда, неужели ты предаешь Сына Человеческого, целуя Его» (Лк 22:47-48).

Еван­ге­лие по Иоанну

Но есть среди вас те, которые не веруют. Ибо Иисус с самого начала знал, кто из них неверующий и кто предаст Его. (Иоанна 6:64).

Иисус отвечал им: «Не избрал ли Я двенадцать из вас? Но один из вас — дьявол. Это Он сказал об Иуде Искариоте из Симона, потому что этот, будучи одним из двенадцати, предаст Его. (Иоанна 6:70-71).

Тогда один из учеников Его, Иуда из Симона Искариота, который хотел предать Его, сказал: почему бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что был вором. У него была с собой копилка, и он уносил то, что в нее клали. (Иоанна 12:1-6).

И за ужином, когда дьявол уже вложил в сердце Иуды Искариота мысль предать Его, Иисус, зная, что Отец отдал все в Его руки, что Он пришел от Бога и идет к Богу, встал от ужина, снял верхнюю одежду и препоясался полотенцем. (Иоанна 13:2-4).

Я не говорю обо всех вас; Я знаю тех, кого избрал. Но да сбудется Писание: Кто ест хлеб со Мною, тот поднял на Меня пяту свою. Ныне же говорю вам, прежде нежели сбудется, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, и принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Иисус смутился духом и свидетельствовал, и сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики уставились друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один из Его учеников, которого Иисус любил, лежал на груди Иисуса. Симон Петр повернулся к нему, чтобы спросить, о ком он говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи, кто это? Иисус отвечал: «Тот, кому я макну кусок хлеба. И, обмакнув кусок хлеба, Он дал его Иуде Искариоту. И после того куска хлеба вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: «Все, что вы делаете, делайте быстро. Но никто из лежавших не понял, почему Он сказал ему это. Однако, поскольку у Иуды была грудь, некоторые подумали, что Иисус говорит ему: «Купи нам то, что нужно для праздника, или отдай что-нибудь бедным». Он взял кусок и тут же вышел; но была ночь. (Иоанна 13:18-30).

Когда я был в мире с ними, я сохранил их во имя твое; тех, которых ты дал мне, я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. (Иоанна 17:12).

Иуда, Его предатель, также знал это место, потому что Иисус часто собирался там со Своими учениками. И взял Иуда отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев и пошел туда с фонарями и светильниками и оружием. И Иисус, зная все, что ожидает Его, вышел и сказал им: «Кого ты ищешь? Они сказали ему: «Иисус из Назарета. Иисус сказал им: «Это я. И Иуда, предатель Его, стоял с ними. (Иоанна 18:2-5).

Деяния апо­сто­лов

И в те дни Петр, стоя посреди учеников, сказал (а их было около ста двадцати): «Мужи, братия, исполнилось. Это должно было исполниться, как Дух Святой говорил в Писании через Давида об Иуде, который был лидером тех, кто похитил Иисуса: он был причислен к нам и получил этот жребий за службу, но приобрел землю неправедной платой, и когда он упал, живот его распоролся и все внутренности его вывалились; и это стало известно всем жителям Иерусалима, так что эта земля стала называться Акелдама, на их наречии — «земля крови». И написано в книге Псалмов: Пусть опустеет двор его, и никто не поселится в нем, и пусть другой возьмет достоинство его. (Деяния 1:15-20).

И они молились и говорили: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи одного из сих двух, которого Ты избрал, чтобы он взял жребий этого служения и апостольства, от которого отпал Иуда, и пошел в свое место. (Деяния 1:24-25).

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector