Иосиф Исихаст — совсем не хрестоматийный святой. Во-первых, он никогда не жил в монастыре, у него не было учителя — он так и не нашел его, хотя упорно искал. В своих поисках он испытал много горя из-за своих ошибок.
Духовное возрождение Афона связано с именем Иосифа Исихаста. Не только с ним, конечно, но, несомненно, среди этих людей был и о. Иосиф Исихаст (1898-1959). Его ученики основали множество монастырей не только на Афоне, но и далеко за пределами Святой Горы. Например, отец Ефрем Филофей (Морайтис), автор книги «Моя жизнь со старцем Иосифом», построил 19 монастырей в Америке.
Хотя дело даже не в монастырях. Собственный путь и педагогика о. Иосифа. Путь Иосифа, примененный им к своим ученикам, часто оспаривается и осуждается. Да, старший Иосиф был неумелым учителем, и к концу своей жизни он смягчил свои методы и не боялся говорить, что был неправ.
При жизни Фр был мало известен даже на родном Афоне. Только спустя два десятилетия после его смерти (28 августа 1959 года) люди начали говорить о нем. Сегодня Иосиф Исихаст почитается в Греции как местночтимый святой.
Лев в пустыне
Отец Иосиф ни в коем случае не является хрестоматийным святым. Во-первых, он никогда не жил в монастыре, у него никогда не было постоянного опекуна — он так и не нашел его, хотя искал изо всех сил. В своих поисках он допускал промахи, так как часто совершал подвиги, превышающие его силы. Он пережил много горя из-за своих ошибок.
В юности Франциск (так тогда называли отца Иосифа) читал много житий святых и всегда стремился повторить их подвиги. Однажды зимней ночью он забрался на высокое дерево, вспомнив Давида Фессалоникийского, и хотел молиться там до утра. До этого он много дней почти ничего не ел и почти не спал.
Утром силы подвели его, и он погрузился в глубокий сон. Когда он очнулся, то обнаружил, что покрыт толстым слоем снега и находится почти в трупном окоченении. Смеясь про себя, Фрэнсис спустился вниз и согрелся. И тогда он сделал правильный вывод: не надо лазить по деревьям, молиться можно и дома.
Он прибыл на Афон в возрасте 24 лет. Иосиф прибыл на Афон в возрасте 24 лет. Он был силен как лев («Когда я был в мире, я мог бороться со многими людьми, у меня было львиное сердце», — писал он о себе своим ученикам). И он оказался в очень опасной для монаха ситуации: когда его духовные возможности, силы и потребности были больше, чем у многих отцов, которых он встречал, но еще не было понимания духовной жизни, ее традиций, знаний, опыта.
Были священнослужители, которые считали, что он «находится в состоянии предательства», а были и те, кто просто пытался предостеречь его от ошибок, советуя быть осторожным.
Но под «осторожностью» тогда часто подразумевалась жизнь в послушании, труде и поклонении. Мало кто мог говорить о главном в жизни монаха — истинной, «умной» молитве, единении с Богом, а тем более учить этому.
Золотое правило монашеского смирения — «Если увидишь монаха, возносящегося на небо по своей воле, возьми его за ногу и столкни вниз, ибо этим ты сделаешь ему великое благо» — на Афоне запомнили крепко, но не хватало мужества, понимания — что перед нами человек необыкновенных способностей, устремленный к Богу, как ракета, и готовый на многие жертвы.
Но было и самое главное, что помогло о. Иосифу выйти живым из «духовных ловушек»: Бог всегда видит сердце человека.
А о. Иосиф, при всей своей огромности, никогда не стремился к «святости». Он просто искал Христа и путь к Нему.
Или, говоря монашеским языком, в нем было много высокомерия, но еще больше любви к Богу. И Господь помогал Своему ревностному, неумелому ученику, часто позволяя ему переносить самые горькие испытания.
«Если шел он с тобой, как в бой»
Мобильный телефон старейшины. Фото с сайта sophia-ntrekou.gr
Прожив некоторое время в одиночестве, по совету священника, о. Иосиф перешел жить к о. Арсению, который был старше его на 10 лет. Священник велел им слушаться друг друга. Это были два совершенно разных монаха: о. Арсений, простой, как ребенок, удивительный в своей искренности, сердечности и простоте, и о. Иосиф — непререкаемый лидер, строгий к себе и другим (он всех мерил своей меркой).
Однако именно этот совет «слушать брата» сбылся и стал решающим и спасительным для будущего старца Иосифа Исихаста.
О. Арсений иногда, самим фактом своего присутствия, усмирял о. Он часто ходатайствовал, когда его ученики собирались вокруг него, говоря: «Не все такие, как ты, Иосиф!».
Поначалу, будучи пресвитером, о. Арсений был стариком для о. Иосифа. Однако вскоре он осознал свое превосходство. И однажды он сказал: «Будешь ли ты исполнять послушание? Сделаешь ли ты то, что я скажу?» Отец Джозеф обещал. Затем о. Арсений объявил: «Отныне ты — старший».
О. Иосиф продолжал почитать о. Арсения как брата. Когда позже к нему приходили ученики, он называл их своими детьми и всегда обращался к о. Он всегда называл их своими детьми и всегда называл Арсения своим братом.
О. Ефрем Филофейский вспоминал об о. Арсении. «Однажды он захотел понять, что значит сердечная молитва, и сказал о. Иосифу: «Старче, я пытаюсь вложить разум в свое сердце, но у меня ничего не получается»».
О. Джозеф решил пошутить: «Э, куда вы пытаетесь засунуть свои мысли?». «Прямо здесь, где-то в моей груди!» _ «Ну, твое сердце не в груди, а в пятках». — «Ах, вот почему это не сработало! Так что до самой смерти он был прост, как ребенок, этот святой человек. Как святые становятся святыми? Так они становятся святыми».
Когда Италия объявила войну Греции в 1940 году, на Афоне разразился настоящий голод. Старец Иосиф и отец Арсений продали всю одежду, которую принесли им добрые люди, и даже свою рясу, чтобы купить муку. Они пекли лепешки и кормили ими голодных, а вместо рясы носили мешки.
Старейшина Джозеф особенно любил лечить калек. Он говорил: «Всех приглашают к здоровым, но не к больным». Мы лучше умрем сами, но накормим их». Они с о. Арсением также посещали и ухаживали за больными и одинокими пожилыми людьми.
Были и такие нищие, которые после кормления воровали виноград у пожилых людей. Винограда было мало, но отец Иосиф успокоил бережливого отца Арсения: «Все в порядке, отец Арсений, люди хотели фруктов после ужина.
Однажды в дороге отец Иосиф подобрал послушника, страдающего туберкулезом, которого выбрасывали отовсюду, как только узнавали о его болезни. Он сам заботился о нем, выпрашивая у соседей инжир и оливки. А перед смертью он принял постриг, как это принято на Афоне. И он не был ничем заражен.
Тайна человека
Старец Иосиф Ватопедский (справа) с учеником. Фото из блога theodromia.blogspot.com
О. Иосиф и о. Арсений никогда не жили в монастырях на Афоне. Они жили только в отдельных кельях, вдали от всех злых путей, или, в крайнем случае, в отшельничестве. А когда там стало «шумно», они ушли на новое место.
Не уделялось внимания порядку в доме и повседневной жизни. Они ели из консервных банок и накрывались коврами.
Главным в жизни было молиться по четкам — Иисусовой молитве. Это было то, что о. Иосиф считал самым настоящим «входом», даже восхождением в высший мир, защитой в искушениях, помощью в борьбе со злом внутри. Часто она длилась до 10 часов. Они больше молились по ночам.
Он был очень сильным и мужественным в начале своей монашеской жизни, еще до того, как стал монахом. Он был очень сильным и мужественным в начале своей монашеской жизни, до принятия монашеского пострига. В течение восьми лет он спал стоя или опираясь на ручки кресла, как стасидий.
У отца Иосифа не было предыдущего плотского опыта; он был девственником в полном смысле этого слова. Несмотря на это, именно супружеская измена оказалась трудной и продолжительной.
Он ел сухой хлеб, пил мало воды и, прежде всего, молился. Временами благодарная помощь приходила, а затем уходила, оставляя его одного. В течение восьми лет он каждую ночь переносил настоящее мученичество. Однажды он начал плакать: «Что же это такое, Господи, что я так борюсь и не одерживаю побед!».
В момент полного изнеможения о. Иосифу была послана благодатная помощь — он оказался на небесах, где его встретила Богоматерь с Младенцем Христом на руках. До конца своих дней Старахович не мог спокойно говорить об этом. Затем, как он сказал своим ученикам, он узнал «тайну человеческую». — то, чем он сам является:
«Когда к человеку приходит благодать, она делает его богом. Когда она уступает, он готов принять любую ересь, совершить любое преступление.
Если Божья благодать оставит меня, я совершу самые ужасные преступления, потому что в нас есть все семена, хорошие и плохие.
Сколько людей изгоняли бесов, а потом падали».
После такого состояния передышка длилась всего несколько дней, а затем искушения становились еще сильнее. И рядом не было никого, кто мог бы помочь. Напротив, другие отцы, не имевшие опыта такой сверхъестественной борьбы, говорили, что он был под заклинанием. Поэтому о. Иосиф старался избегать всех.
Наконец, после восьми лет страданий, после особенно сильных приступов и горячей молитвы, о. Иосиф воочию увидел демона блуда — мерзкое маленькое высокое существо, заросшее скудной щетиной. Он прикоснулся к нему и почувствовал его зловоние, после чего демон исчез. Навсегда.
Дар утешения в муках
Борясь с искушениями, с самим собой, о. Иосиф был раздавлен страданиями, часто болел и уставал. Горести послушников приводили его в уныние и временами почти в отчаяние. Его вера оставалась, но по Божьему промыслу она тоже могла ослабеть.
Однажды о. Иосиф молился такое время и «увидел» свет в своей келье, а затем он увидел Господа, пригвожденного к кресту. Кровь текла из рук и ног Христа. Отец Иосиф услышал голос: «Посмотрите на Меня, как много Я страдал за вас. Неужели ты не можешь вынести хотя бы одну печаль?»
И с этим вся тяжесть на душе отца Иосифа полностью исчезла. Душа Иосифа полностью исчезла. С тех пор он получил дар утешения в скорбях, искушениях и мучениях.
Отец Джозеф сказал: «Носите недостатки ваших братьев, чтобы они могли носить ваши». Любить, чтобы быть любимым, и терпеть, чтобы быть известным.
Мост, по которому мы все переходим, — это прощение виновных, и если вы не прощаете виновных, вы разрушаете мост, по которому должны были пройти».
Чтобы ушло всякое право
«Знаете ли вы, каково это, когда вы благословлены, а вас проклинают? — Отец Иосиф написал своей сестре. — Вы проявляете милосердие и обижаетесь? Когда они придут обличать тебя, кричать, что ты прелюбодей, кричать до конца жизни? И вы знаете, что все не так, как говорят. И вы можете увидеть искушение, которое движет ими.
И ты раскаиваешься и плачешь, как провинившийся. Это самое сложное. Потому что они воюют с вами, а вы воюете с собой, чтобы убедить себя, что это то, о чем говорят люди, хотя это не так. Когда вы видите, что вы абсолютно правы, и убеждаете себя в том, что вы не правы. Бить себя палкой, чтобы убедить себя называть свет тьмой, а тьму — светом. Чтобы все права исчезли. И чтобы экзальтация окончательно исчезла, чтобы ты стал безумцем в полноте разума».
Голодовка о. Афанасия
О нем ходили разные слухи, и его ученики пытались посетить Иосифа. Но образ жизни двух отцов был настолько строгим, что ученики очень быстро ушли.
Тем не менее, со временем образовалась небольшая церковь. Его ученики были сильно опечалены. Иосиф перенес много горя от своих учеников. Люди умоляли принять их и обещали послушание, а затем делали все, чтобы заставить слушаться себя.
Но были и такие случаи, которые были просто смешными.
Однажды один из о. Иосифа, Афанасий, объявил голодовку, потому что не видел успеха в своей монашеской жизни. Он решил умереть от голода.
Старец Иосиф не стал возражать против отказа отца Афанасия от еды и сказал: «Пусть делает, что хочет». Голодовка продолжалась в течение недели. На восьмой день старец Иосиф сказал ему: «Съешь что-нибудь, Афанасий!». В ответ о. Афанасий заявил протест: «Пусть сдохнет мерзкая собака!».
Затем старец Иосиф попросил отца Арсения приготовить праздничное блюдо: жареные лепешки с сыром. Когда подали лепешки, все, кроме отца Афанасия, начали есть. А у отца Афанасия текли слюнки. И он спросил старика: «Что я могу сделать? Я еще не умираю!»
Не люблю лечиться, но люблю учиться быть здоровым: 13 рецептов афонского старца Читать далее
Старец ответил: «Ну, если ты не умираешь, то ешь. Отец Афанасий согласился: «Я не умираю! Я должен поесть!» И он съел семь лепешек, и съел бы больше, если бы отец Арсений не устал их жарить.
Подарки старца
Для о. Иосифа настоящим монахом был тот, кто хотел молиться. Молитва — это главная задача монаха, так же как задача врача — лечить, а задача художника — рисовать. Человек идет в монастырь только для того, чтобы молиться, только для этого он принимает монашеские обеты. Монах принимает монашеские обеты, заключает помолвку с Богом, чтобы научиться молитве как пути к Богу.
И здесь отец Иосиф был проницателен. Молитва розария (Иисусова молитва) по уставу его общины совершалась дольше всего, в среднем шесть часов и более. Старец всегда был готов научить и объяснить. Сам не имея учителя, страдая от собственных ошибок, принимая молитву от Господа в поисках ответов, он понимал, как важно, чтобы люди почувствовали вкус и эффект молитвы, и, конечно же, уберечь их от не созерцательных состояний и ошибок.
Вот почему сегодня о старце Иосифе Исихасте (Исихасте потому, что он — молчальник, для которого все голоса мира должны умолкнуть, чтобы был слышен один главный голос — голос Бога) говорят как об одном из возрождателей духовной жизни Атоса, одном из тех, кто вернул атосским монахам их главную обязанность — молитву.
И здесь, для своих бесконечно любимых учеников, о. Иосиф приготовил множество подарков. Возможно, самые ценные из всех, которые можно найти в мире.
Его ученик, о. Иосиф Младший, вспоминает: он как раз собирался пойти в свою келью, чтобы помолиться. Старец остановил его и сказал, что пришлет ему посылку. «Я не помню, как я начал бдение, но прежде чем я произнес имя Христа еще несколько раз, мое сердце наполнилось любовью к Богу. Она вдруг стала настолько сильной, что я уже не молился, а изумлялся избытку этой любви.
Мне хотелось обнять и расцеловать всех людей, все творение, и в то же время я чувствовал себя таким униженным, под каждым творением…..
Тогда у меня было какое-то тонкое понимание, что это благодать Святого Духа и что это Царство Небесное, которое, по словам нашего Господа, находится внутри нас. И я сказал: Господи, пусть все останется так, как есть сейчас, мне больше ничего не нужно. Это продолжалось довольно долго, а затем я вернулся в прежнее состояние.
Когда я подошел к старцу, прежде чем я начал говорить, он сказал мне: «Видели ли вы, как сладок наш Христос? Поняли ли вы на практике то, о чем спрашиваете? Теперь побуждайте себя приобрести эту благодать, и пусть небрежение не похитит ее у вас».
И тогда я понял смысл распространенного обычая просить других людей в полной вере молиться за нас: «Помяни меня, Отец, в молитве своей!».
Важно ли для вас продолжать разговор на эту тему? Поддержите портал!
Мы просим вас подписаться на небольшой, но регулярный вклад в развитие нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Нам нужны средства на поездки, фотографии, зарплату редакторам и журналистам и техническое обслуживание сайта.
Справочный портал Новости Эффективность доабортного консультирования выросла с 27,4% до 46%: первые результаты проекта «Здравствуй, мама» 18:40, 2 ноября Пациенты просят правительство решить проблему дефицита онкаспара 17:06, 2 ноября Более 4,7 млн беженцев из Украины и Донбасса прибыли в Россию, среди них 705 тыс. детей 16:10, 2 ноября Столичные НКО смогут получить компенсацию за возмещение 15:50, 2 ноября Благотворительный фонд «Звезда на ладони» готов судиться с Русфондом из-за публикации обвинений на zolgensma 14:00, 2 ноября Все новости Где нужна помощь 24/7 Инесса Рогалева ограничена рассеянным склерозом и обездвижена, ее мама круглосуточно ухаживает за ней одна…. 11 030 руб. Необходимо 1 042 800 рублей. Справка Эффективность доабортного консультирования выросла с 27,4% до 46%: первые результаты проекта «Здравствуй, мама» 18:40, 2 ноября Пациенты просят правительство решить проблему дефицита препарата Онкаспар 17:06, 2 ноября В Россию прибыло более 4,7 млн беженцев из Украины и Донбасса, среди них 705 тыс. детей 16:10, 2 ноября Столичные НКО смогут получить компенсацию за возмещение 15:50, 2 ноября Благотворительный фонд «Звезда на ладони» готов судиться с Русфондом из-за публикации о подопечных на Золгенсме 14:00, 2 ноября Чтобы дежурить круглосуточно Инесса Рогалева ограничена рассеянным склерозом и малоподвижна, ее мама ухаживает за ней круглосуточно сама…. 11,030 рублей Потребность 1,042,800 рублей Помощь