14 сентября (1 сентября по старому стилю) знаменует начало нового года в литургическом календаре. В богослужебных книгах Сильвестр также упоминается под старославянским словом Летапеталион. В этот день, как и 1 января, священство во всех православных церквях совершает Молебен на Новый год. Христиане молятся Богу в благодарность за прошедший год и за все милости, ниспосланные нам Господом на небесах, и просят благословения на наступающий год.
История индикта
Понятие indictus связано с Римской империей. Слово indictus означает оценку или провозглашение.
Первоначальное значение indictus — объявление обязательного продовольственного налога в пользу государства. Позже он был расширен и стал включать период времени, в течение которого оценивалось имущество населения, численность самого населения и размер налогов. Сначала срок обвинения составлял от 5 до 15 лет и зависел от воли императора. Император Октавиан Август приказал признать дату его рождения, 23 сентября, началом индекса, и его преемники также использовали это число в качестве начала индекса.
Император Константин Великий
В 312/313 году, при императоре Константине, был принят пятнадцатилетний индикт. Около 462 года дата начала индикта была перенесена на 1 сентября. Римские граждане первоначально называли годы индикта так: первый, второй, третий год индикта. Постепенно значение слова изменилось, и вместо слова год стали использовать слово индикт — первый индикт, второй индикт и так далее.
Долгое время римские города не имели общей даты начала Нового года. Долгое время в римских городах не было единой даты празднования Нового года. В 537 году император Юстиниан I официально утвердил этот день как 1 сентября.
Седьмой месяц
Дата 1 сентября как день наступления Нового года, очевидно, была выбрана в соответствии с Божьим провидением. В Ветхом Завете есть повеление Бога отмечать седьмой месяц, Тишри (сентябрь), особым образом, когда собирают урожай. В седьмом месяце Моисей получил от Бога Скрижали Завета, в седьмом месяце началось строительство скинии в стане Израиля, закончился всемирный потоп и был посвящен храм Соломона. В седьмой месяц первосвященник входил в Святое Святых только один раз в год.
Согласно библейской хронологии, март — первый месяц от сотворения мира, соответственно сентябрь — седьмой месяц.
Великий индиктион
Обвинительное заключение иногда называют индультом, но его не следует путать с понятием великого инсульта. Это большой мирной (пасхальный) круг, период в 532 года, в котором дата празднования Пасхи занимает все возможные позиции. В конце этих 532 лет повторяются даты, на которые приходится Воскресение Христа. Великий индиктион — это сочетание лунного и солнечного циклов.
Пасхалия
Великий индиктион ведет отсчет от сотворения мира, 1 марта 5508 года до н.э. С тех пор прошло 14 великих индиктионов. Пятнадцатый начался в 1941 году.
Церковное Новолетие
В Церкви празднование Нового года в первый день сентября было установлено на первом экуменическом соборе, состоявшемся в Никее в 325 году. Праздник был установлен в честь победы императора Константина над Лицинием, который правил на Востоке и продолжал преследовать христиан. Участники собора решили праздновать этот день специально в знак благодарности Константину Великому за очищение христиан.
Новый год в России
В России церковный Новый год не совпадал с гражданским Новым годом, который отмечался весной. В 1492 году его стали отмечать в тот же день — 1 сентября. Новый год отмечался очень торжественно, празднества возглавляли царь и патриарх. При Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января.
Евангелие на начало Индикта
В день Нового года Церковь благовествует Святое Евангелие, в частности, короткий отрывок из Евангелиста Луки (Лк 4:16-22). Из этого чтения совершенно ясно, что Господь как бы воскрес и начал новое дело — проповедь, а точнее, начало новой жизни. Он говорит о себе публично: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне, которое исполнилось».
Господь Иисус Христос.
Слово «лето» можно трактовать не как год, а как новую жизнь — провозглашение новой благоприятной жизни.
В евангельском чтении на начало Индикта византийцы увидели прямое повеление Бога праздновать этот день как начало нового года. Об этом говорится в Минологии Василия 2: «Отныне Он дал нам, христианам, этот святой праздник».
Духовный смысл праздника
Согласно толкованию Феофана Затворника на евангельский отрывок, читаемый в день Индики, Господь не только провозгласил лето благоприятным, но и принес его. Лето благоприятное, новая жизнь — в душах людей. На земле никогда не будет рая, земля — это место подготовки к райской жизни, начало рая — в душе. Господь дает нам благодать преобразить душу, обрести дух мира. Кто повинуется Господу, живет по Его заповедям, искренне стремится служить Богу, тот получает от Него благодать и по ее силе ощущает приятное лето в душе. Мы не можем мысленно наполнить душу этим удовольствием, его дает Бог, а для этого нужно трудиться, и тогда в душе будет мир и покой. Не может быть внешнего мира, только мир внутри, от Бога. Тогда, когда наступит внутренний мир, внешние страдания перестанут тяготить нас и не будут ощущаться.
Богослужение в день Новолетия
1 сентября Церковь вспоминает святого Симеона Стилита, его мать Марфу и постящихся дев с учителем — диаконом-мучеником Аммуном. Поэтому богослужение в этот день объединяет три службы. На Великой вечерне читается отрывок из Книги пророка Исаии, потому что в этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос вошел в храм и прочитал этот отрывок перед общиной.
Молитвенное служение в канун Нового года
Стихи к празднику в разное время сочиняли церковные песнописцы Ян Монк, Герман, Андрей Пирский. Канон праздника был написан святым Иоанном Дамаскиным в 8 веке. Апостольское чтение этого дня учит необходимости молиться за представителей государственной власти (какими бы они ни были). Апостол Павел объясняет необходимость молиться за начальников: «чтобы нам во всяком благочестии и чистоте проводить жизнь тихую и мирную».
Давайте руководствоваться этим апостольским увещеванием: апостол уверяет нас, что «сие хорошо и угодно пред Богом, Спасителем нашим».