Как жили в России купцы

поместья существовали по всей средневековой Европе. В России они появились в девятом веке, девять веков ушло на их оформление, и они составляли закон до второй половины 18 века. Письма, указы и сборники законов подробно описывали права и обязанности землевладельцев. В первой части мы рассмотрели дворянское, мелкобуржуазное и крестьянское сословия. Во второй части мы поговорим о купцах, казаках и духовенстве.

Как жили в России купцы

Сословия определяли не только права и обязанности определенной группы людей, но иногда и их экономический статус и образ жизни. Поместья передавались по наследству, и зачастую их было трудно изменить. Положение людей внутри класса определялось обычаем или законом.

Купечество

Как торговля приближает ко двору

Купцы появились в 9 и 10 веках в составе военных дружин. Воины-купцы собирали дань с княжеских земель и продавали излишки (меха, мед, воск, шкуры) на внешнем рынке. Среди их товаров были и рабы. Внутренняя торговля была развита слабо, поэтому купцы познакомились с международными торговыми путями. Их стали называть «гостями», к 11 веку они отделились от друзов и стали независимой группой, они вели регулярную торговлю с Византией, Баварией, странами Кавказа. В 14 веке они также попали в Литовское княжество, Польшу, Османскую империю и Крым.

Сто лет спустя стали возникать привилегированные купеческие корпорации — «гости» и «сотни». В то же время вблизи крупных городов появились богатые купеческие поместья. Представители этого класса вкладывали деньги в строительство и содержание церквей, покровительствовали искусству и писали рассказы о своих приключениях в заморских странах. В XVII веке купцы приняли активное участие во внутренней торговле, начали вкладывать деньги в торговлю, промышленные предприятия и сельское хозяйство, столетие спустя — в кредиты и займы.

В XVIII веке купцами называют все городское население, и только в конце века это слово стало относиться только к тем, кто занимается профессиональной торговлей. Купцы делились на три гильдии, в зависимости от уровня дохода, и обязывались выплачивать проценты на свой капитал. Однако купцы не платили подушный налог и были освобождены от его сбора, вместо этого они платили специальный сбор. Дворянам, крепостным крестьянам и дьякам было запрещено вступать в гильдии, а представители духовенства могли стать купцами, добровольно отказавшись от сана. Купец терял свой сословный статус, если был уличен в долгах, совершал преступление или не продлевал ежегодное свидетельство гильдии.

В XIX веке купцам первой гильдии было разрешено являться к императорскому двору, носить шпагу (ранее такое право имели только дворяне), отчитываться перед Министерством финансов, получать награды и ордена, приобретать незанятые земли и получать духовные звания. К этому времени уже сложились солидные купеческие династии. В середине века другие сословия получили право на торговлю, но старые купеческие семьи продолжали покупать гульдены, потому что это было почетное занятие. Сертификат также разрешал еврейским торговцам жить за пределами Палеополя.

После Февральской революции купечество как класс было упразднено. Купцы, которые считались представителями буржуазии и агентами капиталистов, были репрессированы.

Духовенство

От выборных священников к полному государственному контролю

Как жили в России купцыДуховенство, коллаж Павла Гончарова

Первые представители православного духовенства начали появляться в Древней Руси еще до принятия христианства. Это были греческие священнослужители. Они также первыми стали служить в храмах и церквях новообращенного государства в X веке — службы поначалу велись на греческом языке.

С распространением православия в русинских землях и созданием сети церквей, русинское духовенство выделилось в отдельное поселение. К 15 веку насчитывалось около 6 500 церквей и около 15 600 священнослужителей. Церкви строились и содержались либо всей общиной, либо на деньги князей, бояр и даже купцов. Не запрещалось иметь домашнюю церковь с собственным духовенством.

Церкви и храмы в крупных городах образовывали епархии. За ними последовали церковные округа, которые назывались «погостами», «уездами» или «трактами», а с XV века — «приходами». Все алтарники одного прихода образовали приход. Наиболее полная структура прихода состояла из священника (попа), диакона (не везде), пономаря (которого мог заменить сторож), звонаря, сторожа и прислуги (женщины, которая пекла просфоры). Первые двое, дьяк и секстант, были священнослужителями, а остальные — их родственниками или представителями других сословий по найму.

Приходской священник мог избираться и содержаться членами прихода, и часто подписывал контракт, чтобы предотвратить его уход или переход в другую церковь. К 17 веку практика наследования приходов стала обычным явлением. В это время остро ощущалась неграмотность духовенства — в российском государстве не было специальных учебных заведений. Иногда священнослужители были неграмотными и читали службы по памяти. К концу 17 века насчитывалось около 100 000 священнослужителей.

До XVIII века церковь обладала широкой автономией, но после этого времени ее управление было передано государственному органу — синоду, а ее возможность получать доход с церковных земель была ограничена. Духовенству был предоставлен ряд привилегий, но им было трудно покинуть поместье, и их численность искусственно сокращалась государством. Приходы больше не могли избирать священников, и новички в церкви должны были поддерживать своих предшественников. В то же время у церквей появились административные обязанности: они вели метрические книги, где записывали даты рождения, крещения, брака и смерти прихожан, и исповедные книги, где отмечали всех, кто был или не был на исповеди (так государство выявляло старообрядцев и членов секты).

Вплоть до XVIII века включительно приход часто передавался по наследству: дети служили там, где служил их отец. Начиная с XIX века, священнослужителей назначали после окончания учебного заведения и следили за тем, чтобы родственники не служили в одном приходе. Государство было обязано обеспечивать сельское и городское духовенство, была создана система учебных заведений для подготовки к священнической службе — семинарии, колледжи и академии. Дети священнослужителей больше не причислялись к духовенству и могли сами выбирать себе призвание. Улучшилось материальное положение и образовательный уровень духовенства.

К началу 20-го века в Российской империи насчитывалось около 112 000 представителей духовенства. После Февральской революции собственность была отменена, а многие священнослужители подверглись массовым репрессиям.

Казачество

Свободные военные на службе правительства

Как жили в России купцыКазаки, коллаж Павла Гончарова

Казаки возникли как социальное сословие в конце 14-го века. Казаки охраняли южные, юго-восточные и восточные границы Русского государства. На линиях шеренг (укреплениях на границах) они несли наблюдательную и сторожевую службу — небольшие группы войск вели разведку, предупреждали о вторжениях кочевников и отражали первые атаки в случае вторжения противника.

Казаки пользовались широкой автономией и управляли своими общинами, избирая главного атамана. Самые важные вопросы община решала на собрании, военном круге. К XVI веку сформировались основные казачьи войска и даже политическое образование со своеобразным укладом жизни — Запорожская Сечь.

Однако казаки были подчинены государству и, начиная с XVII века, постепенно утрачивали свою независимость. В 18 веке казаки стали иррегулярной армией и — официально — сословием Российской империи. Они потеряли право избирать старейшин и атаманов. Попытки подчинить казаков правительству привели к десяткам восстаний, самые крупные из которых возглавили Степан Разин и Емельян Пугачев. Чтобы подавить мятежный дух казаков, правительство распустило Запорожскую Сечь и самоорганизованные казачьи войска. Их заменили подразделения, которые были созданы государством и полностью ему подчинялись.

В 19 веке казаки стали закрытым сословием. Им было запрещено вступать в брак с представителями других классов и менять свой статус. Но казаки также пользовались рядом привилегий: беспошлинно торговать в зоне действия войска, пользоваться государственной землей, не платить подушную подать.

В то же время был регламентирован порядок службы. Для каждого казака она начиналась в возрасте 18 лет и должна была длиться 20 лет. Он должен был явиться на службу в форме и с оружием. Помимо охраны границ, казаки, по приказу правительства, теперь отвечали за охрану порядка внутри страны.

К 1916 году в Российской империи насчитывалось более 4,4 миллиона казаков и 11 казачьих войск. После Февральской революции большинство из них вступили в Белую армию. Другая часть, оставшаяся в России после революции, получила автономию на короткое время и подверглась жестоким репрессиям в 1920-х годах.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector