Евангелие

Содержание
  1. Всё ли раз­ре­шено, что не запре­щено в Еван­ге­лии?
  2. Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?
  3. Кто явля­ется авто­ром Еван­ге­лия?
  4. Еван­ге­лие пере­во­дится как «благая весть». А в чем, соб­ственно, заклю­ча­ется эта благая весть?
  5. Что такое синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия?
  6. Если уже суще­ство­вали синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия, зачем пона­до­би­лось еще одно?
  7. К какому вре­мени отно­сятся наи­бо­лее древ­ние руко­писи тек­стов Еван­ге­лия?
  8. Когда и кем впер­вые упо­ми­на­ется Еван­ге­лие как книга?
  9. Насколько Еван­ге­лия под­линны? Ведь их писали люди, кото­рые могли что-то иска­зить — как не желая того, так и созна­тельно?
  10. На иконах Еван­ге­ли­сты нередко сопо­став­ля­ются с живот­ными. Не явля­ется ли это язы­че­ством и при­ни­же­нием зна­че­ния самого Еван­ге­лия?
  11. Как отно­ситься к апо­кри­фи­че­ским Еван­ге­лиям?
  12. Почему иногда при­хо­дится слы­шать «Еван­ге­лие по …», а не «Еван­ге­лие от …»?
  13. Как часто нужно читать Еван­ге­лие?
  14. В каком порядке сле­дует читать Еван­ге­лие?
  15. Суще­ствуют ли молитвы на чтение Еван­ге­лия?
  16. В каких объ­е­мах будет душе­по­лезно еже­днев­ное чтение Еван­ге­лия?
  17. Когда я читаю Еван­ге­лие, как мне понять, какое отно­ше­ние про­чи­тан­ный фраг­мент имеет лично ко мне? Ведь там речь идет о людях, кото­рые жили 2000 лет назад.
  18. Можно ли слу­шать Еван­ге­лие, напри­мер, в науш­ни­ках или колон­ках?

Слово Евангелие (от греческого εὐαγγέλιον, благая весть, добрая весть) — это.

1) Благая весть Христа (апостольская, христианская (1 Кор. 15:1)) о наступлении Царства Божьего, спасении человеческого рода от греха и смерти;
2) Книга (всего четыре книги), которая представляет это послание в виде рассказа о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа.

евангелие - евангелие

Первоначально в греческом языке классического периода слово евангелие означало «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Позже оно стало названием самой радостной вести. Позже слово «Евангелие» приобрело религиозное значение. В Новом Завете оно стало употребляться в особом смысле. В нескольких местах Евангелие относится к провозглашению самого Иисуса Христа (Мф 4:23; Мк 1:14-15), но чаще всего Евангелие — это христианское провозглашение, весть о спасении во Христе и провозглашение этой вести.

Евангелия — это книги Нового Завета, в которых описывается жизнь, учение, смерть и воскресение Иисуса Христа. Евангелия — это четыре книги, названные по именам авторов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Среди 27 книг Нового Завета Евангелия считаются книгами закона.

Состав канонических книг Библии определяется сводом правил в Православной Церкви: апостольское правило 85 (IV век), правило 60 Лаодикийского собора (364 год), 39-е послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), св. Григория Богослова (IV век), св. Амфилохия Иконийского (IV век), правило 33 Карфагенского собора. Однако структура четырех Евангелий была признана христианами уже к концу второго века. Позже отцы Церкви и Учителя написали комментарии к Евангелиям. К толкователям Евангелий относятся, например, святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке, или блаженный Феофил Болгарский, живший в XI веке.

Изложение и чтение Евангелия является одним из самых торжественных моментов православного богослужения, в соответствии с заповедью Иисуса Христа «проповедовать Евангелие всякой твари» (Мк.16,15), и читается на Лавде, Всенощном бдении, Божественной литургии, молебне о некоторых таинствах и службах Православной Церкви. Для этого используется специальное литургическое Евангелие. Литургическое Евангелие делится на отрывки (обряды). В Евангелии от Матфея 116 чтений, от Марка — 71, от Луки — 114 и от Иоанна — 67.

Всё ли раз­ре­шено, что не запре­щено в Еван­ге­лии?

Ответ на вопрос о том, что разрешено, а что нет, часто беспокоит верующих. Что касается связанных с этим искажений и злоупотреблений, то они чаще встречаются в протестантских, чем в православных кругах. Особенно поражает извращенное отношение к этой теме, которое проявляется в связи с пересмотром фундаментальных христианских ценностей в этой среде (вызванным, прежде всего, изменением отношения к браку и гендерным отношениям, практикой неоправданного жесткого вмешательства в дела семьи и все большим компромиссом вероучения).

Правда, Евангелие не дает нам абсолютно откровенного (в мельчайших подробностях, с намеками на всевозможные трудности) учения о христианской морали (Ин 21:25).

Учение дано там в очень сокращенном виде (еще более сокращенно оно было сформулировано Христом в виде двух заповедей: люби Бога и люби ближнего своего, как самого себя (Лк.10:27)). Однако это не означает, что Божий закон несовершенен, как будто все, что не запрещено евангельским текстом (если запрет не указан прямо), разрешено.

Например, многое из того, что не раскрыто в Евангелии, раскрыто в других книгах Писания Нового Завета.

В то же время многие нравственные утверждения даны и раскрыты в канонических и неканонических книгах Ветхого Завета (несмотря на отмену церемониальных принципов ветхозаветного Моисеева закона, нравственные нормы, преподанные в проповедях пророков, не потеряли своей актуальности для христиан).

В более широком смысле закон Божий представлен в Священном Предании Церкви (напомним, что Предание включает в себя ту часть апостольских проповедей, которая вошла в книги священного канона, и ту часть, которая передавалась Церкви устно; оно также включает в себя многие памятники патристических писаний, соборные постановления и декреты; древние уставы и многое другое).

Протестанты, отвергая авторитет Священного Предания, лишают себя столь ценной сокровищницы знаний (см. подробнее: Церковь без Предания — церковь ли?).

Наряду с богооткровенным учением о нравственности существует естественный нравственный закон. В той или иной мере этот закон известен каждому человеку: он проявляется в голосе совести. Чем выше уровень духовного совершенства человека, тем яснее он воспринимает этот голос.

Как правило, всего вышеперечисленного достаточно для ориентации в различных жизненных ситуациях. В самых сложных случаях христианин имеет возможность обратиться за помощью к добродетельному и духовно мудрому советнику (священнику, старейшине), который с помощью Божьей с высоты своего духовного опыта поможет ему найти правильный ответ, принять правильное решение и сделать взвешенный выбор.

Наконец, помимо церковных законов, христианин может быть ограничен гражданскими и уголовными законами (не противоречащими воле Божьей). Это согласуется со словами Спасителя: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Чем отли­ча­ется Библия от Еван­ге­лия?

Люди, которые только начали изучать христианство, часто задают вопрос: «В чем разница между Библией и Евангелием?». Библия (от греческого βιβλία — книги) — это собрание книг Ветхого и Нового Заветов. Евангелия являются частью Нового Завета и, следовательно, частью Библии.

Кто явля­ется авто­ром Еван­ге­лия?

Часто можно услышать: «Автор Евангелия — Матфей» или «Автор Евангелия — Марк» и т.д. Однако такое утверждение не совсем верно. Писание — это результат синергического (совместного) действия Бога и человека, в случае Евангелий — Бога и апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. При составлении книг Писания человек был не пассивным инструментом Бога (безличным, действующим как посредник), но сотрудником, соучастником Божьего всеблагого дела. Вдохновляя священников-писателей, Бог не нарушал их свободу, не блокировал их разум, не принуждал их волю, не лишал их рассудка. Возвышая их до более высокого состояния благодати, Он открыл им те истины, те требования Своей святой воли, которые счел нужным открыть, а они сознательно и добровольно оформили их в ту или иную литературную форму.

Еван­ге­лие пере­во­дится как «благая весть». А в чем, соб­ственно, заклю­ча­ется эта благая весть?

По благодати Святого Духа миру была открыта новая весть-истина: Бог пришел на землю для спасения человечества, и «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом», как сказал в IV веке святой Афанасий Александрийский. Бог примирился с человеком, снова исцелил его и открыл ему путь в Царство Небесное. «И сказал им (Христос): Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари» (Мк.16:15).

Что такое синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия?

Несмотря на множество отличительных особенностей, Евангелия от Матфея, Марка и Луки получили в науке название «синоптических», то есть Евангелий, рассматривающих один и тот же предмет с более или менее одинаковой точки зрения (греческое слово σύνοψις можно перевести как «обзор»). Действительно, достаточно прочитать одно из первых трех Евангелий, чтобы узнать основные моменты проповеди Спасителя. Синоптические евангелисты дополняют друг друга, но рамки их повествования остаются неизменными.

Если уже суще­ство­вали синоп­ти­че­ские Еван­ге­лия, зачем пона­до­би­лось еще одно?

Евангелие от Иоанна значительно отличается от Синоптических Евангелий, как по составу, так и по содержанию. Он был написан на несколько десятилетий позже других Евангелий, чтобы дополнить их. Текст Иоанна представляет собой богословское описание Иисуса Христа как вечного Слова и единственного Спасителя человечества.

К какому вре­мени отно­сятся наи­бо­лее древ­ние руко­писи тек­стов Еван­ге­лия?

Самые старые из известных сохранившихся рукописей евангельских текстов датируются 150-250 годами. В 2015 году появилось сообщение об обнаружении небольшого фрагмента Евангелия от Марка в маске египетской гробницы, склеенной из папируса и датируемой 90-м годом. Древнейшая полная копия канонических четырех Евангелий (в Codex Sinaiticus) датируется IV веком.

Когда и кем впер­вые упо­ми­на­ется Еван­ге­лие как книга?

Самым ранним источником, в котором упоминаются четыре канонических Евангелия, является работа Иринея Лионского (II век) «Осуждение и опровержение ложного знания (Против ересей)». В этой работе четыре Евангелия упоминаются под именами авторов — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Насколько Еван­ге­лия под­линны? Ведь их писали люди, кото­рые могли что-то иска­зить — как не желая того, так и созна­тельно?

Действительно, в Новом Завете мы находим варианты, но, как это ни парадоксально, именно они доказывают подлинность писания. Ведь если бы личность Христа и его слова были чьей-то фантазией, авторы, работающие с таким трактатом, постарались бы передать все детали без малейших изменений.

Евангелисты не преследуют этой цели. Напротив, они стараются как можно больше рассказать о Спасителе и передать как можно больше подробностей. Иногда они противоречат друг другу, но все же показывают Его живым и присутствующим. Простота апостольских строк является доказательством того, что евангельский Христос — это действительно Тот, о Ком Церковь говорит уже две тысячи лет. И она не только говорит о Нем, но и ведет к Нему.

На иконах Еван­ге­ли­сты нередко сопо­став­ля­ются с живот­ными. Не явля­ется ли это язы­че­ством и при­ни­же­нием зна­че­ния самого Еван­ге­лия?

Наоборот. С конца второго века нашей эры мученик Ириней Лионский, желая указать на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианской веры, говорит о них как об одном Евангелии, данном христианам в четырех формах. Евангелие от Иоанна уподоблено орлу, потому что он парит высоко в небесах, как орел; Евангелие от Луки уподоблено тельцу, потому что оно означает «священническое и рабское достоинство» Христа-Слова; Евангелие от Матфея уподоблено человеку, потому что оно «представляет Его внешний вид как человека»; а Евангелие от Марка уподоблено льву, символизирующему «действенность, господство и царскую власть» Христа-Сына Божьего, то есть по аналогии с тетраморфом Иезекииля.

Как отно­ситься к апо­кри­фи­че­ским Еван­ге­лиям?

Почему существует только четыре Евангелия? В конце концов, известны так называемые «евангелия» Иакова, Марии, Петра и даже Иуды. Проблема апокрифов (книг, не включенных в канон Нового Завета) поднимает вопрос о критерии, по которому было выбрано то или иное писание.

Евангелий всего четыре, прежде всего потому, что именно в них Церковь увидела ту подлинную словесную икону Христа, которая в мельчайших подробностях передает самое главное — образ Живого, Любящего Бога, ставшего человеком и принесшего себя в жертву ради спасения мира. Этого нет в апокрифах. Даже эти сочинения, которые считаются бесспорными продуктами раннехристианской мысли, не содержат ничего принципиально нового, чего не было бы в канонических Евангелиях. Апокрифы слишком зациклены либо на «чудесах» и «тайнах», либо на «бытовых сценах». Их главная цель — удивить, шокировать и заинтриговать читателя.

Почему иногда при­хо­дится слы­шать «Еван­ге­лие по …», а не «Еван­ге­лие от …»?

Что касается названий, то правильнее было бы перевести эти очень древние названия с греческого следующим образом: «Евангелие от Матфея» (κατὰ Ματθαῖον), «Евангелие от Марка» (κατὰ Μᾶρκον) и т.д. Этим Церковь хотела сказать, что во всех Евангелиях есть одно христианское благовестие о Христе Спасителе, но в соответствии с образами разных писателей: один образ принадлежит Матфею, другой — Марку и так далее. Следует также отметить, что Благая весть принесена Самим Богом, это Его Благая весть.

Как часто нужно читать Еван­ге­лие?

Бог открыл для нас путь в Царство Небесное. Когда мы читаем Евангелие, мы встаем на эту вертикальную небесную дорогу и идем по ней к Нему. В этом и заключается смысл Евангелия. Вот почему очень важно читать Новый Завет каждый день. Следуя совету святых отцов, мы должны включить чтение Святого Евангелия и Апостола в наше правило покаянной (домашней) молитвы. Обычно рекомендуется следующий порядок: одна или две главы из Апостола и одна глава из Евангелия в день. Если возможно, вам также следует читать из Ветхого Завета. Конечно, если у вас есть возможность и желание, читайте больше глав Евангелия, если только вы не станете апатичным в своем рвении.

В каком порядке сле­дует читать Еван­ге­лие?

Полезно читать Евангелие по порядку, то есть от первой главы до последней, а затем возвращаться назад. Тогда у человека сложится полная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причин и следствий.

В храме можно прочитать Евангелие и проследить за порядком его чтения. Откройте православный календарь и найдите евангельское чтение на текущий день (утреня — читайте на утрене; литургия — читайте на литургии).

Суще­ствуют ли молитвы на чтение Еван­ге­лия?

Отцы советуют просить Божьей помощи перед чтением Евангелия. Монах Ефрем Сирин пишет: «Когда вы садитесь читать или слушать, как кто-то читает, молитесь сначала Богу, говоря: «Господи, открой уши и очи сердца моего, чтобы мне слышать слова Твои и исполнять волю Твою». (Псалом 118:18). «Я уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое» — всегда молитесь таким образом, чтобы Бог просветил ваш разум и открыл вам силу Своих слов. Многие, полагаясь на свою мудрость, заблудились и, «называя себя мудрыми, заблудились» (Рим. 1:22)». Преподобный Исаак Сирин также наставляет: «Не подходите к словам о таинствах в Писании без молитвы и просьбы о помощи у Бога, но говорите: «Дай мне, Господи, получить ощущение силы, заключенной в них». Признать молитву как ключ к истинному значению Божественных Писаний.

Существует молитва святого Иоанна Златоуста перед прослушиванием или чтением Писания: «Господи Иисусе Христе, открой мне уши сердца моего, чтобы слышать слово Твое, понимать и исполнять волю Твою, ибо я иноземец на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих, но открой глаза мои, чтобы я понял чудеса закона Твоего; скажи мне неведомую и тайную мудрость Твою. Уповаю на Тебя, Боже мой, чтобы Ты просветил мой ум и чувство светом разумения Твоего, не только для почитания написанного, но и для исполнения; чтобы я не перечитывал святые жития и слова во грехе моем, но чтобы Ты обновил и просветил, и освятил, и спас душу мою, и наследовал жизнь вечную. Ибо Ты просвещаешь всех, лежащих во тьме; от Тебя всякое даяние доброе и всякий дар совершенный. Аминь.

Мы можем прочитать молитву, которая помещена в конце 11-й кафизмы: «Господи Боже Пантократор, озари наши сердца Твоим неизреченным светом; открой наши глаза к познанию Твоей евангельской проповеди; внуши нам также страх перед Твоими благословенными заповедями, чтобы мы могли умертвить все плотские похоти и ходить в духовной жизни, все, что угодно Тебе, как в мудрости, так и на деле. Ты просвещаешь души и тела наши, Христе Боже, и Тебе мы воздаем славу вместе с вечным Отцом Твоим и вечным и святым Духом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Он читается тайно священником во время Божественной литургии перед чтением Святого Евангелия.

Известна также молитва, составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественного Евангелия, которые ко спасению рабов Твоих. Ниспошли, Господи, терние всех их преступлений, и да вселится в них благодать Твоя, которая возжигает, очищает и освящает всех людей во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

По завершении чтения Евангелия читается молитва: «Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живого, даруй, чтобы я, недостойный, услышал божественные слова Твои и голос святого Евангелия Твоего, ибо могучим голосом Твоим укрепи меня в покаянии в этой настоящей жизни, чтобы я мог пройти ночь, от всякой клеветы и злобы врагов видимых и невидимых: Ты — единственный Сильный, и Он будет царствовать вовеки. Аминь».

В каких объ­е­мах будет душе­по­лезно еже­днев­ное чтение Еван­ге­лия?

Евангелие можно читать по-разному. Некоторые читают по главе в день, другие читают по главам — отрывки, которые поются на Божественной литургии в данный день, таким образом, реализуя чтения церковного года. Другая распространенная практика — читать три главы Нового Завета в день: одну из Евангелий и две из Апостольских посланий (Деяния и Послания).

Когда я читаю Еван­ге­лие, как мне понять, какое отно­ше­ние про­чи­тан­ный фраг­мент имеет лично ко мне? Ведь там речь идет о людях, кото­рые жили 2000 лет назад.

Евангелие познается через жизнь по Евангелию, то есть нужно стараться жить по Евангелию, связывать его с жизнью, которой мы все живем. Когда мы прочитали какой-то эпизод из Евангелия, посмотрите на него, как в зеркало, и задайте себе вопросы. Есть ли в моей жизни то или это? Бог говорит то-то и то-то, но отражаются ли Его слова каким-либо образом в моей жизни? Меняет ли Евангелие мою жизнь к лучшему? Было бы хорошо, если бы, читая Евангелие, мы узнали себя в первом из сыновей, которых отец попросил работать в винограднике по очереди (Мф.21,28-31), если мы, совершая поступки, противоречащие Евангелию, нарушая свою христианскую совесть, будучи каждый раз обличаемы ею, все же раскаиваемся и возвращаемся к Отцу. На самом деле, все, кто прибегает к покаянию и пытается изменить хотя бы что-то в себе к лучшему, таковы. Когда мы читаем Евангелие, мы слышим голос Христа, говорящего с нами.

Можно ли слу­шать Еван­ге­лие, напри­мер, в науш­ни­ках или колон­ках?

Слушать Евангелие — это не грех. Достаточно напомнить, что мы слушаем Евангелие в храме во время службы. Важно помнить, что Евангелие — это слово Божье, поэтому его нужно слушать с благоговением.

Святые отцы безоговорочно считают, что чтение Евангелия является мощным фактором духовного роста человека, особенно на ранних этапах экклезиастики, именно Евангелия, а не Библии в целом.

«Евангелие (Мк.1,1 и т.д.) — это греческое слово, означающее благую весть, или добрую и радостную весть….. Эти книги называются Евангелиями, потому что не может быть лучшей и более радостной вести для человека, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. По этой причине чтение Евангелия в церкви всегда сопровождается радостным возгласом: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! (Библейская энциклопедия архиепископа Никифора).

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector