Его отец — митрофорный протоиерей, служит настоятелем Покровского храма в Красном Селе и имеет степень доктора богословия. Валентин родился в столице в 1950 году; его отец был известным философом. Будущий святитель получил образование в Московском государственном университете и окончил филологический факультет в 1975 г. Он является автором работ по догматическому богословию, церковной истории, патрологии (учение об отцах Вселенской Церкви) и др. Сегодня Валентин Асмус живет в Москве, у него девять детей и пять внуков.
Биография священнослужителя
Будущий святой родился в семье выдающегося философа В. Асмус. После окончания школы молодой человек поступил на филологический факультет Московского государственного университета. В студенческие годы Валентин часто посещал церковь Пророка Илии, расположенную на Обыденской аллее.
Протоиерей Валентин Асмус
- Святой вспоминает, что связывал свою жизнь с монашеством, потому что отец часто читал ему Библию. Его родители понимали, что их ребенок пойдет по пути Церкви, и не препятствовали ему в этом стремлении. Его отец-философ был убежден, что только православие может возродить Отечество. В 1975 году Валентин окончил университет и в течение следующих трех лет работал преподавателем иностранного языка в одном из технических вузов Москвы.
- В 1978 году Валентин начал обучать детей из религиозных школ. Он преподавал языки, церковную историю и каноническое право. В конце зимы 1979 года Валентин Асмус был рукоположен в диаконы, обряд рукоположения совершил архиепископ Владимир. С тех пор священник стал пастором церкви Святого Николая в Кузнецах. Его духовным учителем был отец Всеволод (Шпиллер), которого отличала большая любовь к окружающему миру, уважение к свободе и личности каждого.
- Дьякон Всеволод окончил семинарию в 1986 г. Через четыре года он таким же образом прошел весь курс академии. В феврале 1990 года архиепископ Алексий рукоположил его в священники. В 19993 году Валентин стал протоиереем.
- С 2000 года по настоящее время он является преподобным настоятелем Покровского храма в Красном Селе. В начале 2002 года святой получил степень магистра богословских наук. В том же году он начал преподавать в православной семинарии в Угреше.
Валентин Асмус во время богослужения
Отец Валентин — отец девяти детей. К сожалению, его жена уже покинула этот мир. По словам святого, он и его жена имели неописуемое единодушие и были чрезвычайно счастливы с каждым ребенком, которого давал им Господь. Его жена Инна была самоотверженной и любящей матерью с большим сердцем и чувством ответственности. В христианские праздники в семье царило столпотворение: мама Инны готовила с подругами, а дети ждали на столе.
В воспитании своих детей супруги всегда полагались на Божью помощь. Все их дети так или иначе связаны с Церковью.
Матушка. Этим словом у православных принято называть монахинь и послушниц в монастырях, а также жен священников. О последних — наш рассказ. Кто они такие, матушки? Как им живется сейчас, ведь и в наше время они растят как минимум по трое-пятеро ребятишек, а часто и больше. Что это — род церковного служения, или дань своей среде (дочки священников также становятся матушками), или способ устроиться за батюшкиной спиной и сидеть дома с детьми? Вот что думает об этом одна из матушек
«Государство — это я!» — любил говорить французский король Людовик XIV. А Матушка Инна, жена протоиерея Валентина Асмуса (храм Святого Николая в Кузнецах), начала разговор примерно с такого предложения:
— У меня дома есть мини-государство. Когда в семье девять детей, сама жизнь вырабатывает бюрократический стиль руководства. Мне очень нравится бюрократия. И я воспринимаю жизнь как процесс. Я стараюсь охватить все сразу, пока оно разворачивается. В нашем доме события разворачиваются как в реальном государстве: есть мир, перемирие, разведка и контрразведка. Как может быть иначе, когда у меня семь дочерей и два сына?
Мы с мамой Инной разговаривали в кабинете, где за старшей из девочек, Машей, по очереди следовали все дети, которые в это время были дома: Лиза, Оля, Ксения. А единственный представитель мужского пола, Николай (старший сын живет отдельно со своей семьей), принес нам чай и кофе. Все они с большим интересом следили за разговором, но присоединялись к нему только тогда, когда Мать Другая позволяла им это.
— Представьте себе, я вырос один в семье. Моя мама всегда говорила, что я общительный человек, и я старался подавить в себе это чувство. Но я реализовала свою энергию в своих детях.
— Очевидно, вам удалось дать всем своим детям прекрасное образование….
— Это неправда. Поскольку у нас не тугой кошелек, мы можем подарить то, за что нам не нужно платить. И только доброта дается бесплатно. Так всегда было в семьях священников. И дети обязаны это делать. Их девять — и у каждого из них свои таланты. Хобби тоже. Старший сын — фотограф. Маша — студентка университета, изучает немецкую и французскую филологию, а также владеет английским языком. Ксения учится в швейном техникуме. Лена делает светильники ручной работы, рисует, делает замысловатые аппликации и преподает в музыкальной школе. Самые младшие, Лиза и Оля, еще студенты. А Коля из жалости получает тройку и четверку — там должна быть двойка.
— Мама Инна, у вас тоже филологическое образование.
— Я не филолог, я повар. Сколько нужно готовить, чтобы накормить всех? Особенно в дни Великого поста, когда у меня больше воображения, чем обычно. Я меняю декорации, придумываю что-то новое.
— «Но это же вкусно, у тебя хорошо получается», — воскликнули дети.
— А как вы произносите молитвы, утренние и вечерние ритуалы?
— Раньше, когда дети были маленькими, мы читали их все вместе. Я повелел: дети, к молитве. И они пошли: кот охотно шел впереди, затем собака, потом неохотно подтянулись дети. Позже, когда у меня начались проблемы с голосом, постепенно все стали читать сами. Я просто спрашиваю: вы умеете читать? Да, — отвечают они. И это невозможно проверить.
— А как вы решаете проблему телевидения?
— Просто раньше у нас его не было, он появился около четырех лет назад. И старшие дети смотрят телевизор гораздо меньше, чем младшие. Теперь, когда дети выросли, я уже не могу жить интересами только маленького мира, хотя у меня есть государственный подход и к этому. Я уже хочу масштаб. Я хочу знать, что происходит в стране. И это тем более важно в наше непростое время, когда отцы являются не только священниками, но и психотерапевтами. Особенно это касается «популярного» духовенства.
— Матушка Инна, как вы думаете, каково предназначение жены священника?
— Мой прадед был сельским приходским священником. А его мать, моя прабабушка, имея университетское образование, проводила курсы по ликвидации неграмотности для детей своей деревни и предоставляла жителям деревни базовые медицинские услуги. Короче говоря, она была просто отзывчивым человеком. Для меня она — образ настоящей матери.
Блок: 2/2 Количество символов: 3957
Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/ya-ne-filolog-ya-kukharka
Это интересно: Биография Валентины Амфитеатровой
Среди научных трудов отца Валентина есть патрология, патристика, догматическое богословие, история Церкви и многие другие
Самая популярная работа отца Валентина — «Лекции по церковной истории».
Лекции были опубликованы в печатном виде в 2009 году.
«Церковная история» — это цикл лекций по истории Церкви, прочитанных на радио «Радонеж».
В книге он рассказывает об истории Церкви от Пятидесятницы до Великого раскола.
Вот что говорит сам отец Валентин:
Валентин Асмус
Первосвященник
«Человеческий элемент, человеческая сторона в Церкви имеет свое положительное значение и свою цель. Однако человек — свободное существо. Человек не только служит Богу всей душой, но иногда восстает против Бога, как наши предки. Человек иногда сбивается с пути. Думая, что служит Богу, он отклоняется от Божьих путей и на самом деле становится противником Бога.
Вот почему в Церкви человеческий фактор иногда играет негативную роль. Церковь свята, потому что Бог свят. И у Церкви есть все, чтобы освятить каждого человека, который хочет по-настоящему служить Богу.
Но эта святость Церкви, на которую мы ссылаемся как верующие христиане, казалось бы, противоречит тому, что в жизни христиан обнаруживается множество несовершенств, множество грехов, множество слабостей, множество лжи и т.д. И мы не можем выбросить из круга наших рассуждений и различные отклонения верующих людей от путей Божьих, иначе история Церкви была бы неполной».
В начале книги приводится краткая биография первосвященника. Далее следует раздел с его лекциями и кратким содержанием каждой из них. Всего предусмотрено 16 лекций.