Многие святые названы в книгах святых в соответствии с местом их рождения или прославления (Святой Николай Мирликийский, Святая Мария Египетская и т.д.). И лишь немногие названы так за свои духовные качества. Среди последних — Алексий Римский, который вошел в христианскую историю с именем «человек Божий», данным ему самой Богоматерью.
Мы видим итальянцев как людей темпераментных, выражающих свои чувства и мысли активными жестами и речью. Алексий Итальянский, согласно его жизнеописанию, был настолько смиренным, что жил в собственном доме как последний нищий, никем не признанный. «Чужой среди своих» — так можно кратко описать жизнь Божьего человека. Его личный пример помог мне в моем раннем воцерковлении: очень трудно быть в вере, когда родственники и друзья тебя не понимают. Имя «защитник» (от греческого Алексий) оберегало меня от разных «домашних» бед. Неудивительно, что я проявлял особый интерес к святому и всему, что с ним связано. Так в моей библиотеке появилась книга Павла Флоренского «Имена».
«Расшифровка» имени — нечто странное для христианства, но давайте не будем судить философа строго, а посмотрим на это явление с точки зрения культурологии. «У Алексия не шаг, а скольжение». — пишет отец Павел, утверждая, что подсознание создает в Алексисе слой более глубокий, чем сознание.
Растущий духовно Алексей… на грани склоняется к глупости.
Флоренский пишет об определенной неспособности Алексея адаптироваться к внешнему миру, о его неспособности самостоятельно существовать в этом мире, о его уязвимости и чувствительности к символам.
…Алексей по натуре импрессионист, и сиюминутное впечатление захватывает его целиком, чтобы потом так же целиком отвергнуть.
Не является ли это национальной чертой итальянцев? Думал ли Павел Флоренский об Алексии, человеке Божьем, когда писал свою книгу, мы не знаем, но тенденция к юродству явно прослеживается.
В тропаре канона Алексею святой описывается как «чудотворный», «потому что он превратил разрушенный зал в нетленное Царство Божие», чтобы быть Царем всех. Сын богатых родителей, он отказался от жены и богатства, чтобы служить только Богу:
Удивительно, как Святой всегда остается в бедности, в богатстве безмерного смирения Алексея…..
О подвиге святого стало известно только после его смерти. Свиток, который держал покойный, можно было прочитать только тогда, когда император и Папа, стоя на коленях, умоляли святого разжать руки.
Тропарь, т. 4.
Как светильник чистоты явился ты, о дивный Алексий, ибо ты превратил тленный дворец в непорочное Царство Божие, как строитель чистоты ты непорочен. По этой причине вы находитесь перед Господом, Царем всех; молите Его даровать нам мир и великую милость.
Кондак, тон 2.
О человек Божий Алексий, ты оказался странником в доме своих родителей, где ты получил венец свыше, будучи дивным ангелом и человеком света.
Библиотека русской веры
Канон святителю Алексию, человеку Божию
Читать онлайн
И вот что интересно: именно Алексий, Человек Божий, был покровителем второго царя новой династии Романовых, дав свое имя одному из ключевых «героев» церковного диссидентства, Алексею Михайловичу, вошедшему в историю с прозвищем «Тишайший». В местном ряду иконостаса Новицкого монастыря в Москве, где он часто проживал, находится икона «Избранные святые» (1665). На ней, в частности, изображен святой Алексий (слева в первом ряду). Но, как гласит русская пословица, в тихой заводи известно, кто в воде сидит. Порабощение крепостных крестьян по Указу 1649 года, медные и соляные бунты, русско-польская война, не говоря уже о церковных реформах, не вписываются в концепцию «мира» православного царства…..
В последнее время вышло несколько книг о царе: И.Л. Андреев «Алексей Михайлович» (ЖЗЛ, 2006), А.Н. Боханов «Царь Алексей Михайлович» (Вече, 2012), А.Б. Широкорад «Алексей Михайлович» (Кафедра, 2011). Все эти книги разные. Первая — в классическом формате ЖЗЛ — почти беспристрастная, написанная автором, который опирается на документы. В своем эссе Широкорад временами пытается быть безличным.
«Был ли царь реформатором?». — спрашивает он. И он отвечает: «В каком-то смысле, да… Но это было сделано условно, по принципу «один шаг вперед — два шага назад»». Здесь нельзя не вспомнить Флоренского, который писал об имени «Алексей», что оно характеризуется не шагом, а промахом. Боханов, по нашему субъективному мнению, предпринял неуместную попытку создать жизнеописание царя, подобное тому, что иподиакон Иван Шушерин написал о патриархе Никоне. Нам уже приходилось писать об этой книге на странице «Самарские старообрядцы» («Рассказ царя А.Н. Боханова»), поэтому подробно останавливаться на ней не будем.
Бубнов, специалист по старообрядческой письменности, отметил, что при жизни патриарха Никона, реформатора Русской православной церкви, старообрядцы записали множество устных рассказов о нем, распространявшихся в народе. На их основе диакон Федор Иванов, соавтор протопопа Аввакума, создал рассказ о патриархе Никоне. Она сохранилась под названием «О волке и хищнике и боговидце Никоне Достоверном, который был пастырем овец и предтечей антихристов». История написана как антипод. Однако смеем утверждать, что другой фигурант православных реформ, царь Алексей Михайлович, всей своей жизнью был антигеном Алексея, человека Божьего, став его антиподом.
Судите сами. Алексей, житель Рима, будучи по природе богатым человеком, отрекся от тленного богатства и стал нищим ради Христа. Русский царь, напротив, старался устроить свою жизнь как можно пышнее: пышные выезды и визиты с царской свитой, пышные приемы гостей и послов, вычурное убранство царских резиденций (см. описание дворца в Коломенском). А.Б.Широкорад оправдывает демонстрацию богатства тем, что жили люди, которые помнили о разрушениях Смутного времени: «Помпезность жизни и быта Алексея Михайловича вернула русскому обществу значение царской власти и величие Третьего Рима». Да? Почему же тогда, как отмечает сам автор, москвичи «считали благоразумным прятаться в своих домах, когда мимо проходил царь»? Мы даже не хотим говорить о постных подвигах Алексея Мужа Божьего и чрезмерной тучности царя, отмеченной иностранцами. Процитируем слова шведского посла Ханса Эймана: «Я несколько раз видел Его Царское Высочество царя Алексея Михайловича, Великого князя Московского, в его резиденции. Это высокий, прямой джентльмен, с полным и очень серьезным лицом, и, по русскому обычаю, он носит большую бороду и короткие волосы. Его одежда так роскошно украшена дорогими камнями, что на него можно смотреть, как на чудо; на шее он носит прядь жемчуга, которая бесценна. Люди будут говорить, что он король, так почему бы не показать его богатство? Но он мог бы остаться царем и не раздражать своим царским «величием» народ, переживший годы разрухи и Смуты.
После семнадцати лет жизни в Эдессе Алексий, муж Божий, бежал оттуда, так как о нем начала распространяться слава как о святом. Чем занимается царь Алексей Михайлович? Он старательно следит за тем, чтобы его титул соблюдался. Протопоп Аввакум обличил его таким образом:
ʺА этот царь омрачен врагом Божьим, и к тому же возвышает и льстит ему: ʺБлагочестивый, самый молчаливый и самодержавный из наших правителей, да, великий, — более великий, чем все святые всех веков! — Да помянет его Господь Бог в Царствии Своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков….. <…> И царь, пой, в эти мгновения очарован и воображает себя, будто он действительно таков, не более свят, чем он есть!</…>
И последнее. Смерть — это показательный итог жизни человека. Римский Алексий жил в собственном доме, оскверненном его собственными слугами, и умер неузнанным при жизни, прославленным после смерти. А как насчет нашего русского царя? У Льва Толстого есть рассказ «Три смерти». Нам известен откровенный комментарий писателя, данный в письме к А.А. Толстой. Крестьянин, по словам Льва Толстого, умирает мирно, дерево умирает красиво, а самая страшная смерть — смерть баронессы: она «жалка и противна, потому что лгала всю жизнь и лжет перед смертью». Христианство, как она его понимает, не решает для нее вопрос жизни и смерти. Зачем умирать, если хочешь жить?»
Игорь Андреев пишет, что, согласно «официальным источникам, царь умер хорошей смертью, доброй — в просветлении и покаянии. Но покаяние — это также напоминание о преступлениях, которые не получили искупления. Вспоминая, с какой настойчивостью он умолял Никона о прощении, можно понять, что царя мучило «неугасимое чувство вины». Людей пугала неизвестность — «что будет?». Придворные с надеждой смотрели в будущее. И только рука Аввакума вела по этому пути:
Бедный, бедный, безумный царь! Что вы сделали с собой… Где порфир алого цвета и царская корона, расшитая бисером и украшенная драгоценными камнями? …. Идите на землю…
Аввакум писал не по жестокосердию, а из глубины души, не имея возможности при жизни умолить царя одуматься. Старообрядцев ругали как непокорных царю и обвиняли в том, что они не молятся за царя. Однако отсутствие такой же оппозиции царю Алексею, как патриарху Никону, показало силу инерции уважения к царской власти. В посланиях слышна лишь горечь Аввакума, а затем, по словам Шекспира, тишина.
Полный учебник церковнославянского языка
Это уникальное издание «Полного православно-славянского справочника» с грамматическими примерами 1648 года — первая книга на русском языке, содержащая полное описание внутреннего православного славянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для широкого круга читателей. Она станет незаменимым помощником для тех, кто желает полностью понять церковные книги и древние русинские источники, написанные в соответствии с православно-славянскими принципами.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с православного славянского языка
Первый прямой перевод древнерусских Евангелий на современный русский язык, отражающий для нас то, как наши предки читали и понимали Писание. Перевод был сделан с дорусского православного славянского Евангелия, напечатанного в Москве в 1651 году. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства в книге дано синодальное деление на главы и стихи и церковное деление на начала. Двухцветная печать киноварью. Предназначена для самого широкого круга читателей.