- Что такое схима
- Происхождение слова и значение понятия
- Историческая справка
- Первые схимонахи и схимонахини
- Дальнейшая судьба схимонашества
- Современное положение
- Виды схим
- Малая
- Великая
- Кто такой монах-схимник
- Внешний вид
- Правила поведения
- Обеты
- Принятие схимы
- Для чего нужно
- Постриг в рясофор
- Постриг в малую схиму
- Постриг в великую схиму
- Видео
Люди, чувствующие особую связь с Богом, иногда выбирают трудный образ жизни — монашество. Однако стать монахом совсем не просто. Чтобы достичь высшей степени монашества, человек должен пройти ряд испытаний.
Расофора, малый монастырь и большой монастырь — это три ступени монашества, выделяемые православной церковью. Высшей ступенью монашества в православии является одеяние Великой схимы. Если кто-то говорит о неопределенном, он имеет в виду великое братство. Многие люди, далекие от монашеской жизни, хотели бы знать, кто такие монахи-схимники.
Что такое схима
Схима (от древнегреческого слова «σχῆμα» — образ, наружность) — это обет соблюдать строгие правила поведения в монастыре. Одежда монаха имеет аналогичное название.
Происхождение слова и значение понятия
Чтобы понять значение этого слова, мы должны вернуться к его истокам. Древнегреческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производным от этого слова является «схема».
Умирая для простой земной жизни ради единения с Богом, те, кто принимает монашеские обеты, обретают ангельский облик, то есть после принятия обетов они становятся развоплощенными ангельскими образами, «схимами». То есть, схема удерживает от греха как некая система координат.
Историческая справка
Первые монахи появились в египетских и сирийских областях в III и V веках нашей эры. Их целью было достижение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отказавшись от мирской жизни, понимали заповеди Христа и учения апостолов буквально. Поэтому они часто жили отшельниками в египетской пустыне.
Столкнувшись с невозможностью поселиться вдали от людей, монахи давали обет уединения, заключая себя в уединенные пещеры, словно в гроб, и таким образом полностью отрекались от мира, оставаясь наедине с Богом. Они стали известны как схимонисты.
Некоторые из них начали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом, уединение перестало быть главным обетом.
Первые схимонахи и схимонахини
Практика восточного монашества в начале девятого века окончательно установила трехуровневое деление монахов.
Они были разделены на:
- послушники (начинающие монахи);
- …;
- монахи великого достоинства.
Устав патриарха Алексея отличал монахов разных рангов друг от друга по одежде.
В России разделение монахов на чины ввел преподобный Феодосий Печерский.
История развития:
- С XII по XIV век в литургической практике Русской Церкви доминировала сербская версия посвящения ангельскому образу, которая пришла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
- Начиная с XV века, чин малой схимы исправлялся в соответствии с греческими молитвами.
- Рейтинг великого ангельского образа был значительно снижен лишь в XVII веке.
Иноки — это древнерусское название монахов, которое происходит от слова «другой». Киорнетов (монахинь) иногда называли монахами (монахинями) из-за черного цвета их одежды.
Преподобный Пахомий Великий был одним из первых монахов-схимников. Он регулировал обряд пострижения. Четвертый Вселенский Собор укрепил систему монашества так, что отшельники, живущие в монастырях, стали называться монахами-схимниками, или отшельниками. Многие из этих отшельников были канонизированы как святые.
Дальнейшая судьба схимонашества
В 18-19 веках государственная политика была такова, что монашество было прекращено. Но в 1887 году игуменья Успенского монастыря Евфрасия (Лихарева) осмелилась просить Владимирскую духовную консисторию о постриге в монашество трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, во время Великого поста.
Просьба была воспринята с искренним удивлением. В июне того же года, после разъяснительной переписки с архиепископом Теогностом (Лебедевым), пострижение было разрешено.
Благодаря документам, сохранившимся в монастыре, стало известно довольно много подробностей об этих интриганках монахинях Евфрасии, Анастасии и Анатолии.
Современное положение
Термин «малосхимники» не используется в современном православии. Монах, постриженный в малую схиму, называется просто монахом. Раскольник — это идеальный образ монаха, путь к совершенству.
Первоначально монахи-схимники почти ни с кем не общались и читали свои молитвы без устали. Но в девятнадцатом и двадцатом веках как в мужских, так и в женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) приобрели дар прозорливости и особую мудрость самоотречения. По этой причине правящий архиепископ благословил монахов-схимников для утешения новоприбывших.
Люди стали стекаться в Оптину Пустынь, Почаевскую Лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри.
Многие святые были канонизированы после смерти. Самые известные монастыри — Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.
В XX веке многие монахини в России приняли образ великого ангела. Одной из тех, кто принял монашеский постриг в 1969 году в Вильнюсе, была Матушка Варвара, мать-настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при пострижении в монашество люди принимают новое имя, но Матушка Варвара сохранила свое монашеское имя в честь великомученицы Варвары.
Виды схим
Существует два типа монашеских схем — малая и большая.
Малая
Облачение, надеваемое поверх рясы, является характерным элементом второстепенного облачения. Он одет в рясу, параман, плащ, мантию, сандалии и четки.
Великая
Великая схима в православии означает само по себе полное отречение от мира в пользу духовного единения с Богом.
Литургическое облачение состоит из рясы, аналоя, плаща, четок, пояса и хитона. Схимонахи в российских монастырях освобождаются от всех монастырских послушаний, кроме литургических и духовных.
Кто такой монах-схимник
Монах, принявший «великий ангельский образ», называется схимником.
Внешний вид
Все одеяния монаха используются для духовной войны (сражения) против мира, плоти и дьявола.
Они — всемогущие руки Бога:
- Волосяная рубашка, или хитон, служит напоминанием об обете неверности.
- Парамант — это небольшая четырехугольная плащаница, надеваемая на спину (позвоночник), на которой изображен восьмиконечный православный крест, глава Адама и орудие страданий Христа. Надпись гласит: «На моем теле я ношу язвы Господа моего Иисуса Христа». Ношение этой таблички является постоянным напоминанием о кресте, который взял на себя монах.
- Мантия (мантия радости) — это напоминание об обете послушания.
- Кожаный пояс означает препоясать себя силой истины, обновить дух и умертвить тело.
- Плащ или паллиум — это символ Божьей силы, защищающей монаха, а само одеяние называют ангельским.
- Мантия — это шлем, который монах носит как воин, чтобы защитить себя от врагов (искушений) в надежде на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Только что исцеленного человека выводят из храма в его келью.
- Сандалии означают готовность монаха к любому доброму делу и послушанию.
- Четки называют духовным мечом, потому что они означают, что монах всегда молится. Оно также необходимо для молитвенного правила.
- Кукуль (в переводе с древнегреческого — «плащ, шапка») означает шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — нечестие младенца. Это круглый капюшон, который закрывает голову и плечи, имеет заостренный верх и украшен крестами. Всего существует пять крестов: на лбу, на груди, на обоих плечах и на спине.
- Аналав — это широкая, длинная полоса, украшенная крестами, с прорезью посередине. Его носят на спине и груди, а также надевают через голову. По сути, это то же самое, что параман для малошимника.
Правила поведения
У монахов-схимников есть только одно послушание: духовенство и отправление литургии. То есть, они не делают ничего другого, кроме служения молитвы.
Расофор, напротив, подвергается испытанию на выносливость, выполняя различные работы в монастыре наравне с трудницами (работницами, живущими в монастыре).
Обеты
Принимая монашеские обеты, монах дает три обета.
К ним относятся:
- Обет несторианства (бедности) подразумевает полный отказ от всего личного имущества.
- Обет целомудрия — не только безбрачие, но и отказ от секса вообще.
- Обет послушания — это отказ от собственной воли.
Принятие схимы
Существует три обряда монашеских обетов.
Преемственность монастырских обрядов:
- в рясу — преемственность облачения в рясу и жилет;
- облачения;
- в схему.
Для чего нужно
Святая Православная Церковь различает три состояния монашеского делания: послушничество, монашество, раскол.
Эти состояния определяются как подготовка к деянию, само деяние и высшее исполнение деяния:
- Первый этап — это испытания послушников, готовящихся к принятию самого дела (монашества). Монахи-послушники много лет живут в монастыре как послушники, учатся всему, что должен знать каждый монах, усердно трудятся и усердно молятся.
- Монахи второй ступени называются малосхимниками, или совершенными монахами.
- Третья стадия называется монахи-схимники, или самые совершенные монахи.
Постриг в рясофор
Схима с двумя степенями идет после монаха (касофора, по-гречески «тот, кто носит рясу») или послушника. Послушник не дает никаких обетов вместе с привычкой в послушничестве. Над послушником читаются специальные молитвы, а его волосы постригают в форме креста. Иногда новичок даже не меняет своего имени. Теперь его называют монахом-послушником (в рясе).
Послушник получает право носить рясу, которая символизирует
- покаяние;
- сетовать;
- отказ от мирской жизни.
Слово «ряса» переводится с греческого как «поношенный, потертый».
Литургическое облачение монаха состоит из:
- ряса;
- ряса;
- ряса;
- корсет;
- розарий.
На этом этапе монах готовится к принятию монашества.
Постриг в малую схиму
Малая схима (облачения) на самом деле является монашеством.
Монашеский постриг состоит из двух частей — оглашения и пострижения:
- Первая часть состоит из провозглашения, принятия обетов послушания, целомудрия и аскетизма, наставлений для того, кто принимает обеты, молитвы и крещения с новым именем.
- Во второй части церемонии совершается монашеский постриг и наложение литургического облачения.
Разрезание одеяний является главным актом принятия религиозных обетов и поэтому напоминает церемонию крещения. Два креста (большой деревянный на груди и второй (главный) на спине) возлагаются на клиента, и ему дается новое христианское имя. Третий крест отдается священнику. Этот крест называется вторым крещением.
Монашество — это призвание, а не выбор отдельного человека. Если настоятель монастыря не видит в человеке этого призвания, рукоположение не может состояться. Поскольку ответственность за принятие монашеских обетов лежит на настоятеле, он должен определить, выбрал ли послушник правильный путь и правильные намерения.
Преподобный Антоний Печерский был одним из первых монахов на Руси, основав Киево-Печерский монастырь.
Постриг в великую схиму
Монашеский постриг в великий ангельский образ — величественный и долгий. Во время этого монашеского пострига монах дает чрезвычайно строгие обеты — его отречение от земной жизни выражается еще сильнее, чем во время пострига помазанника, поскольку он полностью отрекается от мира. Монах принимает монашеские обеты как способ умереть от мирской жизни и начать жизнь в Горной местности.
Предмету дают аналав и куколь и дают новое имя. В то же время за него перед Богом молится новый святой: ему дается святой покровитель.
Завеса снимается на восьмой день после пострижения, с особой молитвой настоятеля. Это делается для того, чтобы вернуться к телесной работе и рукоделию. Она вновь надевается без благословения настоятеля.
Видео
Принятие монашеского пострига можно увидеть на этом видео.
Первый монашеский постриг с момента возрождения Спасского монастыря в Кобрине. Кобрин — на видео ниже.