- Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника
- Рождество Пресвятой Богородицы в истории
- Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы
- Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции
- Рождество Богородицы. Иконы
- Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси
- Храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы у старообрядцев
Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — первый двенадцатый (от славянского «двенадцать» — двенадцать) православный праздник церковного года. Оно первое по хронологии событий новозаветной истории и по церковному календарю, которое начинается в сентябре и поэтому именуется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Богородицы было исполнением пророчеств о скором пришествии на землю Христа, Спасителя мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), он непреходящ и имеет 1 день до праздника и 4 дня после праздника.
Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника
Так Хоакин и Ана терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а ждали милости Божией и верили, что Господь даже в старости может послать им сына, как когда-то Аврааму и Сарре.
Святые Иоаким и Анна Фреска из монастыря Дионисия на Афоне
В один из великих иудейских праздников Иоаким прибыл в храм Иеросальма, чтобы, по закону Моисееву, принести жертву Богу. Но первосвященник даров Иоакима не принял, обвинив его в грехах, за которые Господь наказывает его бесплодием. Опечаленный Хоакин не вернулся домой, а ушел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, тоже опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а усердно молились, прося милости. Его молитва была услышана Господом. Согласно легенде, Хоакину в пустыне и Ане в саду явился ангел с радостной вестью о том, что у них родится дочь. Оба они немедленно отправились в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. Со временем у них родилась дочь, которую назвали Марией).
Рождество Пресвятой Богородицы в истории
Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (439-446). Яковиты и несториане, отколовшиеся от Православной церкви в V веке, также отмечают праздник 8 сентября под названием «Рождество Богородицы». В VII-VIII веках Греческая церковь уже отмечала праздник с большой торжественностью. Официальное одобрение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.
Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы
В праздничную службу входят творения святого Иоанна Дамаскина (8 век), первого канона; Святой Андрей Критский (7 век) — второй канон; Герман, Патриарх Константинопольский (8 век) — стихира в стиховне; Анатолий, епископ Солунский (9 в.) — несколько стихир на литию; Стефан и Сергий Святоградцевы (9 век) — стихиры в «Господь возгласил» и некоторые в литии и стиховне. Стихи на праздник Рождества Богородицы содержат вероучительную мысль о том, что в лице Девы Марии Господь уготовал земной Престол и Царскую Чертогу; что Матерь Божия превосходит всех женщин своим величием, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив бесплодие родителей Богородицы, Господь может разрешить и наше духовное бесплодие, т.
В паремиях, читаемых на праздник Рождества Богородицы, первая (Быт. XXVIII, 10-17) говорит о видении Иаковом лествицы, которая представляла Богородицу, соединяющую небо с землей, землей; вторая притча (Иезекииль XLIII, 27; XLIV, 1-4) содержит пророчество Иезекииля, называвшего двери, через которые проходили Святой Древний и Святой Строитель, Богородицей; третья (Прит. IX, 1-11) говорит о Доме, уготованном Себе Ипостасной Премудростью, то есть Иисусом Христом (Сей Дом, построенный Премудростью — Богородицы, Пресвятой Девы Марии, в котором Господь было установлено).
Мысли канона в партию близки мысли стихиры. Апостол (Филипп II, 5-11) говорит о смирении и смирении Сына Божия, который, приняв образ раба, смирил Себя до смерти на кресте, и за это прославился превыше всех имен. Евангелие (Лк. X, 38-42. XI, 27-28) говорит о пребывании Христа в доме Марфы и Марии. Древнейшим гимном праздника, составленным, вероятно, в V-VII вв., является тропарь.
Церковнославянский текст:
Твое рождество, бцде дв7о, радость возвещая2 на всю вселенную и 3з8 солнце правды взойдет для тебя хрт0с бг наше, разрушая класс, дарует счастье и 3 празднует смерть, даруя нам вечную жизнь.
Русский текст:
Рождение Твое, Дева Богородица, радость всей вселенной возвестила: ибо Солнце Истины воссияло Тебе, Христе Боже наш, и, разрушив проклятие, дало благословение и, разрушив смерть, даровало нам жизнь вечную.
Отпускной кондак. Церковнославянский текст:
Їваки1м и 3 нна упрекают бездетность, а 3 адам и 3 є4вва т тля2 смертные свобода1стасз, бэтэрз шм чцтв0м твой1м то твой народ празднует2, вина2 грех и 3 вопль избавлен от тебя, бесплодие рождает бкд й3 кормилец жизни нашей.
Русский текст:
Хоакин и Ана были освобождены от упрека в том, что у них нет детей, а Адам и Ева были освобождены от смертной смерти Твоим Святым Рождением, Непорочное. Празднуется и народ Твой, освободившийся от бремени греха, восклицая Тебе громким голосом: неплодная рождает Богородицу и Подательницу Жизни нашей.
Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы также называют «Pequeño Purísimo», «Днем Аспоса». По народной легенде ближайшее к этому дню время называлось Оспожники, Пожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким окажется урожай в новом году. Хорошим урожаем Мастера праздновали целую неделю: чем урожайнее лето, тем длиннее каникулы. Сельская «фиеста», посвященная празднествам церковного цикла, проходила в период между Успением Богородицы и Покровом. Вечеринка развернулась по всем законам гостеприимства: варили пиво по количеству гостей, резали овцу или барана, готовили блюда из говядины, из головы и ног быка делали желе, вылавливали кулебяки, а еще, несмотря на скоротечность праздников, пекли пирог из домашней пшеничной муки с магазинной манной смесью дети звали на вечеринку своих родственников, отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение на празднике. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» из кулебяки достали рыбу, а также, несмотря на то, что праздники были постными, испекли лепешку из домашней пшеничной муки с покупной манной смесью.За день-два до праздника дети позвали на праздник своих родных , отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» из кулебяки достали рыбу, а также, несмотря на то, что праздники были постными, испекли лепешку из домашней пшеничной муки с покупной манной смесью.За день-два до праздника дети позвали на праздник своих родных , отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка» отдавая предпочтение тем, кто был готов заплатить за угощение в праздник. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение: ни тесть, ни свекровь не уклонялись от их приглашения, даже если у них самих не было ответа. Очень важно было, чтобы между зятьями и свекром дочери и свекровью были хорошие отношения, как гласит пословица: «Не к зятю, а к милому ребенок.»но для милого ребенка.но для милого ребенка».
Самыми важными гостями были сваха и сваха тестя и свекровь его сына, которые сидели за столом в переднем углу, под теми же образами. Сельские увеселения были шире и разнообразнее в местности, где стояли храмы в честь Рождества Богородицы, так как в этих городах устраивались различные ярмарки, приуроченные к празднику.
Рождество Богородицы. Иконы
Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и широко использовались в византийском и русском искусстве XI-XII веков. К этому времени относятся основные элементы иконографии: Анна в красной мафории на высокой кровати, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу — сцена мытья ребенка. Три женщины подходят к Анне с подарками. Отец Богородицы Хусто Хоакин наблюдает из окна гостиной.
Рождество Богородицы середина XIV века Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рождество Богородицы. Двусторонний значок планшета. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник конца 15 — начала 16 вв Фрагмент иконы Рождества Богородицы XVI век. Музей. А. Рублева Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг Рождество Богородицы с житием XVI век. Из местного ряда собора Рождества Богородицы в Устюжне
Рождество Пресвятой Богородицы. С торжественного случая середины XVII века Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», г. Ростов Великий Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатырева. Вторая четверть 19 века
Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси
Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII-XIV веках по всей России. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига отразилось в массовом строительстве храмов, посвященных праздникам Богородицы.
Собор Бобреневского монастыря (1381 г.) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря были посвящены Рождеству Богородицы.
Бобренев монастырь под Коломной
В 1392 году вдова великого князя Димитрия Донского княгиня Евфросиния основала в Московском Кремле Вознесенский монастырь и возвела белокаменный храм в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году известными иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Вознесенский монастырь. 1850-1865 гг
В честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимирской области освящен Боголюбский монастырь. Монастырь был основан в XII веке, а главный храм был построен между 1158 и 1751 годами. Собор Рождества Богородицы был украшен резными рельефами и фресками, медью и позолотой, керамическими полами и витражами. Круглые мраморные колонны поддерживали своды. Старый собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в 18 веке был заменен новым. На лестничной башне был построен шатер колокольни. Место княжеских апартаментов занял частный дом. В 19 веке старые ворота с надвратной церковью были заменены надвратной Успенской церковью с колокольней,тогда же был построен огромный пятиглавый собор. 3 июня 1923 года монастырь был закрыт, а в 1991 году началось возрождение обители.
Собор Рождества Богородицы Боголюбского монастыря во Владимирской области
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен Ферапонтов монастырь. Ферапонтово, Вологодская область. Собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году. Его объем, расположенный в высоком подклете, завершается тремя рядами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады украшены в верхней части поясами из балясин и керамических пластин с растительным орнаментом, в нижней части — поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, напоминающим белокаменную резьбу владимирского зодчества. Три перспективных портала высечены из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными колоннами на три нефа с приподнятыми под барабан арками. В 1924 году Ферапонтов монастырь был закрыт.С 1975 года монастырь используется как музей. В 2018 году Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в обители.
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе. Ферапонтово, Вологодская обл
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве был освящен монастырь. Собор Рождества Богородицы был построен в 1501-1505 гг. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но в 1550 году было полностью восстановлено. Храм с четырьмя колоннами и тремя апсидами имеет купол. Нижний объем кубический. Угловые части перекрыты ребристыми сводами и понижены по отношению к центральной части, крестообразной формы. Ступенчатые пружинные арки несут высокий барабан со шлемовидным куполом. Конец имеет пирамидальный вид. Под барабаном два ряда кокошников. В 1676-87 колокольня собора была разобрана и на ее месте с юго-запада пристроена шатровая колокольня. В конце 18 в.
Ансамбль монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве
В страшной бойне на территории самого монастыря погибло 12 000 человек. Монастырь был подожжен, и все документы его ранней истории были сожжены. После окончания беспорядков многое было восстановлено, воздвигнуты новые башни и храмы. В середине 17 века была построена колокольня. В середине XVII века в Пафнутьев монастырь дважды в разное время были заточены протоиерей Аввакум и боярыня Морозова, которые умерли там от голода в земляной яме. В 1923 году на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельскохозяйственный техникум. С 1960 года ведутся реставрационные работы. В 1991 году Пафнутьев монастырь снова был передан Церкви, тогда еще сельскохозяйственный техникум. С 1960 года ведутся реставрационные работы. Пафнутьев монастырь был вновь передан Церкви в 1991 году.
Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь
Барабан завершен куполом в виде шлема с ажурным крестом XVII века. Лепной декор барабана относится к середине 19 века. В 1850 году были построены трехъярусная колокольня и двухнефная трапезная. В годы советской власти храм оставался действующим. Только во время Великой Отечественной войны богослужения ненадолго прерывались, но вскоре возобновлялись.
Храм Рождества Христова в Волоколамске
Крыша храма претерпела значительные изменения. Первоначально собор заканчивался, кроме закомара, двумя рядами кокошников, расположенных параллельно плоскостям фасада. Его квадратные постаменты скрыты задней шатровой крышкой. Кирпичный световой барабан и головка лампы новые. Также в XVI веке была построена трехъярусная колокольня, перестроенная в 1871 году. В это же время из соседнего Дулова в Медведеву пустынь перевезли Спасскую церковь. В 19 веке церковь Рождества Пресвятой Богородицы была перестроена. В 1937 году Медведевскую Богородичную Рождественскую пустынь закрыли, а его имущество разграбили. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. Нынешний храмовый комплекс потихоньку возрождается. В это же время из соседнего Дулова Спасскую церковь перевезли в Медведевскую пустынь. В 19 веке церковь Рождества Пресвятой Богородицы была перестроена. В 1937 году Медведевскую Богородичную Рождественскую пустынь закрыли, а его имущество разграбили. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. Нынешний храмовый комплекс потихоньку возрождается. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. Нынешний храмовый комплекс потихоньку возрождается.
Одноименная церковь Рождества Богородицы Медведева Пустынь в Дмитровском районе Московской области
В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Лужецкий Ферапонтов монастырь в городе Можайске Московской области, основанный в 1408 году. Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в первой половине века XVI. Его перестроили в середине 18 века, разобрали окружавшие собор галереи. В 1960-х годах 20 века его отреставрировали. В 1922 году монастырь был официально закрыт и разорен. В 1994 году Китайская Республика была возвращена. Мощи преподобного Ферапонта Белозерского покоятся в соборе Рождества Богородицы.
Можайский Лужецкий монастырь Рождества Богородицы Ферапонтов в Можайске Московской области
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Звенигород Московской области освящен Саввино-Сторожевский монастырь. Монастырь основан в 1398 г., а крестово-купольный четырехстолпный одноглавый собор построен в 1405 г. Фасады, верхушки апсид и барабан украшены белокаменной резьбой. Перспектива порталов с килевидной отделкой. Завершение тремя рядами закомаров в XVIII-XIX вв было заменено четырехскатной крышей. Головка лука относится к 17 веку. В середине 1919 года монастырь закрыли, а в 1990-х годах он вернулся в Китайскую Республику.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде Московской области
В композиции здания бросается в глаза асимметричное расположение трех куполов, один из которых венчает выдающуюся из общего объема полукруглую башню. В этой башне есть лестница.
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде освящен Десятинный монастырь. Первое упоминание о монастыре относится к 1327 году. Каменная церковь Рождества Богородицы была построена в 1397 году. Первоначально это был храм с четырьмя столпами, одним куполом и одной апсидой. С 1918 года в Десятинном монастыре располагались Новгородская ГубЧК и Новгородский отдел ОГПУ. Подвал Рождественского собора был приспособлен для камер для арестованных, ректорский корпус — для клуба чекистов. В 1929 году кладбищенская церковь Всех Святых была снесена, а монастырское кладбище уничтожено. Собор Рождества Богородицы сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но купол сохранился, а стены местами разрушены.В середине 1950-х его снесли и разобрали на кирпичи. Монастырь сохранился в фрагментах.
Десятинный монастырь до революции
Церковный барабан усиливает эффект легкости и устремленности ввысь. Во внутреннюю часть здания ведут три широких входа. Они и стройные сводчатые столбы широких пространств способствуют тому, что даже при небольших размерах церковь производит впечатление просторного и высокого здания. В основе дошедшей до нас постройки лежит кладка домонгольских времен: сочетание известняка и тонкого цокольного кирпича, уложенного на известковый раствор, с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, который венчает церковь, представляет собой так называемый «крест-полумесяц купола», типичную форму домонгольского периода, происходящую от «креста в цветах» или «креста из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде на известковом растворе.со смесью кирпичной крошки (земянки). Крест, который венчает церковь, представляет собой так называемый «крест-полумесяц купола», типичную форму домонгольского периода, происходящую от «креста в цветах» или «креста из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде на известковом растворе с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, который венчает церковь, представляет собой так называемый «крест-полумесяц купола», типичную форму домонгольского периода, происходящую от «креста в цветах» или «креста из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первозданном виде.крест в цветочек» или «крест из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде, уложенном на известковый раствор, с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест полумесяца» купол», типичная форма домонгольского периода, происходящая от «цветущий крест» или «виноградный крест». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.крест в цветочек» или «крест из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде, уложенном на известковый раствор, с примесью кирпичной крошки (земянки). Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест полумесяца» купол», типичная форма домонгольского периода, происходящая от «цветущий крест» или «виноградный крест». В настоящее время памятник восстановлен в первоначальном виде.В настоящее время памятник восстановлен в первозданном виде.В настоящее время памятник восстановлен в первозданном виде.
Церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту под Великим Новгородом
В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Снетогорский монастырь в Пскове. Монастырь впервые упоминается в Псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавший в то время монастырь был сожжен во время нападения на Псков ливонских рыцарей. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь стал главным духовно-монашеским центром Пскова. Главная святыня монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы — построен в 1311 году. Внутреннее пространство собора выполнено в виде равноконечного креста с примыкающими по углам меньшими объемами. По внутренней структуре интерьера боковые фасады храма асимметричны. Его восточные обороты украшены высокими арками, соответствующими высоте плеч креста. Вот боковые порталы храма, над ними ниши-киоты и окна, предназначенные для росписи. Западные обороты снизу украшены низкими арочными нишами, соответствующими нижнему уровню западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в значительной степени сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально заканчивавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт пристройками к храму, появившимися в более поздние века. Собор завершает помещенный в центре внутреннего креста купол, барабан которого снаружи украшен необычным поясом стрельчатых арок, восстановленных при реставрации. В пятнадцатом веке, барабан купола был поднят, а арочный пояс заменен лентами полозьев и бордюров. За время существования собора форма крыши неоднократно менялась. Первоначально храм был покрыт доской в виде закомара, а оголовок купола прикрыт деревянным лемехом. Территорию монастыря занимал дом отдыха. В 1934 году колокольня Вознесенской церкви была частично разрушена. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался штаб группы армий «Север». Территория и монастырские постройки были благоустроены для проживания немецких офицеров. В то же время в церкви Сан-Николас был устроен актовый зал, в соборе — винный магазин и тир и гараж в руинах Вознесенской церкви. В послевоенное время продолжали существовать дом престарелых и детский санаторий. В 1993 году здания Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии Русской Православной Церкви.В соборе находятся винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви — гараж. В послевоенное время продолжали существовать дом престарелых и детский санаторий. В 1993 году здания Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии Русской Православной Церкви.
Снетогорский монастырь Рождества Богородицы в Пскове
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен Солотинский монастырь. Солочь, Рязанская обл. Монастырь основан в 1390 году. В 1570-1580 годах монастырь считался одним из самых важных в России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского князя Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века. В 1917 году монастырь был закрыт советскими властями, это была колония для малолетних правонарушителей. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация здания.
Собор Рождества Богородицы Солотчинского монастыря
В честь Рождества Пресвятой Богородицы Палеостровский монастырь о. Палей Республики Карелия. Палеостровский Богородице-Рождественский монастырь был основан в 15 веке. В XVII веке монастырь стал местом заточения епископа Павла Коломенского. После разделения Русской Церкви старообрядцы бежали в монастырь и нашли там много сочувствующих. В 1928 году был разрушен Палеостровский монастырь, официально закрыта церковь Рождества Богородицы. На острове была создана колония для малолетних правонарушителей. В настоящее время монастырь восстанавливается.
Богородице-Рождественский Палеостровский мужской монастырь в Республике Карелия
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе была освящена Эрмита-де-ла-Раис. Свобода Курской области. Основан в 1597 году, на месте явления в корне дерева чудотворной иконы Знамения Божией Матери, именуемой Коренной, или Курской. В трудные времена Коренная Пустыня была разрушена до основания. С 1618 по 1764 год скит был закреплен за Курским Знаменским монастырем. В 1792 году в нем устроили общежитие. После революции монастырь был разграблен и закрыт. Был взорван храм Рождества Пресвятой Богородицы, снесен купол колокольни, а в доме отдыха устроена смотровая площадка для отдыхающих, ставшая Коренной пустынью. В 1989 году скит был передан Русской Православной Церкви.
Скит Рождества Богородицы Коренной в городе. Свобода Курской области
Где возвели церковь святых Флора и Лавра, а в 1580-х годах возвели церковь Рождества Богородицы в остроге. В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшимся на Москву. XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. Уже в начале 1920-х годов советские власти закрыли Софрониевский монастырь. В первые послевоенные годы оставшиеся руины Софрониевского монастыря стали разбирать на кирпичи для свинарников, колхозных построек, промышленных объектов. Так, церковь Рождества Пресвятой Богородицы бульдозеры сровняли с землей, а на ее месте появился участок для выпаса колхозного скота.
Рождества Богородицы Софрониево-Молчанская Пустынь в селе Печерская. Новая Украинская Слобода
В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Молчанский монастырь в городе Путивле, Украина. История основания Молчанского монастыря тесно связана с Софрониевой пустынью. В 1592 году татары сожгли Молчанскую пустынь, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где было несколько «осадочных дворов», и превратили монастырский двор в новый Молчанский монастырь. В 1602-1604 годах были построены каменные укрепления, и монастырь стал настоящим оборонительным постом. Монастырь служил мощной крепостью, в которой неоднократно находили убежище монахи монастыря и местные жители. С 18 ноября 1604 г по 26 мая 1605 г. Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Молчанская пустынь была закреплена за Путивльским Молчанским монастырем, и на его территории была устроена монастырская пасека. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре вспыхнул пожар, в результате которого здание сильно пострадало. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы не было путаницы, монастырь в Путивле стал называться Большим Молчанским, а его восстановили над Молчинским болотом, — Малой Молчанской пустынью. Последний с конца XVII века стал называться Софрониевой пустынью, или Софрониевским монастырем. С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль, постепенно начал приходить в упадок. В послереволюционное время монастырь был закрыт, а монахи разогнаны. С 1930-х гг. В 1991 году монастырь был передан УПЦ, так как сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок. В послереволюционное время монастырь был закрыт, а монахи разогнаны. С 1930-х годов на территории и в зданиях монастыря располагались детский дом, ремесленное училище и военный завод. С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а спустя 17 лет здесь создан Государственный историко-культурный заповедник. В 1991 году монастырь был передан УПЦ.
Богородице-Рождественский Молчанский монастырь в Путивле (Украина)
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Юрьево (Великий Новгород, Витославицкий детский дом) освящен храм. Церковь Рождества Богородицы была построена примерно между 1530 и 1540 годами. Церковь была перенесена из села Передки. В виде креста, с тремя престолами, стоит на высоком постаменте и увенчан высоким венценосным шатром. С пяти сторон: северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной, церковь окружена открытой наружу галереей, которая опирается на несущие кронштейны — бревна, выпущенные из основного каркаса. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры церковных стен, а спрямляются. На западе, перед галереей, есть крыльцо. Ветви креста из бревен покрыты двускатными крышами, боковые алтари и галерея выполнены в едином тоне. Поразительная особенность храма: боковые стены креста в его плане не параллельны, как это часто бывало, а резко отодвинуты от центра помещения наружу.
Церковь Рождества Христова в Юрьеве под Великим Новгородом
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области был освящен собор, построенный между 1222 и 1225 годами. В 1237 году, во время нашествия на Суздаль батьевской орды, собор Богородицы был разграблен. Позже восстановлен. 25 марта 1577 года в Суздале вспыхнул крупный пожар, сильно повредивший и собор. В 1635-36 годах, после нашествия поляков, собор вновь был восстановлен. В 1719 году в Суздале вспыхнул огромный пожар, уничтоживший почти все церкви и дома горожан. В этом пожаре пострадал и собор: оплавилась жестяная крыша и купола, обрушился верхний ярус собора. Затем собор был отреставрирован. В советские годы это не сработало. В 1991 году в соборе проводились богослужения.
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области
В честь Рождества Богородицы в Московском Кремле освящен храм. Церковь построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте старой деревянной церкви Воскресения Лазаря Праведного. Церковь Рождества Богородицы располагалась в женской части Кремля и была родильной церковью великих княжон. Во время пожара 1479 года верхняя часть церкви обрушилась, и ее пришлось восстанавливать. В 1514 году была перестроена и церковь Рождества Богородицы в Сене. В 1681-1684 гг. Церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была почти полностью перестроена. Новый храм был одноглавым, с западной трапезной. Впоследствии церковь Рождества Богородицы в Сене реставрировали в 1923-1928 и в 1949-1952 годах.До наших дней сохранилось старинное здание с четырьмя белокаменными апсидами с главным порталом.
Храм Рождества Богородицы в Сене Московского Кремля
В честь Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве была освящена церковь, построенная в 1509 году на месте деревянной церкви, первоначально возведенной в 1370 году. Церковь является частью первоначально существовавшего в этом Симоновом монастыре сайт. В 17 веке монастырь был упразднен, храм стал приходским. В 1927 г церковь была закрыта, в 1930-е гг обезглавлена. В здании располагалась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г колокольню снесли, в 1980-х гг церковь передали Историческому музею. В 1989 году возвращен Русской Православной Церкви.
Церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове в Москве
В честь Рождества Богородицы на Путинках в Москве освятили храм. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 года. В 1648 году деревянная церковь сгорела и позже была построена в камне. Храм представляет собой узкий двухсветный четырехугольник, вытянутый в поперечном направлении, завершенный тремя лавками. Звонница восьмиугольная, четырехгранная, расположена между часовней и храмом, возвышаясь над сводами трапезной. Композицию дополняет большое шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, расположенной на Малой Дмитровке. В оформлении церковных фасадов использованы типичные для XVI века стрельчатые кокошники, столбчатые килевидные наличники и сложные распущенные карнизы. После закрытия храма в 1938 г в нем долгое время располагались офисы, затем репетиционный зал Московской дирекции «Цирк на сцене». Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. Проведена комплексная реставрация. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.
Храм Рождества Богородицы на Путинках в Москве
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мурованка Республики Беларусь освящен храм. Храм-крепость возведен в 1524 году в готическом стиле. Архитектурно это одноэтажное четырехэтажное здание с высокой двускатной крышей. Монументальное каменное здание закреплено по углам цилиндрическими оборонительными башнями. Башни органично связаны с корпусом. В разное время храм служил не только местом поклонения, но и защитой крестьян от опустошительных набегов. В 1656 году церковь сильно пострадала, а в 1706 году подверглась бомбардировке шведами во время Северной войны. В 1928 году костёл был преобразован польскими властями в церковь и передан местной католической общине. В августе 1993 г.церковь была возвращена общине РПЦ.
Церковь Рождества Богородицы в селе Мурованка, Республика Беларусь
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме Владимирской области был освящен собор, построенный примерно между 1549 и примерно 1557 годами. Первоначально каменный собор был увенчан тремя куполами, в середине XVII в собор был отремонтирован и увенчан пятью куполами. Мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии почили в Петропавловском приделе собора. В 1934 году «с согласия» общины верующих собор был передан в аренду одному из полков, дислоцированных в городе. С середины 1930-х годов Соборная площадь была превращена в футбольное поле, а колокольня — в пожарную вышку и раздевалку для игроков. В 1939 году по распоряжению горсовета г.собор и церковь у колокольни начали сносить. Собор разобрали перед Великой Отечественной войной, а колокольню спустя восемь лет.
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме Владимирской области
В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен придел храма Спиридона Тримифийского, что находится на Козьем Болоте в Москве. Храм известен с 1627 года. В 1633-1639 годах церковь была перестроена в камне и названа в народе не из-за главного престола в честь Рождества Богородицы, а из-за придела святителя Спиридона. В XVII-XIX веках церковь не раз перестраивалась и расширялась. Церковь сильно пострадала в 1812 году во время великого московского пожара, а затем была заново отстроена. Старое ядро церкви сохранило черты древнерусской архитектуры. Кубическое здание храма увенчано одним куполом, покоящимся на круглом барабане с арочно-столбчатым поясом. Под поздним шатром, сохранились ряды превосходных килеватых кокошников, завершающих четыре стены фасада. В августе 1930 года храм был разрушен.
Спиридоновская церковь на Козьем болоте в Москве
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен храм. Свияжск, Республика Татарстан. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен около 1567 г. Разрушен в 1928 г.
Собор Рождества Богородицы в Свияжске
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Лиственка Ленинградской области освящен храм. Это одна из старейших клетских церквей в Ленинградской области. Церковь построена в 1599 году. Здание состоит из трех объемов: церкви, прирубного алтаря и трапезной. В 1720 году церковь перестроили: возвели трапезную и новый портик. Резной хор и иконостасная таблица с надписями и изображениями святых сохранились без изменений. Церковь закрылась в 1932 году и действует с 1992 года.
Церковь Рождества Богородицы в селе Лиственка Ленинградской области
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Пскове освящен храм. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Проломской датируется 1581 годом. Церковь Покрова Богородицы «Покровский от Угла» или «От Пролома» монастыря известна с XIV века. Монастырь располагался на пятой Ротонде городской стены у Великих ворот и огромной башни, также названной в честь монастыря — Покровской. Первоначально главным храмом монастыря был храм во имя Покрова Богородицы, к которому после осады Пскова в 1581-1582 годах войсками короля Стефана Батория, в память о чудесном избавлении красавцы города», была пристроена недавно возведенная церковь Рождества Богородицы. С того времени,храм явился малым архитектурным чудом: одинаковые церкви, клецкие, крохотные, с куполом и апсидой и с колокольней, расположенные симметрично над притворами в общей стене, соединяющей их в единое целое. В настоящее время историческая экспозиция находится в Покровской церкви; Церковь Рождества Христова принадлежит Псковской казачьей общине.
Церковь Покрова и Рождества Пролома в Пскове
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Порхове Псковской области освящен храм. До середины XVIII века на месте современной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на южной окраине Порхова, находился Рождественский женский монастырь, упраздненный в 1764 году при секуляризации монастырских земель. После упразднения монастыря здесь до 1930 года располагалась приходская церковь. До войны приход был закрыт, в здании размещалась Порховская пожарная дружина, после войны — спортивное общество, а в 1990-е 1980-е годы ночной клуб в городе. Лишь в 1991 году храм был возвращен общине РПЦ.
Храм Рождества Христова в Порхове Псковской области
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен храм. Городня из Тверской области. Предположительно, церковь построена в 1390 году. За время своего существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 г он был восстановлен на старом фундаменте и перекрашен. После пожара 1716 года церковь была перестроена. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1966 году началась капитальная реконструкция храма. Объем храма прямоугольной формы завершается золотым куполом-луковкой. Территория окружена массивным каменным забором с трехчастными арочными воротами, также увенчанными золотым куполом.
Церковь Рождества Христова в селе Городня Тверской области
В честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Рогатин Ивано-Франковской области Украины освящен храм. Церковь Рождества Богородицы была построена в 1421 году. Построена из камня и красного кирпича на известковом растворе, имеет три нефа, апсиду, две колонны и два алтаря. Стены укреплены контрфорсами. На уровне сводов они соединены арками, напоминающими закомары древнерусских церквей. Фасады украшены глубокими нишами, в которые встроены стрельчатые окна, а также небольшими нишами. Во время нападения Германии на Галицию во время Второй мировой войны в храм попала бомба. В результате его удара сгорел потолок, остались только стены. Церковь вскоре была восстановлена. Но спустя три года, в 1944 г.
Церковь Рождества Христова в Рогатине, Украина
Вертикально скованная фигурными досками внизу и высоким коническим шпилем с фартуком в основании. Горела церковь Рождества Христова.
Бывшая церковь Рождества Христова в селе Стебловка Украина
В честь Рождества Пресвятой Богородицы были освящены монастыри и храмы в Румынии, Грузии, Черногории, Южной Осетии, Польше и Палестине.
Храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы у старообрядцев
У старообрядцев сохранилась традиция освящать храмы во имя праздников Божией Матери, в том числе и Рождества Богородицы. Во многих общинах Русской православной старообрядческой церкви отмечается храмовый (покровительский) праздник Рождества Богородицы: в Новосибирске, Орехово-Зуево и Павловском Посаде и селе Тураево Московской области, селе Дворищи, Костромская область и другие. Праздник в храме есть и у многих зарубежных старообрядцев – приходов Русской Православной Церкви в городе Вилково Одесской области (Украина) и с. Егоровка (Молдова), Белокриницкой волости Румынии в дер. Сарикей и город Ботосана.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Русской Православной Церкви. Новосибирск
«Именинниками» сегодня являются и многие общины другого поселения старообрядцев — Поморской староправославной церкви: в Уфе, Великом Новгороде, Орехово-Зуево Московской области, селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом: общины 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) в Латвии, Масалишской, Римковской, Шлижишской в Литве.