- Пасха в 2022 году — 24 апреля!
- Пасха Христова. Сколько дней празднуется?
- Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия
- Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?
- Какого числа Пасха у православных?
- Как рассчитать дату Пасхи?
- Православная пасхальная служба
- Традиции празднования Пасхи у старообрядцев
- Воскресение Христово. Иконы
- Храмы Воскресения Христова
- Старообрядческие храмы Воскресения Христова
- Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)
- Новопасхалисты и их учение
Пасха в 2022 году — 24 апреля!
Воскресение Христово (Пасха) — важнейший христианский праздник, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа из мертвых. Устав церковного богослужения зависит и от даты Пасхи (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмоса), и окончания самого продолжительного и строгого Великого поста (разговения) и многих других православных праздников. Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной всенощной, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и курантами. Но в чем духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции?
Читайте также про праздник Воздвижение креста.
Пасха Христова. Сколько дней празднуется?
Пасха – самый важный и торжественный христианский праздник. Он проходит каждый год в разное время и относится к передвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и другие подвижные праздники, такие как: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) и другие. Празднование Пасхи самое продолжительное: в течение 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» «Воистину воскрес!» День Светлого Христова Воскресения для христиан – это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы во славу воскресшего Христа, и вся Страстная седмица празднуется «как один день».Богослужение в течение недели почти полностью повторяет пасхальную всенощную.
В другой статье читайте про Великий пост.
Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия
Христианский праздник Пасхи – это торжественное воспоминание о Воскресении Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, потому что никто не видел, как это произошло. Снятие с Креста и погребение Господа состоялось в пятницу днем. Суббота, являющаяся днем отдыха иудеев, женщины, сопровождавшие Господа, и галилейские ученики, свидетели Его страданий и смерти, прибыли к Гробу Господню лишь днем позже, на рассвете того дня, который мы теперь называем Воскресеньем. Они несли благовония, которыми, по тогдашнему обычаю, возливали тело умершего.
После субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть гроб. И вот, произошло великое землетрясение, потому что Ангел Господень, спустившийся с неба, приблизился, отвалил камень от двери гроба и сел на нем; вид его был как молния, и одежды его были белы, как снег; испугавшись его, стражники дрожали и оставались как мертвые; Ангел, обращаясь к женщинам, сказал: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь, он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и идите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и что Он пред вами в Галилее; вы увидите это там. Вот я тебе сказал.
И, выбежав из гроба, побежали со страхом и великой радостью возвестить Его ученикам. Когда собирались возвестить ученикам Его, и вот, Иисус вышел им навстречу и сказал им: радуйтесь! И они, подойдя, взяли его за ноги и поклонились ему. Тогда Иисус сказал им: не бойтесь; пойди, скажи моим братьям, чтобы шли в Галилею, и там увидят меня» (Матфея 28:1-10).
Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?
От христианского праздника Пасхи происходит современное название дня недели: воскресенье. Каждое воскресенье недели в течение года христиане особенно отмечают молитвой и торжественным служением в храме. Воскресенье также называют «Маленькой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего на третий день после распятия Иисуса Христа. И хотя христиане вспоминают о Воскресении Господнем еженедельно, особенно торжественно это событие празднуется один раз в году, в праздник Пасхи.
В первые века христианства существовало деление на Страстную неделю Креста и Пасху. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних Отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130-202) римскому епископу Виктору, «Слово на Пасху» святителя Мелитона Сардийского (начало II в век — ок. 190), творения святого Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и папы Ипполита (ок. 170 — ок. 235). Крестная Пасха — память о страданиях и смерти Спасителя праздновалась особым постом и совпадала с еврейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане строго молились и постились до самой Пасхи, радостной памяти Воскресения Христова.
В настоящее время деления на Пасху Крестную и Воскресенье нет, хотя содержание сохранилось в богослужебном Правиле: строгие и заупокойные службы Великого Четверга, Пятницы и Субботы заканчиваются радостной и ликующей Пасхальной службой. Собственно, сама пасхальная всенощная начинается с мрачной полунощницы, на которой читается канон Великой Субботы. В это время в середине храма еще стоит аналой с Плащаницей, вышитой или написанной иконой, изображающей положение Господа во гробе.
Читайте также: Благовещение Пресвятой Богородицы.
Какого числа Пасха у православных?
Первые христианские общины праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие в первое воскресенье после иудеев, так как Христос был распят на Пасху и воскрес наутро после субботы. Постепенно разница в пасхальных традициях поместных Церквей становилась все более заметной, возник так называемый «пасхальный спор» между восточной и западной христианскими общинами, единство Церкви оказалось под угрозой. На Первом Вселенском соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ веры:
Для созвучного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи должно было быть совершено всеми одновременно. Поэтому была принята общая резолюция, утвержденная за подписью каждого из присутствующих. Окончив сие, басилевс (Константин Великий) сказал, что он теперь одержал вторую победу над врагом Церкви, и поэтому устроил торжество победы, посвященное Богу.
С тех пор все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. Если иудейская пасха выпадает на это воскресенье, христиане откладывают празднование на следующее воскресенье, так как даже в правилах святых апостолов, по правилу 7, христианам запрещается праздновать пасху с иудеями.
Как рассчитать дату Пасхи?
Известно также несколько рукописей XVII-XVII веков под названием «Великий круг мира». В них содержится не только 532-летняя Пасхалия, но и таблицы для исчисления даты Пасхи вручную, так называемая пятиперстная Пасхалия или «Рука Дамаскина».
Стоит отметить, что у старообрядцев еще сохранились знания о том, как исчислять дату Пасхи, любого подвижного праздника по руке, умение определять, на какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительность Петрова поста и другие важные информация, необходимая для совершения культа.
Православная пасхальная служба
В течение всей Страстной седмицы перед Пасхой, каждая из которых называется Великой, православные христиане празднуют Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, крестную смерть, погребение, сошествие во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к собранию главного христианского праздника.
Перед началом праздничной службы в храме читают Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается вечером. Служба начинается за два часа до полуночи воскресной полунощницей, во время которой читается канон Великой Субботы «Волна морская». В песне 9 канона, когда поется ирмос «Не плачь обо мне, Мати», после воскурения Плащаница переносится в алтарь. У старообрядцев-беспоповцев после третьей песни канона и седла читается слово Епифания Кипрского «Что это за молчание».
Священник, потрясев иконы и дары, начинает светоносную заутреню возгласом: «Слава Святым и Троице Единосущной, Животворящей и Нераздельной». Храм освещается множеством светильников. Духовенство и причт трижды поют тропарь на вечеринку:
Xrt0s воскрес и 3 из мертвых умерших приходят к мертвым 2 и 3 могильные дары жизни.
После этого певчие многократно повторяют тропарь по мере того, как священник возглашает стихи: «Да воскреснет Бог» и другие. Так клирик с крестом в руках, изображающий ангела, удалившего камень от дверей гробницы, открывает закрытые двери храма и все верующие входят в храм. Кроме того, после великой ектении пасхальный канон поется в торжественной и ликующей песне: «День Воскресения», сочиненной святителем Иоанном Дамаскином. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, кадит святые иконы и народ при каждом распеве, приветствуя их радостным возгласом: «Христос воскресе». Народ отвечает:
П0тію ўсныв ћкв мертвых, цри и 3 гд, тридневны воскрессе, дамы 3 встают 1г и 3з8 тлей2, и 3 празднуют смерть. Пасха нетленная, спасение мира.
(Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, яко мертвец, Ты воскрес из трех дней, воскресив Адама из мертвых и разрушив смерть; Ты Пасха бессмертия, спасение мира).
Апостолов (Деяния 1, 1-8), читается Евангелие от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия, Иисуса Христа, именуемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах старообрядческих священников существует интересный обычай: на пасхальной литургии несколько клириков читают Евангелие одновременно и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковнославянском и румынском языках, в России — на церковнославянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора в Рогожском помнят, что на Пасху епископ Геронтий (Лакомкин) читал Евангелие на греческом языке. В некоторых приходах старообрядческих священников есть интересный обычай: на пасхальной литургии
Отличительная черта пасхальной службы – все поется. Храмы в это время ярко освещаются свечами, которые верующие держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после «брашенной» литургии, т.е сыра, мяса и яиц, верующим разрешается поститься.
Вечером служится Пасхальная вечерня. Его характеристика следующая. Настоятель облачается во все священные облачения и после вечернего входа с Евангелием читает Евангелие от престола, повествующее о явлении Господа Иисуса Христа Апостолам вечером в день Его воскресения из мертвых. (Иоанн ХХ, 19-23). Богослужение в первый день Святой Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерне. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня, за службой поются пасхальные тропари, стихиры и каноны. Молитва Святому Духу: «Царю Небесному» не читается и не поется до праздника Святой Троицы.
Кондак на праздники:
даже 3 во гроб бессмертной смерти, но разрушающей силы года, и 3 воскресших победителя ћkw xrte b9e возвещая радость жёнам mrwn0sits, и 3 их 1m ёpclwm мировые дары, и 4 падшие получили воскресение.
(Перевод: Хоть ты, Бессмертный, во гроб сошел, силы адские разрушил и, как Победитель, Христа Бога воскресил, говоря смотрящим: «Радуйтесь». Мир своим апостолам даровал, падшим даруешь воскресение).
Во входных и выходных поклонах вместо «Достойно есть» (до доставки Пасхи) читается ирмос девятой песни Пасхального канона:
Свети1з свети1з н0вый їєрли1ме, слава богу, гДнз с тобою лыкы нн7е и3 веселые сіНне, такой же чcтаз прекрасный бцдэ, њ востaній ржцтва твойсв2 (земной поклон).
(Перевод: Освети, освети (радостью) новый Иерусалим, ибо слава Господня воссияла на тебе; ныне торжествуй и радуйся Сион: и Ты, Богородица, радуйся воскресению Твоего Рождества).
К сожалению, в настоящее время не всем разрешен вход в старообрядческий храм на пасхальную службу. Во многих регионах старообрядческих церквей нет, в других они настолько удалены, что добраться до них крайне сложно. По этой причине в разделе Библиотека размещено совершение Пасхальной Литургии по двум Правилам. Согласно сокращенному Правилу, Пасхальная Божественная Литургия включает в себя последовательно Светлую Утреню, Пасхальный Канон, Пасхальные Часы и Обед (гражданское письмо). Предлагаем также подробное сопровождение служения Святой Пасхи мирянским чином (на церковнославянском языке в формате pdf), широко используемым в несвященнических общинах из-за отсутствия священства.
Традиции празднования Пасхи у старообрядцев
У старообрядцев всех договоров, как священников, так и несвященников, есть общие традиции празднования Святого Христова Воскресения. Старообрядцы начинают разговляться Святую Пасху за трапезой в кругу семьи после церковной службы. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, на которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовятся только один раз в году: кулич, сырок, крашеные яйца. Помимо особых пасхальных блюд, готовят множество традиционных русских лакомств. В начале пасхальной трапезы принято есть освященную в храме пищу, затем все остальные блюда.
На Пасху принято встречать Христа: поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, троекратно целуясь. Подробнее о пасхальных поцелуях можно прочитать на с. Иван Курбацкий «Как правильно крестить: нужно целоваться один или три раза?»
Яйцо, выкрашенное в красный цвет луковой шелухой, раньше называлось крашенкой, расписное — писанкой, а деревянное пасхальное яйцо — яйцом. Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христа.
Другие цвета и узоры, используемые для росписи яиц, являются нововведением, которое не очень хорошо воспринимается во многих общинах без священников, например, термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображений храмов и надписей. Вся эта «печать» обычно широко раскладывается на прилавках магазинов в предпасхальные недели, но мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термоэтикетки: после того, как пасхальное яйцо удаляется вместе с изображением Иисуса Христа или девственница, идет прямо в мусорку.
Время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-священников.
Праздник Пасхи – самый любимый праздник с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости это приносит детям, и каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, особенно ребенку.
На Светлой неделе в некоторых общинах без священников до сих пор сохраняется старинная детская забава, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые: катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры заключается в следующем: каждый игрок катит свое яйцо по специальной деревянной дорожке, пандусу, и если подкатанное яйцо попадает в чужое яйцо, игрок забирает его в качестве приза. Сувенирные подарки обычно расставляют недалеко от желоба. В старину такие состязания могли длиться несколько часов. А «счастливчики» вернулись домой с богатым «урожаем» яиц.
Для всех старообрядцев, независимо от согласия, Пасха есть праздник празднеств и торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, вечный праздник ангелов и архангелов, бессмертная жизнь для всего мира, нетленное райское блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, кровь, пролитая Им на Кресте Святом, освободила человека от страшной власти греха и смерти. Пусть «Новая Святая Пасха, Таинственная Пасха», воспетая в праздничных песнопениях, пребудет в наших сердцах во все дни нашей жизни!
Воскресение Христово. Иконы
В иконографии старообрядчества нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Иисуса видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчеркивается непостижимость тайны Христа. Привычный для нас образ Христа, в белоснежных одеждах, выходящего из гроба со знаменем в руке, есть позднейший католический вариант, появившийся в храмах Русской Православной Церкви лишь в послепетровские времена.
В православной иконографии икона Воскресения Христова, как правило, изображает момент сошествия Спасителя во ад и удаления из ада праведных ветхозаветных душ. Кроме того, воскресший Христос иногда изображается в сиянии, ангел, проповедующий Евангелие женам-мироносицам, и другие темы, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» — один из самых распространенных иконографических сюжетов.
Общая идея пасхального образа Христа в аду созвучна теме Исхода израильского народа из Египта. Как когда-то Моисей освободил евреев из рабства, так и Христос уходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не только освобождает их, но и переводит в царство Истины и Света.
Храмы Воскресения Христова
Самый известный храм Воскресения Христова – Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).
Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Слова, или Обновления, то есть освящения после восстановления храма Гроба Господня, завершённого в 355 году при святом равноапостолом. Апостолы Константин Великий.
В Москве в честь этого праздника сохранилось несколько храмов, один из них – храм Воскресения Словенского во Вражке Успенском. Первое упоминание о храме относится к 1548 году. Это была деревянная церковь, сгоревшая в огромном пожаре в Москве 10 апреля 1629 года. На ее месте около 1634 года был построен действующий каменный храм. Почти два столетия храм оставался неизменным, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.
Один из старейших храмов Коломны был освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этой церкви венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (монашествующая Евфросиния) Московская. Храм несколько раз перестраивался, в 1990-е годы он был возвращен приходу Успенского собора Русской Православной Церкви.
Во времена Золотой Орды в Коломенском Посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого», упомянутого в писцовых книгах 1577-1578 гг. В начале 18 века на его месте был построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словенского и престольным храмом во имя святителя Николая. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны под управление перешел в руки общины Русской православной старообрядческой церкви. Главный праздник храма теперь отмечается 19 декабря, в честь Святителя Николы «зимнего», и в народе этот храм до сих пор многим известен как храм Воскресения Христова.
Старообрядческие храмы Воскресения Христова
Инициатива переосвящения храма с его историческим названием была поддержана предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием (Титовым) на Освященном соборе в 2014 году. 1 февраля 2015 года колокольня храма с Рогожского кладбища был освящен во имя Воскресения Христова на Рогожской Слободе. Таким образом, ему было возвращено его историческое название.
Поморской староправославной церкви принадлежит действующий храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (г. Москва). Это первая церковь старообрядческой поморской общины (второй московской общины поморского брачного согласия), построенная после манифеста 1905 года о веротерпимости в Москве. История этого храма очень длинная. Восстановление храма сейчас продолжается за счет жителей общины, при этом идут богослужения.
Также в Литве, в городе Висагинас, находится Храм Воскресения Христова Старопоморской православной церкви.
Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)
В 2021 году православные отмечают Пасху 2 мая, а еврейский праздник Песах (Пасха) в этом году приходится на период с 27 марта по 4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему православные празднуют Пасху вместе с евреями в 2017 году?» Такой вопрос исходит из седьмого правила святых апостолов, которое дословно звучит так:
Если кто, епископ, священник или диакон, до весеннего равноденствия с иудеями празднует святой день Пасхи, и из священного чина да будет извержен.
Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-й апостольский канон? В сознании некоторых христиан получается целая «вселенская каша», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один и тот же день. Как быть?
Для решения этой проблемы следует знать, что споры об исчислении дня Пасхи в Православной Церкви, по сути, закончились утверждением Православной Пасхалии на Первом Вселенском Соборе. Пасхальные таблицы позволяют вычислить календарный день Пасхи, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:
- Пасху празднуют после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния после весеннего равноденствия);
- не празднуйте пасху с иудеями.
Одобрено родителями Вселенского Собора. В католической церкви Пасха была изменена в 1582 году таким образом, что утративший силу вспомогательный канон снова стал исполняться, но стал нарушаться апостольский канон несопразднования с иудеями. В результате православная и католическая Пасха разошлись во времени, хотя иногда могут совпадать.
Если посмотреть на два приведенных выше апостольских правила, то бросается в глаза, что одно из них, о несовместном праздновании с иудеями, строго не установлено и требует толкования. Дело в том, что празднование еврейской Песаха длится 7 дней. Православная Пасха, собственно, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не праздновать с иудеями»? Не допустить, чтобы Светлое воскресенье совпадало с первым днем Песаха? Или нам следует занять более строгую позицию и не допустить, чтобы Светлое воскресенье было навязано ни одному из 7 дней еврейского праздника?
На самом деле, внимательно изучая Пасхалии, можно заподозрить, что до Первого Вселенского Собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского канона. Однако отцы Первого Вселенского Собора, составляя Пасхалии, определенно остановились на первом толковании: Светлое воскресенье не должно совпадать только с первым главным днем еврейской Пасхи, но может совпадать с 6-ю днями после еврейского праздника Пасхи. Таково было мнение Первого Вселенского Собора, ясно выраженное в Пасхалии, которой Православная Церковь придерживается до сих пор. Поэтому в 2017 году православные не нарушают седьмой канон святых апостолов о праздновании Песаха с иудеями
Новопасхалисты и их учение
В наше время, в 2010 году, несколько членов РПЦ старообрядцев поставили под сомнение святоотеческое толкование апостольского канона о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, только А.Ю. Рябцев участвовал в проверке, а остальные просто поверили ему на слово. А. Ю. Рябцев, в частности, писал (приводим его слова частично, опуская очевидную догадку):
…Часто наша Песах совпадает с последними днями еврейской Песаха, которую празднуют семь дней, и нарушается первое главное правило исчисления Песаха… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской Песаха.
А. Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресенья с 7 днями еврейского праздника Пасхи и праздновать православную Пасху по предложенным им новым правилам. Сторонников этого учения стали называть «новыми паскуалистами» или «новыми паскуалистами». 1 мая 2011 года Пасху впервые по новым правилам отпраздновали в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После Собора Русской Православной Церкви 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым расчетам, новые пасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и сегодня. Включает всего несколько человек. По-видимому, существует какая-то связь между этой группой и Г. Стерлиговым.