- Калам и мутакаллимы
- Восточный аристотелизм
- Краткий словарь
- ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
- Социальный робот «Маша» и собака «Филя» — российские технологии будущего
- В ГУАП пройдет ScienceSlam
- Ученые: У России будет сухопутная граница с США. Но не скоро
- Новые статьи
- Социальный робот «Маша» и собака «Филя» — российские технологии будущего
- В ГУАП пройдет ScienceSlam
- Ученые: У России будет сухопутная граница с США. Но не скоро
- «Роскосмос» перенес лунную миссию
- «Нужны нефть и газ, иначе цивилизация рухнет»: Маск высказался о роли ресурсов
- «Джеймс Уэбб» сделал классные фото полярного сияния на Юпитере
- Инженер – программист: «Человечество ждет многообещающее будущее, если только оно само этому не воспрепятствует»
- NASA будет активно изучать НЛО
- Это любовь: древние собаки стали есть злаки, чтобы понравиться людям
- В Америке инженер сделал экзоскелет для змеи. Теперь она может «ходить»
- Ученые сгенерировали взрыв сверхновой с помощью суперкомпьютера
- Гориллы научились говорить «хм» работникам зоопарка
Вход в систему Добро пожаловать! Войти в свою учетную запись Забыли пароль? Получите помощь в восстановлении пароля Ваш пароль будет отправлен вам по электронной почте. ГлавнаяСтатьиСоциальные науки Posted by: Сергей Соин 8 февраля 2018 0 730
[mybigtext]Мы рассмотрели условия, в которых росла и развивалась наука арабского Средневековья, а также узнали, кто изобрел числа и как не следует обращаться с рыцарями. Но в одной статье невозможно уместить обширный материал восточных мудрецов, поэтому перейдем ко второй части. В ней мы поговорим о философии[/mybigtext].
Было бы исторически правильно начать целую серию статей об арабской науке с разговора о ее истоках. И пусть меня проклянут все историки, математики, физики и другие маститые люди, но начало наук лежит в философии.
Европейская философия, давшая начало арабской философии, зародилась в седьмом веке до нашей эры в греческих городах-государствах Средиземноморья. Вначале философия и наука были неразрывно связаны (наука в строгом смысле вообще появляется ближе к XVII веку) — все это было общим инструментом познания мира. Первые философы искали происхождение мира и находили его в различных вещах: воде, огне, атомах. Со временем число философов росло, возникали школы и течения, Сократ поставил вопрос о человеке на философскую повестку дня, и к IV веку до н.э. у философии появились свои суперзвезды — Платон и Аристотель, о которых вспоминают и сегодня.
Хотя Платона называют дохристианским христианином, [simple_tooltip content=»застал тех, кто не принял эллинскую религию»]большинство[/simple_tooltip] классиков античного философа были язычниками. С приходом христианства и его распространением по всему Средиземноморью перед философскими школами неизбежно встал вопрос: «Как ужиться с христианской догмой?». Оказалось, что это невозможно.
В 529 году император Юстиниан закрыл все языческие философские школы, включая знаменитую Платоновскую академию. Нельзя сказать, что в то время эти школы переживали свой расцвет или оказывали огромное влияние на мир, но с тех пор граница была проведена четко и на самом высоком уровне. Стоит отметить, что в целом Юстиниан преследовал язычников в основном для конфискации их имущества, а не из христианской добродетели: так, все имущество Академии перешло в государственную казну.
Философии в Европе еще предстоял долгий и тернистый путь к своей классической средневековой форме — схоластике, в то время как массы мудрецов из Греции начали мигрировать в Персию. Лишь много позже, в седьмом веке, Персия стала частью халифата, и саженцы, посаженные этими мигрантами, выросли в арабскую философскую традицию.
Калам и мутакаллимы
По приказу халифа аль-Мамуна в Багдаде был создан так называемый Дом мудрости, который стал базой для арабских философов и богословов, в том числе для многих переводчиков, которые поселились в этом Доме. Именно благодаря их трудам многие работы Аристотеля, его учеников, неоплатоников и других греческих мудрецов были переведены с греческого на арабский язык. Таким образом, благодаря аль-Мамуну арабская идейная традиция получила инъекцию эллинизма, и ее дальнейшее развитие пошло по нескольким направлениям.
Дом мудрости в Багдаде
Еще до аль-Мамуна в исламе возникло несколько течений, которые по-разному интерпретировали ислам и вызывали споры об основополагающих столпах веры. Полемика этих групп касалась единства Бога, его атрибутов и их взаимосвязи, свободы воли, того, каким должен быть ортодоксальный имам, халиф и простой мусульманин. В ходе этих споров зародилась традиция [simple_tooltip content=’от греческого kalamos — сначала «тростник», затем «тростниковая палочка», то есть перо, затем «сочинение», «речь»][/simple_tooltip] рассуждать на религиозные темы на принципах логики и разума, а не иррациональной веры. Мутакаллимы, последователи калама, не апеллировали к авторитетам и толковали Коран символически и аллегорически.
Первая крупная группировка в рамках калама возникла в седьмом веке в районе Дамаска и Багдада. Его приверженцев называли мутазилианами, что означает изолированный, оторванный от реальности. Мутазилиты называли себя людьми справедливости и единобожия.
Мутазисты проповедовали несколько принципов, которые противоречили ортодоксальному исламу. Двумя наиболее важными аргументами, отличавшими му’тазистов от других мусульман, были свобода воли человека и появление Корана.
Что касается первого, то мутазилиты говорят, что божественная справедливость предполагает наличие у человека свободной воли, Бог создал только лучшее и не мог нарушить однажды установленный порядок вещей. Тем самым они ограничили всемогущество Бога, что неприемлемо для ортодоксального мусульманина.
С созданием Корана дела обстоят еще интереснее. Мутазилизм строго отрицал любые отклонения от единобожия, включая отказ от вечных атрибутов Бога. И одним из таких атрибутов является речь, которая напрямую связана с Кораном. В классической исламской теологии Коран несотворен и вечен, но для мутазилитов, исходя из их отношения к монотеизму, верно обратное.
Только эти два постулата сделали из мутазилитов белых ворон. Тем не менее, именно для нужд му’тазилитов аль-Ма’мун открыл свой Дом мудрости и возвел их учение на уровень государства.
Против мутазилитов выступили ортодоксальные ашариты, названные так по имени основателя учения Абу-ль-Хасана аль-Ашари, который жил на Ближнем Востоке в девятом и десятом веках нашей эры. Ашариты, используя тот же рационалистический аппарат, отвечали на аргументы му’тазилов относительно Бога, Корана и структуры мусульманского общества. Ашариты утверждали, что атрибуты Бога вечны, как и сам Бог, но только слова Корана вечны. Коран как текст, как книга, был создан. Ашариты также построили систему взаимодействия разума и веры, в которой постулаты веры должны быть приняты безоговорочно и только потом доказаны аргументами разума.
Среди мутакаллимов было еще много приверженцев других течений: ультраортодоксальных асаритов, отрицавших любые отклонения от текста Корана и аллегорические его толкования; кадаритов, считавших человека абсолютно свободным от божественного предопределения и вмешательства; их полных противников — джабаритов.
Мутакаллимы были похожи в общем смысле на европейских схоластов. Оба они рассматривали постулаты веры с помощью аппарата логики и рассуждений, и оба были озабочены схожими вопросами смысла. От этого подхода отличается метод познания, предложенный суфиями.
Суфии, или суфии, проповедовали аскетический образ жизни, самосозерцание и духовно-нравственную чистоту. Сам суфизм полон внутренней терминологии и имеет сложную доктрину с мистическим отпечатком, поэтому суфизм часто выходит за рамки ислама. Некоторые суфийские мудрецы даже говорили, что суфизм не может быть ограничен исламом, и что это учение существовало и раньше в различных формах. Было бы ошибкой говорить о суфизме в рамках одного абзаца, так как его учение по своей полноте вырисовывается как отдельная религия.
Восточный аристотелизм
Взаимопроникновение текстов Аристотеля и последователей аристотелианства породило в арабском мире отдельную доктрину, которая обычно не включается в калам. Она называется фальсафа, или восточное аристотелианство, и процветала между девятым и седьмым веками нашей эры.
Восточные аристотелисты не были ни атеистами, ни неверующими, но, тем не менее, некоторые постулаты Аристотеля не могли быть согласованы с исламскими постулатами. Наиболее важными из них были учение о вечности мира, представление божества как чего-то абстрактного и вечно покоящегося, а также признание неизменности законов природы. Все это было совершенно несовместимо даже с самыми либеральными течениями калама, поэтому мутакаллим и фальсафа оказались на разных полюсах арабской философской мысли.
Главным и первым арабским перипатетиком (первоначальное название учеников Аристотеля) был аль-Кинди, живший в девятом веке. Он пересмотрел учение о категориях, выделив пять прасубстанций, и выразил идею познаваемости мира в три этапа: логико-математический, естественно-научный и метафизический. Аль-Кинди также утверждал, что истинное познание возможно только через разум.
Хотя аль-Кинди был черной овцой среди исламских философов, и его труды были уничтожены, ему удалось дать начало арабскому аристотелианству как философскому течению. Два его главных преемника, аль-Фараби и известный Ибн Сина, продолжили и развили его учение, добавив такие идеи, как эманация мира от божества (эманация — это транспирация), главенство естественных законов, материальная природа всего сущего и отрицание всемогущества Бога. Можно представить, как к их идеям относились догматики и либеральные арабские богословы.
Ибн Рушд на фреске «Апофеоз Фомы Аквинского» Андреа Бонаюти
И, наконец, самый известный и признанный аристотелианец в Европе, Ибн Рушд, который в европейском переводе стал Аверроэсом. Он соединил передовых арабских перипатетиков с оригинальным Аристотелем и создал свою собственную философию, которая была слишком нова не только для исламских теологов, но и для европейских схоластов. Возьмем, к примеру, идею о том, что мир вообще не был создан и что Бог не первичен по отношению к материи!
Все эти средневековые арабские аргументы выглядят в 2018 году как нечто странное и совершенно музейное. Но прежде всего я хотел показать, что арабская философская мысль не была единым, монолитным гранитом, который обслуживал богословов. Постоянно шли дебаты, концепции, дискуссии, школы и трактаты. Незаслуженно забытый пласт исламской культуры ни в чем не уступал по качеству и разнообразию современной европейской философии, а вначале даже превосходил ее. Впоследствии труды Аверроэса и некоторых других арабских перипатетиков достигли Европы, превратив арабский мир в мост от античности к современности. Поэтому я призываю вас помнить, что мир — это не архипелаг расходящихся островов, а единый интеллектуальный континент.
Краткий словарь
Калам — исламская теология, толкование Корана рационально-логическими методами;
Мутакаллим — последователи калама;
Мутазилиты — приверженцы течения в каламе, которое отрицало вечность Корана и ограничивало божественное предопределение;
Асариты — приверженцы ортодоксального течения калам, которое отрицало любое аллегорическое толкование Корана;
Ашариты — приверженцы течения в каламе, которое развивало взаимодействие разума и веры;
Кадариты — мутакаллимы, утверждавшие полную свободу человека от Бога;
Джаббариты — мутакаллимы, сторонники строгого божественного предопределения;
Фаласифа — из философов, арабских аристотеликов;
Перипатетики — ученики Аристотеля;
Суфии — представители мистико-эзотерического течения в исламе.
Поделиться Facebook Twitter Pinterest WhatsApp
Предыдущая статьяКитай вновь демонстрирует быстрое технологическое развитие Следующая статьяЧем больше группа 40-летних, тем они умнее Сергей Соин Новости СМИ2
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Статьи
Социальный робот «Маша» и собака «Филя» — российские технологии будущего
Наука
В ГУАП пройдет ScienceSlam
Наука
Ученые: У России будет сухопутная граница с США. Но не скоро
Новые статьи
Статьи
Социальный робот «Маша» и собака «Филя» — российские технологии будущего
Наука
В ГУАП пройдет ScienceSlam
Наука
Ученые: У России будет сухопутная граница с США. Но не скоро
Космос
«Роскосмос» перенес лунную миссию
Новости
«Нужны нефть и газ, иначе цивилизация рухнет»: Маск высказался о роли ресурсов
Космос
«Джеймс Уэбб» сделал классные фото полярного сияния на Юпитере
Интервью
Инженер – программист: «Человечество ждет многообещающее будущее, если только оно само этому не воспрепятствует»
Космос
NASA будет активно изучать НЛО
Наука
Это любовь: древние собаки стали есть злаки, чтобы понравиться людям
Новости
В Америке инженер сделал экзоскелет для змеи. Теперь она может «ходить»
Космос
Ученые сгенерировали взрыв сверхновой с помощью суперкомпьютера
Наука
Гориллы научились говорить «хм» работникам зоопарка
Скачать больше