Доставка Пасхи происходит в среду шестой недели после Пасхи. В этот день завершается сорок дней празднования Святого Христова Воскресения, и мы в последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!» а мы готовимся праздновать предстоящий праздник Вознесения Господня.
Отдание Пасхи. История
«Даром» праздника является последний день праздника великих или двенадцатых праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из истории церкви известно, что празднование важнейших христианских праздников, таких как Пасха, Рождество и Троица, начали отмечать еще в IV веке, а позднее соответствующий уставный порядок был принят в его нынешнем виде. . Послепасхальный праздник имеет самый продолжительный период по сравнению со всеми другими двенадцатыми праздниками и длится сорок дней, т. к. Согласно Преданию Церкви, Господь после Своего Воскресения из мертвых в эти дни еще находился на земле и неоднократно являлся Своей Пречистой Матери и Своим ученикам и апостолам.
Явления воскресшего Исуса в течение 40 дней после Пасхи
День празднования Пасхи был последним днем жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царстве Небесном. Рассказы о явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения встречаются у всех четырех евангелистов:
«По словам Иоанна, Иисус впервые явился ученикам в самый день Воскресения, когда двери были закрыты; затем, по прошествии восьми дней, когда уверовал и Фома. Итак, когда они задумали идти в Галилею, и еще не все были вместе, а некоторые из них ловили рыбу в Тивериадском море, то Господь явился только семерым ловившим рыбу. То, о чем говорит Матфей, произошло позже, тогда как раз тогда, когда то, о чем говорит Иоанн, произошло раньше, потому что много раз он являлся им в течение сорока дней, приходя и уходя, но не всегда и не везде присутствуя с [ними].
Явление Христа апостолам в Тивериадском море. Фреска из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове XII.
Святитель Иоанн Богослов пишет здесь особенно подробно, последняя 21 глава Евангелия целиком посвящена описанию третьего явления Спасителя, которое произошло в Тивериадском море. На этот раз Господь не только явился ученикам, но и разделил с ними трапезу, хотя после Своего Воскресения Он уже не нуждался в укреплении силы своего тела, а делал это для большей уверенности и для того, чтобы показать, что он воскрес в той же плоти, в которой пострадал на кресте. В то же время произошло одно из самых значительных событий в истории зарождающейся Церкви Христовой, с поручением св апостола Петра заняться общим устроением Церкви:
«Когда они обедали, Иисус сказал Симону Петру: Симон Ионин! Ты любишь меня больше, чем их? Петр говорит ему: Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. В другом случае он говорит: Саймон Джонин! Ты любишь меня? Петр говорит ему: Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Иисус говорит ему, паси моих овец. Он говорит ему в третий раз: Саймон Джонин! Ты любишь меня? Педро было грустно, потому что он спросил его в третий раз: ты меня любишь? И сказал ему: Господи! Вы знаете все; Ты знаешь, что я люблю тебя. Иисус говорит ему, паси моих овец. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался и ходил, где хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. И сказал это, подразумевая, какой смертью Петр прославит Бога» (Иоанна 21:15-19).
«Поскольку вечеря имела для него назначение, то он поручает Петру попечение об овцах всего мира, попечение не поручает никому другому, но прежде всего ему, потому что он был избран среди всех и был уста лица всего апостолов; затем, чтобы показать, что он должен иметь смелость, так как его отставка готова. Он не помнит ни отречения, ни осуждения, но говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях своих и испытай теперь ту пламенную любовь ко Мне, о которой ты сказал, что готов умереть за Меня. Он спрашивает его трижды, отчасти для того, чтобы показать, что он так заботится о верующих и так любит своих овец, что его забота о своих овцах является признаком любви к себе; отчасти тройным вопрошанием и исповедью исцеляет тройственное отречение и словом исправляет падение, которое было в словах.
Отсюда возник обычай требовать трех исповедей от желающих креститься.
После первого и второго вопросов Петр призывает себя, разумное сердце, в свидетели; он уже не доверяет себе, не отвечает поспешно, но каждый раз прибавляет: «Вы знаете». Когда Петра допрашивали в третий раз, он растерялся, если ошибочно думал о себе, что любит, а может быть, на самом деле не любит, потому что и прежде много думал о себе и своей силе, однако, но результаты опровергли Это. И теперь он боялся того же самого. Поэтому благоговейно ответьте: «Господи! Вы знаете все, и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что я люблю тебя теперь, мне кажется; но если моя любовь продлится до следующего раза, ты это знаешь, и я не защищаюсь. Господь, сказав Петру о любви к себе, предсказывает ему и мучения, которые он претерпит.Он говорит это, чтобы показать, что если он спросит о любви.
Под «агнцами» разумеются, быть может, начинающие, а под «овцами» самые совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен заботиться об агнцах и овцах, он должен «кормить» агнцев, то есть иметь более простой надзор за ними и «кормить» овец, что указывает на превосходство в руководстве. Однако иногда даже самые совершенные нуждаются в нежной заботе, и пастухи должны их кормить. «Пастух» выражает более строгий надзор, а «воспитание» — более нежный. Что мы дадим Господу, который так возлюбил нас, что сделал заботу о своих овцах знаком любви к себе? [два].
Очередное явление Воскресшего Господа, по толкованию бл. Феофилакт Болгарский, описанный св евангелистом Матфеем, когда Он повелел Своим одиннадцати апостолам собраться в Галилее и повелел им идти на мировую проповедь. Здесь Спаситель торжественно обещает Свое неразлучное присутствие в христианском роде: «И се, Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матфея 28:20).
Ободряя своих учеников (так как он послал их к язычникам на убой и опасность), он говорит им: не бойтесь, ибо Я буду с вами до скончания века. Посмотрите и на это, как он напомнил им о конце, чтобы они презрели опасность. Не бойся, говорит, всему будет конец, будь то мирская печаль или благополучие; поэтому не позволяйте себе увлекаться скорбями, потому что они проходят, и не позволяйте себя обольщать благословениями, потому что они прекратятся. Однако это относилось не только к апостолам: останься с ними, но и вообще ко всем его ученикам, так как, без сомнения, апостолам не пришлось жить до скончания века. Итак, это обещано нам и тем, кто придет после нас; но дело не в том, что оно было до конца, а после конца исчезло. Нет! Тогда это будет особенно у нас и, кроме [того].
Явление Христа апостолам на горе Галилейской. Монастырь Дечаны, 14 век, Сербия.
Евангелисты Марк и Лука, святой Марк передает напутствия и заповеди апостолам, которые указал им Спаситель:
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто уверует и крестится, тот спасется; а кто не уверует, будет осужден. И сии знамения будут сопровождать верующих: именем Моим будут изгонять бесов; они будут говорить на новых языках; они будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложи руки на больных, и они выздоровеют. И вот Господь, поговорив с ними, вознесся на небо и сел одесную Бога. И они ходили и проповедовали везде, с помощью Господа и подкреплением слова последующими знамениями. Аминь» (Марка 16:15-20).
Апостольские проповеди хороши. 1668, Великий Устюг.
Наши слова, которые мы говорим о добродетели, были подтверждены делами и делами, чтобы мы явились вам совершенными, помогающими нам во всех делах и словах! Потому что слава принадлежит вам и в словах, и в наших делах. Аминь [4] и когда мы не действуем, Он не сотрудничает. Заметьте также, что за словами следуют дела, а слово подтверждается делами, как у апостолов позднейшие дела и знамения подтверждали слово. О да, Христос Слово, слова наши, которые мы говорим о добродетели, делами и делами утвердились, чтобы мы явились Тебе совершенными, во всех делах и словах помогая нам! Потому что слава принадлежит вам и в словах, и в наших делах. Аминь [4] помогая нам во всех делах и словах! Потому что слава принадлежит вам и в словах, и в наших делах. Аминь [4] и когда мы не действуем, Он не сотрудничает. Заметьте также, что за словами следуют дела, а слово подтверждается делами, как у апостолов позднейшие дела и знамения подтверждали слово. О да, Христос Слово, слова наши, которые мы говорим о добродетели, делами и делами утвердились, чтобы мы явились Тебе совершенными, во всех делах и словах помогая нам! Потому что слава принадлежит вам и в словах, и в наших делах. Аминь [4].
Отдание Пасхи. Богослужение
Богослужение по празднованию Пасхи совершается с особой торжественностью, в этот день сочетаются три уставных богослужения: Пасхальное богослужение, Неделя слепых и Праздник Вознесения Господня. Час 3, 6 и 9, а также антифоны литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть особое предписание, что «в пище утешение братии»: «елей пьем, рыбу и вино, славя Бога». Затем верующие прощаются со следующим годом пасхальными гимнами и переходят (за исключением чтения молитвы «Царь Небесный») к ежегодному ежедневному чтению молитв.
Дни после Пасхи имеют свое облегчение от поста в среду и пятницу и освобождают верующих от земного поклона. Это дни духовной радости, когда, следуя за Спасителем, мы устремляемся сердцем к Будущему, Вечной Пасхе, где получим утешение и вечный покой, если достойны того.
Церковные песнопения, предназначенные для этого периода, большей частью говорят о том же. «Сияй, светись, новый Иерусалим, слава Господня на тебе. Радуйся сейчас и радуйся, Сионе. Ты, Чистый, хвастайся. Богородица, на рождение Твоего Рождества» — послепасхальная заслуга, составленная святителем Иоанном Дамаскином, которую мы читаем каждый день в церковных и домашних молитвах, всегда переносит нас мысленно в новый мир и в Небесный Иерусалим. Преподобный Никодим Святой Горец в своем толковании пасхального канона подробно раскрывает духовный смысл этой известной возвышенной молитвы:
Как сказал великий Григорий: «Обновление, обновление есть праздник наш, братия; Пусть это повторяется снова и снова с удовольствием!» (Слово в Новой неделе). Свети же, потому что слава Господня воссияла на тебе, а слава Господня, по Феодору, есть крест Христов, ибо Писание говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин. 13: 31); и, по мнению богослова Григория, это есть Божество Христа, что подтверждает и Павел: «Отец славы» (Еф. 1, 17), то есть Божество, или, по мнению других, слава Господня есть божественный свет и сияние лика Его, как сказано: «И слава Господня есть осы Его (то есть пастыри)» (Лк 2,9), потому что сии трое воссияли на тебе, Церковь язычники.
Для разъяснения того, чего не видят иудеи, по пророчеству Исайи, и люди, сидящие во тьме (то есть язычники), видели великий свет познания Бога, потому что среди тех же иудеев Солнце правды, Христос , был сокрыт их неверием, так как умерщвленный ими, он сокрылся и царствовал в глубинах ада и ада, и среди нас, уверовавших из язычников, он воссиял, потому что мы признали зарю его божественности и были озарены светом свет благочестия и добродетели. Кантор также повелевает новому Сиону духовно плясать и радоваться Воскресению Жениха Христова, ибо Христова радость и ликование принадлежат и нам. Затем он обращает свое слово к Богородице, делая это не напрасно и не мимоходом».