- Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы
- Осенняя Казанская и День народного единства. История праздника
- Судьба образа Казанской Богородицы
- Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение
- Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы
- Иконы Казанской Богородицы
- Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси
- Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы
День народного единства. История и значение праздников
В церковном календаре много праздников в честь икон Божией Матери – Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божией Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю), в честь обретения, и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в честь освобождения Москва от поляков. 4 ноября Церковь и граждане России празднуют Казанский осенний (зимний) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери «Освобождение ради княжеского града Москвы».
Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы
После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большую часть домов в русской части города, Богородица явилась во сне Матроне, десятилетней девочке, и велела ей перекопать землю внизу из сгоревшего дома и возьмите икону, которая там была. Девочка рассказала родителям о чудесном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимания. Явление повторилось снова, и Матрона вместе с матерью пошли к тому месту, где был ее дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в которую был завернут образ, почти развалилась, и икона выглядела так, как будто иконописец только что закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа – благовестие разнеслось по городу.
Свидетелем чудесного явления иконы Божией Матери и происходивших исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген. Он так описывает это событие:
Откройте для себя икону Божией Матери в ситцевом образе. Посему не открой образ Владычицы твоей ни святому града, ни главе государя, ниже знатного или богатого, ниже мудрого старца: но яви честное сокровище твое, неисчерпаемый источник, исходящий с верою чудный образ твой, некоего мужа нехитрого, имеющего премудрость в стрелковой войне, сия дочь юная, лет десяти, имя ей Матрона. Является эта дева, она есть чудесная и светлая икона Божией Матери. И после пожара в том же году и месяце стала являться пред Нею девица, имя Ее пред рекохом — иконой Пресвятой Богородицы. И скажи ей пить в городе и расскажи архиепископу и воеводам об иконе Божией Матери, она видалась.
Предполагаемое место обретения чудотворной иконы в Казани
Сначала праздник был локальным, отмечался только в Казани, но постепенно многочисленные списки (копии) стяжного образа и его почитание распространились по всей Русской земле – «летняя Казань», как называют ее в народе, превратилась в общецерковную. 1. Праздник посвящен обретению иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани и отмечается 21 июля.
Осенняя Казанская и День народного единства. История праздника
День народного единства, известный всем православным как «Казанская осень», отмечался впервые. И Церковь, и государство помнят одно событие в этот день.
Ревнивая Заступница Богородицы Всевышней
Наступила Смута, Москва была оккупирована иноземцами. Казалось, Российскому государству пришел конец. И тогда народ во главе с патриархом Гермогеном поднялся на защиту государства и православной веры. Первое ополчение, собранное в 1611 г рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, было разбито, а сам воевода убит своими соотечественниками. Через полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан идти на защиту Отечества. К жителям Нижнего Новгорода присоединились жители других городов, а второе ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и воеводой Кузьмой Мининым отправилось освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 г.
По преданию, решающей битве предшествовал трехдневный строгий пост и усиленная молитва. Помощь Божия явилась и 22 октября 1612 года Москва была освобождена от поляков. Закончилась междоусобица Смутного времени; в феврале 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Русские верующие были убеждены, что победа над иноземными захватчиками возможна благодаря помощи Божией и чудотворной иконе Божией Матери. Почитание Казанской иконы Божией Матери стало всенародным.
Также в 1812 году М. И. Кутузов помолился иконе Казанской Божией Матери сразу после своего назначения главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Божией Матери, русские войска одержали первую победу над французами. Казанской иконе Божией Матери приписывают помощь в победе в Великой Отечественной войне. По преданию, маршал Г. К. Жуков пронес икону Казанскую по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М.Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Тайная жизнь души».
Судьба образа Казанской Богородицы
Икона, явленная в 1579 году, осталась в Казани, в монастыре, построенном на месте ее явления. Его украшали богатые одежды — золотые оклады и драгоценные камни. В ночь на 29 июня 1904 года икону похитили злоумышленники. Полиции удалось задержать преступника, им оказался некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян. На суде он признался, что украл икону из-за своего богатого жалования и сжег образ в печи. Конечно же, на изображении были найдены кусочки обожженной ткани и украшения. Но позже сам Чайкин, находясь в тюрьме, рассказывал, что отдал икону человеку, имя которого не мог назвать даже под угрозой смерти. Так родилась легенда о том, что икона хранится у старообрядцев. Одна из версий
В начале ХХ века МВД провело несколько следственных действий, связанных со «следом старообрядца» по делу о Казанской иконе. Несколько раз казалось, что изображение вот-вот будет обнаружено. Были свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной молитвенной комнате и даже участвовавшие в ее перемещении. Так, некий арестант Торшилов рассказывал следователям: «. икона Казанской Божией Матери цела, и старообрядцы держат ее в молельном зале, но она очень и очень строго охраняется, так что очень трудно возьмите икону из молитвенной комнаты». Но тщательная проверка таких показаний указала на несостоятельность информации.
Однако эти слухи сохранились до наших дней. Относительно недавно журналисты задали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам Русской Православной Церкви Алимпию (Гусеву) и Андриану (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но казанскую старообрядцы действительно почитали и почитают. Почти в каждом доме есть это изображение. А с чудотворной иконой Гуслицкого продолжали ходить крестным ходом даже в 60-70-е годы.
Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение
Считается, что именно Патриарх Гермоген написал службу к празднику явления Казанской иконы Божией Матери. «О усердная Заступница, Матерь Всевышнего Господа, моли о всех Сына Твоего, Христа Бога нашего…» — говорится в тропаре праздника.
Тропарь, глас 4.
Усердная Заступница, Матерь Всевышнего Господа, моли о всех Сына Твоего Христа Бога нашего, и потрудись, да спасутся все прибегающие к Твоему государеву покровительству. И за всех нас ходатайствуй, Владычице, Царице и Владычице, яже в бедах и болезнях, и в болезнях, обременённых грехами за многих, приходящих и молящихся с умилением душою и сокрушенным сердцем, во Пречистый Твой образ, чудотворные иконы с слезы, и безвозвратное упование на имеющих в Тебе, избави себя от всякого зла. И даруй ему все полезное, и все храни для Богородицы Девы. Ты — Божественная защита Своего слуги.
Кондак, глас 8.
К этому спокойствию приходят люди, и доброе убежище, Вспомогательная скорая помощь, скорое и теплое спасение на палубу Богородицы. Поспешим на молитву и подвизаемся за покаяние. Источи к нам неиссякаемое милосердие, Пречистая Богородица, приготовь в помощь и избавь от великих бед и зол благонравных и богобоязненных рабов Ее.
Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы
Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался границей между осенью и зимой. В народе говорили: «Езжай в Казань на колесах и поставь коньки на телегу», «Мать-Казань бесснежную зиму ведет, морозу путь указывает», «До Казани не зима, из Казани не осень».
В этот период крестьяне закончили сезонные строительные работы. Осенняя Казань в старину всегда была сроком слободы, договора «В Казани — слобода!» насиловать никто не смел, боялись приближающихся холодов.
Праздник иконы Казанской Божией Матери считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона издавна считалась женской заступницей. К этому празднику приурочивали и поздние свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто женится на Казанской, тот будет счастлив».
Иконы Казанской Богородицы
Икона Казанской Божией Матери — одна из самых почитаемых, она относится к типу Одигитрии, что означает «указывающая путь». По преданию, прототип этой иконы написал апостол Лука. Основное догматическое значение этой иконы – явление в мир «Небесного Царя и Судии». Богоматерь представлена с грудью, в характерных одеждах, с легким наклоном головы в сторону Младенца. Младенец Иисус представлен строго спереди, фигура ограничена талией. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых более поздних списках имеется номинативное значение. Чаще всего к иконе Казанской просят избавить себя от болезней глаз, нашествия иноземцев, помочь в трудную минуту.
Казанская икона Пресвятой Богородицы. Список Елоховского собора Один из древнейших существующих списков Казанской иконы. XVI или XVII век, в халате 1881 года. Ярославский музей
Казанская икона Божией Матери. Список Казанского собора в Санкт-Петербурге Киот с Казанской иконой Божией Матери в храме Ярославских чудотворцев в Казани. Предположительно, это список середины XVIII в
Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси
В честь обретения святого образа Божией Матери в 1579 году по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а после настоятельницей этого монастыря были Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Сначала здесь была заложена бревенчатая церковь, предшественница большого каменного собора, который был возведен в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил судьбу большинства храмовых построек – сначала он был национализирован и использовался под хозяйственные нужды нужды, а потом летал. И вот с 2016 года начались работы по его реконструкции.
Казанский Богородицкий монастырь в гравюре Э. Тернерелли начало 19 века
Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В «Историческом путеводителе по Москве» (1796 г.) указано, что этот храм, тогда еще деревянный, был построен в 1625 г на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранние источники об этой церкви, предположительно сгоревшей в 1634 году, ничего не знают. Далее последовала очень сложная история строительства Казанского собора.
Казанский собор иконы Божией Матери на Красной площади (Москва). Найденов Н.А. 1883 г
Казанский собор — первая из полностью утраченных в советское время московских церквей, воссозданная в первозданном виде. Стоит отметить, что Казанский собор сыграл важную роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протоиерей Иоанн Неронов, а позже пришедший к нему протоиерей Аввакум.
Казанский собор на Красной площади. Современный вид, построенный в 1990-х годах
В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Результатом этого указа стало строительство каменного храма в Ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Божией Матери в Коломенском, подмосковном селе, где стоял царский дворец из дерева. Этот пятиглавый кирпичный храм, украшенный шатровой колокольней, дошел до наших дней почти без изменений.
Храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском современный вид
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в городе Муроме Владимирской области освящен храм. Казанская церковь в древних документах известна под названием «Никола Можайский». Первое упоминание об этой церкви относится к 1574 году. В 1630 году церковь сгорела. Позже храм был перестроен. Церковь была закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 года и снесена в 1936 году.
Казанская церковь в Муроме
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы освящены ворота храма Троицкого монастыря в городе Муроме Владимирской области. Церковь построена в 1648 году. Размеры церкви миниатюрны. В плане она вдвое больше Троицкой церкви. Внешний размер, включая алтарную часть, составляет всего 2,5 сажени. Однако из-за того, что церковь возвышается над «вратами», которые выступают в роли парадного входа в монастырь, а также из-за необычной для этого времени композиции хранилища, Казанская надвратная церковь не уступает церковной. Церковь Троицы.
Казанская церковь Троицкого монастыря в Муроме
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, на Большой Дмитровке. В середине XVII века в Георгиевском монастыре появился второй «теплый» храм, в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами святителя Алексия Человека Божия и святой Екатерины. Храм датируется 1652 годом. В 1935 году храм был разрушен, и на его месте было построено типичное четырехэтажное школьное здание.
Казанская церковь в Москве, на Большой Дмитровке
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в селе Юрино Балахнинского района Нижегородской области освящен храм. Церковь построена в 17 веке. Церковь была отреставрирована в 1998 году.
Казанская церковь в селе Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы
Два раза в год, летом и осенью, в старообрядческих церквях проходят торжественные службы. Многие из них освящены в честь этого праздника. Прежде всего, это Белокриницкая, Поморская и Федосеевская общины Казани.
Храм Русской Православной Церкви в честь Казанской иконы Богородицы. Казань
Престольный праздник сегодня в общинах РПЦ старообрядцев г. Самара, Бийск, сел Слободище и Губино Московской области, сел Большое Непряхино, Безводное, Федурино Нижегородской области, села Пустынь Костромской области , город Приморское Одесской области и другие города России, Украины и Румынии. В двух Белокриницких монастырях сегодня также престольный праздник: в селе Кунича (Молдова) и селе Русская Слава (Румыния).
Храм Казанской иконы Божией Матери. Слободище (Московская область) Храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы при старообрядческом женском монастыре в с. Кунича (Молдова)
Церковь Казанской Божией Матери. Приморское (Одесская область)
Престольный праздник — праздник храма и монастыря Древнерусской Православной Церкви в селе Филипповском Нижегородской области (Малиновский скит) и в поморских общинах Самары, Барнаула, Нарьян-Мара, Рыбинска, города Новограда — Волынский, Житомирская область (Украина) и город Бобруйск (Беларусь).
Казанский храм Русской православной церкви в селе Филипповское Нижегородской области
Осенняя Казанская
(Татьяна Русецкая)
Погода была ясной, и воздух был золотым.
Осенняя Казань — праздник, но какой!
В наших храмах читаются священные слова,
И снова вспоминается спасенная Москва.
Эх, было смутное время — анархия и теснота,
Мысль у бояр — мутная бродячая нога!
Они гордо думали: «Я разберусь!»
Вот тогда Панама и решила зайти к России!
Некоторые были куплены пряниками, дрались друг с другом,
Другим каникулы были обещаны дворянской судьбой.
Когда мы проклинаем мысли прохудившейся головы,
Легко растоптали матушку Москву,
И без сопротивления самому Кремлю!
О наша слепота! О русская земля!
В палатах белокаменных гулянья, пляски «Виват!»
Вот мы и вернули себе память, но кто тут виноват!
Папеж «благословил» свое «благословение»,
Народ потерял терпение, но не потерял веру!
О, незваные гости, пора ломать шатры!
О дамасские сабли, дубины, топоры!
И папа вражеской армии ударил нас ножом в грудь:
Он взял нашего патриарха, заковал его в кандалы,
И холод, и голод, и жажда!
«Смирись под мою руку, о брат!» — он сказал.
Пред Господом в смирении, смиренно плен приняв,
Гермоген вызывает русское ополчение!
Сообщение за сообщением, несмотря на угрозы,
Призывайте к восстанию полки народа!
… Красная площадь лежала под желтой листвой.
С иконой Казанской полки сошлись в бою.
По зову горящего сердца, за веру, за Москву,
Во главе был выбран Дмитрий Пожарский!
И трепетал, коварный, перед такой силой!
О, православная вера, о люди мои милые!
Покрывшись сединой, не забывай о Москве
Что Россия жива, едина! Как тело, голова!
И вы, братские народы, не зря живёте!
Народные полки не отдали вам Москву!