Неделя Всех святых

Воскресенье всех святых

В первое воскресенье после дня Пятидесятницы совершается праздник всем святым угодникам Божиим, вписанным в святцы и не вписанным.

Неделя Всех святых. История

Как писал апостол Павел: «Одному дается слово мудрости Духом, другому слово знания, тем же Духом; веру другому, тем же Духом; другому дары исцелений тем же Духом; иному чудеса, иному пророчество, иному различение духов, иному языки, иному истолкование языков» (1 Коринфянам 12:8-11). Таким образом, по словам апостола, Церковь чтит самых разных людей, получивших своей жизнью или смертью бесценный дар Святого Духа. Неизвестно, сколько святых в христианстве. Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской Церкви, имена подвижников и монахов, живших вдали от мира и так горячо молившихся о мире, что мир стоит их молитвами, останутся для нас сокрытыми, как не знаем мы и имен тех, кто умер за веру в прошлом веке . Канонизация Церкви, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославления святого Богом: для судьбы человека не имеет значения, что он прославлен Церковью, ибо это только признание факта, официальное благословение для народного почитания.

Есть проповедь Иоанна Златоуста в память «всех святых, в мире пострадавших», где уже указан день празднования, подобный нынешнему. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский лекционарий определяет пятницу после Пасхи как праздник всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII вв., реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших его учение» (16 апреля). Студийские, а затем и Иерусалимские Типиконы, наконец, помещают праздник в честь Всех Святых в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарий, глас 4

Яже во всем мире, мученик Твой, Господи, яко в порфире и кровью его опотрошенные, украсились Твои Церкви. К Тебе взывают, Христе Боже: благость Твою ниспошли людям Твоим, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим великую милость.

Кондак, глас 2

Являясь первоначалами природы, Творца творения, мироздание приносит Тебе, Господи, мучеников-богоносцев. Этими молитвами в глубоком мире сохрани Церковь Твою и жизнь Твою ради любви к Богородице, о Единая Милосердная.

Неделя Всех святых. Иконы

Сюжет образа Всех Святых сложился из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Древнейшим сохранившимся образцом этого сюжетного изображения является сакраментарий X века (Библиотека Геттингенского университета), изображающий ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (находится в центре). Святые изображаются коленопреклоненными, часто простирающими свои венцы к Агнцу. На Западе примерно в XIV веке такое толкование сюжета было вытеснено другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог-Отец. Вокруг ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Городу божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.

Воскресенье всех святых

Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, 15 век.

Согласно традиционному литургическому посвящению семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем ​​отдыха, днем, когда Бог «почил.. от всех дел Своих» (Бытие II, 2). «Его понимали как прообраз мира, счастливого покоя, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. Согласно таким толкованиям, последняя композиция «Недели» — «День всех святых» на иконах XVI—XVII веков представляла собой образ блаженного покоя праведников, ожидающих второго пришествия».

Воскресенье всех святых

Неделя Всех Святых. Вторая половина XVI века Происходит из церкви Всех Святых в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник.«Ростовский кремль».

Воскресенье всех святых

Неделя Всех Святых. Значок. Россия 16 век.

Икона «Шестоднев» Дионисия представляет собой композицию из двух частей. Выше расположены шесть характеристик праздников, расположенных в два ряда. Эммануэль во славе со следующими помещается посередине на двух нижних рядах. Внизу на продолговатых печатях с закругленными вершинами изображены десять «ликов праведников». Праведники, «человеческий род белее снега», стоят перед изображенным наверху Эммануилом во славе, окруженные небесными: Богоматерью, Предтечей и Архангельским собором, также в белых одеждах. Нижние печати с праведниками расположены в два ряда (по пять печатей слева и справа). Порядок распределения оценок:

  • «Неделя» — Воскресение в виде Сошествия во ад.
  • Понедельник — Архангельский собор.
  • Вторник — Иоанно-Предтеченский собор.
  • Среда — Благовещение.
  • Четверг — омовение ног.
  • Пятница — Распятие.
  • Суббота Всех Святых (продолговатые марки с закругленными колпачками) — слева — блаженные, двенадцать апостолов, преподобных, святителей, пророков; справа на тех же печатях: безмездники врачи, преподобные жены, апостолы семидесятилетнего чина, мученики, мученики.

Воскресенье всех святых

Шесть дней. Мастерская Диониса. Начало 16 века Привезено из Вологды. Из коллекции И. С. Остроухова. Москва, ГТГ.

Воскресенье всех святых

Шестоднев (Неделя). Ярославский художественный музей конца XVII века, Ярославль.

На иконе «Всесвятская неделя» начала XVII века Престол изображен в центре в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и бирюзового цветов. У ног архангелы Михаил и Гавриил с зеркалами в руках. По бокам в два ряда лики святых. На верхнем уровне восседает Спаситель Эммануил, окруженный Небесными Силами. Перед ним стоят Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Христос одет в белый хитон и гиматий цвета охры.

Воскресенье всех святых

Неделя Всех Святых. XVII в., до 1616 г. Церковь Воскресения Христова с. Киссерт. Пермская государственная художественная галерея.

Храмы в честь Всех святых на Руси

В честь Всех Святых был освящен храм Зилантова Успенского монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам: Успению Божией Матери и Всех Святых. С самого основания монастыря (1552 г) в нем были построены две деревянные церкви. «А в монастыре есть церковь Успения Непорочной Богородицы и теплая церковь Всех Святых, и приговоры всех строений из государевой казны», — было указано в Нотариальной книге 1566 г, это первое в истории описание Зилантова монастыря. В 1681 году была построена теплая каменная церковь. Позже храм несколько раз перестраивался. В 1895 г. церковь Всех Святых была полностью разобрана, а в 1898 г. перестроена по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского.

Воскресенье всех святых

Зилантово-Успенский женский монастырь на литографии В. Турина, 1832 г.

Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых

В честь Всех Святых в 1890 году был освящен храм в городе Боровске Калужской области. Храм построен по инициативе Всесвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть денег на строительство храма предоставил московский купец второй гильдии В. И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года (до своей кончины) настоятелем храма был отец Карпа. При церкви он организовал женский хор, что не было характерно для старообрядческих церквей. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещения использовались как местный дом культуры. Сейчас там отделение областного Дома культуры — Центр искусств.

Воскресенье всех святых

Здание бывшей церкви Всех святых старообрядцев в Боровске.

В Москве существовал Всесвятский монастырь того же вероисповедания. Основан в 1862 году на Новоблагословенном кладбище. Он располагался на Владимирском тракте, в одном километре севернее старообрядческого села Рогожского. Архитектор собора и колокольни Всесвятского монастыря (1840-1843) — П.П. Буренин (1810-?). В 1922 г монастырь был закрыт, позднее его территория была включена в состав завода «Серп и Молот», храмы разрушены в 1934 г. Единственным сохранившимся зданием является основанная в 1873 г. Никольская церковь с верхним Покровским приделом (ш. Энтузиастов, ул. 7). Он расположен на пересечении Третьего транспортного кольца и шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х и используется как административное здание.

Воскресенье всех святых

Всехсвятский монастырь в Москве, фото 1883 г.

На месте монастырского кладбища в 1990-е годы были построены пятиэтажные дома, сохранились отдельные постройки: одноэтажная монастырская баня (использовалась по прямому назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и отделкой в псевдорусском стиле (1888 г), фрагмент монастырской стены.

Воскресенье всех святых

Единоверческий женский монастырь в Шуе.

Народные традиции в Неделю Всех святых

Переодетые люди последовали за ними. Женщины спрашивали: «Русалки, какое белье?» (Был рожден). Кукловоды указали на длину кнута: «Ах, сирены подвижные, как хороши!»

В Пензенской губернии молодежь готовилась к этому дню за неделю, с самого Троицкого праздника. Один был одет козлом, другой носил на руках и ногах женские сапоги из войлока и изображался в виде свиньи, третий ходил на высоких ходулях, четвертый переодевался в лошадь. С этой палкой в ​​руке, прикрытой туловищем, парень был подобен вставшей на дыбы лошади. Существовал и другой способ одеваться как лошадь: для этого на палку надевали голову лошадиной кости, а палка обивалась сенью и обматывалась веревкой, у которой один конец оставался свободным. Эту уздечку нес искусный компаньон, выступавший в роли вожака и руководивший скачками и танцами упрямой и беспокойной лошади. Он брыкался, разгоняя толпу смеющихся мальчишек и девчонок.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector