Начало церковного года

Начало индекса, или нового лета. 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному календарю — 7531 год от сотворения мира. Этот день, согласно церковной традиции, называется началом индиктиона или нового года. Пожалуй, Новый год — самый незаметный православный праздник. Готовясь праздновать гражданский новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказывая себе в праздничной новогодней трапезе со светскими верующими, мы мало знаем о том, когда начинается наш православный год. Однако даже традиция начинать учебный год 1 сентября берет свое начало от древних церковных обычаев!

Признак нового лета. Икона 16 и 17 веков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Указывает на новое лето. Икона 16-17 веков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

На Первом Вселенском Никейском соборе в 325 году были установлены основные принципы церковного календаря: расчет пасхального цикла (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы решили праздновать этот день в память об окончательном установлении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин победил своего соратника консула Лициния, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на востоке империи.

Что такое инди́кт?

Indictus (от indico — объявлять, назначать) в Римской империи был порядковым номером года. Изначально это был финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет по 15-летним циклам зародился в Римской империи; налоговые списки пересматривались с учетом этой цикличности.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новогодний цикл церковных торжеств. Православная церковь наставляет всех, кто стремится к духовному совершенству, в многовековой системе праздников и постов. Три круга богослужения — один день, одна неделя и один год — составляют основу церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история творения, от сотворения мира до второго пришествия Спасителя.

Начало индекса. Старая православная икона, конец 19 века.

Начало индекса. Старая православная икона, конец 19 века.

Помимо праздников Господа и Божией Матери, каждый день в году — праздник, посвященный памяти одного из святых Божиих: пророков, апостолов, мучеников, преподобных и праведников. Их жизнь служит для нас примером того, как служить Богу и соблюдать Его заповеди.

Из богослужебной книги Знаменского хорала. Сильвестр

Из литургической книги Знаменного распева. Новый год

Поскольку церковный год начинается не первого января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю или 14 сентября по григорианскому календарю («новый стиль»), он заканчивается 31 августа (13 сентября по новому стилю) соответственно. Поэтому первый великий праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход от временной жизни к вечной. Таким образом, православный христианин понимает год не только как отрезок времени, но он наполнен глубоким духовным смыслом и значением, уподобляясь всей человеческой жизни.

Традиции празднования новолетия на Руси

После крещения Руси в 988 году она приняла византийское летоисчисление от сотворения мира. Но до 15 века российский гражданский год начинался 1 марта. Только в 1492 году гражданский и церковный новый год были объединены, и 1 сентября стало официальным началом года. В течение двух столетий это был церковно-государственный праздник. В этот день проводилась особая торжественная служба — «чин празднования лета», во время которой епископ со свитой выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читались Апостол и Евангелие, а затем с пением тропаря праздника все шли в православный храм, где совершалась Божественная литургия. Основные торжества прошли в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компаньи, итальянский путешественник XVI века:

На площади возводится помост, на который поднимаются митрополит и великий князь и оттуда объявляют об окончании года. Митрополит, по обычаю, освящает воду и этой водой окропляет князя и стоящих вокруг людей, благословляет крестом князя и его сыновей, молясь об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «За нашего Великого Государя и его детей, да живут они долго!». При этом все радостно поздравляют друг друга, желая всем долгих лет жизни.

В 1699 году. Петр I ввел европейское летоисчисление (Рождение Христа) и перенес гражданский новый год на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только как церковный праздник, сохранивший древнее название «начало заряда». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось в новый церковный год, то есть 1 сентября. Гражданский Новый год теперь отмечается 1 января, а учебный год, как и в старые времена, начинается в сентябре.

Больше полезного чтения:
Библиотека русской веры
Увещевание к началу индиктиона. Великие люди.

 

Народные традиции и суеверия

Служба «нового года» связана с молитвенным поминовением святых, приходящихся на этот день: святого Симеона Стилита и 40 мучеников, пострадавших вместе со своим учителем диаконом Амоном в городе Андрианополе во время правления императора Лициния.

Преподобный Симеон Стилитов с житием в 22 сценах. Углич, 2-я половина XVII века.

Преподобный Симеон Стилитов с житием в 22 листах. Углич, 2-я половина XVII века.

Почитание монаха Симеона Стилита 14 сентября (1 сентября по старому стилю) на Руси было связано с бытовыми традициями. На языке народа этот день называется «Семен Летопроводец» или просто «Семина Дня». Название «Летопроводец» было дано дню преподобного отца Симеона потому, что в это время наступает конец лета, как можно заключить из народных сельскохозяйственных пословиц: «Семин день — сев с плеч», или «Семин день — семена на выход» (т.е. конец сева). (т.е. окончание сева), «В Семин день надо пахать до полудня, а после полудня выгонять пахаря с поля» (намек на то, что светлое утро в сентябре часто сменяется холодной и дождливой погодой после полудня). Время между Семиным днем и 8 сентября называли «бабьим летом». — Это было началом сельскохозяйственных работ для женщин и девушек, так как с этого дня женщины стали «лежать» по вечерам. «Это был также день, когда крестьяне начинали платить дани, пошлины и налоги, и в этот день обычно расторгались все договоры и соглашения между крестьянами и купцами.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видно, в разное время началом Нового года считалось 1 марта, затем 1 сентября и теперь 1 января. Однако церковный календарь не меняется, и православные христиане празднуют Новый год каждый год 1 сентября. Ни петард, ни фейерверков, ни больших праздников. Однако верующий, с детства приученный начинать каждое дело с молитвы, понимает, что первым делом нужно не накрывать на стол, а просить Божьего благословения, чтобы наступающий год был «летом на высоте». Об этом говорится в тропаре на праздник нового года:

Господи всех тварей, а14 что Ты установил времена и годы по о31бразу Твоему1, благослови в год благости Твоей2 то место, где Ты находишься, и сохрани город Твой и народ Твой в мире1, по милости Божией Матери, по великому милосердию Твоему1.

Русский текст:

Владыка всего творения, временами и годами Твоими утвердивший край, да будет благословен венец лет благости Твоей, сохраняющий город Твой и народ Твой в мире, по молитвам Матери Божией, по великой милости Твоей.

Кондак, т. 3.

О Христос, Царь животворящий в вышних, всему видимому и невидимому, Творец и Создатель земли, сотворивший дни и ночи, времена и годы, благословенный венец лет, сохрани и уврачуй страну нашу, город наш и народ милостивейшей благости Твоей.

Евангелие, читаемое во время богослужения, рассказывает о начале проповеди Иисуса Христа. Господь вошел в синагогу в Назарете и прочитал пророчество Исаии (Ис. 61:1-2):

Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, возвещать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благое.

И он добавил:

И ныне исполнилось писание сие, которое вы слышали (Лк. 4: 16-21).

Начало церковного года Проповедь Христа в синагоге Назарета; Балканы. Косово. Монастырь Высока Дечани; 14 век.

Согласно традиции, это произошло в первый день еврейского праздника урожая, который отмечался с 1 по 8 сентября. К сожалению, в наше время праздник Богоявления остается незамеченным даже большинством старообрядцев, и не в каждом приходе в этот день проходит служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно отмечают гражданский новый год, установленный Петром I — в дни строгого поста перед Рождеством Христовым! Хочется надеяться, что ситуация изменится к лучшему и многовековая традиция празднования нового года 14 сентября будет восстановлена, а службы будут проводиться в каждой церкви, чтобы каждый мог услышать, о чем молится Церковь в этот день:

Даруй земле Твоей плодородие… увенчать лето благословением, сохранив православное множество в мире.

Строфа на Новый год, из сборника песнопений старообрядцев

Стихи на Новый год из Книги песен старообрядцев Тресвоны

Мы также желаем всем читателям нашего сайта встретить Новый год в церкви.

Почему наши календари Стараховице (как настенные, так и журнальные) все еще начинаются в январе, а не в сентябре? Когда же закончится это безобразие!

Разумно! Пришло время решительного и продолжительного отказа от петрушечных новинок

Buggahaha)))))) Сам Христос родился через 5500 лет после того, как уже отмечался христианский праздник.)) Это всего лишь через 2020 лет после рождения Христа! И мы празднуем (а вы пишете) 7529 год!!! Афтар совершенно не понимает корня этих слов: «Христианин» — потому что «Христос»))) А Новый год — это славянский праздник. По родной вере славян. До христианизации.

Христиане празднуют не только те события, которые непосредственно связаны с земной жизнью Христа и произошли после его воплощения. В то же время мы не празднуем языческие праздники. Сначала научись чему-нибудь, а потом пиши «Бугага» на публике.

Ну, ложь!!! Ведь каждый, знает, в России, что Славянский Новый год или Новый год по старославянскому языку, отмечается не 14 сентября, а 22 сентября, и этот праздник знаменует победу Великой Зари над Древним Китаем или Аримией, более 7527 лет назад. То есть я хочу сказать, что РПЦ уже извратила все, что могла — и взяла Святого Георгия как символ великой победы Великой Зари над Древним Китаем и слово православие после церковной реформы 1663 года, а также славянский Новый год — Новолетие.

«И месяц сентябрь … начало нового года и обвинительное заключение». — Евангелие от Остзеца. У язычников новый год — это начало нового лета, а новый год — это начало нового года.

Благодарение Богу.

Благодарение Богу.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector