Начало индекса, или нового лета. 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному календарю — 7531 год от сотворения мира. Этот день, согласно церковной традиции, называется началом индиктиона или нового года. Пожалуй, Новый год — самый незаметный православный праздник. Готовясь праздновать гражданский новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказывая себе в праздничной новогодней трапезе со светскими верующими, мы мало знаем о том, когда начинается наш православный год. Однако даже традиция начинать учебный год 1 сентября берет свое начало от древних церковных обычаев!
Указывает на новое лето. Икона 16-17 веков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
На Первом Вселенском Никейском соборе в 325 году были установлены основные принципы церковного календаря: расчет пасхального цикла (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы решили праздновать этот день в память об окончательном установлении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин победил своего соратника консула Лициния, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на востоке империи.
Что такое инди́кт?
Indictus (от indico — объявлять, назначать) в Римской империи был порядковым номером года. Изначально это был финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет по 15-летним циклам зародился в Римской империи; налоговые списки пересматривались с учетом этой цикличности.
Церковный календарь и богослужебный круг
14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новогодний цикл церковных торжеств. Православная церковь наставляет всех, кто стремится к духовному совершенству, в многовековой системе праздников и постов. Три круга богослужения — один день, одна неделя и один год — составляют основу церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история творения, от сотворения мира до второго пришествия Спасителя.
Начало индекса. Старая православная икона, конец 19 века.
Помимо праздников Господа и Божией Матери, каждый день в году — праздник, посвященный памяти одного из святых Божиих: пророков, апостолов, мучеников, преподобных и праведников. Их жизнь служит для нас примером того, как служить Богу и соблюдать Его заповеди.
Из литургической книги Знаменного распева. Новый год
Поскольку церковный год начинается не первого января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю или 14 сентября по григорианскому календарю («новый стиль»), он заканчивается 31 августа (13 сентября по новому стилю) соответственно. Поэтому первый великий праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход от временной жизни к вечной. Таким образом, православный христианин понимает год не только как отрезок времени, но он наполнен глубоким духовным смыслом и значением, уподобляясь всей человеческой жизни.
Традиции празднования новолетия на Руси
После крещения Руси в 988 году она приняла византийское летоисчисление от сотворения мира. Но до 15 века российский гражданский год начинался 1 марта. Только в 1492 году гражданский и церковный новый год были объединены, и 1 сентября стало официальным началом года. В течение двух столетий это был церковно-государственный праздник. В этот день проводилась особая торжественная служба — «чин празднования лета», во время которой епископ со свитой выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читались Апостол и Евангелие, а затем с пением тропаря праздника все шли в православный храм, где совершалась Божественная литургия. Основные торжества прошли в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компаньи, итальянский путешественник XVI века:
На площади возводится помост, на который поднимаются митрополит и великий князь и оттуда объявляют об окончании года. Митрополит, по обычаю, освящает воду и этой водой окропляет князя и стоящих вокруг людей, благословляет крестом князя и его сыновей, молясь об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «За нашего Великого Государя и его детей, да живут они долго!». При этом все радостно поздравляют друг друга, желая всем долгих лет жизни.
В 1699 году. Петр I ввел европейское летоисчисление (Рождение Христа) и перенес гражданский новый год на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только как церковный праздник, сохранивший древнее название «начало заряда». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось в новый церковный год, то есть 1 сентября. Гражданский Новый год теперь отмечается 1 января, а учебный год, как и в старые времена, начинается в сентябре.
Больше полезного чтения:
Библиотека русской веры
Увещевание к началу индиктиона. Великие люди.
Народные традиции и суеверия
Служба «нового года» связана с молитвенным поминовением святых, приходящихся на этот день: святого Симеона Стилита и 40 мучеников, пострадавших вместе со своим учителем диаконом Амоном в городе Андрианополе во время правления императора Лициния.
Преподобный Симеон Стилитов с житием в 22 листах. Углич, 2-я половина XVII века.
Почитание монаха Симеона Стилита 14 сентября (1 сентября по старому стилю) на Руси было связано с бытовыми традициями. На языке народа этот день называется «Семен Летопроводец» или просто «Семина Дня». Название «Летопроводец» было дано дню преподобного отца Симеона потому, что в это время наступает конец лета, как можно заключить из народных сельскохозяйственных пословиц: «Семин день — сев с плеч», или «Семин день — семена на выход» (т.е. конец сева). (т.е. окончание сева), «В Семин день надо пахать до полудня, а после полудня выгонять пахаря с поля» (намек на то, что светлое утро в сентябре часто сменяется холодной и дождливой погодой после полудня). Время между Семиным днем и 8 сентября называли «бабьим летом». — Это было началом сельскохозяйственных работ для женщин и девушек, так как с этого дня женщины стали «лежать» по вечерам. «Это был также день, когда крестьяне начинали платить дани, пошлины и налоги, и в этот день обычно расторгались все договоры и соглашения между крестьянами и купцами.
Как отмечают новолетие старообрядцы
Как видно, в разное время началом Нового года считалось 1 марта, затем 1 сентября и теперь 1 января. Однако церковный календарь не меняется, и православные христиане празднуют Новый год каждый год 1 сентября. Ни петард, ни фейерверков, ни больших праздников. Однако верующий, с детства приученный начинать каждое дело с молитвы, понимает, что первым делом нужно не накрывать на стол, а просить Божьего благословения, чтобы наступающий год был «летом на высоте». Об этом говорится в тропаре на праздник нового года:
Господи всех тварей, а14 что Ты установил времена и годы по о31бразу Твоему1, благослови в год благости Твоей2 то место, где Ты находишься, и сохрани город Твой и народ Твой в мире1, по милости Божией Матери, по великому милосердию Твоему1.
Русский текст:
Владыка всего творения, временами и годами Твоими утвердивший край, да будет благословен венец лет благости Твоей, сохраняющий город Твой и народ Твой в мире, по молитвам Матери Божией, по великой милости Твоей.
Кондак, т. 3.
О Христос, Царь животворящий в вышних, всему видимому и невидимому, Творец и Создатель земли, сотворивший дни и ночи, времена и годы, благословенный венец лет, сохрани и уврачуй страну нашу, город наш и народ милостивейшей благости Твоей.
Евангелие, читаемое во время богослужения, рассказывает о начале проповеди Иисуса Христа. Господь вошел в синагогу в Назарете и прочитал пророчество Исаии (Ис. 61:1-2):
Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, возвещать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благое.
И он добавил:
И ныне исполнилось писание сие, которое вы слышали (Лк. 4: 16-21).
Проповедь Христа в синагоге Назарета; Балканы. Косово. Монастырь Высока Дечани; 14 век.
Согласно традиции, это произошло в первый день еврейского праздника урожая, который отмечался с 1 по 8 сентября. К сожалению, в наше время праздник Богоявления остается незамеченным даже большинством старообрядцев, и не в каждом приходе в этот день проходит служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно отмечают гражданский новый год, установленный Петром I — в дни строгого поста перед Рождеством Христовым! Хочется надеяться, что ситуация изменится к лучшему и многовековая традиция празднования нового года 14 сентября будет восстановлена, а службы будут проводиться в каждой церкви, чтобы каждый мог услышать, о чем молится Церковь в этот день:
Даруй земле Твоей плодородие… увенчать лето благословением, сохранив православное множество в мире.
Стихи на Новый год из Книги песен старообрядцев Тресвоны
Мы также желаем всем читателям нашего сайта встретить Новый год в церкви.
Почему наши календари Стараховице (как настенные, так и журнальные) все еще начинаются в январе, а не в сентябре? Когда же закончится это безобразие!
Разумно! Пришло время решительного и продолжительного отказа от петрушечных новинок
Buggahaha)))))) Сам Христос родился через 5500 лет после того, как уже отмечался христианский праздник.)) Это всего лишь через 2020 лет после рождения Христа! И мы празднуем (а вы пишете) 7529 год!!! Афтар совершенно не понимает корня этих слов: «Христианин» — потому что «Христос»))) А Новый год — это славянский праздник. По родной вере славян. До христианизации.
Христиане празднуют не только те события, которые непосредственно связаны с земной жизнью Христа и произошли после его воплощения. В то же время мы не празднуем языческие праздники. Сначала научись чему-нибудь, а потом пиши «Бугага» на публике.
Ну, ложь!!! Ведь каждый, знает, в России, что Славянский Новый год или Новый год по старославянскому языку, отмечается не 14 сентября, а 22 сентября, и этот праздник знаменует победу Великой Зари над Древним Китаем или Аримией, более 7527 лет назад. То есть я хочу сказать, что РПЦ уже извратила все, что могла — и взяла Святого Георгия как символ великой победы Великой Зари над Древним Китаем и слово православие после церковной реформы 1663 года, а также славянский Новый год — Новолетие.
«И месяц сентябрь … начало нового года и обвинительное заключение». — Евангелие от Остзеца. У язычников новый год — это начало нового лета, а новый год — это начало нового года.
Благодарение Богу.
Благодарение Богу.