- Почему двунадесятые праздники получили такое название?
- Как классифицируются двунадесятые праздники?
- Какие двунадесятые праздники входят в число неподвижных (непереходящих)?
- Какие двунадесятые праздники входят в число подвижных (переходящих)?
- Когда в Церкви сформировалась система двунадесятых праздников?
- Когда выражение «двунадесятые праздники» вошло в литургический оборот?
- Какова богослужебная особенность двунадесятых праздников?
Двенадцать великих праздников — это 12 главных ежегодных церковных праздников (после Пасхи), связанных с евангельским повествованием и историей церкви.
Почему двунадесятые праздники получили такое название?
Название «Двенадцать великих праздников» происходит от православного славянского числительного «двенадцать» — «двенадцать». Отсюда: Двина, Двина, Двина, Двина, Двина.
Как классифицируются двунадесятые праздники?
А) Они делятся на праздники Господа и Богородицы.
Праздники Господни установлены Церковью для прославления Господа Иисуса Христа и отражения важнейших событий Его земной жизни. К ним относятся:
- Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
- Праздник Богоявления (6 января / 19 января),
- Преображение (6 августа / 19 августа),
- Воздвижение Креста (14 сентября / 27 сентября),
- Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи),
- Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи),
- Пятидесятница (праздник Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи).
Праздники Богородицы посвящены прославлению Божьей Матери и отражают события земной жизни Пресвятой Девы Марии:
- Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сентября),
- Внесение Богородицы в храм Богородицы (21 ноября / 4 декабря),
- Благовещение Богородицы (25 марта / 7 апреля),
- Сретение Богородицы (2/15 февраля),
- Успение Богородицы (15 / 28 августа).
Обратите внимание, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения часто интерпретируются как праздник Господа и Божьей Матери.
B) По своему положению в праздничной системе церковного года двунадесятые праздники делятся на «неподвижные» (нетранзитивные), то есть имеющие фиксированную дату, и «подвижные» (транзитивные), то есть связанные с пасхальным циклом.
Какие двунадесятые праздники входят в число неподвижных (непереходящих)?
- Рождество Богородицы (8/21 сентября),
- Воздвижение Святого Креста (14/27 сентября),
- Представление Богородицы (21 ноября / 4 декабря),
- Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
- Богоявление или Крещение Господне (6/19 января),
- Праздник Сретения Господня (2/15 февраля),
- Благовещение Богородицы (25 марта / 7 апреля),
- Преображение Господне (6 / 19 августа) и
- Успение Богородицы (15 / 28 августа).
Какие двунадесятые праздники входят в число подвижных (переходящих)?
«Есть 3 подвижных праздника:
- Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой),
- Вознесение Господне (40-й день после Пасхи, всегда в воскресенье перед Пасхой), и
- Праздник Святой Троицы (50-й день Пасхи, всегда в воскресенье).
Когда в Церкви сформировалась система двунадесятых праздников?
С древнейших времен Отцы упоминали определенные праздники, которые были посвящены важнейшим событиям в земной жизни Иисуса Христа. К 10 веку таких праздников насчитывалось менее 12. В более поздние времена существовало 12 и более праздников (например, праздник Тайной вечери, праздник Новой недели — праздник Сомнения Фомы), и их состав варьировался. Система двухдневных праздников окончательно сформировалась в литургической практике православной церкви к 16-17 векам.
Когда выражение «двунадесятые праздники» вошло в литургический оборот?
Ранее самые важные праздничные дни в церковном году назывались днями Господними, хотя они не были христологическими или триодными.
Какова богослужебная особенность двунадесятых праздников?
Литургическая служба, связанная с двенадцатью днями Первосвященства, отличается особой торжественностью.