Каждая икона – часть православной истории. Образ «Собора Трех Святителей» является одним из важнейших элементов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в ней царили уют и покой.
Альтернативное название иконы – «Три Святителя», как и праздник, которому посвящена икона. Многие путают его со «Святой Троицей», но это совсем другой образ.
История иконы трех святых
История учреждения праздника восходит к временам правления византийского императора Алексия I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве того или иного из этих Отцов Церкви. Согласно церковному преданию, в 1084 году три святителя явились вместе митрополиту Евхаитскому Иоанну и повелели им установить общий день для празднования его памяти, заявив, что они равны перед Богом:
Между нами нет ни первого, ни второго. Если вы имеете в виду одно, то вы оба согласны с одним и тем же. Поэтому прикажи тем, кто сражается за нас, перестать спорить, ибо и в жизни, и после смерти мы заботимся о том, чтобы концы мироздания привести к миру и единодушию. Ввиду сего соедини нашу память в один день и, как тебе угодно, сочини нам праздничную службу, а другим скажи, что мы имеем такое же достоинство, как и Бог.
Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три величайших духовных учителя всех времен: святитель Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, также называемый Златоуст. При жизни эти святые потратили много времени и сил на составление церковных уставов, церковных календарей, молитв и прочего.
Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Василий Великий, изображенные на иконе трех святителей, имели блестящее образование, позволившее им приобрести достойные знания не только о духовной составляющей жизни, но и о светской.
Например, Василий Великий предлагал обязательно изучать светскую жизнь, беря от нее только лучшее и не противореча Святому Учению. При этом он привел в пример трудолюбивых пчел, которые садятся на каждый цветок, но всегда берут разное количество пыльцы, чем им нужно.
Василий Великий, завершив обучение, отправился в путешествие, навестив в Сирии почитаемых христианских старцев. Египет и Палестина. Вернувшись, он укрепился в желании совершать монашеские подвиги, решив уйти в пустыню.
Здесь он сбрасывается со своим старым другом Григорием Богословом, который изображен на православной иконе трех святителей в центре. Под руководством старейших монахов-толкователей, в строгих аскетических условиях, они оба изучали Священное Писание.
Иоанн Златоуст тоже проходил и совершал иноческие труды: два года провел в полном безмолвии в уединенной пещере, четыре года в пустыне.
Они также внесли большой вклад в литургический канон. Иоанн Златоуст и Василий Великий — владельцы анафор, являющихся центральным моментом литургии, они написали молитвы, которые православные читают сегодня каждое утро и вечер. Его произведения стали источником образов для многих позднейших церковных писателей.
Церковь до сих пор использует их произведения, поэтому сразу после смерти последнего из них было принято решение увековечить их в больших изображениях. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые деноминации и направления христианства оспаривают это.
Все святые так или иначе поплатились за свою приверженность Христу и веру в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в ссылке.
На собственном примере они показали, что защищаемое ими христианское учение представляет собой сочетание высокой нравственности, аскетизма и беззаветного служения церкви и людям, для которых они стали олицетворять оплот христианской веры.
Житие Василия Великого
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года в удивительной благочестивой семье, давшей человечеству сразу нескольких прославленных святых. Христианское образование, полученное будущим святителем, явилось прочным основанием для его последующей строгой подвижнической жизни, твердости в православной вере, искреннего служения Церкви и ближним.
В семье Василия Великого было десять детей, пять сыновей и пять дочерей. Из них пятеро были впоследствии причислены к лику святых: сам Василий, его братья Григорий Нисский и Петр Севастийский, а также две сестры: Макрина Младшая и праведная Феозва — диаконисы. Дед Василия по материнской линии стал мучеником при жестоком гонителе христиан Диоклетиане.
Во время гонений мои дедушка и бабушка по отцовской линии семь лет жили в лесах северной Каппадокии и посреди невзгод только укрепляли свою веру. Уже в более благоприятные времена бабушка Макрина добровольно вернулась в скит в пустынный понтийский лес.
От нее три поколения рода произвели трех святых жен, а одно поколение также произвело трех святых епископов: Василия и его братьев Григория и Петра. Такой пример благочестивой жизни, несомненно, должен укрепить нас, современных христиан, ищущих примеров правильного созидания маленькой Христовой Церкви.
Отец Василия, также прозванный Василием, известный своим благочестием, был женат на Эммелии, которая в юности отличалась редкой красотой и, хотя и была склонна к девственному образу жизни, вышла замуж за почтенную и безупречную особу.
Вероятно, незадолго до смерти он принял священнический сан, о чем можно заключить из того, что Григорий Богослов называет мать Василия Великого женой священника. По словам самого святителя Григория Богослова, их брак никоим образом не мешал им преуспевать в добродетели.
Считается, что первое слово о Христе будущий святой услышал от благочестивой бабушки Макрины и от родной матери. Отец не только обучал его основам христианской веры, но и обучал светским наукам, которые были ему хорошо известны, так как сам преподавал риторику и философию.
Именно благодаря правильному христианскому воспитанию и Промыслу Божию дети Василио и Эммелии впоследствии стали прославленными святыми. Роль родителей в воспитании будущих святых была очень велика, поэтому нам очень трогательно просить Господа в своих молитвах об упокоении их святых душ в небесных обителях.
Святитель скончался преждевременно, в возрасте 49 лет завершил свое земное странствование. Григорий Богослов, всю жизнь боровшийся за уединение и монашество, был вынужден постоянно находиться у руля церковного корабля.
Это тяготило, мучило его, неоднократно скрывало от народа, от необходимости властвовать и распоряжаться. Такая тяжелая внутренняя борьба между стремлением к молитвенному уединению и необходимостью участия в церковных и мирских делах сопровождала его почти до самой смерти.
Житие Григория Богослова
Святой Григорий родился в 329 году в Арианце, близ Назианза Каппадокийского, по имени которого его иногда называют Назианзом. Родителями будущего святого были епископ Назианзин Григорий и святая Нонна.
Интересно, что отец Григория долгое время не был христианином, принадлежа к малоизвестному лжеэпистарианскому учению. Мать святителя Григория, блаженная Нонна, происходила из христианских родителей и сама была благочестивой христианкой. Именно благодаря усердным молитвам святой Нонны отец святой сблизился с Богом и так преуспел в благочестии и добрых делах, что впоследствии был избран на епископский престол.
Святитель Григорий до последних дней жизни своих родителей исполнял свой долг перед ними, непрестанно заботясь о них. В этом проявлялось его смирение перед Промыслом Божиим, твердость в неустанном исполнении заповедей Господних.
Святитель Григорий, как и его друг Василий Великий, обладал незаурядными способностями, к которым прибавлялось еще и прекрасное образование, полученное в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах, где он также изучал различные науки. В Афинах крепла дружба между будущими святыми, они поддерживали друг друга в устремлениях Божиих и таким образом вместе преодолели многие характерные для того времени искушения.
Завершив учебу и учение в Афинах, святой Григорий вернулся домой, чтобы помогать своему престарелому отцу в заботах о его многочисленном стаде. Хотя священническое служение тяготило душу святителя, более склонного к уединенному образу жизни, он на время взял на себя это служение.
Со временем стремление к монашескому уединению стало овладевать Григорием Богословом. Ушел в монастырь Василия Великого, три года скрывался в пустыне с должности епископа Сасимского. По темпераменту святителя Григория ему было трудно находиться среди людей, его дух был занят суетой жизни и необходимостью участвовать в делах управления.
По просьбе престарелого отца святитель Григорий возвращается домой и до самой смерти помогает в управлении епархией. После кончины одного из отцов святитель снова удаляется в пустыню, надеясь, что на его место будет избран другой епископ. Однако жители настаивают на его возвращении, и управление стадом берет на себя Григорий Богослов. Для святителя одним из самых тяжелых испытаний стала смерть Василия Великого.
После смерти друга Григорий Богослов вступает в новый период жизни, переживая большие испытания и искушения. После того как Феодосий становится византийским императором, святитель Григорий по его приказу вызывается в Константинополь для борьбы с арианами.
Прибыв в святой город, Григорий Богослов подвергается нападению многочисленных противников, в том числе верных чад Церкви. Такое противостояние они переносят с трудом и со слезами.
На Втором Вселенском Соборе за проникновенные проповеди, твердую веру, великое благочестие и глубокое богословие святитель Григорий был избран архиепископом Константинопольским. Однако, как человек, борющийся за одиночество и не желающий бороться за власть, святой уступает в противостоянии своим противникам.
Святитель возвратился в родной Назианзен, где по просьбе городского клира вернулся возглавить епархию, продолжая просить правящего архиерея избавить его от этой обязанности, которую он считал тягостной для себя. Душа его жаждала общения с Богом, становилось все труднее жить среди людей, жить мирскими заботами и суетой.
После пошатнувшегося здоровья на место святителя был поставлен другой епископ, а сам Григорий Богослов смог удалиться в свое родовое имение и посвятить себя литературному труду. В это время он написал много богословских сочинений, подробную автобиографию, путешествовал по монастырям.
Блаженная кончина святого последовала в 389 году в Назиане, где он и был погребен. По его завещанию семейное имущество было передано епархии. В настоящее время мощи Григория Богослова хранятся в Георгиевском соборе в Стамбуле.
Житие Иоанна Златоуста
Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года. Вскоре после рождения Иоанна умер отец будущего святого Второго, а мать его Анфуса, отказавшись выйти замуж повторно (и тогда было всего около 20 лет), отдала все свои силы на воспитание своего ребенок.
От нее вселенский пастырь получил первые наставления в православной вере и благочестии. Как и два других святителя, Иоанн Златоуст обучался у лучших учителей своего времени. Он также учился в Афинах, где превзошел своих сверстников и многих учителей мудростью.
Душа юного Иоанна Златоуста больше стремилась к монашеству, поэтому, узнав, что епископ Афинский решил поставить его на епископскую кафедру после его смерти, он немедленно вернулся в родной город. Святой решает стать монахом, но мать просит его дождаться ее смерти.
После смерти матери Сан-Хуан принимает монашество и посвящает себя написанию богословских сочинений. Святитель провел четыре года в скиту, где написал три книги «Против вооружающихся против ищущих монашества», сочинение «Сравнение монаха с царем» и другие произведения.
Затем, желая большего уединения, он тайно удалился в пещеру и оставался там два года, живя уединенно. В результате особых монашеских подвигов святой подрывает свое здоровье и вынужден вернуться в Антиохию для лечения.
В 381 году святитель был рукоположен во диакона, а в 386 году во священника. Иерархия возлагает на него обязанность проповедовать Слово Божие. Святитель оказался блестящим проповедником и за редкий дар вдохновенного слова получил от паствы имя «Златоуст».
В 398 году Иоанн Златоуст занимает Константинопольскую кафедру. Архиепископ ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: под его началом Церковь накормила большое количество чужеземцев, больных, заключенных, девственниц и вдов.
Предусмотренные ему средства святитель израсходовал на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Со всем усердием новый архипастырь посвятил себя заботе об утверждении и распространении веры Христовой.
Он занялся искоренением остатков арианской ереси; отправил в Сирию письма, которыми добился возвращения маркионитов (гностического движения) в Церковь; к кельтам и скифам, славянам и готам посылал опытных проповедников; разрушили языческие капища, стоявшие много веков в Финикии; осуждал евреев.
Святитель особенно сильно обличал грехи злых людей, в том числе и царского двора. В этом подвиге он уподобился Иоанну Крестителю, который, невзирая на лица, называл грех своим именем. Много боли и лишений претерпел святитель за беспристрастное отстаивание истины и твердость в защите несправедливо обиженных.
На святого неоднократно совершались покушения. Когда императрица Евдокия, жена императора Аркадия, повелела конфисковать имущество вдовы и детей опального вельможи, святитель встал на ее защиту. Гордая императрица не смягчилась и сдержала свой гнев на архипастыря.
Несмотря на высокий авторитет святого и заслуженное доверие стада, безумная императрица при поддержке части нечестивцев в церкви святого приговорила Иоанна Златоуста к смерти, но император Аркадий заменил казнь ссылкой. Измученный болезнью, святой в сопровождении жестокой стражи совершил свой последний путь через три месяца под дождем и зноем.
14 сентября 407 года, приобщившись Святых Христовых Таин, великий вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!» Тот, кого не был достоин весь мир, умер в ссылке от труда, болезней, голода и холода. «Так святой угодник Божий, всю жизнь несший свой крест, распятый миром и сораспятый Христу, скончался в день, посвященный памяти Святого Креста».
Описание иконы
На золотом поле иконы изображены три вселенских святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Почти всегда святые изображаются на иконе в полный рост. Иногда их изображают до пояса.
В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы — признак ума, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах свитки), пальцы правой согнуты для благословения.
Все детали одежды тщательно прописаны, но не затмевают значения лиц: каждое из них индивидуально и отмечено глубоким психологизмом. Иногда над их головами висит образ Матери-Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божия, ее помощь в служении людям.
Священнослужители считают, что с духовной точки зрения любое богослужение совершается так: Матерь-Ходатайница смотрит на нас вместе с Иисусом Христом, а слова и эмоции священника воплощают Ее любовь к нам, к прихожанам.
В чем помогает икона
«Собор Трех Святителей» — это что-то вроде личного храма дома. Эта икона создает правильный душевный настрой, ведь человек может представить, что перед ним священники, которые его чему-то учат.
Поскольку эти три святителя являются вселенскими учителями и отличаются выдающейся ученостью, перед иконой трех святителей молятся о хорошей учебе (как со стороны учеников, так и их родителей). Кроме того, каждому из них возносятся индивидуальные молитвы:
- Святитель Григорий Богослов помогает укрепляться в Истинной Вере и обращать в нее неверующих и поддавшихся еретическим обольщениям, то есть сектантов и раскольников.
- Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в учебе и научной работе, в проведении исследований и исследований. Он также спонсирует тех, кто начинает свой собственный бизнес.
- Святитель Иоанн Златоуст помогает избавиться от различных недугов телесных и духовных, особенно от отчаяния.
Также перед иконой трех святителей следует молиться тем, кто собирается строить собственный дом, либо перед въездом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и преследований со стороны зла или начальства.
Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любую молитву можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для студентов, для врачей, которые постоянно несут на себе груз ответственности.
Молитва перед иконой «Собор трех святителей»
«Вполне, Григорий и Иоанн, великие хранители истины и ходатаи слова Божия, хранят нас от диавола и его лести. Помогите услышать слово Божье и будьте честны в молитве. Моли Бога о нас, Его недостойных рабах. Да услышит Он и наши молитвы, исходящие из сердца. Помолимся Богу о милости и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».
Перед этой иконой молятся не только в день Собора Трех Святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, подходящую для чтения благодарственных молитв и других.
Попробуйте повесить его или поставить на видном месте, но не в центре комнаты, а там, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно не место ни в прихожей, ни на кухне. Он имеет определенный смысл и функцию, поэтому не стоит думать о нем как о чем-то универсальном.
День празднования
Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть непереносимо – 12 февраля. Праздник был учрежден и распространение икон началось в первой половине 12 века.
До сих пор эта икона, по мнению священнослужителей, является лучшим помощником для обучения, для совершенствования навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависит жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, лекторах.
Где находится икона
Если вы хотите посетить храм, где есть такая икона, вы можете сделать это в Санкт-Петербурге. Там находится Храм Трех Вселенских Святителей, в котором находится этот образ. Аналогичная церковь есть и в Москве. Он был построен в конце 17 века.
Несмотря на то, что 12 февраля (30 января по старому стилю) не является двенадцатым государственным праздником, в атмосфере все равно царит особое настроение. Три Святителя – это особая группа святых, которым Господь поручил стать учителями для всех нас. Пусть этот день и эта икона станут для тебя по-настоящему важными.