Икона священномученика Киприана и мученицы Иустины

В монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы находится чтимая икона святого мученика Киприана и мученицы Иустины Антиохийской. Эти чудесные заступники помогают не только тем, кто пострадал от колдовства, но и от всех дьявольских влияний. Как и все святые, они являются помощниками в том, чтобы избежать всех форм прелести и самообмана, увидеть себя в истинном свете, принести искреннее, сердечное покаяние и победить страсти.

Одним из святых, особо почитаемых в наше время, является святой мученик Киприан. Он жил в Антиохии, которая, как предполагает архиепископ Сергий (Спасский), была финикийской Антиохией, «между Келесирией и Аравией».1 Киприан с раннего детства был посвящен Аполлону, с семи лет изучал культ Митры и Деметры, учился в различных языческих центрах: в Спарте, Фригии, Мемфисе в Египте и так далее. Будучи рукоположенным священником, он имел бесовскую печать на пальце, общался с нечистыми духами и имел бесов в своем служении2. Он поражал всех своей способностью управлять стихиями, насылать чуму и мор и вызывать мертвых.

В том же городе жила молодая христианка Иустина3 , которая посвятила себя небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. На нее обратил внимание молодой человек Аглаид, происходивший из знатной семьи и обладавший большим богатством4. Когда он предложил деве выйти за него замуж, она отказала ему. Аглаидес обратился к Киприану, чтобы добиться своей цели с помощью колдовства. Несмотря на все свои усилия, священник ничего не добился, потому что святая мученица силой молитвы и поста разрушила все дьявольские козни, направленные против нее. Языческий колдун и чародей, извращенный своей властью над людьми и стихиями, осознал глубину своего падения и свое ничтожество перед христианской девой. Он отрекся от своих злых дел, но дьявол тут же начал мстить своему неверному слуге, и святой Киприан впервые испытал на себе силу крестного знамения, прибегнув к его заступничеству.

С глубоким раскаянием он обратился к епископу Антимосу5 и передал все свои книги для сожжения. Так же поступили и ефесяне однажды в ответ на проповедь апостола Павла: собрав книги свои, сожгли их пред всеми, и деньги свои сложили, и нашли пять тысяч сребреников (Деян. 19:19). Святой пришел в храм «в день субботний Великой Пасхи «6 , то есть, очевидно, в Великую субботу, и во время богослужения назидательные слова Писания коснулись его сердца. Он принял святое крещение, и делами своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждает великую силу веры во Христа, искренне раскаиваясь в своем прежнем служении лукавому — «дана была ему благодать над бесами и всякая болезнь исцелялась «8.

8 Юноша Аглаид также принял святое крещение, обратившись ко Христу. «Никто так не радовался обращению ко Христу Киприана и Аглаиды, как святая Иустина. В их обращении она видела чудесные действия Божественного провидения, ведущего грешника к спасению. 9 Бывший священник вскоре был рукоположен в диакона, а затем в пресвитера. Через 16 лет благословенный святой епископ «созвал епископов соседних городов и рассказал им о церковной диспенсации, пока он был еще жив, и даровал Киприану епископский стол». В прошлом он был колдуном и священником, но теперь он был ревностным архипастырем Церкви Христовой, успешно приводящим язычников к вере в Единого Бога. Святой также пользовался духовной защитой девы, через которую он обращался к Богу: он сделал ее диакониссой и утвердил в ордене как настоятельницу11.

Твердость и непоколебимость ее веры в Христа помогли Юстине преодолеть козни дьявола. Затем Божья благодать духовно объединила ее и Киприана, которые вначале враждовали друг с другом. В службе для святых мы обращаемся с молитвой к святой паре: «даруя исцеление поклоняющимся тебе, Киприану и Иустине: вместе с ней мы молим Господа нашего, Владыку человечества, спасти наши души».12 Их духовный союз был запечатлен Божьим провидением мученической смертью. Святая пара, Киприан и Иустина, свидетельствовали о своей вере в 304 году, во время последних гонений на христиан. «В городе Никомидии Киприан и Юстиниана были осуждены Диоклетианом, приведены к реке Галлус (вероятно, Галлия, впадающая в Сангарис примерно в 60 верстах от Никомидии) и убиты 26 сентября. «13 Произошло чудо: солдат Феоктист, видя страдания святых мучеников, исповедал свое христианство и был казнен вместе с ними.14 Чудо произошло в 304 году.

Архиепископ Сергий (Спасский) пишет: «Нет сомнения, что сказание об этих мучениках было составлено в глубокой древности; но дошло ли оно до нас в древнем виде, доказать невозможно».15 Похвальное слово святым мученикам произнес святитель Григорий Богослов (+ 389, память 25 января)16; считается, что оно датируется 379 годом17. В связи с этим архиепископ Сергий (Спасский) пишет: «Григорий Назианзский говорит о них, хотя он частично смешивает Киприана с другим известным карфагенским писателем».18 Более того, византийская императрица «Евдокия, жена Феодосия Младшего, ок. 425 года написала поэму в их честь».19 «Согласно рассказу императрицы Евдокии и одному акту, мученики пострадали в царствование Диоклетиана, а редакторы Деяний апостолов считают, что они были замучены в 304 г. В месяцеслове Василия они относятся ко времени Деция, а согласно другим актам — ко времени Клавдия (267-270)20…..

Почитание святых Киприана и Иустины было известно на Руси с древнейших времен и сохранилось в Новгородской минее XI века21. В XVI веке святитель Макарий (умер в 1563 году; комм. Составление Великих Четьих Миней, 12 января (30 декабря по старому стилю) собрал в них памятники духовной письменности о святом мученике Киприане: прологи Жития22, Житие святой Устины Богородицы23, Страсти святого Киприана, Иустины Богородицы24 и Покаянное житие Киприана25.

Икона священномученика Киприана и мученицы Иустины

Существуют различные формы почитания святых: почитание именин, почитание святых, обладающих особой благодатью в определенных обстоятельствах, и т.д. Кроме того, если в день памяти святого произошло какое-то важное событие, то святой почитается в связи с этим событием. Именно это произошло в середине XVI века в связи с празднованием памяти святого Киприана. В 1552 году, во время третьего победоносного похода, Казань была взята. 2 октября, в воскресенье, в день памяти святого мученика Киприана, в Марийской церкви была совершена Божественная литургия во имя преподобного Сергия, и во время чтения Святого Евангелия на последних словах и будет одно стадо и один пастырь (Ин 10:16) произошел взрыв в туннеле под стенами Казанской крепости26. После этого начался решающий штурм, русские воины вбежали в пролом в стенах, и Казань пала, согласно летописи, «на память святых великомучеников Киприана и Устинии, в выходной день «27 . 27 В завоеванном городе были возведены православные храмы, среди которых «третья церковь святых великомучеников Киприана и Устинии».28 Позже на Красной площади Москвы в память о Казанской победе была построена церковь Покрова на Рву, ныне известная как храм Василия Блаженного (†1557; память 2 августа). Среди девяти церквей северная была посвящена святым Киприану и Иустине29. В 1586 году патриарх Антиохийский Иоаким (1586-1587) приехал в Москву и во время приема у царя Феодора Ивановича (1584-1598) подарил ему различные святыни, среди которых были мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины30.

Некоторые мощи святых Киприана и Иустины находятся на острове Кипр, в деревне Менико недалеко от города Никосия. Здесь есть церковь, построенная в честь святого мученика Киприана и мученицы Иустины, где хранятся их мощи. Их мощи были привезены на Кипр из Сирии в 1298 году.

Икона священномученика Киприана и мученицы Иустины

Мощи святого Киприана и святой Иустины в Менико (Кипр)

Другая часть мощей Киприана и Иустины хранится в монастыре их имени в Греции.

В целом, мощи святых находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: «Их мощи были доставлены спутниками Киприана в Рим, где они покоятся и по сей день».31 Рядом с собором имени Иоанна Пророка и Крестителя в Риме находится крестильня святого Константина (умер в 337 году; память 3 июня (21 мая по старому стилю)), которая имеет несколько боковых алтарей. Кроме того, рядом с баптистерием находится пристройка, содержащая два нефа. В другой «в той же пристройке (слева от входа из баптистерия) находится часовня, названная в честь священномученика Киприана и святой мученицы Иустины, память которых отмечается 15 (2) октября. Внутри алтаря в боковой часовне, как видно через отверстие в передней доске с решеткой, находится гробница из белого мрамора, в которой покоятся мощи святого мученика Киприана и мученицы Иустины».32 32 Русские паломники, посещающие Рим, желают поклониться их святым мощам.

Мощи этих святых также находятся в Старо-Сончском женском монастыре в Зачатыне.

В нынешней службе прославляется святой мученик Киприан, который отказался служить демонам, получил благодать и принял мученическую смерть. При этом его уподобляют апостолу Павлу: «Защитник Павла»,33 «Как Павел, положив свою духовную любовь за Христа…»,34 «Наказанный в своем испытании, как Павел, он был призван с небес».35 35 Святой Василий Великий говорит в своем Слове: «Очень невежливо и низко думать, что подвижнику было бы обидно, если бы ему напоминали о его недостойных делах».36 36 Далее Отец Церкви говорит, что апостол Павел до обращения ко Христу был гонителем Его последователей, и поэтому «как изменился предмет его ревности, так, сравнивая одно с другим, он смог больше прославить Благодетеля».37 Таким образом, из слов Отца Церкви ясно видно сходство в служении святого мученика с первым апостолом.

В Акафисте, который был написан в более поздний период, святой мученик прославляется как имеющий благодать изгонять злых духов: «Радуйся, ибо чрез тебя бесы изгоняются «38; «Радуйся, волшебный губитель «39. Таким образом, по словам апостола, Святой Архиерей, будучи сам искушаем, может помогать и искушаемым (Евр. 2:18). Святому Киприану и святой Иустине они молятся «о защите от злых чар, об избавлении от колдунов и о вреде от колдунов».40 За века сведения о жизни святого мученика Киприана утрачены, но Божья благодать обильно действует на всех, кто обращается к нему, отгоняя влияние колдунов.

По материалам статьи архимандрита Макария (Веретенникова),

Журнал «Альфа и Омега

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veretennikov/svjashennomuchenik-kiprian-i-muchenitsa-iustinija/

См. «Жизнь и страдания святого мученика Киприана и святой мученицы Иустины» по рассказу святого Димитрия Ростовского.

Примечания:

1 Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месячный календарь Востока. Т. 2: Святой Восток. М., 1997. ч. 2 и 3. С. 408. 2 Согет Жозеф-Мари. Cipriano, Giustina e Teoctisto // Bibliotheca Sanctorum. Roma, 1963. 1284-1285. 3 Ее первоначальное имя было Юста (ibid., Stb. 1284).   4 Большая книга чтений, составленная митрополитом всея Руси Макарием. Октябрь: дни 1-3, Санкт-Петербург. 1870. pet. 46. 5 Вероятно, это был святой Антим из Никомидии (†302, комм. 3 IX).   6 Большая книга для чтения … Октябрь: дни 1-3. стб. 51. 7 Там же. Стб. 51. 8 Там же. Там же. 52. 9 Жизнь и страдания святого Киприана Антиохийского и святой Иустины…. / Comp. Покровский. М., 1902. С. 18. 10 Great Menuia Lektur… Октябрь: дни 1-3. стб. 52. 11 Там же.   12 Кондак на посвящение священномученику Киприану и святой мученице Иустине // Минея октябрьская М., 1997. С. 51-52. О бинарном прославлении святых см. архимандрит Макарий. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и литературе. Очерки по русской агиологии. М., 1998. С. 62-72. 13 Архиепископ Сергий (Спасский). op. cit. p. 408. Древние Книги Месяцеслова включают и другие сентябрьские даты страдания, в связи с чем архиепископ Сергий отмечает: «Память 26 сентября перенесена на 2 октября. Возможно, это связано с праздником Иоанна Богослова» (там же).   14 Сорок мучеников Севастийских (+ ок. 320 г., память 9 марта) пострадали подобным образом, когда вместо трусливого и павшего воина страдал, восполняя свои недостатки.   15 Архиепископ Сергий (Спасский). op. cit. p. 407. 16 Сочинения отца нашего Григория Евангелиста, архиепископа Константинопольского. 3-е изд. М., 1889. гл. 2, с. 201-216; Там же. Слово 24 в честь святого Иеромниха Киприана … // Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843. кн. 4, с. 246-265. 17 Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святого Григория Евангелиста. СПб., 2001. С. 404. прим. 21; Соге Жозеф-Мари. указ. соч. С. 1282. 18 Архиепископ Сергий (Спасский). op. cit. p. 407. Святой Василий, например, говорит о страданиях святого за императора Деция (249-251) (Творения святого отца нашего Григория Богослова… С. 211-213), что хронологически более соответствует времени святого мученика Киприана Карфагенского (+ 258, память 31 авг.). Но игумен Иларион, исследователь богословского наследия Василия Блаженного, считает, что это Слово было посвящено священномученику Киприану Карфагенскому (Игумен Иларион (Алфеев). op. cit. pp. 403-408) и примечания: «Смешение двух или более святых с одним и тем же именем не было необычным для Византии» (там же, стр. 403).   19 Архиепископ Сергий (Спасский). op. cit. с. 407. 20 Архиепископ Сергий (Спасский). op. cit. p. 408. Славянский пролог гласит: «Человек этот был из Антиохии Сирах, во времена царя Декия, знатный и богатый, философ и отличный маг» (Пролог. Книга 1: Септемврий — Тебруарий. М., 2003. Л. 62. см. также: Великий Менуиа Четеи…. Октябрь: дни 1-3. стб. 41, 237).   21 См. I. V. Ягич, Конторские менуэты на сентябрь, октябрь и ноябрь в православных славянских переводах по русинским рукописям 1095-1097 гг. СПб., 1886. месяц октябрь. С. 11-16. 22 Большое меню чтений… Октябрь: дни 1-3. стр. 41-42, 237-238. 23 Там же. Стб. 46-52. 24 Там же. Там же. 52-56. 25 Там же. Там же. 56-80. 26 Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 19: История Казанской империи. СПб., 1903. С. 148-152, 458. 27 Там же. С. 184. 28 Там же. С. 170. 29 Священник I. Кузнецов. Еще новые летописные данные о строительстве московского Покровского (Василия Блаженного) собора // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее — ЧОИДР). 1896 г. Книга 2: смесь. С. 25; PSRL. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904 С. 255; Ильин М.А. Об имени наова собора Василия Блаженного // Новости в археологии: Сборник статей, посвященный 70-летию со дня рождения Артемия Владимировича Арциховского. М., 1972. С. 292; Баталов А. Л.; Успенская Л. С. Церковь Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). М., 2002. С. 93. 30 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История русской церкви. М., 1996. кн. 4, ч. 2, с. 180. 31 Архиепископ Сергий (Спасский). op. cit. p. 408. Некая Матрона Руфина построила в их честь базилику рядом с форумом императора Клавдия (Sauget Joseph-Marie. P. 1283).   32 Архимандрит Дионисий (Валедин). Спутница русского православного паломника в Риме. Рим, 2002 С. 51. 33 Славянин на стиховне // Минейный октет. М., 1997. С. 48. 34 Первый тропарь третьей песни канона // Минея окт. С. 49. 35 Седален на третью песнь канона // Минея окт. С. 49. 36 Сочинения отца нашего Григория Богослова // Минея октябрьская, С. 205. 205. 37 Там же.   38 Спасти и сохранить от колдовства / Составлено архимандритом Макарием. М., 2002. С. 28. 39 Там же. С. 33. 40 Святой Бог — целитель наших душ и тел. Каким святым следует молиться в тех или иных случаях / Составитель Т. Олейникова. Т. Олейникова. М., 2002. С. 309.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector