Житие преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Иоанн Кассиан или Иоанн Массалийский (лат. Ioannes Cassianus; Ioannes Massiliensis, ок. 360, Малая Скифия, ныне Добруджа — ок. 435, Массилия, ныне Марсель) — христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии и важный теоретик монашеской жизни.

Житие святителя

Происхождение святого остается под большим вопросом, и однозначного ответа на него найти не удается. Некоторые ученые предполагают, что он родился в Галлии, другие — в Палестине или Афинах. Г. Марсили, как наиболее авторитетный источник, утверждает, что Иоанн был скифом, поэтому при упоминании места его рождения принято говорить о территории современной Добруджи (север Балканского полуострова).

Преподобный Иоанн Кассиан Римский

Сам Кассиан описывал свою родину как лесистую и холодную, отягощенную распространением еретических взглядов и не имеющую монастырей.

  • Предполагается, что святой получил имя Иоанн при крещении или во время пострижения. Имя Кассиан не встречается в трудах самого подвижника, но используется церковными писателями, занимающимися его жизнеописанием. Прозвище Роман, увековеченное за ним на Руси и в Византии, встречается у святого Фотия, предполагающего, что Иоанн родился в Риме. Однако здесь ближе всего гипотеза о том, что Кассиан был латинским, а не греческим автором.
  • Святой родился в богатой христианской семье и был воспитан в соответствии с канонами Церкви. В своих трудах Иоанн ссылался только на свою сестру, которая была рукоположена в монастыре, основанном самим Кассианом. Он получил образование благодаря домашнему учителю, который преподавал классическую литературу Греции и Рима. Святой хорошо владел обоими языками и с легкостью наслаждался литературой и общением.
  • В 380 году н.э. Иоанн вместе со своим близким другом Германом решил отправиться в Святую землю. Здесь они принимают монашество и поступают в Вифлеемский монастырь, который находится рядом с пещерой Рождества Спасителя. Находясь в Палестине, Кассиан знакомится с аскетической школой-интернатом и приобретает опыт аскета. Вскоре Иоанн и Герман получают разрешение на поездку в Египет, чтобы больше узнать о порядках в монастырях. Есть предположение, что они пришли к этому шагу после встречи с египетским аскетом по имени Пинуфий, настоятелем большого монастыря в городе Манефис (эль-Манзала).

Побочное замечание. Иоанн Кассий считается аскетичным богословом и ученым, которому удалось систематизировать и популяризировать ортодоксальную религию на христианском Западе. Его учения о монашеских системах, аскетической жизни и созерцании божественного принесли ему огромную славу.

Однако святой также придавал большое значение догматическим взглядам. Он рассматривал проблемы современного богословия, вопросы состояния души после грехопадения, спасительного движения свободной воли к спасению и учение о смысле искупления через Мессию. В основе его обсуждений лежала полемика против различных ересей.

Пребывание в Египте, Константинополе и Риме

По морю Джон и Герман добрались до порта Танис, расположенного в восточной части дельты реки Нил. Вскоре они достигли монастыря аббата Пануфия, где встретили отшельников, живших на холмах рядом с соляными озерами. Через некоторое время они посетили скит, который назывался Скит. Здесь святые встречали многих аскетов, посещали старцев и задавали им религиозные вопросы, слушали наставления и совершали ежедневную молитву, пока не присоединялись к общине.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римского

  • Только после семи лет тяжелых аскетических испытаний Иоанн и Герман вернулись, как и было обещано, в Вифлеем. Однако спустя некоторое время они снова отправились в Египет, где провели несколько лет. Кассиан собрал много материала для своих собственных трудов.
  • В начале пятого века в Египте разгорелся спор относительно трудов Оригена. Все духовенство, симпатизировавшее древнему богослову, вынуждено было покинуть страну и обратиться с жалобой к императору и патриарху Константинопольскому И. Златоусту. Иоанн и Герман были среди тех монахов, которые были изгнаны из Египта.
  • Константинопольский патриарх приветствовал изгнанников, предоставив им кров и свое покровительство. Вскоре Иоанн включил некоторых монахов в состав духовенства, сделав Германа клириком, а Кассиана — дьяконом. Последний неохотно принял сан, поскольку видел здесь некое препятствие для созерцания. Затем римляне проявили большое уважение к Иоанну Златоусту, выделив его добродетели и литературные таланты.
  • Вскоре Константинопольский патриарх был обвинен в финансовой бесхозяйственности и отправлен в изгнание. Кассиан и Герман отправились в Рим, где попытались доказать невиновность святого перед императором, представив ему письмо и опись казны. Здесь они провели 12 лет, Иоанн получил сан пресвитера и должность советника епископа.

Примечание: Иоанн Римский был наиболее известен на христианском Западе в 11 веке. Святой изображается как основатель западного монашества и покровитель монастыря Святого Виктора, который когда-то был великим, но пал от рук вандалов.

Некоторые авторы утверждают, что Кассиан привез сюда мощи вифлеемских младенцев и первых свидетелей явления Мессии. Папа Урбан, благодетель монастыря Святого Виктора, поместил честную голову Иоанна в серебряный и богато украшенный ковчег. Части реликвий Романа хранились за главным алтарем. Тело Иоанна было погребено в мраморном саркофаге, который был помещен в крипту церкви.

Галльский период

В поисках уединения преподобный Кассиан поселился в городе Массилия (Марсель), где завоевал доверие епископа Прокула. Через некоторое время Иоанн основал два монастыря в галльских землях. Считается, что женский монастырь был основан Романом для своей сестры, а мужской скит располагался на вершине горы рядом с гробницей святого Виктора. Кассиан опирался на свой опыт жизни на христианском Востоке, чтобы создать хорошо организованную монашескую общину.

Иоанн Кассиан Римский

  • Святой был известен своим аскетизмом и способностью давать верные духовные советы, и он завоевал большой авторитет в южной Галлии. Местные аббаты обратились к Кассиану за помощью в организации монашеских общин и составили письменное руководство. В начале пятого века Кассиан написал свои основные труды, которые повлияли на формирование аскетической жизни не только в южной Галлии, но и на всем христианском Западе.
  • Принципы, представленные в этих книгах, уходят корнями в глубокую древность, во времена Ветхого Завета, Спасителя и учеников. Этим законам аскеты неукоснительно следовали на протяжении четырех столетий. Автор является прямым выразителем аскетического учения отцов-отшельников, которое было подтверждено их опытом.
  • Считается, что Иоанн Римский участвовал в полупелагианской полемике о божественной благодати и провидении, когда писал свои «Исповеди» в 426 году. Кассиан вел скрытую борьбу против учения Блаженного Августина, что привело к некоторому отторжению последнего в галликанских областях.
  • В то же время Роман выступил против трактатов Нестория со своей книгой «О воплощении Господа». Эта работа страдает догматическими неточностями и недостатками письма, что объясняется преклонным возрастом Кассиана и его слабым здоровьем в то время. Иоанн умер в Массалии около 435 г. Католическая церковь официально не канонизировала Кассиана, но он почитается как марсельский святой.

Жития других святых:

Учение Иоанна Римского признает Единородное Слово и Иисуса Христа тождественными. Истинная вера заключается в утверждении, что Сын Божий всегда один. Все это произошло после соединения Бога с человеком, и нельзя считать, что Слово и Сын Божий были отдельными сущностями. Человеческая природа настолько едина с Богом, что невозможно отделить одно от другого во времени и страданиях.

Исходя из его рассуждений, мы можем сделать вывод, что Сын Человеческий сошел с небес, а Господь великой славы был распят. Согласно Кассиану, соединение произошло во время зачатия Девы Марии от Святого Духа.

 

Житие преподобного отца нашего Кассиана Римлянина

Память 29 февраля

Преподобный Кассиан происходил из Рима и был сыном знатных и прославленных родителей. С ранней юности он проявлял страсть к наукам и книгам Священного Писания. Отличаясь усидчивостью и ясностью ума, он сначала изучал философию и астрономию, а затем благоговейно и хорошо изучил Писание, так что в своих знаниях он был одним из выдающихся людей своего времени. Кроме того, он сохранил девственность и отличался душевной чистотой, благочестием и другими добродетелями. Покинув родину, он отправился в Царьград к святителю Иоанну Златоусту. Покинув родину, он пришел к святителю Иоанну Златоусту в Царьград. В одном из монастырей святой Кассиан принял монашество, полностью подчинив себя послушанию и всем монастырским трудам, привыкнув к суровой монашеской жизни, которая требовала постов и других подвигов. Эти подвиги пробудили в нем желание новых и более высоких подвигов, и он удалился в безлюдное место, чтобы вести там спокойную жизнь. Долгое время он подвизался таким образом, научившись понимать искушения и изнуряя себя великими трудами. Желая получить больше пользы от других святых отцов, он покинул свое место полного безмолвия и посетил все монастыри в Египте, в Фиваиде, на горе Нитра, в Азии, в Понте и Каппадокии. Святой Кассиан, познакомившись в своих путешествиях с житиями многих великих отцов и изучив различные способы монашеских подвигов, основал два монастыря, мужской и женский, в Массилии. Кроме того, он написал несколько дидактических книг, полных назидательных предостережений о мудрости и пользе, чтобы всякий, кто читает их со вниманием и усердием, в немалой степени приобрел пользу для своей души и узнал, какова была жизнь и рассуждения святого составителя этих душеполезных книг. Монах Кассиан еще писал против Нестория о воплощении Слова Божьего от Пречистой Девы Богородицы; восхваляя Богородицу в православии, святой почитал Бога, родившегося от Нее. Прожив много лет среди таких трудов и подвигов и принеся большую пользу монахам своими трудами, святой Кассиан отошел в вечные обители.

Святой Кассиан умер в 435 году 23 июля. Праздник святого Кассиана приходится на 29 февраля и случается только в високосные годы. Когда в месяце феврале 28 дней, на вечерне поется месса святого Кассиана.

 

Почитание на христианском Востоке

 

Аскетические труды Иоанна Римского пользовались большим уважением среди православных монахов. В Палестине он получил признание за свои сводки. Святой Фотий, имевший сан патриарха Константинопольского, перечислил четыре книги на греческом языке.

  • Службы в честь преподобного впервые были проведены в Византии и инициированы монахами из Палестины. Имя Кассиан встречается в константинопольских памятниках с 10 века. Святому была присвоена церковная дата — 29 февраля. Его почитают как исповедника и учителя тихой созерцательной молитвы. Большое внимание было уделено его основным трудам о богослужении. Первый полноценный рассказ о жизни Иоанна появился в 1431 году.
  • В православной церкви Кассиан почитается через иконопись, его изображения появились в монастырях в 13 веке. На сохранившихся изображениях святой предстает с седой бородой, в треугольном монашеском одеянии. На одной иконе он изображен в головном уборе, на другой — без него. На христианском Западе известно больше икон с изображением Иоанна Римского.
  • Память о нем появилась в ежемесячной «Книге месяца», изданной в российской столице в 1689 году. Очерки были дополнены информацией, взятой из латинских книг, и исследователи отметили, что святой был учеником Иоанна Златоуста. Здесь же было сказано: Кассиан написал текст, опровергающий учение Нестория, а также организовал два монастыря.
  • В начале 21 века почитание святого было возрождено в Румынии, в состав которой входит родина святого — Малая Скифия. В 2001 году в честь Кассиана был построен монастырь, место для которого было выбрано недалеко от города Таргушор.

Монах Иоанн прославился как почитаемый аскетический богослов, который смог систематизировать учение древних, где были изложены каноны монашеского общения. Преподобный жил на христианском Востоке и Западе, что помогло ему объединить мировоззрения двух частей одной религии. Он обратил внимание на праведность в поведении и желание развивать идею монашества.

Важно: Сегодня имя Иоанна Кассиана празднуется, ему уделяется особое внимание в посвящениях, а его труды имеют большое значение среди священников.

На христианском Западе Иоанн известен как аскетический писатель; в своих основных трудах («О правилах конвентуальных монастырей» и «Рассуждения») он проанализировал опыт православного Востока и представил читателям список правил для внутренней и внешней монашеской жизни.

Больше интересных статей о православии:

Эти работы четко передают в литературной обработке и формулировке религиозные традиции и практики, которым следовали египетские святые подвижники IV века.

 

О монашестве

Кассиан много писал о монашеской жизни. В частности, в «Уставе монашеской общины» он подробно описывает монашеское одеяние, которое состояло из кукуля (шапки), коловия (κολοβος), нарамника (αναβολὴ), махориона (плаща) и милотии (кожаной куртки). Монахи также носили трость и сандалии. Прежде всего, монах отказывался от всего мирского (включая имущество) и переходил под власть старца. Монашеское пребывание состоит из общих молитв (включая славословие и пение псалмов). Часами, выбранными для общих молитв, являются три часа, шесть часов и девять часов (от восхода солнца). Также есть чтение Писания и участие в общих трапезах. Остальное время монахи занимаются рукоделием или выполняют поручения.

 

Египетский период

Как следует помолившись перед путешествием, испросив благословения и пообещав настоятелю вернуться в монастырь, друзья отправились в путь. Это было нелегкое путешествие, но Бог был рядом, чтобы помочь им.

Они отправились по морю в порт Танис, а оттуда в сопровождении епископа Архебия добрались до Панефиса. Там находился монастырь знаменитого аввы Пинуфия. Господь собрал их вместе с монахами, которые жили и поклонялись среди соляных озер на окружающих холмах, игуменами Нестором и Черемоном и аввой Пинуфием, который жил в келье в монастыре.

Проведя некоторое время в Панефисе, Иоанн и Герман, возблагодарив Бога, отправились дальше и пришли в город Диолк. Здесь они получили мудрость от отцов Архебия, Иоанна, Пиаммона и других.

Следующим пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В четвертом веке здесь жило много благочестивых отшельников.

Посещая их, друзья вместе молились, пробовали различные аскетические упражнения, задавали вопросы, просили совета, слушали духовные увещевания.

Они имели привилегию общаться с духовно зрелыми отцами Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман присоединились к общине под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был оригенистским монахом, служившим пресвитером в одном из храмов-отшельников. По субботам и воскресеньям церковь заполнялась отшельниками, которые собирались на службы. Пребывая в скиту, Иоанн Кассиан Римский изнурял свое тело постом и физическим трудом и горячо молился.

Говорят, что в это время он вместе с Германом посетил пустыню Келия, расположенную примерно в 80 милях от скита. Там друзья встретили авву Феодора.

После семи лет неустанной аскетической жизни в Египте Иоанн отправился в Палестину, снова вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное ими настоятелю монастыря в Вифлееме, который благословил их на паломничество, когда они еще только готовились к путешествию через Египет.

Однако они недолго пробыли в Вифлееме и, по Божьему провидению, вскоре вернулись в Египет.

Исследователи считают, что общая продолжительность пребывания Иоанна Кассиана в Египте составила десять лет. За это время он вырос в духовном возрасте, приобрел бесценный аскетический опыт, набрался мудрости и собрал материал для будущих трудов.

Блок: 4/8 Количество символов: 2322
Источник: https://svyatye.com/zhitie/Prepodobnyi-Ioann-Kassian-Rimlianin/online/

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте произошел бунт из-за критики учения антропоморфистов, еретиков, утверждавших, что Бог обладает атрибутами, похожими на человеческое тело.

Архиепископ Александрийский Феофил издал критический обзор «Антропоморфистов», и эта критика была встречена братьями общины аввы Пафнутия и, в целом, многими отшельниками.

Недовольные таким поворотом событий, еретики собрались в Александрии и угрожали Феофилу. Они потребовали, чтобы он отказался от своих оригенистских убеждений, и он подчинился им.

В 400 году Феофил публично осудил лжеучение Оригена. Вскоре после этого Александрийский и Нитрийский соборы официально осудили оригенизм.

Поэтому монахи-оригенисты подвергались гонениям и изгонялись из Египта как духовенством, так и государственными властями. Многие монахи были вынуждены искать убежище, пропитание и поддержку в других странах.

Около пятидесяти монахов нашли сочувствие в лице главы Константинопольской церкви, святого Иоанна Златоуста. Считается, что Иоанн Кассиан из Рима и Герман были среди пятидесяти пришедших.

Добродетели друзей были отмечены в Константинополе. Иоанн был возведен в сан диакона. Кроме того, ему была доверена должность уполномоченного по казначейству при соборе. Герман, в свою очередь, был рукоположен в священники.

Когда святителя Иоанна Златоуста незаслуженно обвинили в злоупотреблениях и впоследствии изгнали из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римский и Герман отправились на Запад, ища поддержки у епископа Иннокентия I Римского. Константинопольское духовенство снабдило их специальным посланием, которое они доставили по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, как и его друг отец Герман.

Отец Иоанн пробыл в Риме около 12 лет. Есть основания полагать, что именно здесь он был рукоположен в священники, после чего получил должность советника епископа Рима.

Находясь в Риме, Иоанн Кассиан познакомился с будущим папой Львом Великим.

 

Касьянов день

Из-за переноса празднования памяти Иоанна Кассиана в неславянские годы с этим святым были связаны суеверия и народные приметы.

Восточные славяне считали день Кассиана одним из самых опасных и демонических. Считалось, что все, что каким-либо образом связано с этим днем, будет неблагоприятным: если люди выходили из дома в этот день, они рисковали заболеть или умереть; если они хотели работать, работа будет неудачной.

 

Галльский период

В 415 году, то ли из-за желания уединенного созерцания, то ли из-за нашествия готов, монах Иоанн Кассиан из Рима прибыл в город Массилия (ныне Марсель) в южной Галлии, где познакомился с местным архиепископом Прокулом.

Вскоре он основал два монастыря — мужской и женский. Мужским монастырем руководил сам отец Иоанн. Позже этот монастырь был переименован в монастырь Святого Виктора (потому что находился рядом с могилой этого мученика).

Постепенно монастырь умножился братьями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.

Со временем его слава как хорошего духовного лидера перешагнула границы Массилии и распространилась по всей южной Галилее.

В 1520-х годах по просьбе местных епископов отец Иоанн составил свод правил для монастырей. Кроме того, в этот период он работал над не менее важным произведением «Собрания…».

Около 426 года монах отец Иоанн принял участие в полупелагианских дебатах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божьей благодати в спасении).

Будучи опытным пастором и трудолюбивым монахом, он не мог принять ни доктрину, сводящую на нет важность личных усилий аскета, ни противоположную крайность — доктрину, сводящую к минимуму роль Божьей благодати. Соответственно, Иоанн Кассиан из Рима мягко указал на неточности, допущенные Блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

К концу своей жизни преподобный Иоанн Кассиан Римский начал терять физические силы. Смерть аскета наступила около 435 года, и его тело было похоронено в монастыре Святого Виктора.

 

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

 

Постом ты очистил себя, мудрости достиг, / И у оставленных Богом отцов научился сдерживать страсти. / Поэтому даруйте нам вашими молитвами / послушание нашего тела и духа: / ибо ты наставник, преподобный Кассиан, // для всех, кто поет о твоей памяти Христа.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector